Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение Газимуро-Заводская

средняя школа


Разработка урока-проекта по окружающему миру

в 4б классе.

« Природные зоны России ».

Разработан:

Учителем начальных

классов Елгиной Е.В.

С. Газимурский Завод

2013 год


Разработка урока окружающего мира в 4б классе.

Учитель: Елгина Е.В.

Тип урока: урок-проект.

Тема урока: «Обобщение и систематизация знаний по теме «Природные зоны России». Защита проекта. Цель проекта: На основе исследования природных зон создать наглядное пособие для младших школьников по теме « Природные зоны России. » Задачи: Образовательные:

    Обобщить и систематизировать материал по теме «Природные зоны»

    Сформировать знания о климатических условиях, характерных растениях и животных, занятиях людей и особенностях их быта в природных зонах России.

Развивающие:

    Развивать умение рассуждать, доказывать своё мнение.

    Развивать познавательный интерес, стремление к самостоятельному поиску знаний.

    Развивать экологическое, рационально-логическое и эмоционально-образное мышление.

Воспитательные:

    Воспитать коммуникативные навыки.

    Воспитать чувство сопричастности, личной ответственности за происходящее вокруг.

    Воспитать понимание красоты и мудрости природы, чувство гордости за родной край.

Роль проекта в учебном процессе:

    Обеспечение тесной взаимосвязи воспитательного и образовательного процессов;

    Сочетание коллективных и индивидуальных форм работы;

    Формирование исследовательских навыков и умения планировать свою деятельность .

Возраст учащихся: 4 класс. Время работы над проектом: 4,5,6 уроки в 3-ей четверти. Оборудование:

    Источники информации для каждого ученика;

    Справочная литература для учителя;

    Маршрутный лист для каждого учащегося;

    Личные наблюдения учащихся;

    Проекты групп.

Прогнозируемые результаты: Ученик будет знать:

    Климатические особенности природных зон России.

    Растительный и животный мир природных зон.

Ученик будет уметь:

    Работать с дополнительной литературой.

    Работать в группе.

    Оформлять результаты своей деятельности согласно плану и уметь их преподнести.

    Создавать учебно - методическое пособие по природным зонам.

Ученик будет воспитывать в себе:

    Любознательность

    Самостоятельность.

    Толерантность.

    Организованность.

Критерии распределения ролей в группе: (ученики разделены на 7 групп по желанию, по зонам: Арктика, тундра, тайга, смешанные леса, степи, пустыни, влажные субтропики).

Дети сами решают, кто в группе готовит реферат о природной зоне, кто приносит картинки с растениями этой зоны, а кто - с животными.

Этапы работы над проектом

«Природные зоны России»

Учитель

Учащиеся

1 этап. Разработка замысла проекта.

Формулирует мысль о проекте, которая возникла при рассмотрении карты зон, первичной беседы с учащимися, основанной на личных наблюдениях.

Принимают и обсуждают предложение учителя.

2 –й этап. Реализация проекта.

Предлагает классу разделиться на 7 групп (по интересам).

Делятся на 7 групп по желанию.

Распределяет обязанности между группами. Предлагает каждому ученику подготовить информацию на выбранную тему. Планирует деятельность группы: сбор информации в литературе, Интернете.

Распределяют роли. Планируют работу. Составляют план оформления продукта.

Помогает оформить работу.

Оформляют работу.

Консультация по мере необходимости: какую информацию исключить или добавить.

Каждый ученик в соответствии со своей ролью выполняет работу.

Контролирует (наблюдает, фиксирует работу группы).

Консультируются по необходимости.

Показывает, как правильно выбрать главное из литературы и оформить работу.

Находят недостающую информацию.

Оказывает помощь учащимся при подготовке наглядного пособия.

Выбирают и наклеивают наглядности в соответствии со своей темой.

3 – этап. Защита проекта.

Принимает отчёт. Обобщает результаты работы группы. Подводит итоги обучения. Оценивает работу группы.

Показывают умение планировать и осуществлять работу. Показывают продукт деятельности группы. Задают вопросы о деятельности другой группы.

За работу над проектом ставится две оценки: за коллективную деятельность по теме и за презентацию. Критерии оценивания:

    Качество выполнения работы по теме;

    Самостоятельность работы над проектом;

    Артистизм и выразительность выступления;

    Умение отвечать на вопросы;

Результаты проектной деятельности: создано наглядное пособие по окружающему миру «Природные зоны России»;

Ученики применяют общеучебные навыки и умения, но уже на новом продуктивном, поисковом уровне: работа со справочной литературой, оформление сообщения согласно плану, публичное выступление.

Технологическая карта

Технология

проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и

развивающие

задания

Формируемые УУД

1этап. Организационный момент.

Цель: активизация учащихся.

Формулировать правила поведения на уроке и аргументировать их.

Настроить детей на работу.

Отправляемся в путешествие по зонам России.

Коммуникативные УУД.

2 этап. Актуализация знаний.

