Экономическая теория является одной из древнейших наук, привлекавшей внимание ученых и всех образованных людей. Так, уже первобытные люди владели основами экономических знаний, имели определенные представления о ведении хозяйства, об отношениях, складывающихся между членами общины в процессе и в результате добывания и распределения благ, обмена произведенными продуктами.

Однако эти представления еще не выделялись в самостоятельную область знаний, существовали в рамках нерасчлененного общественного сознания, являлись составной частью мировоззрения людей вообще.

Экономическая теория зародилась и сформировалась в недрах философии, а затем отделилась от неё в рамках общего процесса дифференциации наук и специализации учёных, вызываемого непрерывным накоплением знаний и невозможностью охвата всего их массива отдельными исследователями.

Как наука экономическая теория возникла в XVI-XVII вв . Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения рынков, интенсификации денежного обращения.

В XIX веке экономическую теорию начинают преподавать в форме отдельных курсов на юридических факультетах университетов.

В XX веке появляются особые экономические факультеты, специализированные экономические высшие и средние специальные учебные заведения, начинают изучать в средних школах, лицеях, гимназиях, колледжах, формируется круг профессиональных экономистов.

В прошлом веке А.С. Пушкин , которому царь Николай I поручил продумать принципы воспитания молодежи, прежде всего, высказался против домашнего образования, а в числе обязательных к изучению наук назвал политическую экономию.

И сегодня интерес образованных людей к экономической теории не иссякает. Видный американский ученый П. Самуэльсон назвал ее «королевой наук» , а создатели пролетарской политэкономии считали ее «анатомией человеческого общества» . И действительно, как нет хорошего врача без знания анатомии, так нет хорошего экономиста, коммерсанта, предпринимателя без знания основ экономической теории.

П. Самуэльсон в известной всему миру книге «Экономикс» писал, что человек, который систематически не изучал экономическую теорию, подобен глухому, пытающемуся дать свою оценку музыкальному произведению.

Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего, стран Древнего Востока. Древнеиндийские «Законы Ману » (IV-III вв.до н.э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения.

Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей Платона, Ксенофонта, Аристотеля можно охарактеризовать как исходные пункты современной экономической науки. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима стали продолжением экономической мысли Древней Греции .

Экономика — это такая наука, которая изучает использование различных с целью обеспечения удовлетворения человека и людей в целом, а так же взаимоотношения между сторонами хозяйственной деятельности; а так же само хозяйство, как совокупность , которые используют люди с целью удовлетворения потребностей.

Экономика разделяется на две части научную и прикладную. Научная экономика еще называется экономической теорией — наукой о том, как отдельные люди так и общество в целом избирают способ использования дефицитных ресурсов, которые имеют многоцелевое значение. Прикладная экономика изучает возможности использования , теорий и т.д., которые были разработаны экономической теорией, для работы разных элементов экономических систем.

Экономические школы

Первые экономические школы начинают зарождаться в XVI-XVII вв.

История экономической теории насчитывает 8 экономических школ .

Экономические школы

Период развития

Представители

Меркантилизм

16-17 вв.

Томас Ман (1571-1641)

Физиократы

18 век.

Франсуа Кенэ (1694-1774)

Классическая политическая экономика

конец 18 — 1-я пол.19 вв.

Адам Смит (1723-1790)

Марксизм

2-я пол. 19 — 20 вв.

Карл Маркс (1818-1883)

Неоклассическая экономическая теория

конец 19 — начало 21 вв.

Альфред Маршал (1842-1924)

Кейнсианство

20 — начало 21 вв.

Джон Кейнс (1883-1946)

Институционализм

20 — начало 21 вв.

Джон Гелбрейт (1908-2006)

Неоконсерватизм

(монетаризм)

20 — начало 21 вв.

