В то время, когда Господь наш стоял связанный перед Анной и Каиафой, на дворе этих первосвященников совершилось глубоко печальное событие: Его любимый ученик, еще так недавно и так пламенно уверявший Его в неизменной преданности, менее всех боявшийся падения, пал бедственнее всех прочих – Петр трижды отрекся от своего Учителя и Господа... Мы видели уже, что он, по слову своего друга Иоанна, был допущен внутрь двора, и, еще только переступая порог этого двора, на вопрос служанки-привратницы, уже обмолвился словом отречения. Побуждаемый холодом, стараясь в то же время быть незамеченным, он смешался с толпой служителей и сидел у огня: ПЕТР ЖЕ СИДЕЛ ВНЕ НА ДВОРЕ . И ПОДОШЛА К НЕМУ ОДНА СЛУЖАНКА И СКАЗАЛА: И ТЫ БЫЛ С ИИСУСОМ ГАЛИЛЕЯНИНОМ .

Может быть, привратница опасалась, как бы не пришлось ей отвечать за то, что во двор попал человек, которому не следовало там быть. Преданный ученик, еще недавно обещавший положить душу за Учителя и пытавшийся защищать Его даже мечом, теперь забыл о своих обещаниях. НО ОН ОТРЕКСЯ ПЕРЕД ВСЕМИ , СКАЗАВ: НЕ ЗНАЮ , и не понимаю, ЧТО ТЫ ГОВОРИШЬ ... Смущенный вопросом и своим ответом Петр встал и вышел из внутреннего двора во внешний, может быть в надежде, что там он будет не так заметен. В эту минуту послышалось первое пение петуха, полночного проповедника; но Петр или не слышал его, или не обратил внимания на это предсказанное Господом предостережение. Между тем слово Господа должно было исполниться. КОГДА ЖЕ ОН ВЫХОДИЛ ЗА ВОРОТА , УВИДЕЛА ЕГО ДРУГАЯ , И ГОВОРИТ БЫВШИМ ТАМ: И ЭТОТ БЫЛ С ИИСУСОМ НАЗОРЕЕМ . Ее догадку подтвердила опять служанка-привратница: «этот из них» (), – сказала она, а за ней последовал понятный вопрос и присутствующих слуг архиерейских: в самом деле, «не из учеников ли Его и ты?» (). При этом кто-то, присматриваясь к нему, сказал уже прямо: да, «и ты из них» (). Нужно было отвечать. И вот, его уста, однажды уже изменившие, еще скорее отверзлись для вторичного отречения. Одних уверений показалось уже недостаточно, и малодушный ученик присоединил ко лжи клятву в том, что он вовсе не знает Иисуса: И ОН ОПЯТЬ ОТРЕКСЯ С КЛЯТВОЮ , ЧТО НЕ ЗНАЕТ СЕГО ЧЕЛОВЕКА . Петр думал уклониться от разговора об Иисусе Христе, но это привело его к отречению от своего Учителя и Господа. Прошел еще один ужасный час. И вот он видит, что его Господа вывели на двор, на поругание толпе: влекомый любовью ученик невольно приблизился, чтобы еще раз взглянуть на своего Учителя, показаться Ему, если можно; ему казалось, что теперь, когда все были заняты Божественным Страдальцем, о нем забыли, – но вдруг слышит около себя, что кто-то настоятельно уверяет служителей и стражу, указывая прямо на него: «точно, и этот был с Ним, ибо он Галилеянин». Прочие служители подтверждали это подозрение, ибо наречие галилейское было очень заметно для всякого, а между тем все знали, что ученики Иисусовы были родом Галилеяне. И снова внимание всей толпы обращено на бедного Симона; его окружают со всех сторон: НЕМНОГО СПУСТЯ ПОДОШЛИ СТОЯВШИЕ ТАМ И СКАЗАЛИ ПЕТРУ: ТОЧНО И ТЫ ИЗ НИХ , ИБО И РЕЧЬ ТВОЯ (Галилейская) ОБЛИЧАЕТ ТЕБЯ .

