ВОПРОС: Что будет оцениваться в качестве результатов освоения содержания ООП! ОТВЕТ: Оцениваются не результаты обучения, а результаты социализации детей - базовые установки общей культуры. Теоретической основой выступает навигационный принцип осуществления педагогической деятельности (чтобы вовремя осуществлять коррекцию трудностей и психолого-педагогическую поддержку). На каждый возраст будет разрабатываться «Паспорт развития ребенка» с указанием критериев социализации с учетом всех особенностей возрастного развития и критериев невротизации ребенка для последующей минимизации кризисных состояний. Полностью запрещается тестирование дошкольников в контексте обучения, но не сам мониторинг их развития. Александр Григорьевич Асмолов




Определение компонентов мониторинга: 1. определение критериев (соответствующие пункты из целевых ориентиров с учетом интеграции образовательных областей) Например: способен договариваться. 2. определение показателей (в чем это выражается) Например: высказывает свое предложение, выслушивает другую точку зрения, обсуждает варианты, выбирает компромисс. 3. определение уровней (степень сформированности) - по самостоятельности проявления: сам, с инициативы взрослого, только с помощью взрослого (вместе). - по частоте проявления: всегда, избирательно (тогда в каких случаях) фрагментарно (редко в зависимости от ситуации) - по уровню готовности: когнитивная (на уровне знаний), эмоциональная (репродукция, «как все»), деятельностная (самостоятельное использование адекватно ситуации с осознанным выбором этого способа взаимодействия)


Оформление результатов мониторинга: Карта наблюдения (по образовательным областям, по видам деятельности, по отдельным направлениям развития и т.д.) Дневник развития (единый для всех документ с данными медицинского, психологического, педагогического наблюдения с указанием динамики, причин ее замедления, коррекционной работы и т.д.) Портфолио достижений (варианты творческого альбома, папки достижений, информационного файла) Интегративное педагогическое заключение (рекомендации на основе длительного сбора данных для учета на следующей ступени образования)

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Педагогический мониторинг в дошкольной организации: Подготовила методист Дошкольного отделения ГБОУ Гимназии № 402 Морозова Е.А.

Надо ли педагогам ДОО проводить мониторинг или этого категорически делать нельзя? Интерпретации текста ФГОС ДО управленцами даже высоких рангов прямо противоположные, а рядовому педагогу тем более сложно разобраться в словесных лабиринтах нового документа. Давайте разбираться вместе, куда следует поставить запятую во фразе «педагогический мониторинг в детском саду: запретить нельзя проводить!»

Первые законодательные документы, в которых упоминается о мониторинге. Национальный стандарта РФ, дата вступления в силу с 1 июня 2007 года: обоснована необходимость построения системы мониторинга качества работы образовательного учреждения, описаны элементы этой системы: направления деятельности, подвергающиеся регулярной экспертизе, субъекты, принимающие участие в оценочных процедурах, методы, позволяющие получить наиболее полную информацию об объекте изучения. о пределено значение процедур мониторинга для обеспечения качества деятельности образовательного учреждения, раскрыты требования к разработке и проведению процесса мониторинга, выделены направления мониторинга.

Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы (утвержденной распоряжением Правительства РФ от 7 февраля 2011 г. N 163-р) при создании программы были учтены Положения Национального стандарта особо отмечена необходимость развития мониторинга состояния системы образования, важность обеспечения условий для создания и внедрения независимой системы оценки результатов образования на всех его уровнях обеспечение условий для развития государственной и общественной оценки деятельности образовательных учреждений.

Основанием разработки системы мониторинга в детском саду становятся Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. В документе говорится о необходимости создания системы оценки достижения детьми планируемых результатов, и раскрываются требования к этой системе (комплексный подход к оценке результатов освоения Программы, выявление динамики достижений детей, описание объекта, форм, методов, периодичности и содержания мониторинга).

Вышеназванный документ послужил основанием для разработки мониторинга образовательного процесса ДОУ, что и стали делать педагоги детских садов (поначалу с большим трудом, потому что такого опыта в практике дошкольного образования в России (и СССР тоже) не было). За три года реализации ФГТ педагогам стало немного понятнее, зачем и как проводить мониторинг. Но… был принят ФГОС ДО, и проблемы начались снова. Противоречивость текста стандарта о педагогическом мониторинге привела к разному пониманию необходимости проведения мониторинга в ДОУ.