Милтон Фридмен (1912-2006)

Меркантилизм

В условиях разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений возникла первая школа политической экономии - меркантилизм (середина XVI в. - середина XVII в.). Именно с этого периода (XVI-XVII вв.) можно говорить об экономической теории как самостоятельной науке, так как появилась первая система экономических взглядов, в центре которой оказалась проблема богатства.

Меркантилисты (Т. Ман, А. Монкретьен) считали, что доход создается в сфере обращения , а богатство нации заключается в деньгах - золоте и серебре. Поэтому они ставили цель экономической политики государства - всеми способами привлекать в страну эти металлы. Источником богатства, по их мнению, являлась внешняя торговля .

Меркантилизм возник во время великих географических открытий , захвата колоний, роста влияния городов и делился на ранний и поздний.

Главным в раннем меркантилизме являлась теория денежного баланса , направленная на увеличение золота и серебра в стране законодательным путем. В целях удержания денег запрещался их вывоз за границу, все денежные суммы, вырученные от продажи, иностранные купцы были обязаны истратить на покупку местных товаров.

Для позднего меркантилизма характерна система активного торгового баланса , который обеспечивался путем вывоза национальных товаров за рубеж. При этом выдвигалось требование: вывозить больше, чем ввозить.

Близкой к меркантилизму является экономическая политика , направленная на ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем внедрения таможенных барьеров.

С выходом в свет книги Монкретьена «Трактат по политической экономии» (1615) экономическая теория более 350 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия .

Появление данного термина обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле.

Физиократы

Новое направление в развитии политической экономии представлено физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев.

Физиократы изучали влияние природных явлений на экономику общества. Они считали что, источником богатства является только труд в земледелии , сельскохозяйственном производстве , промышленность же определялась как "бесплодная" сфера, не создающая "чистого продукта".

Представители школы: Франсуа Кенэ, Робер Тюрго.

Школа классической политэкономии

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах Адама Смита (1723-1790) и Давида Рикардо (1772-1823).

Адам Смит стал основоположником классической политической экономии.

Основная идея в учениях Адама Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен .

Смит заложил основы , показал значение разделения труда как условия повышения производительности. Его исследования стали библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо утверждал, что стоимость и цена товара зависит от количества труда, затраченного на его изготовление. Прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего. Его учение легло в основу утопического социализма.

Экономическая школа утопического и научного коммунизма (марксизм)

Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизма .

Марксизм или теория научного социализма (коммунизма) представлена формированием социалистических принципов : общественная собственность на средства производства, отсутствие эксплуатации человеческого труда, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности, экономику государственного типа, в которой все хозяйственные решения принимаются центральным аппаратом.

Маржинализм

Во второй половине XIX в. была сформулирована теория маржинализма , которая возникла как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Именно маржинализм лежит в основе современного неоклассического направления экономической мысли.

Представителями маржинализма (школы предельного анализа) являются: Менгер, Визер, Вальрас.

Основная идея — использование предельных крайних величин или состояний, которые характеризуют стоимость любого блага или товара в зависимости от его предельной полезности для потребителя.

Например: исследует аспект ценообразования в связи с эффективностью потребления продуктов и показывает, насколько изменится удовлетворение потребителя при добавлении единицы оцениваемого продукта в отличие от затратной концепции.

Неоклассическая школа

Возникает на основе синтеза идей Давида Рикардо и представителей школы Маржинализма.

Представители неоклассической школы: Альфред Маршал, Артур Пигун.

Основная идея — экономическое хозяйство рассматривается представителями этого направления как совокупность микроэкномических агентов, желающих получить максимальную полезность при минимальных издержках.

Кейнсианство

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является Джон Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы.

С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность и товаров, подавлять экономические кризисы. Было изучено влияние спроса на поток

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

Неоклассическое направление сформировалось в последней трети CIC века в результате маржиналистской революции. До этого времени в экономике исследовали не предельные, а средние величины: здесь основная категория – «предельная полезность блага», т.е. полезность последней единицы блага. Именно она лежит в основе цены блага. Направление сложилось путем образования и развития четырех неоклассических школ с последующим их слиянием.

