Жизнь птиц зависит от смен времён года и строго подчиняется природным циклам, и зима - самый сложный период в жизни птиц.

Наблюдения за живой природой покажут, как с приближением весны изменилось поведение зимующих птиц.

Быстрая навигация по статье

Зимующие птицы и приближение весны

Следя за изменениями в поведении зимующих птиц, можно найти признаки приближающейся весны: ясными солнечными февральскими днями слышно звонкое пение синиц, оживляются вороны, в лесу слышно дробь дятла. Однако главным признаком наступления весны считают прилёт грачей.

В марте зимующие птицы меняют своё поведение на более заметное: длиннохвостые синицы подолгу греются на солнышке и в их пении появляются новые весенние нотки. С приближением весны птицы начинают готовиться к периоду гнездования, поэтому новые "песни" можно услышать даже от зимующих у нас соек и сорок.

С появлением первых проталин и сходом снега с полей, начинается массовый прилёт перелётных птиц и в "птичьем царстве" начинается заметное оживление и суета. Зимующие птицы и прилетевшие активно ищут место для гнезда. С приближением весны у птиц начинается период токования — всё громче и веселее слышен птичий щебет.

Наблюдение за птицами

Наблюдать за изменением поведения птиц лучше всего на лесных опушках — лес ещё укрыт снегом, зато на опушке снег уже сошёл. По вечерам зимующие птицы собираются в стайки (ночью ещё холодно).

Вечерний воздух наполняется птичьим гамом и щебетом, а днём на лесных опушках наступающая весна приготовила для птиц природные кормушки - проталины.

Весенние ненастья и временные возвращения холодов, возвращают птиц к зиме. Их поведение изменяется: они снова тянутся к жилищу человека — перелетают небольшими стайками с дерева на дерево и в их щебете не слышно весенних песен.

К концу апреля у большинства зимующих птиц в гнёздах уже отложены яйца.

Ведя наблюдения за природой, можно увидеть первые весточки приближения весны даже по тому, как изменяется поведение зимующих в наших краях птиц.

Брачное Гнездо - Выведение Линька Кочевка Зимовка

поведение строение птенцов

Годовой жизненный цикл у большинства птиц начинается весной, с периода их размножения . В начале периода размножения самцы и самки образуют пары: мелкие и средние птицы создают пару один раз на сезон размножения (воробьи, ласточки и др.), большие птицы (аисты, лебеди) - на много лет или навсегда. Некоторые птицы (тетерева) могут не создавать пар, а собираются в определенных местах - «токовищах», где самцы устраивают своеобразные турниры, выбирая себе самку. При этом демонстрируют сложные элементы поведения. Самки отдают предпочтение победителям турниров. После размножения самцы уходят от забот, предоставляя самкам воспитывать птенцов.

Но все-таки большинство птиц, соединяясь в пары на длительный период, начинают искать территории для строительства гнезда и приступают к его построению.

Выбор гнездовой территории

На прилет птиц в район гнездования влияют различные факторы. Наиболее важные из них:

наличие кормовой базы,

успешность размножения,

стабильность местообитания,

возраст птицы,

опыт птицы.

Занимаются этим самцы, найдя место для гнезда, они поют.

Для каждого вида птиц характерна своя брачная песня. Встречаются среди мелких птиц отличные певцы, например соловьи . В песне соловья различаются различные «колена», среди которых выделяется щелканье, переходящее в раскатистое «р-р-р...». В тревоге он издает короткий свист - цыканье. Прекрасный певец весеннего леса зяблик , чья короткая песня - громкая, жизнерадостная, заканчивающаяся звуком - «вичиу!» Удивительна песня певчего дрозда . Она напоминает слова: «Фил-лин, фил-лин, при-ди, при-ди чай пить, чай пить!» Меланхоличное, разносящиеся по лесу «ку-ку, ку-ку» не что иное, как песня самца кукушки, рассчитывающего на встречу с самкой. Самец опускает вниз крылья, приподнимает вверх слегка раздвинутый хвост, нагибается и, раздувая горло, повторяет и повторяет свой призыв. Наконец его услышали. Раздается звук-трель «кли-кли-кли», это самка.