ФГОС дошкольного образования: с одной стороны в Общих положениях, п.1.7. заявлено, что «Стандарт является основой для «объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта» (подпункт 4); что «при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики и результаты этой диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. Вышеприведенный текст свидетельствует о возможности проведения мониторинга.

ФГОС дошкольного образования: с другой стороны « Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников Целевые ориентиры не могут служить непосредственным основанием при решении управленческих задач, включая: аттестацию педагогических кадров; оценку качества образования; оценку как итогового, так и промежуточного уровня развития детей, в том числе в рамках мониторинга (в том числе в форме тестирования, с использованием методов, основанных на наблюдении, или иных методов измерения результативности детей). Эти формулировки ориентируют на запрет осуществления мониторинга в ДОУ.

Таким образом, текст ФГОС ДО вызвал неоднозначное понимание использования процедуры мониторинга в детском саду: часть педагогов расценила вышеприведенный текст как запрет на проведение мониторинга, часть – как разрешение. Кто же прав?

ФГОС дошкольного образования: о необходимости учета индивидуального уровня развития при проектировании образовательной программы и условий ее реализации « построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка», «… с учётом образовательных потребностей и способностей детей », «… с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития)», « учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей», « ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка, «учитывающего социальную ситуацию его развития », « построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка, оценку индивидуального развития детей »… Следовательно, без изучения динамики развития ребенка (а это обеспечивает мониторинг) реализовать ФГОС ДО станет просто невозможно!

Закон «Об образовании в РФ» В тексте этого документа мониторинг упоминается неоднократно в тексте Закона дается определение понятия: «мониторинг системы образования представляет собой систематическое стандартизированное наблюдение за состоянием образования и динамикой изменений его результатов, условиями осуществления образовательной деятельности, контингентом обучающихся, учебными и внеучебными достижениями обучающихся, профессиональными достижениями выпускников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, состоянием сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Определяются субъекты, участвующие в процедурах мониторинга; структуры, ответственные за его организацию; порядок проведения . Из текста Закона следует, что мониторинг осуществляют как организации, созданные специально для оценки качества образования (внешний мониторинг), так и непосредственно образовательные организации, проводящие самообследование по заданным федеральными органами исполнительной власти показателям, а также обеспечивающие функционирование внутренней системы оценки качества образования .

Закон «Об образовании в РФ» Таким образом, анализ Федерального Закона «Об образовании» и других нормативных источников позволяет сделать вывод о необходимости организации мониторинга образовательного процесса в ДОУ! МОНИТОРИНГ ЗАПРЕТИТЬ НЕЛЬЗЯ, ПРОВОДИТЬ!

Мониторинг и диагностика это… Понятия тождественные, означают практически одно и то же. Понятие мониторинг шире и включает в себя диагностику. Это совершенно разные понятия и сравнивать их нельзя.

Периодичность мониторинга устанавливается Образовательным учреждением Министерством образования Департаментом образования Комитетом по вопросам образования

В процессе мониторинга оцениваются: Интегративные качества Знания, умения и навыки Знания детей

Мониторинг и диагностика - одно и то же или это разные понятия? Понятие «мониторинг» является производной формой от латинского monitor и означает осуществление некоторого действия, направленного на реализацию функций наблюдения, контроля, предупреждения. Педагогический мониторинг - это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая слежение за ее состоянием, а также дающая возможность прогноза развития педагогической системы.

Образовательный мониторинг направлен на изучение и оценку освоения детьми образовательной программы, на оценку достижения на основе целевых ориентиров планируемых результатов реализации образовательной программы, на оценку образовательных условий (в соответствии с ФГОС ДО). Общая цель мониторинга – оценка качества образовательного процесса детского сада, предмет мониторинга – образовательные условия, достижения и проблемы дошкольной организации в реализации образовательных целей. Смысл проведения мониторинга – совершенствование качества дошкольного образования, принятие верных управленческих решений и планирование по результатам мониторинга актуальных задач для развития образовательной организации в частности и системы дошкольного образования в целом.

