Конференция: Современный урок. Методика и практика

Организация: МБОУ СОШ №2

Населенный пункт: Моздокский район РСО-Алания, село Кизляр

«Забота о человеческом здоровье,

тем более здоровье ребенка - …

это, прежде всего, забота о гармонической полноте

всех физических и духовных сил,

и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский

Технология – это системный метод сознания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящей задачей оптимизацию форм образования.

Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Здоровьесберегающая технология - это:

    условия обучения ребенка в школе;

    рациональная организация учебного процесса;

    соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;

    необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.

    использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основными вредными факторами, влияющими на состояние здоровья школьников, работающих за компьютером являются:

    сидячее положение в течение длительного времени;

    перегрузка суставов кистей;

    загрязнения клавиатуры, мыши, монитора, компьютерного стола;

    стресс при потере информации.

Основными целями здоровьесбережения на уроках информатики являются следующие:

    создание организационно - педагогических, материально – технических, санитарно – гигиенических и других условий здоровьесбережения, учитывающих индивидуальные показатели состояния учащихся;

    создание материально – технического, содержательного и информационного обеспечения агитационной работы по приобщению подрастающего поколения к здоровому образу жизни.

Для реализации данных целей учителю информатики ежеурочно необходимо решить следующие задачи:

    отслеживать санитарно – гигиенического состояния класса;

    нормировать учебную нагрузку и объем домашнего задания в соответствиями с требованиями;

    давать знания по предмету несущие воспитательное воздействие, в том числе, формирующие здоровый образа жизни учащихся;

    осваивать новые методы деятельности в процессе обучения школьников, предполагающие использование здоровьесберегающих технологий на уроках.

Факторами сохранения здоровья учащихся на уроках информатики и ИКТ являются обоснованные с точки зрения сохранения здоровья переходы от одного этапа урока к другому, чередование труда и отдыха, смены одних форм деятельности другими.

Уроки я провожу, используя следующие этапы:

1.Организационный момент.

2. Сообщение темы, целей урока.

3. Актуализация ранее изученного материала.

4. Объяснение теоретического материала.

5. Физкультминутка.

6. Работа в тетради.

7. Практическая работа.

8. Зарядка для глаз.

9. Подведение итогов.

10. Оценивание.

11. Разбор ошибок.

12. Завершение работы на компьютере.

Изучение предмета информатика кроме учебника, ручки и тетради предусматривает использование компьютера, общаясь с которым, можно нанести гораздо больший вред здоровью растущему организму, чем на обычном уроке. Я стараюсь на уроке по максимуму использовать способы и приемы преподавания, выполняя которые можно создать условия для максимального сбережения здоровья ребенка.

Одна из самых главных условий - это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, грамотно оформить кабинет, подобрать удобную мебель.

Требования к оборудованию и содержанию кабинетов информатики

1 Компьютерные классы необходимо часто проветривать,

2 Желательна установка кондиционеров с увлажнением, аквариума, растений с широкими листьями.

3 На одно рабочее место с компьютером должно приходится не менее 6 кв. м. площади помещения.

4 Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете информатики должна обеспечить электробезопасность и безопасность воздействия электромагнитных полей, свободный доступ учащихся и подход педагога во время урока к каждому рабочему месту.

5 Освещение должно быть яркое, но без бликов.

6 На занятиях с использованием компьютеров следует использовать специальные рабочие стулья

Строгое соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения в значительной мере предотвращает влияние неблагоприятных факторов учебного процесса на состояние здоровья детей и подростков.

Длительность работы за видеотерминалами не должна превышать:

    для учащихся 1 классов – 10мин;

    для учащихся 2-5 классов – 15 мин;

    для учащихся 6-7 классов – 20 мин;

    для учащихся 8-9 классов – 25мин;

    для учащихся 10-11 классов - на первом уроке 30мин, на втором уроке 25мин.

Во время работы в тетради или за компьютером я рекомендую учащимся в течение всего урока, при первых симптомах усталости глаз, отводить взгляд вдаль на несколько секунд. После нескольких уроков у них формируется устойчивая привычка, которая в дальнейшем поможет сберечь остроту зрения.

Структуру урока можно изменять в зависимости от вида и темы урока, этапов может быть различное количество, методов проведения может быть несколько, но работа на компьютере - не больше установленного времени и плюс доброжелательная обстановка на уроке. Эти условия помогают избежать усталости и сделать общение детей с компьютером более безопасным для здоровья, поэтапная смена деятельности данных методов не дает ребенку утомить свой организм.

Расстояние от глаз до монитора должно составлять 45-60 см.

Проведение физминуток - это эффективный способ поддержания работоспособности учащихся, поскольку во время физминутки обеспечивается отдых центральной нервной системы, а также скелетных мышц, испытывающих статическое напряжение из-за длительного сидения за партой или за компьютером.

Продолжительность физминутки составляет 1,5-2 минуты, проводит их педагог.

Время от времени необходимо переводить взгляд на посторонние предметы, находящиеся в комнате, а через каждые полчаса делать перерыв на 10-15 минут. Когда мы смотрим телевизор или работаем за компьютером, наши глаза моргают в 6 раз меньше, чем в обычных условиях, и, следовательно, реже омываются слезной жидкостью. Это чревато пересыханием роговицы глаза.

Во время перерыва рекомендуется делать гимнастику для глаз. Нужно встать у окна, посмотреть вдаль, а затем быстро сконцентрировать взгляд на кончике носа. И так 10 раз подряд. Затем нужно быстро поморгать в течение 20-30 секунд.

На уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, которые необходимо включать в физкультминутку при работе за компьютером, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения.

Это следующие упражнения:

    вертикальные движения глаз “вверх – вниз”;

    горизонтальные “вправо – влево”;

    вращение глазами по часовой стрелке и против;

    закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее.

Зарядка для глаз обязательно имеет свое место перед и после окончания работы за компьютером. С их помощью укрепляются глазные мышцы, великолепно снимается усталость глаз.

Некоторым школьникам трудно запомнить даже хорошо понятый материал. Для этого очень полезно развивать зрительную память, использовать различные формы выделения наиболее важного материала (подчеркнуть, обвести, записать более крупно, другим цветом).

Немаловажную роль играют для здоровьясбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.

Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.