Объяснить цель проделанной работы.

Включить учащихся в обсуждения по данной теме.

Сегодня мы услышим много нового и интересного.

3 этап.

Защита проектов

(по группам).

Выступить по группам. Слушать товарищей, задавать вопросы.

Организовать работу.

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД.

Познавательные УУД,

4 этап.

Итог урока.

Рефлексия. Цель: подвести итог проделанной работе.

Выступить со своим мнением по выступлениям групп. Выполнить самооценку своей работы.

Организовать итоговую работу.

Коммуникативные УУД.

Личностные УУД.

Регулятивные УУД.

Примечание: В электронной версии краткое сообщение о природных зонах сделано учителем, так как рефераты сканировать нецелесообразно. Они находятся в портфолио учащихся, при необходимости можно посмотреть.

Саму работу смотрите в ПРИЛОЖЕНИИ.

Цели:

  • формировать понятие «природные зоны», познакомить с природными зонами России, показать причины их образования и закономерность их смены;
  • развивать познавательный интерес обучающихся;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: карта «природные зоны», физическая карта Росcии, карта климатических поясов, иллюстрации природных зон, рисунки детей «Природа нашей Родины», кроссворд, сочинения детей «Осень».

Ход урока

I. Организационный момент.

– Вот опять звенит звонок,
Он зовет нас на урок – урок окружающего мира.

А начать его мне хочется стихотворением А. Смирнова:

Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм
С ветвями, тянущему руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.

– Скажите, о чем это стихотворение?

Чему оно нас учит?

1. Работа с дневниками наблюдений.

– Слово нашим синоптикам. Они объявят прогноз погоды на текущий день (температура, направление ветра, облачность, осадки) и подведут итоги погоды за месяц, а также расскажут о приметах зимы.

2. Сочинения детей про осень. /Зачитать 2-3 сочинения/

II. Сообщение темы.

– Какова тема нашего урока, вы узнаете из кроссворда, отгадав загадки.

1. Разгадывание загадок.

    Сок из цветов она берет
    и в сотах копит сладкий мед. (Пчела)

    Нашумела, нагремела, все промыла и ушла.
    И сады, и огороды всей округе полила. (Гроза)

    Кудри в речку опустила и о чем-то загрустила.
    И о чем она грусти, никому не говорит. (Ива)

    Весной зелена, летом загорела,
    Осенью надела красные кораллы. (Рябина)

    Плодородной почвы враг
    Называется … (Овраг)

    Град ли, снег идут с дождем.
    Как их вместе назовем? (Осадки)

    Кто из вас ответит?
    Не огонь, а больно жжет,
    Не фонарь, а ярко светит,
    Не пекарь, а печет? (Солнце)

    Есть на речке лесорубы
    В серебристо-белых шубах.
    Из деревьев, веток, глины
    Строят вечные плотины. (Бобры)

    Неизвестно, где живет.
    Налетит, деревья гнет.
    Засвистит, по речке дрожь.
    Озорник, а не уймешь. (Ветер)

    В белом сарафане встала на поляне.
    Летели синицы, сели на косицы. (Береза)

    Там, где корни вьются на лесной тропе,
    Маленькое блюдце спрятано в траве,
    Каждый, кто проходит, подойдет, напьется,
    И опять в дорогу сил наберется. (Родник)

    Я копытами стучу, стучу,
    Я скачу, скачу, скачу,
    Грива вьется на ветру. (Конь)

    Малы, а не кому не милы. (Мыши)

– Прочитайте тему урока.

– Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке? (Приложение слайд 2)

– Правильно, на уроке мы с вами узнаем не только о природных зонах, но и будем учиться беречь и любить природу.

– Скажите, на какие две группы можно разделить слова-отгадки из кроссворда?

– На какие еще группы можно разделить эти же слова?

III. Изучение нового материала.

– Как вы понимаете смысл слов «природная зона»?

– Как вы думаете, природа нашей страны везде одинакова? Почему?

– Что вы видите на рисунке? (слайд 3)

– Все ли солнечные лучи одинаковы?

– К чему это приводит?

– Действительно Солнце неравномерно нагревает нашу Землю. Самые короткие лучи, которые несут много тепла, попадают на экватор. Чем севернее, тем длиннее солнечные лучи, меньше тепла попадает на Землю. А на Крайнем Севере – самые длинные лучи, они как бы скользят по поверхности Земли, поэтому северные районы тепла получают очень мало.

– Какой можно сделать вывод? /Из-за неравномерности нагревания Земли и происходит смена природных зон/

1. Стенд «Природные зоны»

– Вы видите перед собой ваши рисунки о природе. На какие группы их можно поделить?

– Вы правильно поделили рисунки: ледяная пустыня, тундра, леса, степи, пустыни. /Показ на карте природных зон России/

2. Изготовление самолетиков из бумаги.

– А сейчас, ребята, мы совершим с вами увлекательное путешествие по просторам нашей Родины.