«Изумленный Симон, – говорит Иннокентий, архиепископ Херсонский, – находился в самом затруднительном положении: ибо, хотя при взятии Иисуса воины не имели, по-видимому, приказания брать учеников Его, но теперь, когда удалось так счастливо овладеть Учителем, вероятно, не пощадили бы и ученика, который сам попал в их руки. Как же глубоко должно было упасть сердце Симона, когда, не дожидаясь ответа, один из слуг архиерейских, родственник того самого Малха, которому Петр отсек ухо, начал вслух обличать его, говоря: «Не тебя ли я видел в саду Гефсиманском?» Явился, таким образом, обличитель, которого нелегко было опровергнуть; этот слуга хорошо запомнил выразительные черты лица, напавшего на близкого ему человека». «Робкий Симон не знал, что делать, забыл себя и Учителя, «умер, по выражению святителя Златоуста, от страха», и всеми видами клятв начал утверждать, что он не только никогда не думал быть учеником Иисуса, но и вовсе не знает этого Человека. ТОГДА ОН НАЧАЛ КЛЯСТЬСЯ И БОЖИТЬСЯ , ЧТО НЕ ЗНАЕТ СЕГО ЧЕЛОВЕКА . Но малодушный ученик еще не успел окончить своих клятв, как проповедник покаяния – петух – пропел во второй раз: И ВДРУГ ЗАПЕЛ ПЕТУХ . В это же время Господь, бывший среди стражи во дворе, обратился в ту сторону, где находился Симон Петр и где, по причине спора, произошел шум, и посмотрел на него пристально»... (Иннокентий, архиеп. Херсонский). Этого взгляда было довольно для Петра. И ВСПОМНИЛ ПЕТР СЛОВО , СКАЗАННОЕ ЕМУ ИИСУСОМ: ПРЕЖДЕ НЕЖЕЛИ ПРОПОЕТ ПЕТУХ , ТРИЖДЫ ОТРЕЧЕШЬСЯ ОТ МЕНЯ. И ВЫЙДЯ ВОН , ПЛАКАЛ ГОРЬКО. Святой Климент, ученик апостола Петра, повествует, что Петр всю жизнь, при полуночном пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении и просил прощения, хотя оно дано было ему Самим Господом вскоре по воскресении. Глаза святого Петра, по преданию, от частого и горького плача всегда казались красными. «Страшное и неслыханное дело, – говорит святитель Златоуст, – когда только что задерживали Учителя, Петр так воспламенился, что схватил меч и отрезал ухо; а когда надлежало больше обнаружить негодования, более воспламениться, слыша такие порицания, тогда он отрекается... Он не сносит угрозы бедной безсильной служанки. И не один раз, но и в другой, и в третий раз отрекается, и все это за короткое время, и не перед судьями, и не тотчас чувствует свое падение. И когда пропел петух, не вспомнил сам, а надобно было, чтобы опять напомнил ему Учитель; так он был поражен страхом! И когда Христос привел ему на память грех, не осмелился он плакать явно, чтобы по слезам не быть обвиненным: «И выйдя вон, плакал горько» ".

Святитель Димитрий Ростовский , размышляя об отречении Петра, говорит: «Не столько биения и заушения злодеев были тяжелы для Господа, сколько Петрово слово: «не знаю Сего Человека» . Петре святый! Неужели ты забыл своего Благодетеля, на Которого смотря всегда утешался, Которого лице видел на Фаворе светлейшим солнца, Которого недавно сам же и Богом исповедал? Ведь это – Тот Самый, Который тещу твою исцелил; это – Тот Самый, припадая к ногам Которого ты говорил: «выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный» (). Это – Тот и Человек, у Которого ты испросил, чтобы тебе по водам ходить, Который тебя, утопающего, спас. Пока Владыка смотрел на тебя, ты говорил «не поколеблюсь вовек» (), а как только Он отвратил Свои очи, ты уже отрекаешься от Него... Видно, правду говорит премудрый сын Сирахов: «Бывает друг в нужное для него время... Бывает другом участник в трапезе, и не останется с тобою в день скорби твоей» (). Пока был Петр за трапезой Господней, показывал любовь свою, а теперь вот, настало время скорби для Христа Спасителя, и он отрекается от Него: «и не останется с тобою в день скорби твоей» ... Но – воззрел Господь на Петра, и помянул Петр глагол Господень... «И выйдя вон, плакал горько». Плачь же горько и ты вместе с Петром, грешный человек, который ежедневно своими грехами отвергаешься Господа, когда не по-человечески, но по-скотски живешь; плачь горько и с болезнями твоего кающегося сердца сравнивай болезни Господа твоего: «есть ли болезнь, как моя болезнь?» ()». «Это нечаянное и глубокое падение Петра, горько им оплаканное, – говорит святитель Филарет, митрополит Московский, – попущено Провидением Божиим не только для его испытания, но и для наставления всем нам, христианам. Он преткнулся, чтобы мы научились осторожно ступать по пути спасения. «Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» (). Если мы думаем, что решились бы пожертвовать жизнью за Христа, когда бы это нужно было, то, чтобы этим приятным уверением, подобно Петру, не обмануть самих себя, мы должны тщательно смотреть за собой, как поступаем в тех случаях, когда, для неизменного исповедания Христа, нужно пожертвовать чем-либо гораздо менее важным, чем жизнь»...