Второй прием – возбуждение сомнения в справедливости излагаемых истин, как преподавателем, так и школьниками. Привыкание к безупречно правдивой, абсолютно верной информации ведет к угасанию ориентировочного рефлекса (рефлекс – это реакция организма на раздражение рецепторов). Этим стимулируется мысль ученика, побуждая его и всех остальных находить убедительные доказательства, мотивировать свою точку зрения.

Третий прием – “возбуждение умственного аппетита” к самостоятельной работе на уроке и дома; решая одинаковые для всех задачи, как обычно кто-то даже не решает вообще; при индивидуальном подборе, когда справляются с легкими задачами, предлагаются “очень трудные”, таким образом, закрепляется вера в собственные силы, в успех.

Четвертый прием – совместное с учителем эмоциональное переживание материала: восхищаются ученым, сделавшим открытие, красивому решению задачи, переживают неудачи, радуются успехам. Для того чтобы научить детей заботиться о своём здоровье, часто на уроках рассматриваем задачи, которые непосредственно связаны с понятиями “правильное питание”, “здоровый образ жизни”, “безопасное поведение на дорогах”.

Включая в урок хотя бы один элемент здоровьесберегающей технологии стараюсь сделать процесс обучения интересным и занимательным, создать у детей бодрое, рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усилить интерес детей к предмету.

Здоровьесберегающие технологии, которые используются на уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

В заключение хотелось бы напомнить, здоровье нельзя улучшить, его можно только сберечь! Берегите себя и своих учеников!

Список используемой литературы:

    В.И.Ковалько. Здоровьесберегающие технологии. М 2004.

    http://internat2.ucoz.net/docs/obraz_proc13-14/metod_materialy/mikhajlova_o.v_zdorovesber_tekhnol_na_urokakh_info.pdf

ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Цель использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе начальной школы – обеспечить младшему школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

В работе с детьми начальных классов используются здоровьесберегающие технологий всех трех групп: технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса; технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников; психолого-педагогические технологии личностно-ориентированного взаимодействия.

Обеспечение гигиенически-оптимальных условий образовательного процесса начинается с подбора школьной мебели, ее маркировки в соответствии с особенностями роста детей. Эта работа проводится в начале каждого учебного года. Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие - дальше.

Размеры мебели и ее маркировка

Вторая группа здоровьесберегающих технологий, используемых в начальных классах – это технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.

Здесь особенно большое значение имеет воспитание у обучающихся правильной посадки в течение первых трех - четырех лет обучения в общеобразовательном учреждении, когда у них формируется этот навык. Для выработки навыка правильной посадки педагогический работник должен повседневно контролировать правильность позы обучающихся во время занятий, примерно 7-8 раз за урок, практически каждые 5 минут.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока. От правильной организации урока, уровня его гигиенической рациональности во многом зависит функциональное состояние учащихся в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное утомление.

При подготовке любого урока необходимо оценивать качество и эффективность урока с точки зрения сохранения здоровья. В этом может помочь памятка «Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения».

Основные требования к уроку с позиций здоровьесбережения

1. Обстановка и гигиенические условия в классе (кабинете): температура, свежесть воздуха, рациональность освещения и класса и доски, наличие (отсутствие) монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д. Соответствие мебели возрасту учащихся. Чистота помещения.

2. Соблюдение правил охраны труда и техники безопасности на уроке.

3. Количество видов учебной деятельности: опрос учащихся, письменная работа в тетради, чтение учебника, решение примеров, задач и др. Норма: 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению.

4. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности: ориентировочная норма 7-10 минут.

5. Количество методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и т.д. Норма: не менее трех.

6. Чередование методов обучения. Норма: не позже, чем через 10-15 минут.

7. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, когда они превращаются в «потребителей знаний», в субъекты действия по их получению и созиданию. Это такие методы как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, свобода творчества и т.д.); активные методы (учащиеся в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, учащийся как исследователь), методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

8. Место и роль наглядности на уроке (величина букв, цвет, четкость). Классная доска (форма, чистота, пригодность для работы).

9. Место и длительность применения ТСО, умение учителя использовать.

10. Поза учащихся, чередование позы (следит ли учитель за посадкой учащихся, чередуется ли поза в соответствии с видом работ).

11. Наличие, место, содержание и продолжительность оздоровительных моментов на уроке: физкультминутки, динамические паузы, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. В 1 классе проводятся 2 физкультминутки: первая через 10-15 минут после начала урока (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз); вторая – через 20-25 минут (двигательная гимнастика).

12. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни. Формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности, формирование потребности к здоровому образу жизни, выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся о возможных последствиях выбора поведения и т.д.

13. Наличие мотивации деятельности учащихся на уроке. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный элемент и т.д. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому и т.д.

14. Психологический климат на уроке. Взаимоотношения на уроке: между учителем и учащимися (комфорт-напряжение, сотрудничество-авторитарность, учет возрастных особенностей), между учащимися (сотрудничество-соперничество, дружелюбие- враждебность, заинтересованность-безразличие).

15. Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, поговорка, известное высказывание с комментарием, музыкальная минутка.

В этой памятке 15 пунктов. Всем они известны. Я остановлюсь на некоторых из них. Это, прежде всего, оздоровительные моменты на уроке, т. е. физкультминутки.

В состав упражнений для физкультминуток кроме общеразвивающих можно включать упражнения для формирования правильной осанки; упражнения для укрепления зрения; упражнения для укрепления мышц кистей рук; упражнения для укрепления «мышечного корсета».

Гимнастика для глаз проводится как дополнение к физкультминутке или отдельно как вторая физкультминутка. Для этого есть специальные упражнения. Можно проводить такую гимнастику с помощью офтальмотренажёра В. Ф. Базарного, который представляет собой расположенные в пространстве классной комнаты ориентиры и траектории, по которым дети «бегают» глазами. С этой целью лист ватмана с изображением цветных фигур (овалов, прямых линий, «восьмёрок») помещается на потолке или на стене.

В начальных классах ещё большое значение имеет один вид физкультминуток. В работе с младшими школьниками особое внимание необходимо уделять развитию мелкой и крупной моторики рук. С этой целью на уроках письма и русского языка, технологии и изобразительного искусства проводится пальчиковая гимнастика. Это позволяет стабилизировать эмоциональное состояние ребенка, влияет на центр речи в головном мозге ребенка, активизирует нервные окончания на кончиках пальцев, улучшает циркуляцию крови. Пальчиковая гимнастика снимает нервно-психическое напряжение, напряжение в руке, развивает мелкую моторику, что способствует развитию речи. Особенно это актуально в 1 классе.