1. Австрийская школа (Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Ойген фон Бем-Баверк).

Представители Венского университета считали, что основа экономики – индивидуальное хозяйство, микроуровень. Именно там происходит субъективная оценка блага; затем при выходе на рынок появляются объективные оценки, формируется цена. В основе ее не труд, а предельная полезность блага. Классовые интересы, социальный налет в экономике их (представителей) не интересует. Здесь правят две силы : спрос и предложение , которые формируют рыночную цену. Отсюда закономерен вывод о вреде государства в экономике.

2. Лозаннская школа (Леон Вальрас, Вильфредо Парето).

Вальрас внес формулы, графики, высшую математику в экономическую теорию. С него начинают решаться задачи на минимум и максимум, экономическое равновесие и экономическую эффективность. Вальрас автор кругооборота товаров и ресурсов. Предложенная им модель перекочевала во все современные учебники по экономической теории. Он ввел понятие «степенная полезность» , заложил теорию благосостояния.

«Оптимум Парето» - если в результате сделки ухудшились экономическое положение кого-либо из ее участников, уже было достигнуто оптимальное состояние.

3. Кембриджская школа (Альфред Маршал, Артур Пигу).

Новизна в учении Маршала :

В методологии до него основная наука – политэкономия с ударением на классовые позиции. У него – это экономическая теория, экономикс, через рыночные силы: спрос, предложение, равновесие рынка рассматриваются все экономические категории.

Отказ от причинно-следственного метода в пользу функционального метода. Ярким примером первого метода является рассмотрение товара у Маркса:

У Маршала есть функциональная зависимость спроса от цены: с ростом цены снижается спрос. Спрос зависит предложения и т.д.

Функциональный подход – четная функциональная зависимость. Маршал считал, что не нужно искать причину цен и дохода. Цену определяет пересечение кривых спроса и предложения.

Ввел понятие экономического равновесия, но рассматривал его на микроуровне.

Ввел понятие времени в экономике (рассматривал цену мгновенного, короткого, среднего, долгого периода).

В настоящее время сохранились понятия цены короткого и долгого периода. Цена короткого периода – цена равновесия, когда предложение не успевает реагировать на изменение спроса. Цена долгого периода – предложение меняется с изменением спроса.

Вслед за Смитом придерживался идеи невмешательства государства в экономику. Рыночная экономика справится со всем сама, государство должно заниматься внешней торговлей, валютой, не трогать национальный рынок.

Ввел понятие эластичности в экономику (чувствительность одних показателей в зависимости от изменения других).

4. Американская школа (Джон Бейтс Кларк – автор теории предельной производительности факторов производства).

Представители школы занимались так же предельной полезностью, составлением экономических прогнозов основных объемов макроэкономических показателей.

Все четыре школы имели много общего, не будучи знакомыми между собой, пришли к одним и тем же выводам. В конце концов, объединились в единое неоклассическое направление во главе с Альфредом Маршалом. Это направление господствовало в экономической теории с 70х годов CIC века до 26 октября 1929 года. Теория становится наукой, когда оформилась в учебник книга Альфреда Маршала «Принцип политэкономии».

Причины длительного господства данного направления в экономической теории :

  • Формирование среднего класса (появился массовый потребитель, который формирует рыночную цену – ⅔ населения страны).
  • Данное направление создает аппарат для определения экономической эффективности.
  • Неоклассическое направление создавало основы современной микроэкономики.

К 26 октября 1929 года сначала теоретически, а затем практически неоклассика не отвечает на следующие вопросы :

o Почему возникают кризисы подобные Великой депрессии?

o Как выйти из Великой депрессии?

o Что надо делать, чтобы в будущем не было подобных катастроф?

Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы.