Взаимоотношения полов у огромного большинства видов птиц имеют форму моногамии – образование брачных пар. Разбивка на пары у птиц сопровождается своеобразным поведением - брачными играми, или токованием. В это время можно наблюдать разнообразные приемы ухаживания самцов за самками: пение, игры в воздухе, принятие своеобразных поз, развертывание оперения, издавание своеобразных звуков, а у некоторых птиц и драки между самцами. Токующий самец более заметен для врагов и вместе с тем менее чуток и осторожен. Следовательно, жизнь его в это время подвергается большой опасности.

Пение птиц можно сравнить лишь с весенним цветением растений. Цветы поражают бесчисленными оттенками красок, птицы - разнообразием издаваемых звуков. Поют в основном самцы, значительно – реже - самки. Поющих самок можно наблюдать у снегирей, мухоловок. Весной поют почти все птицы. У одних песня состоит из скрипучих выкриков, у других - из мелодичных трелей. Тем не менее, биологический смысл этих песен (звуков) одинаков. Прежде всего, это средство, с помощью которого птицы предупреждают особей своего вида, что облюбованный ими гнездовой участок занят, а также это громкий весенний сигнал самца, призывающего самку. Чем активнее токует самец, тем больше у него шансов ее привлечь. Некоторые птицы могут петь дуэтом (самец и самка) у своего гнезда. Для рыбных филинов и журавлей, многие годы живущих парами, песня – дуэт, несомненно, объединяет их, способствует привыканию друг к другу и поддерживанию постоянства пары.

В течение всего периода гнездостроительства и насиживания яиц (май-июнь) самцы поют песни около гнезда. Затем пение ослабевает и прекращается. Вообще, звуковая сигнализация у птиц достигает большого разнообразия и совершенства, в особенности у певчих.

Период гнездования - очень ответственная пора в жизни птиц. После спаривания птицы (самцы одни или вместе с самкой) начинают строить свои гнезда. Не строят своих гнезд кукушки, подбрасывая яйца в чужие гнезда, кайры - откладывают яйца на выступах скал «птичьих базаров» - и пингвины, которые выводятся на льдах Антарктиды. Конструкция гнезд и место их расположения у различных птиц разные.

В гнездо птицы откладывают яиц от 1-2 (черный гриф, беркут), до 14 (большая синица) и до 26 штук (серая куропатка). После выведения птенцов и их развития в течение летнего периода птицы начинают подготовку к следующему периоду - к зимовке.

Разбившись на пары, птицы устраивают гнезда, брачные пары образуются у птиц на весьма различное время. Большинству видов свойственна строгая моногамия, когда брачный союз заключается на несколько лет, иногда на всю жизнь , но чаще на период размножения. Иногда смена партнера происходит даже в середине гнездового сезона между первой и второй кладкой. Чаще всего это вызвано внешними факторами, a не личной неприязнью птиц. Так домовой обей в условиях острой конкуренции со скворцами и стрижами вынужден менять место гнездования после появления первого выводка. Скворцы выбрасывают воробьев из гнезда нередко с яйцами и птенцами. В результате эти пары распадаются и создаются новые.

Основные брачные союзы заключаются не весной, а осенью - на зимовке. Весной пары образуют лишь молодые птицы из поздних выводков прошлого года и особи, утратившие партнера. На всю жизнь создают пары лебеди, цапли, аисты, журавли, крупные хищники; на один сезон - гуси; до насиживания яиц - утки, фазаны. Не создают пар - тетерева, глухари, кукушки, колибри. У белохвостого песочника то открыто свободное гнездование. Самка спаривается с двумя самцами и откладывает яйца в гнезда с промежутками в 2-4 дня. Первую кладку насиживает первый самец, а вторую - не второй самец, а самка.

По характеру размещения гнезд, по удаленности их друг от друга птиц делят на две группы: колониальные и одиночные . Колониальный тип гнездования имеет известные преимущества перед одиночным, главным образом для защиты от хищников. Острой конкуренции за места для устройства гнезд этом случае обычно не возникает. Одиночно гнездящиеся птицы имеют ясно выраженные индивидуальные участки, на которых они располагают гнезда и с которых собирают корм для себя и птенцов. Гнездовые участки разных пар в той или иной мере отграничены друг от друга и у ряда видов охраняются хозяевами от вторжения других особей своего вида, а иногда и от особей других, биологически близких видов.