– Каким видом транспорта вы предпочитаете путешествовать? Почему?

– Я предлагаю отправиться на самолете. Какой выберем маршрут? (слайд 4) / С севера на юг/

Почему?

– У вас на парте лежат листки бумаги. Изготовим самолетики. Запускаем моторы! Все готовы? Полетели!

3. Выявление характеристик природных зон.

– Итак, мы летим с севера на юг. Останавливаться будем только на станциях.

– По каким признакам рассмотрим природные зоны?

– По рельефу, климату, почве, растительному и животному миру с помощью карт, рисунков, иллюстраций, из жизненного опыта.

– Как вы думаете, существует ли между ними связь? (слайд 5)

Ледяная пустыня – первая станция / показ на карте/ (слайд 6)

  • каменистая пустыня – эту зону называют еще «полярной ледяной шапкой»;
  • зона холода. Полярная ночь длится от 98 суток до полгода. На небосводе появляется полярное сияние. Зимой температура понижается до – 40 градусов и ниже, дуют ветры, часты бураны. Летом температура самого теплого месяца не больше +5; полярный день, небо бывает затянуто серыми низкими облаками, часты туманы;
  • почвы неразвитые, каменистые;
  • растения: мхи, лишайники, некоторые цветковые, камнеломки, злаки;
  • животные: белый медведь, песец, тюлень, морж, «птичьи базары» – чайки, кайры, гагарки.

Движемся к югу.

Тундра – вторая станция / показ на карте/ (слайд 7 )

  • преимущественно равнинная поверхность; много озер, болот;
  • зима длится 8 –9 месяцев; средняя температура января: 25-35 градусов, морозы до 50 – 60 градусов, полярная ночь, дуют сильные ветры; лето холодное, короткое, погода неустойчива; осадки незначительны, влажность высокая; сильные резкие ветры, температура не выше +10 градусов; весна и осень очень короткие;
  • слой многолетней мерзлоты; тундрово-глеевые и торфяные почвы;
  • растения: мхи, лишайники, ягель, карликовая береза, карликовая полярная ива, ягодные кустарники: голубика, брусника черника;
  • животные: пеструшки, песцы, северный олень, волки, лисы, гнус, куропатки, гагары, чайки, поморники.

Лесная зона – третья станция / показ на карте/(слайд 8)

– Да, это лес. Сначала идет тайга, а потом смешанный лес и лиственный:

  • поверхность волнисто-равнинная; на севере – болота;
  • четко выделяются времена года; зима от 8 месяцев на севере до 4-5 на юге зоны; лето от умеренно теплого до жаркого; осенью часты моросящие дожди;
  • подзолистые почвы; дерново-подзолистые, серые и бурые в смешанных лесах;
  • мхи, лишайники, ягодные кустарники, папоротник, ель, пихта, сосна, кедр, дуб, бук, клен, ясень, вяз, береза, осина, липа, орешник, черемуха, рябина;
  • бурый медведь, косуля, соболь, горностай, марал, лось, лиса, рысь, волк, белка, бобры, глухарь, рябчик, клест, кедровка, сова, дрозд, тетерев и т. д.

Степи – четвертая станция / показ на карте/ (слайд 9)

  • волнисто-равнинная поверхность;
  • лето продолжительное, солнечное, жаркое, засушливое (+20 – 24 градуса), часты суховеи; зима холодная –20 –30 градусов, короткая, часты метели и сильные ветры, переходящие в бураны, снежный покров тонок;
  • почвы – черноземные – на севере, на юге – засоленность почвы – каштановые с включением солонца;
  • ковыль, типчак, гусиный лук, тюльпаны, полынь, перекати-поле;
  • сайгаки, суслики, сурки, тушканчики, хомяки, полевки, дрофа, жаворонок; орел;

Полупустыни – пятая станция / показ на карте/

– Скажите, какодна природная зона отделяется от другой? /между ними существует переходная полоса/

Как вы считаете, а что такое полупустыня? (слайд 10)

  • равнинная поверхность;
  • лето жаркое, сухое и солнечное, дождей мало; зима морозная, снега мало, лежит неравномерно; рек немного;
  • каштановые; солончаки и солонцы;
  • растительность: верблюжья колючка, полынь, типчак, солянки;
  • суслики, тушканчики, лисица-корсар, сайгаки, ящерицы, змеи, пауки.

4. Закрепление нового материала.

  • Давайте вернемся к словам-отгадкам. Как вы думаете, к каким природным зонам их можно отнести?
  • Ответьте на вопросы учебника с. 28-29
  • А в какой природной зоне мы живем с вами? /В переходной зоне – лесостепи/
  • Расскажите о ней.
  • Как вы считаете, существуют ли экологические проблемы в природных зонах?
  • Чем сможете помочь вы, маленькие жители огромной планеты?

IV. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Существуют ли четкие границы у природных зон, как у государства? Почему?

– В какой природной зоне вы хотели бы жить? Почему?