Этапы мониторинга сбор информации, анализ полученной информации и принятие решения на основе анализа. Диагностику можно считать одним из способов сбора информации, т.е диагностика - это первый этап мониторинга; а если посерьезнее выбрать слова,то так: мониторинг – процесс слежения за состоянием, развитием педагогического процесса в ДОО, в целях оптимального выбора задач, средств и путей их решения. Мониторинг позволяет отследить результативность программ, направлений деятельности педагогов за определенный период по заранее разработанным критериям, показателям, уровням. Мониторинг всегда предполагает сопоставление результатов первичной и итоговой диагностики.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственно образовательной деятельности с ними. в форме наблюдения проводится на протяжении всего учебного года во всех возрастных группах. Выявленные показатели развития каждого ребенка фиксируются педагогом. Подводить некие « реперные точки» предлагается в середине (декабрь) и конце учебного года (май).

Алгоритм действия при наблюдении Определение цели и задач Определение группы детей для изучения Определение ситуации наблюдения Способ фиксации результатов наблюдения

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий Определите цели и задачи наблюдения Определите 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя. Выберите ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса. Выберите способ фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т.д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта. Сравните, например, две записи: «Сережа пытался взять машинку, с которой играл в тот момент Олег» и «Сережа затеял драку с Олегом, чтобы отобрать машинку». Во втором варианте явно проглядывает оценка ребенка, причем не позитивная. Это чрезмерно эмоциональное отношение может снизить объективность выводов. Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Но не жалейте времени на фиксацию фактов: записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития.

Педагогическая диагностика Это оценочная практика, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанников, уровня их развития в определенном направлении Оценка индивидуального развития детей может заключаться в анализе освоения ими содержания образовательных областей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Проведение педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития детей предусматривается также авторами примерных основных образовательных программ дошкольного образования. В частности в программах: «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» (под ред. Вераксы Н.Е.), «ИСТОКИ» (под ред Л.А. Парамоновой)

Оценка индивидуального развития детей Результаты используются только для: оптимизации образовательной работы с группой дошкольников для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной траектории для детей, испытывающих трудности в образовательном процессе или имеющих особые образовательные потребности.

СОГЛАСНО ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Родители (законные представители) воспитанников ИМЕЮТ ПРАВО знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических), давать согласие или отказаться на проведение таких обследований или участие в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся.

Диагностика и Мониторинг (Отличаются параметрами) - Знания - Умения - Навыки Уровень освоения программы (Статические наблюдения) Процесс отслеживается в динамике Систематическая и регулярная процедура сбора информации, экспертизы и оценки

диагностика мониторинг контроль результата контроль процесса

Структура мониторинга ОБЪЕКТ СБОР ИНФОРМАЦИИ ОБРАБОТКА И АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЯ

Процедура проведения мониторинга Определение цели Обозначение критериев Подбор методов Анализ информации Проектирование работы с детьми

Методы проведения мониторинга Высокоорганизованные Тесты Стандартизированные задания Проектные методы (проводят только специалисты! В специально организованной обстановке) Низкоорганизованные Наблюдения Беседы Анализ продуктов детской деятельности (проводят воспитатели, в обычной обстановке)

Периодичность проведения мониторинга определяется самим образовательным учреждением и прописывается в положении о внутреннем мониторинге, там же определены цели и задачи, направления, инструментарий и методы.

первичная промежуточная итоговая диагностика диагностика диагностика ВЫЯВЛЕНИЕ СТАРТОВЫХ УСЛОВИЙ ОЦЕНКА ПРАВИЛЬНОСТИ ВЫБРАННОЙ СТРАТЕГИИ ОЦЕНКА СТЕПЕНИ РЕШЕНИЯ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ

Таким образом, Мониторинг – это наблюдение со стороны, а диагностика – активное тестирование. Соответственно, первый вид изучения потенциально безопасен для объекта, а второй может навредить. Диагностика призвана выявить те недостатки, которые лежат на поверхности. Мониторинг позволяет глубже проникнуть в проблему и понять природу её появления. Диагностика проводится периодически, как правило, в начале, середине и в конце учебного года, мониторинг отличается систематичностью и непрерывностью.

Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой: наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности специальные педагогические пробы, организуемые педагогом. Мониторинг позволяет оценить организацию образовательного процесса в группе и в целом в детском саде.