Гнезда птиц разнообразны. Характер гнезда определяется биологическими особенностями вида и зависит от экологической обстановки в местах гнездования.

Различают гнезда:

    простые, чашеобразные из прутьев, сучьев (грачи, аисты); полушаровидные, покрытые мхом снаружи (зяблики, щеглы); шаровидные, покрытые мхом, стебельками (ремез, крапивник); дупла (дятлы, дрозды); норы (береговая ласточка); гнезда на земле (утки, журавли); гнезда из глинистой почвы (стрижи); не строят гнезд колибри, пингвины.

Строительный материал для постройки гнезд также разнообразен. Это трава, ветки, палочки, сырая глина, перья, навоз и многое другое. Например, воробьи катают из глины кирпичики по 3-5 г, затем поднимают их на деревья - на строительство одного дома уходит 1,5-2,0 тыс. кирпичей, и весит он 4-7 кг; сооружают его за 10-16 дней. Птицы-портнихи сгибают один или несколько рядов растущих листьев, протыкают их края и сшивают листья внутри, утепляют хлопком, пухом и шерстью. Поселяются они на верандах жилых домов и шьют свои гнезда из комнатных растений . Живущие в саваннах ткачи селятся большими колониями и свивают до сотни гнезд на одном баобабе или акации. Синица-ремез живет на юге нашей страны. Она строит теплое гнездо из овечьей шерсти, обычно на ветках ивы над водой. В Восточной Европе гнезда ремеза собирают и делают из них теплые домашние тапочки. Самые большие гнезда строят сорные куры, живущие в Австралии, на Филиппинских островах. Они сгребают листья, палки и землю в большие кучи, высотой 2 м, поперечнике - 50 м; весят они до 5 т.

Виды гнезд

Где расположено

Форма

Материал

Наземные:

Пеночки

Среди травы сухих листьев

гнездовая ямка

Перья, сухие травинки

Жаворонок

Среди поляны, на опушке

Шара или шалашика с боковым входом

гнездовая ямка

Сухие травинки

Невысоко над землей:

Славка

На высоте до 1 м,

Открытое, небольшой лоток,

диаметр - 50мм.

Сухие корешки, стебельки, конский волос

Сорока

В густых зарослях

Громоздкое, высота 60см, грубое, закрытая

Снаружи-сухие ветки, в стенках-земля, глина.

В средней и верхней

части кроны:

Грач

Культурный ландшафт - парк

Массивная-грачевники

Ворон

Вершина дерева, растущего у реки, болота

Громоздкое

Грубые сучья, сухая трава, смешанная с землей. Лоток из шерсти, волоса.

Аист

На видном, солнечном месте – сломанная вершина дерева, на столбах

Огромное, диаметр 1,5м, каждый год достраиваемое

Ветки, выстланные ветошью, тряпками, бумагой, шерстью

Из-за климатических условий сезонного характера некоторые птицы оказываются в течение года в различных погодных условиях и в зависимости от уровня своей организации они переносят их по-разному.

v Птицы, весь год проживающие па одной и той же территории, называются оседлыми (домашний воробей, сорока, серая куропатка и др.). Их годовой цикл состоит из двух периодов: гнездование (и связанные с ним откладка яиц, насиживание и т. д.) и зимовка . Оседлые птицы находят себе пищу в одной местности в течение всего года.

v Кочующие птицы (галки, снегири, сойки, дятлы, синицы) перемещаются зимой в поисках пиши в соседние области.

v Перелетные птицы (белый аист, серый журавль, дрозды, ласточки, кукушки) совершают далекие миграции, дальность которых может быть разная. Например, деревенская ласточка из Европы летят на юг Африки (дальний мигрант), грачи зимуют на Средиземноморье (ближний мигрант). Перелеты птиц связаны с надвигающейся бескормицей, а сигналами к ее наступлению служат происходящие в природе изменения (укорочение светового дня, понижение температуры и др.), а также изменения физиологического состояния птиц.