V. Домашнее задание. /по выбору/

  • прочитать стр. 27-28 учебника;
  • найти в художественной литературе описание природы и определить, к какой природной зоне относится это описание.

VI. Литература.

  1. Гайсина Р.Г. «Природа родного Башкортостана», «Китап» – Уфа, 2009.
  2. Дмитриева Н.Я, Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир» – учебник для 3 класса.
  3. Материалы энциклопедии «Кирилл и Мефодий».
  4. Пармузин Ю.П. «Живая география», «Просвещение» – Москва, 1999.

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Зона смешанных лесов Климат Зима здесь менее суровая, чем в таежной зоне. Лето долгое и теплое: средняя температура июля составляет 18-20°С. Именно это благоприятствует произрастанию широколиственных деревьев. Вместе с тем климат достаточно влажный. Годовая сумма осадков не менее 600-800 мм.

Растительный мир Леса образованы дубом, кленом, липой, ясенем, орешником и др. Из хвойных пород - ель и сосна. Под влиянием деятельности человека изменились площади лесов и состав древесных пород. На месте хвойно-широколиственных лесов распространены березняки, осинники и кустарники.

Животный мир Сложные растительные сообщества способствуют формированию разнообразного животного мира. Здесь обитают зубр, лось, кабан, волк, лесная куница, соня-полчок, древний и редкий вид этой зоны выхухоль и др.; из птиц - иволга, дубонос, зеленый и средний дятлы и др.

Население Зоны давно освоены человеком. Для сохранения таежных и хвойно-широколиственных лесных комплексов в России созданы заповедники, заказники и национальные парки.

Лесостепь и степь Климат Климат степей континентальный. Лето продолжительное и жаркое. Средняя температура июля +22 ... +23,5°С. Погода стоит сухая, солнечная. Частые суховеи влекут за собой длительную засуху и пересыхание местных рек. Сильные ветры несут много пыли. Зима достаточно холодная, с морозами -20... -30°С.

Растительный мир В это время степи покрываются ярким ковром тюльпанов, ирисов и других многолетников. С севера на юг разнотравная степь заменяется злаковой, типчаково-ковыльной, а еще южнее - полынной. Растительность степей состоит из различных трав, способных переносить засуху. Весной наступает расцвет жизни, массовое цветение эфемерных растений и их плодоношение.

Животный мир В степях животный мир формировался за счет травоядных видов, различных грызунов, насекомоядных и зерноядных птиц, а также хищных пернатых и зверей.

Население Степь наиболее освоена человеком; она является главнейшей зоной земледелия. В степях созданы крупные сельскохозяйственные предприятия, промышленные центры, развит транспорт, на реках - Волге, Дону и др. - сооружены крупные плотины, водохранилища и каналы, орошающие поля. Вся территория охвачена полезащитным лесоразведением.

Зоны полупустынь и пустынь Климат Для зоны пустынь и полупустынь характерна скудость осадков Лето большей частью безоблачное и жаркое. Средняя температура июля в полупустынях +24... +26°С, а в пустынях +26... +30°С. Зима по сравнению с летом довольно суровая. Средняя температура января в полупустынях -20... - -25°С, в пустынях -12 ... -16°С.

Растительный мир Здесь растут типчак, тонконог, ковыль-волосатик, житняк; солонцы покрыты сине-зелеными водорослями. На севере среди растений преобладают злаки с примесью полыни. К югу полыни начинают преобладать, увеличиваются площади солянок, эфемеров; растительный покров становится более разреженным.

Животный мир Среди животных в полупустынях и пустынях много грызунов - тушканчики, суслики, заяц-русак, в песках обильны песчанки. Из хищников встречаются волк, лисица, барсук, хорек; из птиц характерны саджа, кречетка, жаворонки; из пресмыкающихся: ящерицы-круглоголовки, удавчик, ящурки, змеи - щитомордник и стрела.

Население Большую часть земель полупустынь и пустынь используют для выпаса скота, особенно овец.


Урок-проект

по окружающему миру

во 2 классе

«Природные зоны России»

Подготовлен учителем

начальных классов МБОУ

ООШ №30

Леошко Еленой Анатольевной

Природные зоны России

(урок-проект с мультимедийным приложением)

Тип урока: проектная деятельность – создание таблицы «Сравнительная характеристика природных зон»

Учащиеся должны знать: определение природных зон, закон природной зональности, основные характеристики природных зон.

Учащиеся должны уметь: работать со справочной литературой; делать выводы; на основе полученных выводов составлять сообщение и доносить его до слушателей; участвовать в общем проекте в качестве члена одной из его групп.

Оборудование: карта природных зон, таблички с названиями инициативных групп («Ледяные пустыни», «Тундра», «Лесная зона», «Степи», «Пустыни»), раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта. (1)

Ход урока

I. Организационный момент

Распределение по группам.

Учитель объясняет особенности работы на уроке. Дети рассаживаются по группам.