Задача диагностики: Задача мониторинга: выявление индивидуальных особенностей и перспектив развития личности выявление педагогической эффективности работы ДОО

Методические рекомендации педагогам при проведении педагогической диагностики Процесс обследования должен выглядеть естественно и непринужденно для ребенка, проходить в привычной для него среде. Необходимо активно использовать игровые ситуации в организации диагностики, любые ситуации взаимодействия с ребенком в педагогическом процессе и обычные для воспитанника виды деятельности, деликатно переводя разговор на интересующее Вас содержание. Ваши дети отличаются друг от друга, а это требует индивидуального подхода к ним в организации диагностики, учета индивидуально-типологических и личностных особенностей ребенка в ходе диагностического взаимодействия. В ходе беседы педагог демонстрирует ребенку культуру общения, обращается нему по имени, с уважением, используя такие обороты, как «Маша, скажи, пожалуйста, как ты понимаешь, что значит быть здоровым?»; «Никита, подумай и ответь мне, пожалуйста, какие правила поведения на улице тебе знакомы?»; «Спасибо! Ты дал полный ответ» и т.д.

Методические рекомендации педагогам при проведении педагогической диагностики С опорой на наглядность ребенку легче ориентироваться в содержании беседы, понять вопрос, поэтому использование в ходе обследования наглядных средств необходимо, особенно для детей младшего и среднего дошкольного возраста Следует помнить, что если ребенок отказывается общаться с Вами в тот или иной момент, хочет побыть один или поиграть с другими детьми, отдохнуть, разрядиться после занятий, то не стоит делать поспешных выводов об его особенностях, представление о развитии ребенка складывается из множества частных оценок (наблюдение проходит в течение двух недель) оценка уровня развития исходит из личности ребенка, сравнивать результаты диагностики можно только с собственными результатами развития ребенка, в процессе диагностики идет сравнение с нормой и динамикой

Мониторинг детского развития включает в себя оценку физического развития ребенка (проводит инструктор по физической культуре), состояния его здоровья (проводит медицинский работник /по согласованию/), анализ коррекции речевых нарушений (проводит учитель-логопед); развития общих способностей: познавательных, коммуникативных и регуляторных (проводит педагог-психолог)

Оценка индивидуального развития детей Педагогическая диагностика Психологическая диагностика Назначение Оценка индивидуального развития детей, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования Выявление и изучение индивидуально ‑ психологических особенностей детей (используется при необходимости) Кто проводит Педагогический работник Квалифицированный специалист Использование полученных результатов Исключительно для решения образовательных задач: индивидуализации образования и оптимизации работы с группой детей Для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей Участие ребёнка Свободное Допускается только с согласия родителей

Результаты педагогической диагностики доводятся до сведения родителей с целью выработки единой общей стратегии преодоления обнаруженных проблем


Неля Сорока
Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования

Мониторинг с позиции ФГОС дошкольного образования

В связи с выходом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования у педагогов и родителей возникает много вопросов по поводу мониторинга детского развития . Педагоги задаются вопросами : что теперь измеряем? для чего? что нам это даст? в чём отличия в требованиях современного мониторинга от того , что мы делали ещё совсем недавно? а, может вовсе и не нужна больше диагностика? Она же теперь является не обязательной?

Из требований к мониторингу с позиции ФГОС дошкольного образования :

Одним из важнейших факторов, определяющих мотивированную деятельность взрослых (родителей и педагогов, направленным на развитие ребенка, являются нормы целевого характера, определяющие ожидания в сфере развития ребенка. При этом ребенок должен рассматриваться не как «объект» наблюдения, а как развивающаяся личность, на развитие которой может благотворно повлиять взрослый в соответствии с поставленными целями.

Сбор информации, оценку развития ребенка, и проектирование образовательного процесса на основании полученных выводов должны проводить педагоги при участии родителей посредством наблюдения за ребенком в естественных ситуациях.

Таким образом , сама деятельность детей в заданных образовательных условиях должна давать педагогу и родителям возможность через обычное наблюдение получать представление об их развитии в отношении к психолого-педагогической нормативной картине. При этом, наблюдаемые и фиксируемые функциональные приобретения ребенка не должны рассматриваться как самоцель, а лишь как средство развития его личности.

Одно принципиальное ограничение : никаких аттестаций, экзаменов, оценок и прочих манипуляций над детьми быть не должно. В закон «Об образовании » была внесена норма, запрещающая любые формы аттестации дошкольников .

В Стандарте дошкольного образования четко прописано , что нельзя оценивать развитие ребенка, нужно оценивать его динамику, т. е. верным будет скорее оценка того вектора развития, которым идет ребенок, а не конечного результата, которого необходимо добиться.