Перелеты сопряжены с трудностями, нередко - с опасностями. В тяжелых маршрутах погибает немало птиц. Во время перелетов птицы придерживаются постоянных путей, но которым они каждый год летят на зимовку, а весной возвращаются обратно, чтобы вывести птенцов. Из года в год, из поколения в поколение выживают те птицы, которые лучше переносят полеты, вовремя отлетают и прилетают. Гибель неприспособленных к полетам способствовала выработке связанных с перелетами инстинктов. Инстинкт перелетов - неосознанные действия. «Слепота» инстинкта обнаруживается на так называемых парадоксальных пролетных путях. Например, птицы, ранее обитавшие только в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке и зимовавшие в Китае, позднее постепенно расселялись по Сибири на запад и далее - в Европу, некоторые до Скандинавии, другие - до бассейна Днепра и т. д. Теперь эти птицы осенью сначала летят на восток, то есть на родину своих предков, и только оттуда на юг, в Китай (весной - в обратном направлении).

Характер перелетов различен: одни птицы (мелкие пернатые) летят беспорядочной группой, другие, особенно крупные птицы, летят строем (журавли, гуси). Высота полета от 1000 м (у мелких птиц) и до 5000м. Длительность полета также различна: от 40 км до 1000 км и более за сутки.

Миграции птиц, время, направление, скорость полета изучают ученые орнитологи с помощью кольцевания, визуальных наблюдений, фенологических наблюдений.

Домашнее задание

1. Выучить конспект.

2. Выполнить тест.

1. Каким птицам соответствуют перечисленные признаки.


2. Каким птицам соответствуют перечисленные признаки.

«Наблюдение за поведением птиц осенью»

Педагогическая цель: Продолжать формировать обобщённое представление о зимующих и перелётных птицах; учить различать птиц по способу их питания; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им в холодное время года; упражнять в правильном употреблений наречий и времени; развивать ловкость, быстроту реакций; умение действовать по сигналу.

Целевые ориентиры образовани я: проявляет интерес к птицам, особенностям их жизни; различает птиц по внешнему виду; правильно произносит слова и звуки; инициативен в разговоре; способен к целенаправленному наблюдению за объектами; проявляет интерес к трудовым поручениям; творчество в самостоятельной игровой и двигательной деятельности.

Осваиваемые образовательные области :

Социально - коммуникативное развитие»;

«Познавательное развитие»;

«Речевое развитие»;

«Художественно – эстетическое развитие»;

«Физическое развитие».

Виды детской деятельности : игровая, двигательная, коммуникативная, трудовая, познавательная.

Средства реализации : спортивное оборудование; атрибуты для игр; грабельки.

Организационная структура прогулки

1.Наблюдение за поведением птиц.

Птицы на юг улетают:

Гуси, грачи, журавли.

Вот уж последняя стая

Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Беседа с детьми

Обратить внимание детей на то, что птиц становится всё меньше и меньше. Отметить, какие птицы чаще встречаются, а каких совсем не видно. Назвать перелётных и зимующих птиц, рассказать о причинах их отлёта. Продолжая рассказ о птицах, пояснить, что вечером голоса птиц становятся всё тише и тише, потому что готовятся ко сну (одни находят укромные места для ночёвки, другие прячутся в гнёздах или на ветвях деревьев).

Вопросы

Как изменилась жизнь птиц с приходом осени ? (Корма для птиц становится всё меньше, начинает холодать – птицы собираются в стаи, пробуют свои силы и тренируют птенцов, готовят их к отлёту)

Расскажите о своих наблюдениях за поведением птиц летом и осенью. Летом для птиц достаточно корма, они выводят и выкармливают птенцов. Осенью птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.

Что происходит осенью с кормом для птиц? Корма для птиц становится всё меньше и меньше: сначала пропадают насекомые, затем увядают растения, уменьшается количество плодов и семян.

С чем связаны сроки отлёта насекомоядных и зерноядных птиц осенью? Насекомоядные улетают раньше. Так как исчезают насекомые, и птицам нечем питаться. Затем улетают зерноядные. Птицы, которые едят плоды, семена, зёрна.

Почему осенью птиц становится мало? С конца августа птицы начинают улетать на юг, так как холодает, и начинают исчезать насекомые.

Как птицы готовятся к отлёту? Собравшись в стаи, они стремительно носятся в воздухе, упражняясь перед дальним полётом.

Назовите первый признак приближения осеннего перелёта птиц? Усиливается гомон птиц, они собираются в стаи.

Какие птицы позже всех улетают на юг? Утки, гуси – водоплавающие птицы, улетают последними, пока не замёрзли водоёмы им есть чем питаться.