Неоклассическое направление исследует поведение т. н. экономического человека (потребителя, предпринимателя, наёмного работника), который стремится максимизировать доход и минимизировать затраты. Основные категории анализа - предельные величины. Экономисты неоклассического направления разработали теорию предельной полезности и теорию предельной производительности, теорию общего экономического равновесия, согласно которой механизм свободной конкуренции и рыночного ценообразования обеспечивает справедливое распределение доходов и полное использование экономических ресурсов,экономическую теорию благосостояния, принципы которой положены в основу современной теории государственных финансов (П. Сэмуэльсон), теорию рациональных ожиданий и др.

Во второй половине XIX века наряду с марксизмом возникает и развивается неоклассическая экономическая теория. Из всех её многочисленных представителей наибольшую известность приобрёл английский учёный Альфред Маршалл (1842-1924). А.Маршалл обобщил результаты новых экономических исследований в фундаментальном труде "Принципы экономической теории" (1890).

В своей теории цены А.Маршалл опирается на концепции спроса и предложения. Цена блага определяется соотношением спроса и предложения. В основе спроса на благо лежат субъективные оценки предельной полезности блага потребителями (покупателями). В основе предложения блага лежат издержки производства. Производитель не может продавать по цене, не покрывающей его затраты на производство. Если классическая экономическая теория рассматривала формирование цен с позиций производителя, то неоклассическая теория рассматривает ценообразование и с позиций потребителя (спрос), и с позиций производителя (предложение).

Неоклассическая экономическая теория так же, как и классики исходит из принципа экономического либерализма, принципа свободной конкуренции. Но в своих исследованиях неоклассики больший акцент делают на исследовании прикладных практических проблем, в большей степени используют количественный анализ и математику, чем качественный (содержательный, причинно-следственный). Наибольшее внимание уделяется проблемам эффективного использования ограниченных ресурсов на микроэкономическом уровне, на уровне предприятия и домашнего хозяйства. Неоклассическая экономическая теория является одной из основ многих направлений современной экономической мысли.

Основные идеи:

1) Частнопредпринимательская рыночная система, способная к саморегулированию и поддержанию экономического равновесия;

2) Государство создает благоприятные условия для функционирования рыночной экономики.

Введение

Термин "неоклассическая школа" в экономической науке с точки зрения преемственности своих предшественников по "классической школе".

Неоклассики переняли у классиков, главное — приверженность принципам экономического либерализма и стремление "держаться чистого знания" или, как еще говорят, "чистой теории" без субъективистских, психологических и прочих неэкономических наслоений. Поэтому, признавая, что маржиналисты "второй волны" в отличие от маржиналистов "первой волны", да и в отличие от классиков расширили предмет исследования (прибегнув для этого — к качественно новому методологическому инструментарию, как-то: системы, благодаря возможностям математики и замене каузального и классификационного анализа, подход исследования хозяйственного механизма; функциональная характеристика взаимосвязи и взаимообусловленности экономических показателей), надо признать и обратное: неоклассики в то же самое время сузили предмет своего исследования из-за намеренного изъятия из круга теоретико-методологических задач экономической науки как проблематики социальной, так и макроэкономической направленности.

Прежде всего, нужно обратить внимание на особенности методологии неоклассического анализа. Во всех предыдущих теориях в первую очередь выделялся источник ценности, абсолютный закон ее образования. Например, ценность выводилась из затрат труда или издержек производства, или из предельной полезности. Неоклассики переходят к функциональной теории, где нет места абсолютным категориям, все они рассматриваются как относительные. Экономические явления анализируются не по принципу движения от глубинных причин к поверхностным явлениям, а по принципу взаимозависимости и взаимного определения (принцип релятивизма).

1 Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы?

Создание неоклассического направления связано с работами английского экономиста Альфреда Маршалла (1842-1924). Именно он со своими «Принципами Экономикса» (1890 г.) (в русском переводе «Принципы политической экономии») считается основателем англо-американской школы экономической науки, получившей значительное влияние и в других странах.