Мониторинг описывает социальный портрет ребенка дошкольного возраста на разных этапах его развития, даёт педагогу целевые ориентиры для дальнейшей работы, позволяет оказать грамотную педагогическую поддержку индивидуального развития детей и скорректировать работу с группой воспитанников.

При проведении мониторинга мы учитываем принципы его организации, представленные на слайде.

Сопоставимость системы показателей целям и задачам развития детей каждой возрастной группы по программе;

От зоны актуального развития - до зоны ближайшего развития (возможность отследить то, что ребёнок сегодня способен делать самостоятельно, а что – при некоторой поддержке взрослого);

Открытость, прозрачность процедуры оценки развития личности ребёнка (родители являются полноправными участниками образовательного процесса );

Сравнимость данных сегодняшних достижений ребенка не только с этапами развития ребёнка, но и с его собственными достижениями, полученными ранее;

Прогностичность (получение данных, позволяющих прогнозировать возможные изменения и пути достижения целей);

Экологичность (сравниваются, прежде всего, результаты развития «сегодняшнего» ребёнка с ним «вчерашним» ).

Наиболее оптимальным режимом организации системы мониторинга является включение первичной диагностики в начале учебного года, при которой выявляются стартовые условия, определяются достижения ребенка, а также проблемы развития, для решения которых требуется помощь воспитателя. На основе этой диагностики определяются проблемные сферы, мешающие личностному развитию ребенка, требующие педагогической поддержки, определяются задачи работы и проектируется образовательный маршрут ребенка на год.

В середине года проводится промежуточная диагностика. Она проводится выборочно - с теми детьми, у которых проявляются проблемы развития. Целью такой диагностики является оценка правильности выбранной стратегии образования , выявление динамики развития ребенка. По результатам диагностики воспитатели, при необходимости, могут внести коррективы в педагогический процесс.

В конце учебного года проводится итоговая диагностика, по результатам которой оценивается степень решения поставленных задач и определяются перспективы дальнейшего проектирования педагогического процесса с учетом новых задач развития ребенка.

На сегодняшний день в дошкольном образовании существует практика реализации технологий образовательного мониторинга .

Основной проблемой при организации мониторинга в детском саду является преобладание исследовательской функции в ущерб проектировочной.

В результате педагогическая диагностика становится все более объемной и сложной как для проведения, так и для оценки результатов. Такая диагностика обречена на неуспех, снижает возможность реальной индивидуализации образовательного процесса . Поэтому мы определили наиболее значимые критерии и индикаторы, по которым можно зафиксировать степень их проявления.

Оптимизация педагогической диагностики становится возможной, если рассматривать ребенка-дошкольника как субъекта детских видов деятельности, развитие которого осуществляется в рамках образовательных областей , заданных ФГОС ДО .

Следуя рекомендациям Ольги Викторовны Солнцевой и Светланы Александровны Езоповой, при диагностировании каждой из образовательных областей , мы выделили две группы критериев : эмоционально-субъектные и деятельностно-субъектные.

Эмоционально-субъектные критерии выражаются в проявлении положительных эмоций при выполнении детьми деятельности, в проявлении избирательности.

Деятельностно-субъектные критерии связаны с самостоятельностью ребенка в решении проблем, в проявлении инициативности, творчестве и способностью к сотрудничеству со сверстниками.

Данный подход позволяет выйти на составление диагностических карт развития ребенка в пяти образовательных областях и в игре как ведущем виде деятельности.

Перед вами образец одного из критериев педагогической диагностики развития детей в сюжетно-ролевой игре.

Из таблицы видно, что представленные индикаторы позволяют ответить на вопрос о том, каковы индивидуальные особенности и различия в освоении детьми сюжетно-ролевой игры, как идет нарастание у детей самостоятельности, инициативности и творчества.

Хотелось бы подчеркнуть, что закрепление указанных проявлений за возрастной нормой является условным и предназначено для определения отправной точки развития ребенка при освоении образовательной программы и оценке качества динамики развития.

Каждое из проявлений, которое находит отражение в соответствующем индикаторе, может рассматриваться как индивидуальная возрастная норма, которая не требует вмешательства со стороны взрослых. Но может выступать и как проблема, которая служит основанием для индивидуализации педагогического процесса. Это зависит от всей системы факторов развития конкретного ребенка.