; Лк. ; Ин. , ).

В Новом Завете

Предсказание

О том, что Пётр от него отречётся, Иисус Христос сказал своим ученикам заранее, во время Тайной Вечери :

Все четыре канонических Евангелия отмечают этот эпизод и момент с трёхкратным отречением прежде чем запоёт петух, за исключением Марка, который добавляет, что петух пропоет дважды.

Три отречения

  1. После ареста Иисуса его привели во двор первосвященника Каифы. Пётр последовал за ним, но остался снаружи во дворе, сидя вместе со служителями (по Марку и Луке - у огня). Тут к нему подошла одна служанка (по Марку - служанка первосвященника) и сказала «и ты был с Иисусом Галилеянином». (По Иоанну Пётр еще был снаружи, не входя во двор, и узнала его раба придверница , мимо которой его пытался провести знакомый Каифе апостол, как принято считать - рассказчик, апостол Иоанн). Тут Пётр отрёкся от Учителя перед всеми в первый раз. По Марку (но не во всех списках рукописи) тут запел петух в первый раз.
  2. Затем его опять опознала служанка (по Матфею - другая, увидевшая его после того, как он вышел за ворота; по Марку - та же самая) либо же некий мужчина (по Луке и Иоанну, согласно последнему они вместе стояли у огня). Тут Пётр отрекается второй раз.
  3. Потом к Пётру подошли и сказали, что он точно был с Иисусом, потому что говорит как галилеянин (по Матфею, Марку и Луке). Иоанн не упоминает акцент, зато говорит, что к нему подошел один из рабов первосвященника, который был родственником Малху , которому апостол в Гефсиманском саду отсёк ухо, и опознал его. Пётр отрекся в третий раз и тут запел петух (по Марку - во второй раз).

Описание отречений у евангелистов

Первое отречение Второе отречение Третье отречение

«Пётр и служанка»

«Пётр у костра»