В отличие от классиков, уделявших главное внимание теории стоимости, неоклассическая школа выдвинула в центр исследования законы ценообразования, анализ взаимосвязей спроса и предложения. С дискуссий о стоимости споры переносятся в сферу изучения условий и факторов формирования цены, ее составляющих.

А. Маршалл предложил «компромиссную» теорию цены, переработав и соединив концепцию Рикардо и концепцию Бем-Баверка - трудовую теорию стоимости и теорию предельной полезности. Так была создана двухфакторная теория цены, основанная на анализе взаимных связей спроса (полезности) и предложения (затрат).

Неоклассическая школа не отрицает необходимости государственного регулирования (в этом одно из отличий от классиков), но считает, что оно должно быть ограниченным. Государство создает условия для хозяйственной деятельности. Рыночный механизм конкуренции способен обеспечить сбалансированный рост, равновесие между спросом и предложением.

Экономисты, которых принято относить к неоклассикам, представляют далеко не однородную школу. Они отличаются сферой интересов, занимаются различными проблемами. Имеются особенности в используемых ими методах, подходах к анализу экономической действительности. Это также отличает их от классической школы, которая в принципе является более однородной по взглядам и выводам, разделяемым ее основными представителями.

Одна из особенностей неоклассической школы - широкое использование графиков, схем, экономических моделей. Это не только иллюстративный материал, но и инструмент теоретического анализа.

1.1 Принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом

Принцип экономического равновесия является одним из определяющих положений неоклассической школы. Равновесие в экономике - это соответствие между спросом и предложением, между ресурсами и потребностями. Через ценовой механизм равновесие устанавливается путем либо ограничения потребительского спроса, либо увеличения объема производства (и предложения).

Обосновывая принцип равновесности, А. Маршалл ввел в экономическую науку категорию «равновесной цены», которая представляет собой точку пересечения кривой спроса (предельной полезности) и кривой предложения (предельных издержек). Оба эти фактора - слагаемые цены; полезность и издержки одинаково значимы.

В подходе А. Маршалла учитываются как объективная (издержки производства), так и субъективная (полезность благ) сторона.

В коротком периоде равновесная цена образуется в точке пересечения кривой предложения и кривой спроса. По словам Маршалла, «принцип издержек производства и принцип "конечной полезности", без сомнения, являются составной частью одного всеобщего закона спроса и предложения; каждый из них можно сравнить с одним из лезвий ножниц».

Равновесная цена

Маршалл также пишет: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

«Когда спрос и предложение пребывают в равновесии, количество товара, производимого в единицу времени, можно назвать равновесным количеством, а цену, по которой он продается, равновесной ценой.

Такое равновесие является устойчивым, т.е. цена при некотором отклонении от него будет стремиться к возвращению в прежнее положение подобно тому, как маятник колеблется в ту и другую сторону от своей низшей точки».

Равновесная цена не есть раз и навсегда данная и неизменная цена. Она меняется, поскольку меняются ее составляющие: спрос - под влиянием убывающей или возрастающей предельной полезности торта; предложение - в результате возрастания или убывания предельных издержек. Изменения происходят под воздействием многих факторов: доходов, времени, перемен в экономической ситуации.

Равновесие по Маршаллу - это равновесие только рынка товаров. Оно достигается при наличии определенных условий, прежде всего - свободной конкуренции.

1.2 Концепция Дж. Б. Кларка. Распределение дохода между производственными факторами

Принцип предельных величин был распространен неоклассиками на сферу производства. Американский экономист Джон Бейтс Кларк (1847-1939) использовал этот принцип (наряду с другими) для решения проблемы распределения «общественного дохода».

Как определить долю каждого фактора в продукте?