Развитие субъектных характеристик ребенка происходит соразмерно возрастным особенностям и индивидуальным потребностям. Так от полной или частичной зависимости от окружающих на стадии поддержки ребенок при ее качественном осуществлении переходит на стадию самостоятельного выполнения действия и последующую стадию творческой реализации. При этом темп перехода ребенка от стадии к стадии, усложнение качества выполнения ребенком того или иного действия будет зависеть от множества различных факторов :

типологических особенностей,

потенциала здоровья,

особенностей психического развития,

качества педагогического сопровождения и т. д.

Поэтому перед педагогом не в коей мере не ставится задача «перетаскивания» ребенка на более высокую стадию. Задача педагога : определить индивидуальную траекторию развития ребенка и создать благоприятные условия, способствующие развитию детей с учетом их возрастных, типологических и индивидуальных возможностей.

Какие же методы наиболее эффективны для проведения мониторинга ?

Опираясь на опыт работы, педагоги ДОУ отдают предпочтение методу наблюдений за деятельностью детей.

Наблюдение позволяет описать конкретную картинку проявлений развития, предоставляет много живых, интересных факторов, отражающих жизнь ребенка в естественных для него условиях. Поэтому данный метод является исходным и основным в образовательном мониторинге .

Технология наблюдения предполагает следующий алгоритм действий, реализуемый ежедневно :

Определение цели и задач наблюдения.

Определение тематики наблюдения (помогает воспитателю увидеть то, что в иных условиях осталось бы незамеченным).

Определение 3 – 5 детей, за которыми будет вестись наблюдение в течение дня. Это необходимо сделать, так как наблюдать за всеми детьми группы практически невозможно. Каждый день необходимо выбирать других детей для наблюдения. За две-три недели диагностики практически все дети попадут в поле зрения воспитателя.

Выбор ситуации наблюдения, когда наиболее целесообразно наблюдать проявления ребенка в соответствии с поставленной целью, чтобы не нарушать естественного течения образовательного процесса .

Выбор способа фиксации результатов наблюдения (запись в блокноте, на бланках и технологических картах, на магнитофон, видеокамеру и т. д.). При проведении наблюдения важно записывать информацию объективно, фактически, без интерпретации факта.

Не все проявления нужно и возможно фиксировать, какие-то из наблюдаемых ситуаций просто запомнятся воспитателю. Не стоит жалеть времени на фиксацию фактов : записи дадут возможность выявить динамику развития ребенка, тенденции этого развития.

Наблюдение может быть целенаправленным и спонтанным.

Спонтанное наблюдение не имеет заранее поставленной цели и его необходимость может быть продиктована яркими и неожиданными реакциями ребенка.

Целенаправленное наблюдение применяют, когда необходимо получить конкретную и объективную информацию об уровне развития той или иной стороны личности ребенка.

Только учет индивидуальности ребенка позволит педагогу планировать работу по индивидуальному маршруту развития малыша.

Поэтому очень важно в ходе наблюдения увидеть индивидуальные особенности каждого ребенка. При этом под индивидуальностью мы понимаем :

Культуру и своеобразие семьи ;

Возраст ребенка;

Имеющиеся достижения;

Личность и темперамент;

Пол ребенка;

Интересы;

образ «Я»

Оценка становления основных характеристик развития личности ребёнка осуществляется с помощью заполнения педагогами дневников развития.

Дневник развития в нашем случае – удобный компактный инструмент, который позволяет педагогу оперативно фиксировать результаты наблюдений за детьми в процессе образовательной деятельности , интерпретировать данные и использовать результаты анализа данных при проектировании образовательного процесса .

Дневник развития ребёнка заполняется и анализируется на протяжении четырёх лет дошкольного детства . В дневниках развития родителям предоставляются результаты мониторингового исследования развития детей. Осуществляется это в индивидуально-этичной форме.

Использование дневников развития позволяет отметить динамику в развитии отдельных детей и сопоставить результаты каждого ребёнка с продвижением группы в целом. Включенные в Дневник показатели основных характеристик развития личности ребёнка выступают для педагогов в качестве ориентиров, на которые они должны опираться во время наблюдений за поведением детей в повседневной жизнедеятельности, при решении образовательных задач в свободной деятельности, в ситуациях общения.

В Дневнике педагог отражает сложившийся образ ребёнка , те сведения, которые получены за определённое время наблюдений.

Для заполнения дневника воспитателю нет необходимости организовывать специальные ситуации. Наблюдаемые проявления развития личности ребенка педагог отмечает в зависимости от возраста малыша и стадии, в которой они проявляются.