II. Создание проблемной ситуации

Учитель. Сегодня у нас итоговый обобщающий урок по теме «Природные зоны».

Нами были изучены сначала тепловые пояса, затем природные зоны. Многие из вас самостоятельно или с помощью родителей готовили доклады, сообщения о животных и растениях природных зон. Мы получили большое количество информации в процессе исследовательской, иллюстративной работы. Для того, чтобы умело использовать накопленные знания, нужно научиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Какие формы систематизации вы можете предложить?

Дети предлагают возможные варианты проектов: альбом, памятка, игра, плакаты, опорная таблица. В результате под руководством учителя выбор делается на опорной таблице. (1,2,3)

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

Цель: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задача: создать опорную таблицу «Сравнительная характеристика природных зон»

IV. Подготовка к созданию проекта.

Учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации полученных знаний. Работа проводится в виде «мозгового» штурма.

Учитель. Что такое природные зоны?

Учитель. Вспомним закон природной зональности.

Учитель. Назовём известные нам природные зоны в порядке расположения их от полюса к экватору.

Ученики. Ледяные пустыни, тундра, лесная зона, степь, пустыня.

Учитель. По каким признакам будем сравнивать эти зоны?

1. Местонахождение.

2. Климат.

3. Типичные представители растительного и животного мира. (2-3)

V. Основной этап создания проекта.

Учитель. Группы «исследователей», по 5 человек каждая, подготовили сообщения о своей природной зоне. Задача остальных групп – слушать очень внимательно и по ходу выступлений и просмотра слайдов отмечать в таблицах, которые лежат на партах, основные характеристики данной зоны.

Учиться нужно весело, чтобы хорошо учиться!

Для создания весёлого или лирического настроения будем прослушивать музыкальный фрагмент перед выступлением каждой группы «исследователей».

    Зона Ледяных пустынь

Песня «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз»

    Тундра

Песня «Увезу тебя я в тундру»

    Лесная зона

Песня «Друзья леса»

    Степь

Песня «Ой ты, степь широкая…»

    Пустыня

Песня «Кара-Кум» (4)

Доклады группы «Исследователи Ледяных пустынь»

Ледяной пустыней называют природную зону, которая примыкает к полюсам земного шара. Вокруг полюсов Земли и суша, и море круглый год покрыты льдом, толщина которого может быть больше трёхэтажного дома.

Природа ледяных пустынь очень сурова. Даже летом там никогда не стаивают снег и льды. И хотя летом солнце светит, не заходя за горизонт круглые сутки несколько месяцев подряд, всё же тепла недостаточно, чтобы прогреть землю вечной мерзлоты. И над горизонтом солнце поднимается невысоко. Кроме того, оно нередко бывает закрыто густыми облаками или туманами, а белая поверхность снега не отражает его лучи.

Полярной ночью на всём пространстве господствуют лютые морозы. И если летом солнце несколько месяцев находится над горизонтом, то зимой, наоборот, оно несколько месяцев отсутствует на небе. Арктическая зима – это длинная ночь. В такое время лишь северное сияние вспыхивает необычайными, фантастическими красками.

Но жизнь в это суровое время не замирает. Бродит по снегу белый медведь. Зимой он не впадает в спячку, а занимается поисками пищи. Переплывает с одной льдины на другую, охотится на тюленей. Белый медведь – превосходный ныряльщик и пловец. Кроме белого медведя, в Арктике проживают клыкастые моржи, которые питаются рачками и моллюсками. Арктическим летом возвращаются к своим гнездовьям перелётные птицы: чистики, кайры, различные чайки и некоторые другие виды птиц.

Растительный мир ещё беднее животного. Ведь всюду расстилаются покрытые снегами ледяные поля. Только местами, в защищённых низинах, успевают образоваться за короткое лето небольшие «оазисы». Но растения не тянутся вверх к солнцу, а прижимаются к земле, чтобы устоять против ветра. (Это мхи, лишайники, а цветковых известно всего три вида).

Из птиц здесь живут буревестники и альбатросы. Самое известное и замечательное животное Антарктики – пингвины. Единственный и самый опасный их враг – морской леопард.

Доклады группы «Исследователи Тундры»

Если проводить сравнение с соседней ледяной пустыней, то здесь немного теплее, но средняя температура всё равно ниже нуля. Лето всего один-два месяца, и к тому же холодное. Зима продолжается дольше, чем учебный год в школе, и на протяжении её земля скована морозами. Бывает, что неделями не прекращается пурга. За многие тысячи лет почва тундры ни разу не прогрелась глубже 10-15 см. а дальше – слой вечной мерзлоты толщиной несколько метров! Поэтому дожди и тающие снега не могут пропитать землю на глубине, и вся влага скапливается, образуя мелкие озёра и болота. Их очень много в тундре.

Растительный покров тундры составляют, прежде всего, мхи и лишайники. Встречаются кустарники и маленькие кустарнички. Все они низкорослые и растут, прижимаясь к земле, которую нагревает солнце. Там им теплее.