Кларк рассматривает соотношение двух факторов - труда и капитала и делает следующие выводы:

1) с количественным увеличением одного фактора (при неизменности другого) его отдача постепенно уменьшается;

2) рыночная цена, а значит, и доля каждого фактора устанавливается в соответствии с предельным продуктом, который создается с помощью этого фактора.

Согласно концепции, выдвинутой Кларком, заработная плата наемных работников совпадает с размером продукта, который следует «приписать» (вменить) предельному труду. При найме рабочих предприниматель не будет превышать границу, за которой дополнительные работники не приносят ему дополнительного дохода. Продукт, создаваемый «предельными» работниками, и соответствует оплате их труда.

Иначе говоря, предельный продукт равен предельному доходу.

Весь фонд заработной платы представляет собой предельный продукт, умноженный на число работников. Продукт труда дополнительных работников устанавливает уровень оплаты всех занятых на данном предприятии.

Доход предпринимателя есть разница, которая образуется между величиной созданного продукта и той частью, которая представляет собой фонд заработной платы. Если заработная плата определяется предельной производительностью труда, то доход предпринимателя - предельной производительностью капитала (его последней, добавленной единицей). По теории Кларка, доход предпринимателя как владельца средств производства представляет собой процент на вложенный капитал. Прибыль же - результат предпринимательской функции владельца капитала. Она образуется в случае, когда предприниматель выступает в качестве новатора, внедряет усовершенствования, новые комбинации производства.

Особенность распределительной концепции Кларка состоит в том, что она опирается не на принцип «затрат», а на принцип результативности производственных факторов, их вклада в создание продукта.

«Цена» фактора, по Кларку, определяется стоимостью прироста продукции при использовании дополнительной единицы этого фактора.

Производительность факторов определяется в соответствии с принципом вменения. Каждой дополнительной единице фактора вменяется весь дополнительный («предельный») продукт без учета участия в этом процессе других факторов. Предельная производительность каждого фактора производства соответствует величине созданного им предельного продукта.

1.3 Теория благосостояния Сиджвика и Пигу

Важным течением в неоклассической науке была теория благосостояния. Значительный вклад в нее внесли Генри Сиджвик (1838-1900) и Артур Пигу (1877-1959).

В своем трактате "Принцип политической экономии" Сиджвик подверг критике понимание богатства у классиков, их доктрину "естественной свободы", согласно которой каждый индивид, преследуя собственную выгоду, одновременно служит выгоде всего общества. Доход общества слагается из доходов частных лиц. Сиджвик утверждает, что частная и общественные выгоды не совпадают; что свободная конкуренция обеспечивают эффективное производство богатства, но не дает справедливого распределения его. Система "естественной свободы" порождает конфликты между частными и общественными интересами. Более того, конфликт возникает также внутри общественного интереса: между выгодой текущего момента и интересами будущих поколений. Сиджвику в первую очередь обязана своим формированием доктрина о смешанной экономике.

Главное сочинение А. Пигу - "Экономическая теория благосостояния" (первое издание - 1920 г.). В центре его теории - понятие национального дивиденда (национального дохода). Пигу поставил задачу - выяснить соотношение экономических интересов общества и индивида в аспекте проблем распределения, используя понятие "предельный чистый продукт".

Ключевым понятием концепции Пигу является дивергенция (разрыв) между частными выгодами и издержками, выступающими как результат экономических решений отдельных людей, с одной стороны, и общественной выгодой и затратами, выпадающими на долю каждого, - с другой. Он считал, что нерыночные связи глубоко проникают в индустриальную экономику и представляют собой большой практический интерес. Средством воздействия на них должна быть система государственных налогов и субсидий.