На основе полученной «картинки» можно судить не только о зоне актуального развития ребенка, но и зоне его ближайшего развития, если возможности ребенка еще в полной мере не «принадлежат» ему, но устойчиво проявляются в ситуации присутствия взрослого или с его помощью.

Дневники развития ориентированы на то, что в итоге мониторинга будет представлена информация об общей картине развития всех детей группы и о месте каждого ребенка в ней.

Применение данного метода дает довольно полную и достоверную диагностическую картину и имеет большую ценность для организации образовательного процесса .

Дневник развития как диагностический инструмент дает возможность педагогу одновременно оценить качество текущего образовательного процесса и составить индивидуальную картину развития ребенка в соответствии с заданными целевыми ориентирами.

Периодичность проведения оценки развития основных характеристик позволит оценить динамику их развития у каждого ребенка, что важно для анализа эффективности созданных психолого-педагогических условий, образовательного процесса .

Неизменяющийся характер развития основных характеристик с низкими показателями или динамика регрессивного характера у ребенка требуют взаимодействия педагога с психологом не только для анализа особенностей развития данного ребенка, но и социальной ситуации развития, характера взаимодействия окружающих с ним. Поэтому при необходимости используется психологическая диагностика развития детей, которую проводят педагоги-психологи детского сада.

Психологическая диагностика позволяет понять причины подобной динамики и разработать необходимые мероприятия для создания данному ребенку оптимальных условий развития.

Результаты психологической диагностики используются для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

Участие ребёнка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей) .

Информация, занесённая педагогом в дневники развития детей, обрабатывается , проводится качественный и количественный анализ результатов развития каждого ребёнка и дошкольной группы .

Воспитателем группы в сотрудничестве с педагогом-психологом и старшим воспитателем дошкольного учреждения вырабатываются рекомендации, при необходимости определяются пути коррекции дальнейшего развития ребёнка-дошкольника .

Таким образом , грамотно выполненный мониторинг развития дошкольников , позволяет :

Отслеживать и повышать качество реализации программы ДОУ;

Выявлять разнообразные факторы риска , прогнозировать предполагаемые результаты и формировать систему профилактики в развитии детей;

Совершенствовать воспитательный процесс дошкольной организации на основе оперативного планирования корректирующих мероприятий по развитию педагогов, детей и их родителей;

Определять дальнейшие цели и задачи, основные направления, содержание и механизмы реализации основ развития и воспитания всех участников образовательного процесса ;

Обеспечивать индивидуальный подход в воспитании и развитии ребёнка-дошкольника ;

Оптимизировать работу с группой дошкольников .

Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие»

1.Имеет представления о навыках организованного поведения в детском саду, дома, на улице.

2. Умеет общаться спокойно, без крика.

3. Проявляет элементарные правила вежливости (умеет здороваться, прощаться, благо дарить за помощь).

4. Стремится поддержи вать чистоту и порядок в группе, бережно относится к игрушкам, книгам, личным вещам и пр.

5. Уважительно относится к сотрудникам детского сада, их труду; при напоминании знает их имена и отчества.

6. Проявляет интерес к малой родине и имеет первичные представления о ней.

7. Использует простейшие навыки поведения во время еды, умывания.

8. Умеет самостоятельно одеваться и разде ваться в определенной последовательности.

9. Проявляет желание участвовать в посильном труде.

10. Проявляет желание участвовать в уходе за растения ми в уголке природы и на участке с помощью взрослого.

11. Положительно относится к труду взрослых, имеет представле ния о трудовых действиях, результатах труда.

12. Знаком с правилами поведения в природе.

13. Имеет первичные представления о безопасном поведении на дорогах.

14. Знаком с источ никами опасности в помещении и на улице.

Условные обозначения:Высокий-В, Средний-С, Низкий-Н

Ф.И.

Начало

года

Середина года

Конец года

Дима

Образовательная область «Познавательное развитие»

1. Умеет сосредоточивать внимание на предметах и явлениях предметно-пространственной развивающей среды.

2. Умеет группировать и классифицировать знакомые предметы по нескольким сенсорным признакам: величине, форме, цвету.

3. Узнаёт по подсказке название форм (круглая, треугольная, прямо- угольная и квадратная).

4. Может подбирать предметы по цвету и величине.