Например, дети вытягивают руки вперед, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.

Две веселые лягушки

Ни минуты не сидят.

Ловко прыгают подружки,

Только брызги вверх летят.

Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон.

В основных требованиях к организации урока с позиций здоровьесбережения есть и такой пункт: наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни.

Широкое поле деятельности для привития детям элементарных правил гигиены и здорового образа жизни содержит предмет «Окружающий мир», в составе которого изучаются большие разделы «Здоровье и безопасность» во 2 классе и «Мы и наше здоровье» в 3 классе. Так, по теме «Режим дня» дети рассказывают о своем распорядке дня, сравнивают его с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил. Учащиеся приходят к осознанию соблюдения данных правил, так как они являются основой профилактики болезней и сохранения здоровья. Такие уроки не только дают конкретные сведения по основам здоровья, но и формируют у учащихся жизненно важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки.

Сам материал уроков «Окружающего мира» позволяет говорить о правилах личной гигиены, о профилактике простудных заболеваний, о правильном питании, о лекарственных растениях и т.д.

В других случаях, когда тема урока никак не связана создоровьесбережением, что чаще всего бывает, можно использовать такой методический прием: вставки о здоровье на уроках.

Например, на уроках русского языка вставкой о здоровье может быть списывание с доски пословиц и поговорок о здоровье, правильном питании и проч. («Река начинается с ручейка, а спорт с зарядки», «Гречневая каша- матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной», «Чистота – залог здоровья» и т.п.). После краткого обсуждения пословицы или поговорки предлагается повторить вслух всем вместе.

Ценностное отношение к здоровью можно формировать и на уроках математики. Для этого используются задачи о пользе овощей, фруктов. Или, например, «Петя на празднике съел 6 пирожных, а Вася на 2 меньше. Сколько пирожных съели оба мальчика?

(Дети составляют краткую запись и записывают решение задачи)

– Можно съедать так много пирожных? Почему?

Таким образом формируется внимательное отношение учащихся к своему организму, воспитывается понимание ценности человеческой жизни, закладываются основы здорового образа жизни, умение ценить свою жизнь и жизнь окружающих.

Большое значение для здоровьесбережения имеет психологический климат на уроке, взаимоотношения между учителем и учащимися. Ведь ребенок только тогда будет с удовольствием ходить в школу, если в чистом, уютном классе его встречает добрый взгляд учителя и его друзья-одноклассники. Доброжелательная обстановка, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, демократический стиль общения способствует предупреждению утомления учащихся и раскрывает творческий потенциал детей.

Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.

Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения или народная мудрость, или даже тихо звучащая лирическая музыка.

В создании ситуации эмоционального благополучия поможет игра. Игра снимает чувство усталости, тонизирует нервную систему, улучшает эмоциональное состояние и повышает работоспособность. В игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что благотворно влияет на здоровье. Поэтому игра является элементом здоровьесберегающих технологий. Уроки с применением игровых приёмов проходят живо, эмоционально с большой активностью, в благоприятной психологической атмосфере.

Элементы игры, используемые в качестве обратной связи и оценки ответов одноклассников, например, такие как хлопанье в ладоши, топанье ногами, поднятие руки или сигнальных карточек, элементы театрализации являются ещё и средством эмоциональных разрядок, наличие которых просто обязательно на каждом уроке в начальных классах.

Здоровьесбережение, безусловно, зависит от объема и уровня сложности домашнего задания. Поэтому к дозировке домашнего задания и мере сложности нужно относиться со всей ответственностью: соизмерять объем и сложность с возможностями ученика.

Таким образом, использование здоровьесберегающех технологий на уроке не требует от учителя специальной подготовки и больших затрат времени, но даёт при этом хороший результат:

1. Снижение утомляемости.

2. Повышение продуктивности, работоспособности.

Важным направлением здоровьесберегающей деятельности учителя является воспитательная работа. Невозможно вырастить ребёнка здоровым, если он сам не прилагает к этому никаких усилий, поэтому уже с первых дней школьной жизни необходимо научить детей тому, как сохранить и укрепить своё здоровье, формировать установки на поддержание здорового образа жизни.

Главной формой внеклассной работы является классный час. Классные часы проводились по следующим направлениям:

Здоровье и здоровый образ жизни;
- режим дня, учебы и отдыха;
- основы правильного питания;
- личная гигиена;
- значение физкультуры и закаливания;
- вредные привычки;
- безопасность в доме, на улице, на дорогах;
- детский травматизм;
- профилактика заболеваний;
- террористические акты.
Для этого были выбраны различные формы реализации:

Беседы: о вредных привычках, о правильном питании, например, «Здоровые зубы», «Глаз-алмаз», «Если хочешь быть здоров».

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) можно рассматривать и как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одной из самых перспективных систем XXI века, и как совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья, и как качественную характеристику любой педагогической технологии по критериям её воздействия на здоровье учащихся и педагогов.

Основные направления здоровьесбережения на уроках в начальной школе:

1. Организация урока в условиях здоровьесберегающей технологии.

2. Физкультминутки на уроках.

3. Работа по предупреждению утомляемости глаз на уроках.

4. Организация учебно-воспитательного процесса в режиме профилактики и охраны психологического здоровья младших школьников.

5. Привлечение семьи в формировании у младших школьников здорового образа жизни.

Из опыта работы учителя начальных классов. Тема: «Укрепление здоровья младших школьников на уроках через внедрение здоровьесберегающих технологий».

Разработка является авторской и содержит описание моего опыта работы по внедрению здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс, посредством использования эффективных методов обучения. Данная статья может быть полезна учителям начальных классов, родителям учащихся.

Цель: создание оптимальных условий для сохранения и укрепления психического и физического здоровья обучающихся, посредством использования эффективных методов обучения.
Задачи:
1. Расширение представлений о том, как сохранить здоровье через вовлечение детей в процесс творческого самовыражения.
2. Овладение практическими навыками по укреплению здоровья, путём развития у детей мотивации самовоспитания.
3. Профилактика заболеваний, исправление отклонений в здоровье.

Нынешнее состояние здоровья детей, подростков, молодёжи представляет реальную угрозу для безопасности страны. За период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушения зрения и осанки, в 4 – психоневрологических отклонений, в 3 – патология органов пищеварения; имеющиеся заболевания переходят в хронические. Актуальность проблемы обуславливает потребность человека, общества и государства в здоровьесберегающем образовании. Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс способствует становлению и развитию личности, но только в том случае, если созданы необходимые условия для повышения качества современного образования.
При планировании работы с учащимися необходимо учитывать соматическое, физическое, психическое и нравственное здоровье.
Ценностное отношение к здоровью формируется при тесном взаимодействии педагогов с учениками, родителями, медицинским персоналом.