Знаете ли вы, как выстраиваются птицы при перелёте на юг? Журавли летят клином - углом. Цапли и гуси – шеренгой. Утки выстраиваются в линию (друг за другом.) некоторые стаи уток летят в виде пологой дуги, а мелкие – насекомоядные птицы – летят скученной стаей.

Предложить детям собраться вместе для «перелёта»; построиться клином, прямой линией и т. д.

Рассказать об отлёте журавлей осенью. Они летят углом, двумя расходящимися назад рядами, с длинными вытянутыми шеями, громко курлыча. Иногда удаётся увидеть как передовой журавль - вожак - меняется местами со своим соседом. Один из них полетает под другого и занимает его место.

Журавли летят, курлычут.

Шлют последнее «прощай»,

За собою лето кличут,

Забирают в тёплый край

Исследовательская деятельность.

Предложить детям рассмотреть карточки - схемы, на которых изображены: угол, прямая линия, косяк, хаотично, скученно расположенные птицы. Дать ответ, к какому виду птиц относится каждая карточка - схема.

Трудовая деятельность

Сбор семян различных растений для подкормки птиц зимой.

Цель : воспитывать сочувствие, сопереживание по отношению к птицам.

Игровая деятельность

Дидактическая игра «Земля, вода, огонь»

Ход игры:

Дети становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч одному из игроков, произнося при этом одно из четырёх слов: земля, вода, огонь, воздух. Если ведущий скажет «земля», тот, кто поймал, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде. На слово «огонь» - отбросить. Тот, кто ошибся, выходит из игры.

Подвижные игры

«Гуси – лебеди»

Цель: Упражнять в беге с увертыванием, в ловле. Закреплять умение выполнять действия взятой на себя роли. Согласовывать слова с игровыми действиями. Развивать у детей ловкость, сообразительность, быстроту реакции. Воспитывать целеустремленность, положительный эмоциональный настрой.

«Затейники»

Цель: Учить детей согласовывать свои действия с действиями своих товарищей, развивать находчивость, фантазию.

Подвижные игры по выбору детей.

Самостоятельные игры детей.

Наблюдая птиц, можно заметить, как закономерно по сезонам года меняется их активность. Эта смена отражает повышение или понижение уровня жизнедеятельности в зависимости от того, в какую фазу годового цикла вступает организм птицы в данный период. Он жестко «запрограммирован» на несколько таких фаз, и поведение птиц , даже их облик настолько зависит от времени года, что кажется, будто мы имеем дело с различными существами: зимой - с одними, летом - с другими. Зимой активность птиц значительно понижена и имеет лишь одну цель – добыча пищи.

Половые различия между птицами зимой будто отсутствуют. Самцы и самки практически не различимы друг от друга до наступления весны. И лишь перед приходом весны самцы становятся яркоокрашенными, чтобы привлечь своим видом самок (в мире людей – все наоборот!).

Эти изменения легко проследить, присмотревшись к домовым воробьям . Зимой самец лишь немного ярче самки, наряд его тусклый и неброский. К весне на сером фойе ярко вырисовывается черный «галстук» и «платочек» на голове. С осени этот костюм прятался под буровато-серыми кончиками перьев, а с приходом «весны света» кончики обносились, и обнажилось нарядное оперение, которое называют брачным нарядом.

Чем ближе весна, тем сильнее меняется и поведение птиц. Дружные стайки синиц , обычные на кормушках зимой, вдруг перестают ими интересоваться. Между самцами возникают ссоры. Стайки начинают таять, и вот уже встречаются только парочки синиц - самец и самка. Весна вносит сумятицу в воробьиные компании. То тут, то там на обтаявшем асфальте возникают коллективные ссоры. Часто думают, что это дерутся самцы. Но присмотритесь к такой «драке». В центре компании сидит серенькая самка и раздает удары толпящимся вокруг «ухажерам». Чтобы завоевать ее расположение, самец должен сначала найти место для будущего гнезда и показать самке. Никто из бесквартирных самцов не пользуется ее благосклонностью.