5. Имеет представления о понятных профессиях, трудовых действиях людей этих профессий, о результатах их труда (воспитатель, по- мощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, продавец, повар, шофер, строитель).

6. Умеет различать количество предметов (один — много).

7. Различает предметы контрастных размеров и их обозначает посредством речи (большой дом — маленький домик, большая матрешка — маленькая матрешка, большие мячи — маленькие мячи и т. д.).

8. Умеет различать предметы по форме и называть их (кубик, кирпичик, шар и пр.).

9. Различает части собственного тела (голова, лицо, руки, ноги, спина).

10. Умеет ориентироваться в окружающем пространстве (помещении группы и участка детского сада).

11. Имеет представления о домашних и диких животных, их детенышах, особеннос тях их поведения и питания.

12. Наблюдает за птицами, прилетающими на участок (ворона, голубь, синица, воробей, снегирь и др.), подкармливает их зимой.

13. Умеет отличать и называть по внешнему виду: овощи (огурец, поми дор, морковь, репа и др.), фрукты (яблоко, груша, персики и др.), ягоды (малина, смородина и др.).

14. Знаком с комнатными растениями (фикус, герань и др.), имеет пред ставления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух.

15. Имеет представления о характерных особенностях следующих друг за дру гом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей.

16. Имеет представления о правилах поведения в природе (не рвать без надобнос ти растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Условные обозначения:Высокий-В,Средний-С, Низкий-Н

Ф.И.

Начало

года

Середина года

Конец года

Дима

Образовательная область «Речевое развитие»

В быту, в самостоятельных играх может посредством речи взаимодействовать и налаживать контакты друг с другом.

Самостоятельно рассматривает картинки, книги, наборы предметов.

Слушает рассказы воспитателя о забав ных случаях из жизни.

Знает названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта.

Различает и называет существенные детали и части предметов, некоторые материалы и их свойства, место- положение.

Внятно про- износит в словах гласные (а, у, и, о, э) и некоторые согласные звуки: п — б — т — д — к — г; ф — в; т — с — з — ц.

Умеет отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями.

Согласовы вает прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Упот ребляет существительные с предлогами (в, на, под, за, около).

Употребляет в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.

Ведёт диалог с педагогом: слушает и понимает за данный вопрос, понятно отвечает на него, говорит в нормальном темпе, не перебивая говорящего взрослого.

Умеет слушать новые сказки, рассказы, стихи, следит за развитием действия, сопереживает героям произведения.

Повторяет наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произве дения.

Может с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать не большие отрывки из народных сказок.

Читает наизусть потешки и небольшие стихотворения.

Условные обозначения:Высокий-В,Средний-С,Низкий-Н

Ф.И.

Начало

года

Середина года

Конец года

Пермяков Дима

Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие»

1. Изображает отдельные предметы.

2. Изображает простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты.

3. Подбирает цвета соответствующие изображенным предметам.

4. Правильно пользуется карандашами, фломастерами.

5. Правильно пользуется кистью и красками.

6. Знает названия цветов (красный, синий, зеленый, жел тый, белый, черный), отличает оттенки (розовый, голубой, се рый).

7. Располагает изображения по всему листу.

8. Умеет отделять от большого куска пластилина небольшие комочки.

9. Умеет раскатывать пластилин прямыми движениями ладоней.

10. Умеет раскатывать пластилин круговыми движениями ладоней.

11. Лепит различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки.

12.Знает, называет и правильно использует детали строительного материала.

13. Умеет располагать кирпичики, пластины вертикально.

14. Изменяет постройки, надстраивая, или заменяет одни детали другими.

Условные обозначения: Высокий-В, Средний-С,Низкий-Н

Ф.И.

Начало

года

Середина года

Конец года

Дима

Образовательная область

«Физическое развитие»

1.Умеет различать и называть органы чувств (глаза, рот, нос, уши), имеет представление об их роли в организме и о том, как их бе речь и ухаживать за ними.

2.Имеет представление о полезной и вредной пище; об овощах и фруктах, молочных продуктах, полезных для здоровья человека.

3. Имеет представление о том, что утренняя зарядка, игры, фи зические упражнения вызывают хорошее настроение.

4.Имеет представление о том, что с помощью сна восстанавливаются силы.

5. Имеет представление о необходимости закаливания.

Ф.И.

Начало

года

Середина года

Конец года

Дима