Следует помнить о факторах, представляющих угрозу для здоровья учащихся, которых множество:
- социально-биологические;
- гигиенические условия;
- учебно-организационные;
- психолого-педагогические;
- медицинские.
Поскольку здороровьесберегающий урок является основной формой образовательного процесса, то я стараюсь учитывать: цель – принципы – средства – результаты – условия; для достижения предполагаемых результатов.
При проектировании здоровьесберегающего урока считаю важными следующие принципы:
- научность (знание психолого-педагогических закономерностей);
- системность;
- природосообразность;
- вариативность;
- преемственность;
- креативность;
- личностно-ориентированная деятельность;
- развивающее обучение.

Чтобы сохранить здоровье и развить творческие способности детей, я стараюсь строить учебный процесс на основе принципов проблемного обучения, которое предполагает организацию активной, мыслительной творческой, деятельности учащихся.

Применяю разнообразные приёмы: ставлю проблемные вопросы, привлекаю интересную дополнительную информацию, организую самостоятельную работу по осмыслению и усвоению нового материала.
На протяжении пяти лет работала над темами:
1. Обучение динамическому чтению и развитие речи младших школьников.
2. Обучение выразительному чтению.
Одна из важнейших задач обучения на первой ступени общеобразовательной школы – научить детей читать. Решение этой задачи определяет успех всего дела образования, особенно самообразования, развитие познавательных способностей ребёнка, формирование всесторонне развитой личности.
Работая над данной темой, я разработала блок уроков. На уроках чтения вырабатываю навык антиципации - умения предугадать содержание по образу одного слова, предложения. Для развития скорости чтения использую следующие приёмы: жужжащее чтение (5 минут); чтение с постукиванием (1-3 минуты); панорамное чтение.

Приёмы обучения выразительному чтению:

работа над дыханием и дикцией;
артикуляционная гимнастика; дикторское чтение; чтение анаграмм; составление партитуры к стихотворению.
Для пробуждения интереса у учащихся к лирическим произведениям, использую таблицу «Цветопись», памятку для составления «партитуры» стихотворения. Такой вид работы позволяет точно определить темп, интонацию и настроение произведения, вызвать ассоциации. Итогом является чтение отработанного (графически и интонационно) произведения, озаглавливание и иллюстрирование возникших ассоциаций в ходе чтения.

Такие виды работ нравятся детям они решают образовательные задачи, раскрывают творческие способности детей, прививают любовь к предмету.
На уроках математики решаю следующие задачи: формирование у учащихся прочных и осознанных вычислительных навыков; формирование умения решать арифметические текстовые задачи; развитие мышления, творческих способностей.
Практикую следующие формы работы: работа в парах, группах сменного состава (объединение четырёх учеников, обмен карточками по вертикали, горизонтали, диагонали принципы) индивидуальная, коллективная.
Применяю технологию коллективного способа обучения, как средство повышения эффективности урока математики. Автор теории КСО В.К. Дьяченко.


Использую положительную мотивацию (одобрение, похвалу), которая стимулирует учебную деятельность и является основой прочных знаний. Игры и игровые формы включаю на различных уроках, чтобы соединить игровые и учебные мотивы. На уроках математики использую дидактические игры, которые формируют умения решать задачи. В качестве помощи учащимся с отклоняющимся поведением провожу коррекционные игры. Активно внедряю в учебный процесс нестандартные формы учебных занятий: соревнования, коллективные и групповые исследования, заочные путешествия, КВН. Что даёт возможность развивать личностно-мотивационную сферу ребёнка.
На уроках русского языка стараюсь организовать учебный процесс так, чтобы обучение, развитие и воспитание органично сливались в одно целое.
Стараюсь формировать языковые и речевые умения; развивать лингвистическое мышление; воспитывать заботливое отношение к качеству своей речи, внимание к языку.
Наметила в своей работе следующие направления по русскому языку: формирование орфографической зоркости; развитие устной и письменной речи; творческих способностей учащихся.
Для решения учебных задач, использую упражнения на развитие орфографической зоркости: упражнения при восприятии материала на слух (прогнозирование орфограмм); упражнения при зрительном восприятии материала (нахождение опасных мест в тексте, их обозначение; сравнение двух видов чтения орфоэпического и орфографического; списывание, письмо по памяти).
Повышаю интерес к словарной работе, качество знаний через применение разнообразных методов: (частично-поисковый, проблемный, исследовательский) для обогащения словарного запаса школьников.


Следует отметить, в моём классе 80% детей не умели читать и писать. Многие учащиеся испытывали трудности в обучении из-за низкой техники чтения. Таким детям я предлагала выполнять разноуровневые задания. С целью развития речи, учащиеся ведут творческий дневник, в котором выполняют задания разных жанров.
При подготовке уроков контроля я применяю такие приёмы, как тестирование (с целью проверки знаний), опрос.
При организации учебной деятельности использую следующие методы: словесные, наглядные, практические. Для усвоения учебного материала: проблемные, иллюстративно-объяснительные, исследовательские. эвристические. Особенно хочется отметить уроки изобразительного искусства и технологии, где раскрываются неограниченные творческие способности не только детей, но и мои.

Применяю следующие формы работы: в парах, групповые, индивидуальные, внеклассные.

Для оптимизации образовательного процесса, активизации познавательной деятельности на уроках использую DVD-проигрыватель, компьютер,интерактивная доска.


Наряду с обязательными уроками я веду и внеклассную работу с детьми и их родителями.

Провожу предметные олимпиады, конкурсы, классные часы, уроки-концерты, внеклассные мероприятия.

Файл "/upload/blogs2/2016/10 /upload/blogs2/2016/10/14851_f4669719f5fa68d6bb6cd713f369af8b.jpg /14851_9b1d9189b5d7f29b63aac70d191ba424.jpg" не найден!

Тематика мероприятий меняется, учитывая интересы и пожелания учащихся.



Вместе с детьми разрабатываем стенгазеты к большим праздникам и лицейским конкурсам.

Чтобы повысить самооценку учащегося, раскрыть таланты ежегодно провожу конкурс « Ало, мы ищем таланты», приглашаю родителей, чтобы они могли « по-новому» посмотреть на достижения своих детей.