«Пётр слышит пение петуха»
От Матфея
(Мф. )
А взявшие Иисуса отвели Его к Каиафе первосвященнику, куда собрались книжники и старейшины. Петр же следовал за Ним издали, до двора первосвященникова; и, войдя внутрь, сел со служителями, чтобы видеть конец. (…) Петр же сидел вне на дворе. И подошла к нему одна служанка и сказала: и ты был с Иисусом Галилеянином. Но он отрекся перед всеми, сказав: не знаю, что ты говоришь. Когда же он выходил за ворота, увидела его другая, и говорит бывшим там: и этот был с Иисусом Назореем. И он опять отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека. Немного спустя подошли стоявшие там и сказали Петру: точно и ты из них, ибо и речь твоя обличает тебя. Тогда он начал клясться и божиться, что не знает Сего Человека. И вдруг запел петух. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели пропоет петух, трижды отречешься от Меня. И выйдя вон, плакал горько.
От Марка
(Мк. )
И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Петр издали следовал за Ним, даже внутрь двора первосвященникова; и сидел со служителями, и грелся у огня. (…) Когда Петр был на дворе внизу, пришла одна из служанок первосвященника и, увидев Петра греющегося и всмотревшись в него, сказала: и ты был с Иисусом Назарянином. Но он отрекся, сказав: не знаю и не понимаю, что ты говоришь. И вышел вон на передний двор; и запел петух. Служанка, увидев его опять, начала говорить стоявшим тут: этот из них. Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите. Тогда петух запел во второй раз. И вспомнил Петр слово, сказанное ему Иисусом: прежде нежели петух пропоет дважды, трижды отречешься от Меня; и начал плакать.
От Луки
(Лк. )
Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними. Одна служанка, увидев его сидящего у огня и всмотревшись в него, сказала: и этот был с Ним. Но он отрекся от Него, сказав женщине: я не знаю Его. Вскоре потом другой, увидев его, сказал: и ты из них. Но Петр сказал этому человеку: нет! Прошло с час времени, ещё некто настоятельно говорил: точно и этот был с Ним, ибо он Галилеянин. Но Петр сказал тому человеку: не знаю, что ты говоришь. И тотчас, когда ещё говорил он, запел петух. Тогда Господь, обратившись, взглянул на Петра, и Петр вспомнил слово Господа, как Он сказал ему: прежде нежели пропоет петух, отречешься от Меня трижды. И, выйдя вон, горько заплакал.
От Иоанна
(Ин. )
За Иисусом следовали Симон Петр и другой ученик; ученик же сей был знаком первосвященнику и вошел с Иисусом во двор первосвященнический. А Петр стоял вне за дверями. Потом другой ученик, который был знаком первосвященнику, вышел, и сказал придвернице, и ввел Петра. Тут раба придверница говорит Петру: и ты не из учеников ли Этого Человека? Он сказал: нет. Между тем рабы и служители, разведя огонь, потому что было холодно, стояли и грелись. Петр также стоял с ними и грелся. (…) Симон же Петр стоял и грелся. Тут сказали ему: не из учеников ли Его и ты? Он отрекся и сказал: нет. Один из рабов первосвященнических, родственник тому, которому Петр отсек ухо, говорит: не я ли видел тебя с Ним в саду? Петр опять отрекся; и тотчас запел петух.

Раскаяние Петра

Апостол Пётр и петух , Четвероевангелие из Мокви, 1300

Согласно трем евангелистам, Пётр вспомнил о пророчестве как только запел петух, а Лука добавляет, что Иисус посмотрел в этот момент в глаза Пётру.

Любопытно, что Евангелие от Иоанна заканчивается тем, что посмертно явившийся ученикам Иисус Христос требует трижды от апостола Петра подтвердить его любовь к себе:

Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли Меня? и сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Иисус говорит ему: паси овец Моих
  • агапэ - «общечеловеческая любовь», в первых двух вопросах Христа;
  • филия - «личная, дружеская любовь», лишь в последнем вопросе.

Отсюда Флоренский делает вывод, что отрывок касается сугубо межличностных отношений Христа и Петра, который своим отречением предал Его дружескую любовь, но в итоге был прощён .

Пётр никогда не забывал своего предательства. Святой Климент , его ученик, рассказывает, что Петр в продолжении всей остальной жизни при полуночном пении петуха становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своем отречении, хотя Сам Господь, вскоре по воскресении Своем, простил его.

Сохранилось ещё древнее предание, что глаза апостола Петра были красны от частого и горького плача . Петух стал одним из узнаваемых его атрибутов в христианском искусстве.

Страстная Седмица особенна не только строгостью постового воздержания, продолжительностью и практически непрерываемой чередой богослужений. Это дни сопереживания всех перипетий Евангельской истории. Вместе с Христом мы вступаем в Иерусалим, слышим последние притчи Христа, раскрывающие цели Его воплощения, присутствуем на Тайной Вечерне и наблюдаем развитие мерзостного решения Иуды Искариотского о предательстве своего Учителя. Казалось бы предсказанное Спасителем отречение бывшего апостола уже показало всю глубину падения человека в сердце которого вселился грех, но то, что завершает ночь на Страстную Пятницу до сегодняшнего дня вводит нас в смущение…

Отречение Петра. Того, кого Христос назвал «камнем», кто первый исповедал Христа, как Бога; на вере которого Господь обещал создать Церковь, которую не одолеют врата адовы мы видим слабым духом и говорящим ложь. Сердце отказывается сравнивать отречение Петра с предательством Иуды, мы невольно ищем оправдания апостолу, но рациональный ум все же стучит в душу молоточками сомнений: неужели падение, отречение и предательство стали неотъемлемой частью нашего земного бытия? Неужто, в наших душах царствует только зло этой ночи и все стремления к Богу, любви, спасению тщетны и иллюзорны?