Ближе к лесотундре встречаются заросли карликовых ив и берёзок. Растительность тундры, как правило, многолетняя и вечнозелёная. Так растения приспособились к местному климату: не нужно каждый год терять листья, которые не успели бы пройти новый период роста.

Прелестью тундры становятся яркие цветы. Они расцветают на короткое время.

К осени в тундре созревают ягоды: морошка, черника, клюква, брусника.

Животный мир тундры немногочислен. Весной прилетают кулики, утки, гуси, гагары, лебеди.

В тундре на первом месте по великолепию находится северный олень. Широкие копыта позволяют ему быстро передвигаться по снегу. А на зиму между копытами у него вырастает длинная шерсть. Она позволяет оленю скользить по льду. В летнее время это животное очень страдает от комаров, слепней, мошек, оводов. Но главный его враг – волк.

На зиму здесь остаются травоядные грызуны – лемминги. Зимует также полярная лисица – песец, белая куропатка, полярная сова.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Лесной зоны»

В умеренном тепловом поясе находится лесная зона. Если двигаться от тундры к югу, то всё чаще и чаще будут встречаться деревья. Вначале редкие, невзрачные – эту зону называют лесотундрой. Потом всё более рослые, пока, наконец, не попадёшь в густой хвойный лес. Этот хвойный лес носит название тайги.

Климат в тайге по-своему суров. В Сибири, например, в некоторых районах температура опускается до -70 градусов. Да и тёплое лето непродолжительно. Основными породами деревьев являются лиственница, ель, пихта, светолюбивая сосна и могучий кедр. В тайге можно встретить и лиственные деревья: берёзу, осину, ольху.

Животный мир: пятнистый олень, марал, лось, бурый медведь. Много в тайге пушного зверя. Здесь живут соболь, белка, колонок, горностай, куница. Среди хищников – рысь и росомаха. Они охотятся на крупных таёжных птиц и зайцев, на косуль. Много в тайге птиц: рябчики. Тетерева, клесты, дятлы.

Немного южнее тайги произрастают смешанные леса, которые светлее тайги. Здесь уже встречаются дуб, липа, клён, ясень, вяз, черёмуха, рябина, дикая яблоня и груша. Под ними развиваются крупные кустарники: орешник, бересклет, жимолость, калина, крушина.

Когда-то в лиственных лесах Европы паслись огромные стада царственных животных – зубров. Сейчас же численность этого крупного быка взята на учёт. Он занесён в международную Красную книгу и находится под охраной как вымирающий вид.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Степи»

В умеренном поясе Северного полушария к югу от лесной зоны становится теплее. Здесь раскинулись травяные равнины – степи.

Климат степи засушливый. Зима обычно короткая, но очень холодная. Снега выпадает мало. Всё время дуют сильные ветры, встречаются также бураны. Весна проходит быстро, и наступает жаркое и сухое лето. Дожди здесь редки, а если и бывают, то в виде коротких ливней, которые не успевают увлажнить землю.

Ранней весной, когда только-только сошёл снег, степь прямо вспыхивает жёлтым и красным цветом. Это цветут тюльпаны. За ними начинают цвести ирисы, адонисы, пионы.

Степные животные по-разному приспособились к открытым пространствам. Многие роют норы, где прячутся от врагов, жары и холода. Так поступают суслики, хомяки, тушканчики. Даже волк иногда захватывает подземное жилище барсука или лисицы. А в норах грызунов появляются мелкие хищники – хорьки, ласки. Также поступают некоторые утки, ящерицы, змеи и насекомые. С наступлением холодов насекомые, ящерицы, змеи, большинство грызунов, ежи, барсуки впадают в спячку.

Есть в степи и крупные животные. Это, прежде всего, степные антилопы - сайгаки, косули, лисицы.

Из птиц лишь дрофа и куропатка живут в степи осёдло. Зато летом сюда прилетают утки, кулики, жаворонки, журавль-красавка. На большой высоте парят орлы.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

Доклады группы «Исследователи Пустыни»

Пустыни на нашей планете – самые опасные, но в то же время самые загадочные и удивительные места. Их труднее покорить, чем самые высокие горные вершины. Они занимают огромные пространства на Земле, особенно в Африке, Азии и в Австралии. Среди них различаются пустыни умеренного и жаркого поясов.

Летом в пустынях очень сухо и жарко. Днём температура воздуха в тени поднимается до +40 градусов и выше. А в тропических пустынях – до +58 градусов. Ну а зимой там наступают холода, и даже в Сахаре в это время бывают морозы. Дождей и снегов в пустынях почти не бывает. На северной и южной окраинах жаркого пояса находятся самые засушливые места на Земле. Здесь круглый год жарко, как на сковородке. Бывает, что за год не выпадает ни одного дождя.