Ученики моего класса активно принимают участие в школьных, городских, Всероссийских конкурсах. Отслеживать динамику участников мне помогает экран - соревнований, который я веду в течение года, чтобы объективно подходить к награждению детей в конце года. Посещаю с учениками выставки, музеи, кинотеатры, цирк.


С родителями провожу индивидуальные беседы, родительские собрания. Стараюсь повышать мотивацию учащихся через похвалу. Провожу награждение ребят в присутствии родителей.
Создаю условия сотрудничества как способ повышения готовности ребёнка к саморазвитию и самосовершенствованию.


Такое отношение позволяет мне выстраивать собственную траекторию метода, организовывать педагогический процесс на принципах целостности природы ученика.


Такие виды работ нравятся детям они решают образовательные задачи, раскрывают творческие способности детей, прививают любовь к предмету, положительно влияют на укрепление нравственного и психического здоровья.

Осознавая ценности инновационного подхода в образовательной деятельности, я успешно применяю метод проектов. Считаю, что использование данного метода предотвращает появление соматических заболеваний, так как поставленная проблема, задача может решаться 30,40, 70 и более минут. Это позволяет высказаться всем учащимся, не подавлять пробудившуюся активность, которая проявляется в виде напряжения их интеллектуальных способностей и физических сил. А строго ограниченный по времени урок имеет отрицательную сторону. «Неотработанное» напряжение скапливается от урока к уроку и провоцирует такие заболевания как: повышение артериального давления, спазмы головного мозга, нарушение сердечно-сосудистой системы, физическую усталость.

Метод проектной деятельности позволяет школьникам овладеть умением построения логической цепочки: от идеи через цели, задачи, «мозговой штурм» до реализации и защиты своего проекта.

Формируются исследовательские умения учащихся. В целях осуществления целенаправленной, систематической деятельности, создания условий для развития творческих способностей, освоения инновационных образовательных технологий, обобщения знаний учащихся были разработаны и реализованы проекты. По окружающему миру «Деревья - наши спасители» - моно проект, образовательный продукт - стенгазеты.


Проект - «Витамины», образовательный продукт: буклеты, книжки -раскладушки. По технологии - «Изготовление новогодней игрушки для городской ёлки». Игрушки участвовали в городском конкурсе.


И долгосрочный исследовательский проект: « Как прекрасен этот мир – посмотри!» ,который принял участие в лицейском конкурсе проектов. Результат - 1 место. Грамота. Проект отправлен в область.


«Рождение» проекта было основано на проблеме резкого снижения остроты зрения у учащихся. Я обратила внимание на снижение качества письменных работ, особенно когда работать нужно было с применением школьной доски. Провела тесты с использованием различных офтальмологических таблиц, которые выполняла, реализуя интернет-технологии. Познакомилась с методикой И.Афонина, У.Бейтса по восстановлению зрения; дыхательными методиками А.Н.Стрельниковой, К.П.Бутейко, которые оказывают полезное действие на весь организм. Ввела использование на каждом уроке правило западных офтальмологов (каждые 20 минут 20 секундные перерывы, рассматривание предмета на расстоянии 6 метров).


Реализация данного проекта не только способствовала развитию творческих способностей, но и решила ряд вопросов по сохранению зрения. О чём свидетельствуют положительные результаты специализированной диагностики, проведённой в медицинском учреждении некоторых учеников. Закреплению результата послужило проведение ряда мероприятий. В рамках классного часа мои ученики провели профилактические мероприятия в начальной школе нашего лицея, поделились опытом выполнения упражнений на совместном собрании с родителями. Презентовались на лицейском конкурсе.


Для расширения представлений о методе проектов мы с классом приняли участие в мероприятии «Путешествие в мир атомной энергетики», в рамках проекта «Дети - атом-града - от знаний к уверенности в безопасности», которое проводилось в МОУ ДОДЦДОД «Радуга». Учащиеся показали хорошие знания по данной проблеме, отличились проявленной познавательной активностью.
Практикуя опыт прошлых лет, когда я вела уроки по музыке и ритмике, лечебную физкультуру; я разработала собственную систему проведения упражнений на разных этапах урока, учитывая индивидуальные особенности и медицинские показания обучающихся.

В зависимости от темы и цели урока использую различные упражнения: имитационные, силовые, релаксационные. Для укрепления здоровья провожу дыхательные гимнастики, использую тренажёры для глаз. Потому что для многих детей причиной переутомления является не сама учебная деятельность, а необходимость сдерживать эмоции и движения.
Стараюсь включать в уроки материал с юмористическим содержанием, чтобы создать положительный эмоциональный климат.
Таким образом, стараюсь создать условия для сохранения психического и физического здоровья.

На данный момент я веду обучение в 4 классе, в котором 27 человек. Из них только 5 человек имеют I группу здоровья-здоровые дети, с нормальным развитием и нормальным уровнем функций. Остальные 22 человека относятся ко II группе здоровья; имеющие функциональные и морфологические отклонения и сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям.
Среди этих детей 6 человек имеют проблемы с осанкой; 4 человека – снижение остроты зрения; 5 человек – недостаток массы тела; невроз в форме тика – 3 человека, в форме заикания – 1 человек; нарушение обмена веществ (избыточный вес) – 3 человека.
Учитывая эти показания, я активно внедряю в учебный процесс здоровьесберегающие технологии. Огромное внимание уделяю упражнениям, которые тщательно подбираю с учётом расписания, предмета, сложности темы. А также правильному выполнению упражнений. Двигательная активность должна присутствовать на уроке для того, чтобы освободить от статистического напряжения позвоночник, мышцы спины, шеи; для улучшения кровообращения и работоспособности учащихся. Я очень много использую физкультминуток на уроке, но это помогает мне в работе, а детям – быть всё время активными, выполняя работы, связанные с мыслительной деятельностью. В классе есть дети ответственные за проведение конкретных физкультминуток в начале урока (подвижные), в середине (гимнастика для глаз).
В моём классе много детей гиперактивных, поэтому я начинаю урок с психологического настроя (релаксационных упражнений). На разных этапах урока провожу следующие упражнения:
- массаж биологически активных точек (акупрессура);
- упражнения на дыхание (приветствие «по-восточному»; чтение стихотворений, скороговорок; упражнения для развития диафрагмального и брюшного дыхания);
- двигательно – речевые физкультминутки;
- имитационные упражнения (имитация движений животных, спортсменов);
- упражнения для глаз (письмо носом, подбородком, глазами; со счетом; правило западных офтальмологов; аутогенные настрои);
- пальчиковая гимнастика;
- упражнения для плечевого пояса, мышц туловища («Вертушка», «Насос», «Замок», «Незнайка»;
- упражнения про профилактики нарушений осанки;
- подвижные игры.
В заключительной части урока очень эффективно чередовать упражнения на гибкость с упражнениями на расслабление, т.к они способствуют быстрому восстановлению организма.