Несколько лет назад пришлось мне служить в «чистый Четверг» вместе с нашим Владыкой. Проповедь на ней говорил молодой священник, недавно окончивший Академию. Он несколько раз, рассказывая о евангельских событиях страстной Седмицы, сказал о «предательстве апостола Петра». Никогда ранее не видел гневающегося Владыку. Здесь же грозно застучал архиерейский посох по мраморным алтарным плитам, резко прозвучала и была всеми услышана его реплика: « Не предавал Петр! Он не Иуда!»

Так в чем же различие поступков Иуды и Петра? Почему Иуда Искариотский стал бывшим апостолом, символом окончательного и бесповоротного падения, а апостол Петр не только пребывает в орбите любви Божьей, но и является первоверховным апостолом?

Давайте ретроспективно посмотрим на евангельские события и оценим их не с точки зрения логического и беспристрастного смысла, а с изначальным пониманием человеческой греховности и немощи. И самое главное, обратим внимание на последствия проступка Петра и преступления Иуды.

Есть несколько моментов, позволяющих сопоставить поведение Иуды и апостола Петра. Оба – и Петр, и Иуда – были избраны Христом, приближены к Нему, отмечены Его любовью, удостоены Его даров, научены Им тайнам Царства Небесного, призваны в свидетели Его чудес и исповедали Его Мессией, Христом, Сыном Бога Живаго. “Устами апостолов” назвал святитель Иоанн Златоуст апостола Петра, произнесшего это исповедание и давшего ответ на вопрошание Господа не только от себя, но и от всех учеников. Кроме того, после усмирения бури все ученики исповедали Его Сыном Божиим: Воистину Сын Божий еси (Мф. 14, 33). И тот, и другой по пути следования за Христом претерпевают искушения, насылаемые на них князем тьмы.

Это то, что объединяет апостола Петра с бывшим апостолом Иудой, но есть и отличие. Апостол Петр борется с искушениями, искренне кается в своей человеческой немощи и сомнениях, Иуда Искариот разрешает греху поселиться в его сердце. Он начинает соработничество с диаволом.

К предательству Иуду приводит личный нравственный порок – сребролюбие. Вспомните то евангельское событие, когда Мария помазала ноги Иисуса драгоценным миром. Иуду данный факт расстроил: «Для чего бы не продать это миро за 300 динариев и не раздать нищим? Сказал он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому, что был вор».

Далее идет эволюция греха от воровства к предательству. Иначе и быть не может, так как нераскаянный грех имеет свойство преумножаться. Примеры, когда малое прегрешение ведет к большому греху, наверное, может привести каждый из нас.

Сребролюбие Иуды превзошло все апостольские дары, которые дал ему Христос. В беседе «О предательстве Иуды» Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Посмотри, сколько сделал Христос, чтобы склонить его на свою сторону и спасти его: научил его всякому любомудрию и делами, и словами поставил его выше бесов [т.е. дал власть 12 апостолам над нечистыми духами: (Мф.10:1)], сделал способным совершать многие чудеса, устрашал угрозою геенны, вразумлял обетованием Царства, постоянно обличал тайные его помышления, но обличая, не выставлял на вид всем, омыл ноги его с прочими учениками, сделал участником Своей вечери и трапезы, не опустил ничего – ни малого, ни великого; но Иуда добровольно остался неисправимым».

Еще одна существенная деталь отличающая Иуду от Петра. Иуда, находясь все время рядом с Христом, остается не чистосердечен. Сребролюбие обязательно приведет ко лжи, к отсутствию симфонии между словом, мыслью и делом. Поэтому, не удивительно, что когда первосвященники стали искали возможность, «чтоб погубить Иисуса, вошел сатана в Иуду, и он пошел, и говорил с ними, как Его предать им. Они обрадовались и согласились дать ему денег » (Лк.22:2-5). 30 сребренников становятся и финалом падения, и конкретной характеристикой бывшего апостола.

Предательство – итог падения бывшего апостола. Развитие греховных склонностей привело к потере Иудой веры в Иисуса как Бога. Гордыня, сатана, деньги привели к тому, что Иуда перестал верить в Бога Иисуса и Он, Христос, стал для него еретиком, самозванцем и богохульником. Дальнейшие действия бывшего апостола стали вполне предсказуемы и понятны.