Совсем иначе ведут себя весной поползни. Зимой они не терпят себе подобных. И самцы и самки держатся поодаль друг от друга. Стайку синиц, как правило, сопровождает один поползень. То же можно сказать о дятлах. При встрече двух птиц обычно возникают драки. Весной ситуация постепенно меняется: самец и самка перестают сторониться друг друга, временами между ними еще возможны короткие стычки, но в общем заметно взаимное тяготение. Общее возбуждение выражается и в новых весенних звуках. Агрессивное отрывистое бульканье поползней переходит в призывный громкий свист, за который их называют «ямщиками». Иногда самец начинает булькать на самку, а затем, словно спохватившись, без перерыва переходит на свист.

Еще раньше, в тихие серенькие январские дни, большие синицы начинают издавать характерное двойное позвякивание, предваряющее песню. Оно так и называется — подпесня. С наступлением солнечных дней, в конце января - начале февраля, она переходит в первую весеннюю песню среднерусского леса. Весенние нотки можно услышать и в карканье ворон, и в чириканье воробьев - это тоже своеобразное пение, весенний ток. Дробь дятла тоже несет функции песни и относится к инструментальным звукам, в которых не участвует голос.

Удлиняется день, и уровень активности птиц продолжает повышаться. Объединившись в пары, они начинают занимать строго определенные участки леса, которые в дальнейшем станут окрестностями гнезда. У многих птиц самец сначала выбирает место для гнезда, а потом уже приводит к нему самку. Если будущая квартира ей не понравится, самцу приходится подыскивать новую. Так поступают воробьи, скворцы, дятлы. Самец большого пестрого дятла особым замедленным полетом привлекает самку в окрестности будущего дупла, которое потом сам же и долбит. Частые барабанные дроби служат предупреждением возможному сопернику, так же как и демонстрация ярких белых рулевых перьев и предъявление противнику мощного клюва, удлиненного черными «усами». При установлении границ участков между самцами часто возникают ссоры. Их можно наблюдать у зябликов , самцы которых возвращаются с зимовок раньше самок и делят территорию на гнездовые участки. Только когда они поделены, самцы начинают петь, заявляя о своем праве на площадь и о готовности принять будущую «хозяйку». Так обстоит дело у большинства птиц. Но есть и исключения.

Когда у одного самца бывает помногу самок - у глухарей, тетеревов, многих куликов, — гнездовой участок выбирает только самка. Так же обстоит дело у уток , у которых пара сохраняется очень недолго, только до окончания откладки самкой яиц. Затем самцы собираются в стаи и уходят линять в «крепкие», труднодоступные, скрытые места или на открытую воду.

У колониальных птиц участки чрезвычайно малы. Чайка считает «своим» такой кусочек суши, до границы которого она может дотянуться клювом, не сходя с гнезда. Чайки-моевки делают гнезда на узких уступах, где едва помещается одна птица. Тем не менее, перебранки с соседками на их базарах - обычное дело. В колониях кайр и пингвинов , где птицы размещаются «плечо к плечу», участков вообще нет. Помногу лет подряд существуют гнездовые участки у птиц, объединяющихся в пары на всю жизнь,- лебедей, гусей, аистов, воронов, хищных птиц. Эти птицы занимают большие территории - до нескольких квадратных километров.

Птицы, улетающие или уплывающие за кормом особенно далеко от гнездовий, часто вовсе не имеют индивидуальных участков. Основная причина итого - разделение гнездовой территории и кормовой базы. Именно так формировались в процессе эволюции поселения колониальных птиц - грачей, ласточек, чаек , некоторых дроздов. Например, певчий дрозд , собирающий корм и лесу, защищает обширную территорию вокруг гнезда, которая служит и кормовым участком. А дрозды-рябинники , летающие кормиться из леса, где размещаются их гнезда, на поля, считают «своим» практически только дерево, на котором расположено гнездо. Поэтому гнезда рябинников размещены гораздо теснее, чем гнезда других видов дроздов. Их поселения приближаются к настоящей колонии. Преимущества такого образа жизни очевидны - это коллективная защита от врагов. Под защитой колониальных птиц чувствуют себя в безопасности и многие одиночно гнездящиеся. Например, гнездам уток, лысух, куликов не страшны хищники, если по соседству расположено шумное поселение чаек.