Криворучко Лариса Борисовна

Тема: «Применение здоровьесберегающих технологий на уроках

истории, как один из способов повышения эффективности обучения»
Аннотация.

Применение здоровьесберегающих технологий в школе является неотъемлемым элементом системы образования. Оно дает возможность активизировать познавательную деятельность, снять эмоциональную напряженность, способствует повышению эффективности обучения.

Ключевые слова: активизация деятельности, снятие эмоциональной напряженности, эффективность обучения.

Глобальные изменения происходящие в современном мире несомненно оказывают негативное влияние на человека, прежде всего это связанно с атмосферными изменениями, употреблением генно – модифицированных продуктов, сидячим образом жизни. Дети как никто другой подвержены этим воздействиям и в связи с эти ежегодно возрастает актуальность проблем связанных со здоровье сбережением. Внедрение инновационных технологий, информатизация, увеличение учебной нагрузки приводят к значительному снижению двигательной активности, следствием чего становится ухудшение состояния здоровья, снижение адаптационных возможностей организма школьников, отсюда быстрая утомляемость отсутствие желания воспринимать учебный материал.

Сохранение и укрепление здоровья школьников, формирование у них ценности здоровья возможно при соблюдении СанПиНов и выборе образовательных технологий, устраняющих перегрузки и сохраняющих здоровье как физическое так и психологическое.

Основой применения здоровьесберегающих технологий является правильная организация урока. Которая предусматривает не только стремление учителя изложить материал, но и готовность ученика к его восприятию, осознанию и переработке. Важно заранее продумать методы работы, используемые на уроке, необходимо постоянно чередовать теоретические и практические, наглядность, и игру так, как от этого зависит работоспособность учащихся.

В начале урока необходимо способствовать пробуждению творческой активности ученика. В этом помогают технологии критического мышления – метод ассоциаций, ты мне я тебе, да или нет - которые служат своеобразным индикатором психологического состояния, способствуют успешности ребенка в учебной деятельности. Главным результатом становится интерес и дальнейшее желание работать на уроке.

Важным является использование каналов восприятия. Принято выделять

Аудиальное - восприятие большей части информации через звук;
- визуальное - восприятие большей части информации с помощью зрения;
- кинестетическое - восприятие через обоняние, осязание, с помощью движений.
- Дискреты - у них восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов .

Таким образом учителю необходимо владеть информацией о том какой тип восприятия преобладает у тех или иных детей. Это поможет ему найти индивидуальный подход к каждой группе и будет способствовать сменам различных форм деятельности на уроке.

На своих уроках я часто использую следующие:
- с визуалами использую цвет, размер, форму, меняю местоположение терминов и дат; использую таблицы, наглядные пособия; анимационные карты и схемы, составление мобильных опорных конспектов, работа с персоналиями, произведениями искусства. Изучая новую историческую личность, шедевры культуры знакомлю учащихся с портретами, картинами, образцами искусства а затем складываю их в волшебный ящик на каждом уроке предлагаю ребятам по портрету, картине определить о ком идет речь, указать название произведения, его автора, и в какое время оно было создано. Это доставляет ребятам огромное удовольствие помогает расслабиться и в то же время закрепить пройденный материал.
- с аудиалами использую вариации голоса (громкость, паузы, высоту), рекомендуется так же отражать телом ритм речи (отбивать рукой или ногой, покачивать головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия, особенно эффективна эта работа при заучивании терминов.
- с кинестетиками используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мышления; Даю опережающие задания, зачастую ставлю для них проблему в начале урока, для чего раздаю специальные карточки.

Исследователи, занимающиеся проблемами здоровья сбережения единогласно сходятся в том, что, при организации урока необходимо учитывать распределение интенсивности умственной деятельности которая представлена в следующей таблице .


^ Часть урока


Время

Деятельность

1-й этап. Врабатывание

5 мин.

Относительно невелика

Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение

2-й этап.
Максимальная работоспособность

20-25
мин.

Максимальное снижение на 15-й мин.

Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом

3-й этап. Конечный порыв

10-15 мин.

Небольшое повышение работоспособности

Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного

Таким образом наиболее сложные задание необходимо давать в начале урока и на 20 – 30 минутах когда работоспособность повышена.

Можно отметить так же разницу в восприятии материала между девочками и мальчиками. Девочкам свойственна высокая работоспособность при повторении домашнего задания, зато к объяснению нового материала они устают, мальчики, как правило, наоборот активизируются, и такая смена процессов наблюдается постоянно. Учитель как профессиональный кукловод может дергать за ниточки помогая проявить свои творческие способности и активность и тем и другим.

Однако к середине урока все дети не зависимо от пола одинаково устают и здесь, просто незаменимым средством снять напряжение являются различные гимнастики и активные паузы, они могут быть тематическими, музыкальными, игровыми.

Особенному воздействию подвержены глаза, поэтому после работы с подвижными схемами, анимационными картами, активными конспектами, мультимедийной аппаратурой мы проводим зарядку для глаз Своеобразной гимнастикой для глаз являются игры «Пчела» и Дирижер» . Игра «Пчела» заключается в том, что нужно представить перед собой медленно летящую кругами пчелу, сфокусировать на ней свой взгляд и выполнять таким образом круговые движения глазами. По команде учителя «пчела двигается в право, в лево, садится учащимся на переносицу». Ребята не должны упускать ее из виду.

В игре «Дирижер» ученики представляют себя знаменитыми дирижерами. Они встают, берут в руку «дирижерскую палочку» (карандаш, ручку) и в такт звукам музыки начинают дирижировать. При этом они не отрывают глаз от кончика палочки, т.е. сопровождают глазами все ее движения в течение музыкального фрагмента.

Эффективным приемом снятия утомления учащихся на уроках является психогимнастика. Наиболее продуктивна дыхательная гимнастика Стрельниковой которая, состоит из следующих элементов:

1. Поворот головы вправо и влево. На каждом повороте короткий, шумный вдох носом.