Искать оправдание преступления Иуды Искариотского в слове «раскаявшись» из третьего стиха 27 главы Евангелия от Матфея: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам » неправомочно. Это не раскаяние апостола Петра, где Петр плача и проклиная себя за слабохарактерность, идет к апостолам, а осознание того, что теперь предатель остался абсолютно один. Он не нужен никому. Он презираем всеми. Ему более не во что и некому верить и, по существу, некуда идти. Косвенным подтверждением этого вывода являются и причины самоубийств в день нынешний. Это одиночество и разочарование при отсутствии веры. Иуда убил Бога в сердце своем, разочаровался в своем поступке и остался в полной изоляции.

Практически все отцы Церкви не расходятся в оценке Иуды-предателя. Хотя в толковании на Евангелие у блаженного Феофилакта и говориться, что Иуда, получая за предательство сребреники, надеялся, что Учитель, творивший чудеса, сверхъестественным образом уйдет от Своих врагов, величина предательства не умоляется. Более того, сам способ предательства кощунственен и низок. Символ любви – поцелуй, Иуда использует с низменной целью. В сердце бывшего апостола не остается Божьего начала и недаром еще до предательства Иисус говорит: но один из вас диавол ; (Ин.6,70)

Совершенно по иному воспринимается падение апостола Петра.

Ведь оно, отречение Петрово, по существу живет в каждом человеке, в каждом из нас. Это грех человеческой немощи и слабости, причем проявленные в неожиданной и напряженной ситуации. Он несопоставим с грехом предательства за «что-то». Иудой руководил свободный выбор, апостол Петр проявляет слабохарактерность по человеческому несовершенству. В этом принципиальное различие. Грехи похожи, но они ведут к противоположным результатам.

Более того, проступок апостола Петра был и необходим. Господь его попускает, что бы будущий первоверховный апостол, каким станет Петр, понял всю глубину несовершенства человека и опытно познал на сколь глубоко повреждена человеческая природа.

Мы внутренне понимаем, даже без этих объяснений, что апостол Петр не хотел и не думал отрекаться от Христа. В его «измене» проявляется лишь греховная немощь человеческого естества, о которой так часто и столь много говорит Господь. Как сказал один из священников пишущих в Интернете: «Петр спонтанно отрекся страха ради человеческого». И это верное определение.

Наверное, каждый из нас слышал частое повторение на проповедях и беседах нашими священниками определение, что мы своими поступками предаем Христа. Это действительно так, но это предательство не отречение Иуды, который «предал Христа, и когда он увидел результат своего действия, то потерял всякую надежду; ему показалось, что Бог его уже простить не может, что Христос от него отвернется так, как он сам отвернулся от своего Спасителя; и он ушел…» (митр. Антоний Сурожский).

Апостол Петр никогда не попускал мысли о том, что Бог его оставил, что Христос не простит. Именно поэтому он – камень веры, а Иуда, отказавшийся от Бога, символ низменного предательства.

Иисус Христос ходил и учил людей праведной жизни и к нему присоединялись люди впечатлённые его учением. Среди таких людей были 12, которые считали себя наиболее приближёнными к Христу. Этих 12 называют апостолами, что означает посланник, т. е. 12 посланников. Есть ещё один апостол, который не видел живого Христа, это фарисей Савл Павел или просто, апостол Павел. Первосвященники иудейской секты фарисеев возмутились поступками и учением Христа и послали Савла убить Христа и активных его последователей, но тот не успел это сделать, т. к. другая иудейская группировка раньше схватила Христа и передала его на суд прокуратору Иудеи Понтию Пилату. Зато Савл успел убить Стефана, одного из последователей. Но последователей Христа было много и его идею прямыми чистками не заглушить. Тогда Савлу явился некий дух, который назвал себя духом Христа, и этот дух ослепил Савла, заставив его думать три дня до исцеления от слепости. После этого Савл решил креститься и преобразовался в Павла. Теперь он перестал преследовать христиан и внедрился в христианское движение. Далее он совершает серию апостольских путешествий и пропагандирует своё христианство. Кстати, очень важно знать, что Лев Николаевич Толстой был отлучён от церкви и проклят, за то что он в своих поздних трудах высказал идею о том что современное христианство это не учение Иисуса Христа, а только то учение что пропагандировал апостол Павел и Толстой обозвал это учение павлианством.