После определения границ участка вся энергия птиц, очень высокая в это время года, бывает направлена на строительство гнезда. Это одна из самых своеобразных и

сложных форм поведения, свойственных птицам. Приведем несколько примеров. Самец певчего дрозда собирает в лесу гнилушки и опилки из трухлявых пней. Эту массу,

размоченную водой или слюной, он передает самке. Та кладет опилки на дно будущего гнезда и грудью размазывает их по стенкам, вращаясь как волчок. После многоразового оштукатуривания гнездо несколько дней сохнет, а потом уже самка начинает откладку яиц.

Дрозд и его гнездо

Обитатели северных морских островов — тупики — роют поры в мягкой почве лапами и мощным плоским клювом. Колония тупиков находится глубоко под землей. Норы длинные — до 3 м - и извилистые, па конце с гнездовой камерой. Ходы соседних нор сливаются, образуя подземный птичий город. Почва каждый год так хорошо перекапывается и обильно удобряется, что местная флора получает прекрасные условия для развития. Такие яркие цветы, как на колониях тупиков, не встречаются больше нигде среди скудной северной растительности.

Колония тупиков

Синицы-гаички сами выщипывают гнездовое дупло в мягкой древесине гнилых осин или берез. Это единственные синицы, которые могут сами построить себе жилище. На постройку у пары гаичек уходит больше двух недель.

Биологическое значение гнезда в жизни птиц огромно. Снесенные яйца, а затем и вылупившиеся птенцы размещены в нем очень компактно, и это не случайно – именно таким образом создаются наиболее благоприятные условия для развития потомства. Яйца располагаются в нем так, что занимают наименьшую возможную поверхность. Это особенно заметно у куликов . Четыре их крупных грушевидных яйца лежат в гнездовой ямке так, что насиживающая самка как раз прикрывает их своим телом. Сам материал гнезда обеспечивает оптимальные температурные условия для развития яиц, а затем птенцов. Последнее особенно важно, так как малыши птенцовых птиц не способны поддерживать постоянную температуру тела. Лежа тесной кучкой, они легче противостоят охлаждению. Подросшие птенцы полностью занимают всю чашку гнезда, что тоже способствует сохранению тепла. Основную роль по поддержанию температуры в гнезде играет насиживающая самка.

Поведение зимующих птиц,

прилетающих на кормушки

Летом и на зимних каникулах я живу у дедушки и бабушкив красивом поселке «Раздолье». С ранней весны до поздней осени поселок утопает в зелени. Дедушкин дом расположен на окраине. Вокруг него растут березы, сосны, черемуха, рябина, сирень, калина, жимолость, малина, смородина. Летом здесь всюду много разных птиц, они выводят и вскармливают птенцов. Осенью количество корма сильно уменьшается, и многие птицы улетают в теплые края. Этих птиц называют перелетными. А часть птиц не улетает. Это зимующие птицы. Они питаются почками, семенами и плодами растений, спрятавшимися насекомыми, отыскивают корм около жилья человека.

И все же птицы зимой нередко голодают. Особенно трудно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. Тяжело приходиться птицам, когда деревья покрыты изморозью, так как почти невозможно добраться до спрятавшихся насекомых и почек.

В такую погоду очень много птиц погибает от голода, не дожив до весны. Так, из каждых десяти синичек до весны доживают только две. Без помощи людей не смогут пережить длительные снегопады и морозы нашей суровой зимы.

Вот поэтому я решила помочь птицам.

Спасенья птицы ждут от нас.

Попросила дедушку помочь мне из бумажных пакетов из-под молока, сока сделать первые кормушки. Сделали и подвесили на куст сирени, который растет перед окном. Так зимой легче будет даже из окна наблюдать за птицами. Когда все было готово, насыпала в кормушку семечек – подсолнечных, арбузных, дынных, кому, что понравится.

Ну вот, повесили кормушки, насыпали корма, я любуюсь, птиц приглашаю: «Где вы, птицы? Столовая открыта!». А они тут как тут: сначала прилетела одна синичка, потом – другая, увидели кормушку и давай туда нырять. Вскоре их набралось уже четыре или пять. Не заставили себя ждать и воробышки – прилетели, подбирают оброненные синичками зернышки. В зимние каникулы я каждый день записывала, какие птицы и сколько их прилетает покормиться, а затем данные наблюдений занесла в таблицу.

Названия птиц

1-ый день

2-ый день

3-ый день

4-ый день

5-ый день

6-ый день

7-ый день

1

Синички

4

8

10

11

12

14

15

2.

Воробей

6

7

9

10

12

10

12

3.