2. «Ушки». Наклон головы вправо и влево. Резкий вдох в конечной точке каждого движения.

3. «Малый маятник». Наклон головы вперед, назад. Короткий вдох.

Иногда заменяем это упражнение на да, нет (учитель, задает вопросы ученики в случае одобрения кивают головой, в случае несогласия поворот головы направо и налево)

С удовольствием дети принимаю участие в «оживлялках».Эти простые дыхательные, массажные и физические упражнения, которые в короткий срок мобилизуют биоэнергетический потенциал человека, снимают напряжение и усталость в процессе умственных занятий.

Вот некоторые из них:

с силой потереть одну ладонь о другую (5 раз);

щеки - вверх - вниз (5 раз);

кончиками пальцев постучать по затылку и макушке (5 раз);

указательным пальцем правой руки нащупать впадину в основании черепа и 3 раза сильно надавить;

3 раза сжать руки в кулак, помассировать места соединения большого и указательного пальцев.

Обязательно похвалить детей после выполнения гимнастики и «оживлялок». Закончить можно взаимными аплодисментами.

Создание благоприятного психологического климата на уроке это залог успеха. Поскольку изначально предмет воспринимается через учителя. Для ребят важен его настрой позитивное отношение, тактичное исправление ошибок, умение оценить любую позицию показав при этом плюсы и минусы. Для снятия напряжения учитель может использовать различные приемы, игровые с предметами (учитель предлагает вытащить из черного ящика предмет и определить какую роль он сыграл в истории), пословицы и поговорки, загадки, описания - догадайтесь о ком идет речь?, соотнесите портрет и биографию, путешествие в прошлое или моделирование ситуации (если бы я, то…..).

Часто в ходе урока учитель сталкивается с проблемой того что не все ребята способны выдерживать предложенный темп урока, для кого то необходимо несколько раз прочитать услышанное чтобы понять суть, а другие схватывают с полуслова в такой ситуации важен индивидуальный подход. Необходимо всегда иметь в резерве разно- уровневые типы заданий, которые помогут ребятам лучше понять материал и продемонстрировать свои способности. Разно- уровневые задания помогут ученикам самостоятельно сделать выбор в пользу более или менее сложного задания. Тест среднего уровня будет оценен на четверку, для получения пятерки необходимо выполнить задание высокого уровня. Можно предложить альтернативное поисковое или проблемное задание.

Еще одной тонкостью является оценка ответа учеников. Необходимо научить ребят давать объективную оценку ответам своих товарищей. В таком случае дети спокойно воспринимают свои ошибки, пропадает агрессия при получении негативной оценки. Она воспринимается как временная неудача. К тому же учитель всегда должен найти что - то значимое в ответе, обратить на это внимание, показав потенциал ребенка. Независимо от оценки, полученной на уроке, необходимо заканчивать его на высоко позитивной и эмоциональной ноте. Здесь можно выделить ряд приемов:


  1. Загадки о будущей теме;

  2. + И –

  3. Черный ящик (предмет определяющий суть темы)

  4. Передача флажка (на каждом уроке поощряю переходящим флажком самого активного)

  5. Лото (из мешочка достаем номера с цифрами, и определяем, кто будет работать на следующем уроке у доски).
Полезно проводить в конце урока анализ психологического состояния ребят, можно выделить следующие методы:

  • Перед началом урока на парты разложите цветные квадратики
(желтый красный черный белый) в конце занятия попросите ребят поднять квадрат того цвета которому соответствует их настроение, можно сделать это последовательно в начале в середине и в конце. Возможны и другие вариации.

  • Вывешиваю в классе ватман с название темы, и символом по середине надпись « сегодня на уроке Я……» все желающие могут продолжить высказывание (фломастеры разного цвета) сначала дети стесняются, потом с удовольствие выполняют. По просьбе ребят вывешиваю в классе ватманы всей параллели. Дружно читают, делятся впечатлениями от уроков.

  • В начале урока раздаю кружочки, в конце прошу дорисовать глаза, нос, улыбку или грусть в зависимости от настроения, затем каждый клеит свой смайлик на ватман, получается очень забавно.

  • Расскажи мне о себе - в конце урока предлагаю учащимся два цилиндра белый и черный. Одев черный можно говорить только о том что сегодня не удалось, было сложно, не понравилось. Одев белый - перечислить положительные моменты (часто использую этот метод в ходе урока, это помогает детям увидеть как положительные, так и отрицательные характеристики той или иной исторической личности или проводимой политики)
И обязательно хвалю детей за проявление активности, стремление выражать свою точку зрения, желание работать. Поощряю любые инициативы. Самая лучшая награда это улыбающиеся лица детей выходящих с урока и обсуждающих сформулированные только что проблемы.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии способствуют активизации знаний, помогают разнообразить урок, снять эмоциональную напряженность, способствуют повышению эффективности процесса обучения. Главная задача системы образование это воспитание здоровой, гармонично развитой личности, и технологии здоровья сбережения выступают здесь как незаменимые помощники.

Библиографический список


  1. Г. Г. Почепцов. Теория и практика коммуникации: учеб. пособие. М.: Центр, 1998. С. 38

  2. Орехова В. А. Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. – М.: КНОРУС, 2006. С. 147

  3. С.А.Хворостухина Дыхание по Стрельниковой М., 2006 . С. 26

  4. http://www.vasilyeva.ru/

Городской конкурс мастер-классов педагогов по вопросам здоровьесбережения

Ф.И.О. участника: Румянцева Ирина Ивановна

должность: учитель музыки

место работы: МБОУ "СОШ № 17"

номинация: тренинг, практическое занятие

Конспект мастер-класса

«Использование здоровьесберегающих технологий на уроках музыки»

Цель: Ознакомление и распространение опыта работы

Задачи:

раскрыть значение здоровьесберегающих технологий;

Методы работы с аудиторией: беседа, практикум.

1. Вступление:

Здравствуйте! Сегодня мастер-класс проведу я, учитель музыки МБОУ СОШ №17 Румянцева Ирина Ивановна.

2. Основная часть.

2.1. Обоснование проблемы.

Вопрос. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему мы приветствуем людей словом “здравствуйте”.

Ответы педагогов.

Наверное, потому, что здоровье для человека самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье тогда, когда его теряем.

Сейчас существует потребность в здоровьесберегающем образовании.