Некоторые растения хорошо приспособились к условиям сухости климата и высоких температур. В пустынях Средней Азии растёт саксаул, листья у него в виде веточек, что удобно для сохранения влаги. У некоторых растений листья превратились в колючки, как у песчаной акации, различных кактусов.

Ещё одним существенным приспособлением растений пустыни является их корневая система. Она позволяет добывать влагу из глубоких слоёв почвы. У животных пустынь тоже есть свои приспособления. Прежде всего, это цветовая окраска. Серо-жёлтые тона позволяют животным укрываться от врага или, наоборот, подкрасться к добыче незаметно.

Все обитатели пустыни стараются укрыться от палящего солнца. Голуби, воробьи и сычи умудряются гнездиться в стенах колодцев. Орлы. соколы, вороны устраивают гнёзда с теневой стороны бугров, в развалинах построек. Многие животные прячутся в норы или закапываются в песок. Когда к вечеру жара спадает, пустыня начинает свою жизнь. На поверхность выползают различные насекомые, ящерицы, змеи, черепахи. Животные пустынь впадают в спячку летом, а не зимой, чтобы перенести жаркое время года и пережить отсутствие воды. Многие животные пустыни – отличные бегуны. Огромные расстояния пробегают в поисках воды и пищи куланы. Очень хорошо переносит условия пустыни верблюд.

После прослушивания докладов и просмотра слайдов заполняем таблицу. (4,5,6)

План

1. Арктические пустыни
2. Тундра
3. Зона лесов
а) тайга
б) смешанные леса
в) широколиственные леса
4. Степи
5. Пустыня
6. Субтропики

Арктические пустыни

Арктика – это зона островов лежащих около Северного полюса. Здесь долгая, холодная зима короткое холодное лето, поэтому и растительность скудная – мхи, да лишайники.

В Арктике несколько месяцев не заходит солнце – продолжается полярный день. Несколько месяцев круглые сутки светло, но не тепло. Температура лишь на несколько градусов выше 0. Зимой наступает полярная ночь. Темным темно и совсем холодно. Темноту освещают: луна, звезды и Северное сияние.

Это очень холодная зона. Но это не значит, что на ней нет животных и растений.

Арктика — царство белого медведя. Отсутствие суши его не смущает, основное местообитание — льдины Северного Ледовитого океана. Белый медведь питается рыбой, охотится на нерпу, тюленей, детёнышей моржей.

Обитают в Арктике и многочисленные ластоногие - тюлени, нерпы, моржи, морские слоны. Перемещаться в воде с огромной скоростью им помогает вытянутая обтекаемая форма тела.

На прибрежных скалах находят приют и гнездятся летом многочисленные птицы, устраивающие на скалах «птичьи базары» - гуси, чайки, гаги, крачки, кулики. В трещинах скал, где скапливается небольшое количество грунта, на оттаявших участках ледниковых отложений - морен, вблизи снежников селятся мхи, лишайники, некоторые виды водорослей и даже злаки и цветковые растения. Среди них мятлик, пушица, полярный мак, осока, карликовые ивы, березки. За холодное полярное лето они успевают зацвести и даже дать плоды.

К сожалению, из–за освоения Арктики человеком здесь возникли сложные экологические проблемы: загрязнение северных морей; уничтожение промысловых видов рыб; охота на белых медведей и тюленей. Сейчас охота на редких животных Арктики запрещена. Под охрану взяты некоторые птичьи базары. Ограничена рыбная ловля. Созданы заповедники, например заповедник «ОСТРОВ ВРАНГЕЛЯ»

Тундра

Суров климат тундры – зима продолжается дольше, чем учебный год в школе. Круглый год дуют свирепые ветры, а зимой свирепствует пурга. Даже летом земля практически не оттаивает (лишь на 10 – 25 см), а ниже сохраняется вечная мерзлота. Березки стелется у поверхности, прячась от ветра и холода во мхах и лишайниках.

Постоянно живут в тундре белая куропатка, белая сова, кречет, северный олень, волки, летом прилетают гуси и журавли.

Основное занятие населения тундры – оленеводство. Ёще ведется добыча полезных ископаемых – нефти и газа.

В тундре возникли экологические проблемы:

нарушение почвы от гусениц тракторов, вездеходов – гибнут растения.
местность загрязняется нефтью во время её добычи.
незаконная охота – браконьерство.
оленьи пастбища вытаптывают, потому что оленей не всегда перегоняют на другие места.

Зона лесов

Тайга – хвойный лес, он занимает большую часть зоны.

Смешанный лес – в нем наряду с хвойными деревьями растут березы, осины, ольха. Зима в таком лесу мягче. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Широколиственный лес — сменяет дуб, липа, клен, ясень, вяз. Это теплолюбивые растения, поэтому они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами.

По вине человека возникают экологические проблемы . Если раньше лес вырубали по мере надобности, то сейчас вырубают все что можно. Неумеренная охота привела к полному или почти полному исчезновению некоторых видов животных.