Поползень

-

-

2

2

3

4

4

4.

Буроголовые синички (пухляки)

-

-

-

1

2

2

2

5.

Снегири

1

2

2

2

4

5

6

За этими птичками я наблюдала каждый день. Как они правильно называются, и описать их мне помогла бабушка и книга «Юный натуралист».

Вот они…

Большая синица.

Большая синица – голова, горло, продольная полоса на груди и брюшке – черные, спина – зеленоватая, грудь и брюшко – белые с желтым, щеки – белые.


Поползень обыкновенный.

Поползень – птица с коротким хвостом, сильными лапками и острым клювом. Он ловко лазает по стволу и веткам деревьев и дажеможет спускаться по стволу вниз головой, чего не умеют делать другие птицы. У него однотонные голубовато-серые голова и спинка, белая нижняя сторона, черная полоска от глаза к уху.


Воробей полевой (деревенский).

У воробья на темени шапочка коричневая, на крыльях две светлые полоски, на щечках расположены черные скобочки на светлом фоне, а вокруг шеи имеется белый ошейник. Получил свое название, что он обитает в сельской местности.

Снегири.

У снегирей красные грудки, голубовато-серые спинки, черные бархатные шапочки и крылья, которые хорошо заметны на фоне белого снега. Они прилетают к нам только зимой. И называются они «Снегири», потому что появляются у нас вместе со снегом. Самки окрашены так же, лишь грудь буровато-серого цвета.


Буроголовая гаичка (пухляк).

Пухляки относятся к синичкам. Это – небольшая птичка с серой спинкой, черно-бурой шапочкой на голове,черным пятном под клювом и яркими белыми щечками. Клюв у нее похож на шило.


Меню для птиц.

Наблюдая за прилетающими в птичью столовую птицами, я узнала, какой корм они охотнее поедают и как часто прилетают к кормушке. Для корма я брала самые разнообразные зерна и семена: семечки подсолнечника, высушенные арбузные и тыквенные семечки, комбикорм, пшено, семена сорняков, например, крапивы, репейника, крошки белого хлеба. Подвешивала кусочки несоленого сала, мяса. Наблюдая за прилетающими в птичью столовую птицами, я сделала такие выводы.

Поползень ухватит самое крупное семечко – и полетит с ним на березу или штакетник. Затем начинает кружить по стволу в низ головой, найдет трещину, воткнет в нее семечко и начнет колоть скорлупу, высоко замахиваясь головкой и раскидывая крылья, а когда подлетает к салу, то все синички уступают ему место.

Синички и пухляки ни секунды не сидят на месте. Деловито осматривают кустики сирени, повисают внизголовой, затем слетают за семечкой, взлетают на ветку повыше, зажимают добычу между лапками и начинают стучать клювиком по семечку, вытаскивая зернышко. Любят клевать и кусочки мяса, сала.

Снегири прилетали ежедневно, но на кормушку первое время не садились, а кормились семенами сирени, клевали и ягоды рябины.

Воробьи прилетают целыми стаями. Чтобы часть корма не съедалась ими, для них отдельно на столике насыпала комбикорм (размолотые семена овса, пшеницы), пшено и труху от сена, где много семян сорняков.

Затем я стала класть в кормушки корм в определенные часы дня (завтрак в 10 00 часов, обед в 2 00 часа, в 5 00 часов ужин). И птицы собираться около кормушек в эти часы дня. По их поведению видно, что они ждут корма.

Так же я заметила, что клювы у птиц разные. У синичек тоненькие, длинные, похожие на шило. У поползней клювик посильнее, похожий на кинжальчик.У снегирей коротенький и потолще.

Вести наблюдения за птицами очень интересно, эту работу я

· Укрепляя кормушку, не обламывай ветки, не повреждай стволы деревьев.

· Следи, чтобы корм в кормушке был посто­янно.

· Не бросай возле кормушки пакеты и банки, в которых приносишь корм.

· Следи,чтобывкормушкенебылоснега.

· Не клади в кормушку куски хлеба, мака­роны, корочки апельсинов и прочее. Этот корм птицы не съедят. Помни, что птицам нужны се­мечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки бе­лого хлеба.

Покормите птиц зимой,

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть одна – и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Вам встречать весну.

Кононова Анастасия (7 лет)