Обратим внимание также на эффект Пигу. Классики считали, что при наличии гибкой заработной платы и подвижных цен процентная ставка будет приводить в равновесие сбережения и инвестиции, а также спрос и предложение денег при полной занятости. А как обстоит дело в условиях безработицы? Неоклассическая концепция равновесия в условиях безработицы названа эффектом Пигу. Этот эффект показывает влияние активов на потребление и зависит от той части денежной массы, которая отражает чистую задолженность правительства. Поэтому эффект Пигу основывается на "внешних деньгах" (золото, бумажные деньги, государственные облигации) в отличие от "внутренних денег" (чековые депозиты), применительно к которым снижающиеся цены и зарплата не порождают чистого агрегатного эффекта. Следовательно, когда цены и зарплата снижаются, отношение предложения "внешнего" ликвидного богатства к национальному доходу возрастает до тех пор, пока стремление к сбережениям не начнет насыщаться, что в свою очередь стимулирует потребление.

Сравнительная таблица различий двух направлений в развитии экономической мысли IXX в начале ХХ веков

Классическая экономическая теория

Маржинализм

Основная идея

Базировались лишь характеристикой сущности экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной величине.

маржинализм базируется действительно на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях.

Теория стоимости

по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда (по другой трактовке - издержками производства).

По концепции маржиналистов формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, то есть учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта.

Количественная теория денег.

Ведь классики в противовес примитивному инфляционизму своих предшественников - меркантилистов еще со времен Д.Юма, то есть боле ста лет, «доказывали» степень ненейтральности денег ходя бы в краткосрочном периоде, они не допускали возможность позитивного воздействия ползучей инфляции на производство и занятость. Согласно их интерпретации количественной теории денег речь идет о «простой ясной теореме пропорциональности».

маржинальная революция» дала «новые доказательства» для постепенного отхода от ортодоксальной версии количественной теории денег Рекардо-Миля. В результате «пришло время» неформального признания главных функций денег: средство обращения; мера стоимости или единицы счета; средство сбережения, накопления или средства сохранения стоимости.

Методология

классики подразделяли экономические явления тенденциозно, считая, в частности сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость - исходной категорией всего экономического анализа

маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, то есть материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.

Заключение

В данной контрольной работе была раскрыта тема «Общая характеристика неоклассической школы». Рассмотрены Теория благосостояния Сиджвика и Пигу Концепция Дж. Б. Кларка. Принцип экономического равновесия, обоснованный А. Маршаллом. Даны ответы на следующие вопросы: Что такое неоклассическая школа? Чем она отличается от классической школы? Дали сравнение двух направлений в развитии экономической мысли IXX в начале XX веков.

Список литературы

  1. Блауг С.А. Экономическая мысль в ретроспективе. - М.: Дело ЛТД, 1994.
  2. Бартенев С.А. История экономических учений: в вопросах и ответах. - М.: Юристъ, 1998.
  3. Кларк Д.Б. Распределение богатства. - М.: Экономика, 1992.
  4. Майбурд Е.М. Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. - М.: Дело, Вита - Пресс, 1996.
  5. Маршалл А. Принципы экономической науки. Кн. I-III - М.: Прогресс, 1993.
  6. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли. - М.: Прогресс, 1968.
  7. Титова Н.Е. История экономических учений: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  8. Ядгаров Я.С. История экономических учений. - М.: Экономика, 1996.

В конце XIX века опираясь на теорию маржинализма, была сделана попытка синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм. Самый видный представитель этого направления Альфред Маршалл (1842 - 1924), по мнению которого необходим синтез теорий стоимости, издержек производства и предельной полезности, встроил в концепцию маржинализма элементы из теории Д. Рикардо - классика политической экономии. Главный труд А. Маршалла «Принципы экономической науки» издан в 1890 г. В результате такое направление стало называться «неоклассической системой» (представители Дж. Б. Кларк, А. Маршалл, А. Лигу). Сторонники неоклассического подхода считали, что рыночный механизм сам способен регулировать экономические процессы, устанавливать равновесие спроса и предложения, т.с. изначально устанавливался принцип невмешательства государства в экономику. Эта наука носит прикладной характер по сравнению с марксисткой политической экономией, которая имеет более абстрактный характер и социальную направленность. Предмет исследования - «чистая экономика» вне зависимости от общественной формы се организации, объект исследования - поведение и субъективные мотивы «экономического человека», который в своей деятельности руководствуется только личным интересом. Таким образом, неоклассический подход свои задачи видел в максимизации дохода, минимизации затрат и получил название «микроэкономический». Неоклассическая теория исключила участие живого труда в создании прибыли. Прибыль у них является исключительно вознаграждением предпринимательских усилий и реализацией предпринимательских прав на капитал, как на свою собственность.