Цель здоровьесберегающих технологий - обеспечить учащимся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Одна из приоритетных задач реформирования образования является сбережение и укрепление здоровья учащихся, устранение перезагрузки. В современных условиях нашего общества наблюдается резкое снижение здоровья населения.

Вопрос : Если наполовину наше здоровье зависит от нас самих, значит, сделать можно многое. А что может сделать для сохранения и укрепления здоровья учитель во время урока?

Ответы педагогов : использовать здоровьесберегающие технологии

Вопрос : Что такое здоровьесберегающие технологии?

Ответы педагогов ( или закончите фразу… )

Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья.

Нужно стремиться к тому, чтобы воздействия педагога не наносили ущерба здоровью детей.

В случае использования на уроках здоровьесберегающих технологий достигается важный результат- получение учащимися образования без ущерба для здоровья.

Системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью его участников;

Что оказывает положительное воздействие на здоровье ребенка во время урока? Работая в этом направлении, я пришла к выводу, что положительно на здоровье детей влияют следующие факторы:

Двигательная активность

Психологическое здоровье школьника

Творческий характер процесса обучения

2. 2. Практикум

Сейчас мы с вами постараемся, насколько это возможно, разобраться на практике с работай по данным направлениям.

Двигательная активность.

Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия мышечного тонуса я использую на уроках в начальной школе во время разучивания песен различные танцевальные движения.

(Предлагаю на выбор выучить первый куплет песни «Смешной человечек» или «Песенку о доброте», 5 минут)

Физические упражнения как эффективный методический прием на уроках имеют большое значение не только для переключения и поддержания внимания учеников, но и для правильного развития организма детей, укрепления их здоровья.

Все эти оздоровительные минуты довольно эффективны по своим результатам. Их дети очень любят, т.к они снимают напряжение, усталость в процессе умственных занятий.

Психологическое здоровье школьника

Надо стараться научить ребенка быть здоровым не только телом, но и душой, стремиться творить свое здоровье в согласии с законами природы и бытия, поэтому в урок я включаю «этюды для души». Фиксирую психологический климат на уроке.

Оздоровительная минутка «Солнышко» (можно включить музыку Э.Грига «Утро», 3 мин.)

Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идет тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Пере-ключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают. (Обращаем вни-мание на дыхание.) Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза и улыбнитесь друг другу.

Атмосфера становится более благоприятной для обучения и для общения. Ученик, находясь в состоянии душевного комфорта, с удовольствием обращается к умственным и интеллектуальным заданиям.

Творческий характер процесса обучения

Каждый учитель знает, как важно уйти от формальной зубрежки, ввести в учебный процесс игровые, развлекательные моменты, активизировать познавательные мотивы обучения. В связи с этим мною используется игровая методика, занимательные уроки или вводятся занимательные элементы в уроки, нестандартные уроки: уроки- игры, уроки - соревнования, уроки - конкурсы, уроки-экскурсии, что позволяет избежать утомления учащихся, свести к минимуму учебный стресс, помогает достичь хороших результатов в преподавании.

(Провожу фрагмент урока-игры во 2 классе, по теме: «Интонация», 5 мин.)

Методы здоровьесбережения все чаще используется учителями в учебном процессе. Учителя стали чаще проводить физкультминутки, следят за санитарно-гигиеническими условиями учебного процесса, за правильностью осанки учеников, обращают внимание на смену учебной деятельности.

При таком обучении каждый ребенок получает от урока только положительные эмоции, ощущает комфорт, защищенность и испытывает интерес к учебе. Опыт показывает, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в детском коллективе.

Учителю, освоившему эти технологии, легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины, открывается простор для его творчества.

Многое еще предстоит сделать: менять психологию учителя, преодолевать авторитарность и однообразие традиционного урока, постепенно переходить от информационных моделей обучения к моделям усовершенствования личности, на уроках создавать атмосферу доброжелательности, веры в силы и успех ребенка.

3. Подведение итогов. Рефлексия:

Сегодня на занятии мы с вами:

1.Выяснили, насколько остро стоит проблема здоровья школьников на современном этапе.

2.Освоили на практике, что положительно на здоровье детей влияют такие факторы как: двигательная активность, психологическое здоровье школьника, творческий характер процесса обучения.

Свой мастер-класс я хочу закончить легендой.

«Давным-давно, на горе Олимп жили-были боги. Стало им скучно, и решили они создать человека и заселить планету Земля. Стали решать.... Каким должен быть человек. Один из богов сказал: «Человек должен быть сильным», другой сказал: «Человек должен быть здоровым», третий сказал: «Человек должен быть умным». Но один из богов сказал так: «Если всё это будет у человека, он будет подобен нам». И, решили они спрятать главное, что есть у человека - его здоровье. Стали думать, решать - куда бы его спрятать? Одни предлагали спрятать здоровье глубоко в синее море, другие - за высокие горы. А один из богов сказал: «Здоровье надо спрятать в самого человека». Так и живёт с давних времён человек, пытаясь найти своё здоровье. Да вот только не каждый может найти и сберечь этот бесценный дар богов!»

Я желаю вам беречь то, что нам дано свыше, и помогать сохранять и укреплять здоровье своих учеников.

Литература:

Борисова Н.В., Шатохина Л.Ф. Технологические подходы и интерактивные методы. Москва, 2005.

Гоникман, Э.И. Как вытащить себя из стресса/ Э.И. Гоникман,- М., 1996.

Журавлева, Е.Л. Целительные пальчики/ Е.Л. Журавлева,- Кемерово, 1996.

Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. М.: «ВАКО», 2004, 296 с. - (Педагогика. Психология. Управление).

Кукушин В. С. Теория и методика обучения. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 474 с.

Менчинская Е.А. Основы здоровьесберегающего обучения в начальной школе: Методические рекомендации по преодолению перегрузки учащихся / Е.А. Менчинская. — М. : Вентана-Граф, 2008. — 112 с. — (Педагогическая мастерская).

Наш выбор - здоровье: досуговая программа, разработки мероприятий, рекомендации/ авт.-сост. Н. Н. Шапцева. - Волгоград: Учитель, 2009. - 184 с.

Орехова В. А.Педагогика в вопросах и ответах: учебн. Пособие. - М.: КНОРУС, 2006. С. 147

Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии всовременной школе. - М.: АПК и ПРО, 2002. - с. 62.

Советова Е. В.. Эффективные образовательные технологии. -Ростов н/Дону: Феникс, 2007. - 285 с.

Щукина Г.И. «Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе». М., Просвещение. - 220 с.