Степи

Степи тянутся неширокой сплошной полосой на юге России от западных границ до Алтая. Далее к востоку степные участки имеют очаговое распространение. Средняя температура января на запале -2 °С, а на востоке -20 °С и ниже. Лето в степи солнечное и жаркое. Средняя температура июля 22-23 °С. На западе зоны часто бывают оттепели, поэтому снежный покров там маломощен и очень неустойчив. Преобладающие почвы степей - черноземы.

Естественные растительные сообщества представлены преимущественно многолетними, засухо- и морозоустойчивыми травами с мощной корневой системой. Это прежде всего злаки: ковыли, типчак, житняк, змеевка, тонконог, мятлик. Помимо злаков, многочисленны представители разнотравья: астрагал, шалфей, гвоздика - и луковичные многолетники, например тюльпаны.

В европейских степях основу составляют узколиственные злаки: ковыль, типчак, мятлик, овсяница, тонконог и др.
В более засушливых южных районах, помимо злаков, распространены полынь, грудница, лапчатка. Весной много тюльпанов. В азиатской части страны преобладают пижма и злаки.

Копытные животные приспособлены к длительным передвижениям по бескрайним просторам степей. Из-за маломощности снежного покрова растительный корм доступен и зимой. Важную роль в питании играют луковицы, клубни, корневища. Для многих животных растения - это еще и основной источник влаги. Типичными представителями копытных в степях являются туры, антилопы, тарпаны. Однако большинство этих видов в результате хозяйственной деятельности людей было истреблено или оттеснено на юг. В отдельных районах сохранились широко распространенные в прошлом сайгаки.

Из грызунов наиболее часто встречаются суслик, полевка, тушканчик и др. Живут в степи также хорь, барсук, ласка, лисица.

Из птиц типичны для степей дрофа, стрепет, серая куропатка, степной орел, канюк, пустельга. Однако и эти птицы встречаются сейчас редко.

Пресмыкающихся значительно больше, чем в лесной зоне. Среди них выделим степную гадюку, полоза, ужа обыкновенного, прыткую ящерицу, щитомордника.

Богатство степей - плодородные почвы . Эта природная зона практически полностью освоена человеком и естественные степные ландшафты сохраняются только в заповедниках. В связи с недостаточным количеством атмосферных осадков и частыми засухами в зоне степей построены оросительные системы.

Степи - зона развитого животноводства. Здесь разводят крупный рогатый скот, лошадей, птицу. Развиты различные отрасли промышленности: металлургия, машиностроение, пищевая, химическая, текстильная.

Пустыня

В России пустыня занимает небольшую площадь – по берегам Красного моря. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркмении, Узбекистане. В пустыне очень жарко. Типичные почвы зоны полупустынь и пустынь - каштановые.

Большинство животных в пустыне не крупные, потому что им негде спрятаться от хищников. Наиболее распространены пресмыкающиеся - ящерицы, змеи, черепахи.

Птицы - дрофа, стрепета, жаворонки.

Из наиболее крупных млекопитающих отметим верблюда, сайгака; встречаются корсак, волк.
Верблюд – у него много приспособлений, чтобы жить в пустыне. Длинные густые ресницы защищают глаза от песка. Оба пальца на каждой ноге соединены мозолистой подушкой. Благодаря ей он не проваливается в песок.

Традиционное занятие населения - это скотоводство: разводят овец, верблюдов, крупный рогатый скот. В результате перевыпаса скота площадь незакрепленных развеиваемых песков увеличивается. Одна из мер по борьбе с наступлением пустыни — фитомелиорация — комплекс мероприятий по культивированию и поддержанию естественной растительности.

Люди построили каналы, чтобы орошать землю. Это хорошо. Но неумеренное орошение привело к тому, что в почвах стало много соли. Проблемой является и браконьерство.

Виновник создавшихся проблем – человек. Сейчас перед людьми стоит трудная задача – исправить свои ошибки.

Субтропики

Эта зона, занимающая Черноморское побережье Кавказа, характеризуется наименьшей в России протяженностью и площадью. Распространены плодородные красноземные и желтоземные почвы.

Субтропическая растительность богата и разнообразна. Растительный мир представлен вечнозелеными жестколистными деревьями и кустарниками, среди которых назовем самшит, лавр, лавровишню. Распространены леса из дуба, бука, граба, клена. Заросли деревьев переплетают лиана, плющ, дикий виноград. Встречаются бамбук, пальмы, кипарис, эвкалипт.

Из представителей животного мира отметим серну, оленя, кабана, медведя, лесную и каменную куницу, кавказского тетерева.

Обилие тепла и влаги позволяет здесь выращивать такие субтропические культуры, как чай, мандарины, лимоны. Значительные площади заняты виноградниками и плантациями табака.

Благоприятные климатические условия, близость моря и гор делают этот район крупным рекреационным районом нашей страны. Здесь расположены многочисленные турбазы, дома отдыха, санатории.

Просмотры: 57 330

Вам может быть интересно