Большинство экономистов неоклассического направления капитал трактуют как запас благ (богатства), приносящий систематический доход своему владельцу. «Капитал» - это сбереженный труд, а процент - разница между предельной производительностью сбереженных труда и земли и текущих производительностей труда и земли. Согласно их преставлениям каждый из трех факторов производства способен принести своему владельцу доход. Капитал приносит процент, земля - земельную ренту, труд - заработную плату. Поскольку все факторы приносят доход, значит, их собственники являются независимыми и равноправными партнерами. В данном случае можно говорить об экономической справедливости, если доходы каждого участника производства соответствуют величине их вкладов, принадлежащих им факторов, в создание совокупного дохода. Однако это не означает, что каждый собственник того или иного фактора непременно должен принимать непосредственное участие в производстве. Не принимать участие в производстве могут только собственники так называемых отчуждаемых факторов производства - земли и капитала. Представляющий фактор «труд» должен непосредственно участвовать в производстве, т. к. способность к труду невозможно передать другому лицу. Он имеет статус «наемного работника», который не мешает иметь собственность на другие факторы производства.

Кейнсианство. Джон Мейнард Кейнс (1883 - 1946) отвергал основополагающий принцип буржуазной экономической науки о саморегулировании капиталистической экономики с помощью механизмов рынка. Он утверждал, что рыночное регулирование делает экономику нестабильной и обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику. Без государства рыночная экономика не может решить такие проблемы, как кризисы, инфляция, безработица и т.д. В 1936 г. вышел основной труд Дж.

Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег», в котором изложены теория и программа государственного регулирования экономики. В этом труде обоснованы методы государственного регулирования экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Ключевой проблемой, по Кейнсу, является емкость рынка, принцип эффективного спроса, составной частью которого выступает концепция мультипликатора, общая теория занятости, предельная эффективность капитала и норма процента.

Предмет анализа - народное хозяйство в целом (национальный доход, инвестиции, сбережения, потребление и т.д.). Такой подход получил название «макроэкономический».

Влияние Кейнса на общественное мнение оказалось самым сильным после А. Смита и К. Маркса. Дж. Кейнс был объявлен «спасителем капитализма», а его теория провозглашена «кейнсианской революцией в политической экономии». Позднее маржинализм впитал теорию Дж. Кейнса.

Монетаризм (70 - 80-е гг. XX в.) - это экономическая школа неоклассического », либерального направления (М. Фридмен, Ф. Хайек и др. - Чикагская экономическая школа). В соответствии с представлениями этой теории деньги и денежное обращение - главные пружины рыночного регулирования, способные обеспечивать устойчивость, бескризисное развитие экономики. Рынок сам справляется с проблемой неравновесия, возникающей в экономике. Вмешательство государства в процесс воспроизводства лишь усиливает нестабильность. Государству отводится скромная роль - регулировать денежное обращение и создавать условия для развития частного предпринимательства. Монетаризм делает акцент не на спросе, а на предложении. Рецепты выхода из кризиса: через сокращение бюджетного дефицита и удорожание кредита добиться сокращения спроса, что приведет к банкротству нерентабельные предприятия и спаду производства. На рынке сохранятся лишь сильные товаропроизводители, для которых необходимо снизить налоги и удешевить кредиты. В результате увеличится рост инвестиций, производства и занятости. Увеличение товарного предложения приведет к снижению цен.