Но и 12 апостолов не лучше Павла:
Пошёл Христос с ними на гору Елеонскую и говорил им: "Все вы предадите меня в эту ночь, ибо сказано в пророчестве. Уберу пастуха и разбежится всё стадо!" Тогда Пётр возразил Христу: "Если все и предадут, то только не я!" А Христос говорит: "И петух и дважды не успеет кукарекнуть, как ты трижды отречёшься от меня." Но Пётр сказал: "Даже если мне придётся умереть, не предам тебя" И все эти 12 так говорили.

Далее они идут в Гефсиманский сад и Христос говорит: "Я буду молиться, а вы сидите здесь, но не спите, чтобы не впасть во искушение", но через час Христос обнаружил их спящими и отчитал их и снова стал молиться. И три раза каждый час Христос обнаруживал их спящими, и это происшествие специально вставлено 3 раза, чтобы даже самым тупым стало понятно, что так называемые, ученики-апостолы ничего не поняли, чему их хотел научить Христос.

После этого Христа обнаруживают иудейские первосвященники и уводят на суд. За ними пошёл и Пётр, однако когда кто-то опознал Петра как бывшим с Христом, тот отрёкся от Христа, тогда следующий так же признал в нём ходящего за Христом и Пётр отрёкся от Христа и так же третий раз. Вот такой из себя был хвалёный апостол Пётр.
Можно его оправдывать как угодно, это не умаляет его предательского нутра, который предал живого пророка и что бы тогда повлияло на него после смерти этого пророка. Да ничего. А мы знаем, что некоторые партизаны терпели все пытки гитлеровцев, но не сдавали своих товарищей. А ведь их не просто расстреливали и вешали, им вырывали ногти, ломали кости, сдирали кожу, отбивали молотком яица, сжигали в амбарах. Однако партизаны не предавали товарищей, Сталина и Родину, а апостолы с лёгкостью предали пророка Иисус Христа и свои клятвы. Предали Христа при жизни, что же мешало им продолжать предавать после его смерти? Чудеса воскрешения? Но они же видели эти чудеса и при его жизни?

Апостолы Пётр и Павел теперь называются первоверховными апостолами и считаются лучшими из апостолов, потому что они больше всех сделали для становления и развития христианских церквей. Но в этих церквях нет Бога, а только труп распятого Христа без его души, без его учения, которое было успешно выветрено деяниями Петра-предателя и Павла-убийцы.

Вопрос №550

В чем разница между отречением Апостола Петра и предательством Иуды?

Vladimir L. , France
13/02/2003

Батюшка, проясните, пожалуйста, такие вопросы.
Апостол Петр отрекся от Христа, покаялся и был прощен Господом.
Иуда Искариотский предал Христа, раскаялся, но удавился.

1) Одинаковая ли степень греха Ап.Петра и Иуды (с первого взгляда оба вроде предали);
2) Оба покаялись, но результат первого покаяния – прощение Господом, результат второго – удавление. В чем духовная разница таких вроде одинаково внешних покаяний, чтобы понять и каяться правильно?

Спаси Бог за пояснения.

Ответ отца Олега Моленко:

1) Грех отречения Петра и грех предательства Иуды Иск. – это близкие по тяжести, но разные по происхождению, направлению и духовному качеству грехи. Отречение Петрово, которое живет в каждом человеке (вот почему его нужно покаянием обнаружить и избавиться от него до смерти своей), – это грех человеческой…

……. Профи (819) 8 лет назад

Пётр…. Боже упаси встретиться с подобным апостолом… .
«….Некоторый же муж, именем Анания, с женою своею Сапфирою, продав имение,
2 утаил из цены, с ведома и жены своей, а некоторую часть принес и положил к ногам Апостолов.
3 Но Петр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли?
4 Чем ты владел, не твое ли было, и приобретенное продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоем? Ты солгал не человекам, а Богу.
5 Услышав сии слова, Анания пал бездыханен; и великий страх объял всех, слышавших это.
6 И встав, юноши приготовили его к погребению и, вынеся, похоронили.
7 Часа через три после сего пришла и жена его, не зная о случившемся.
8 Петр же спросил ее: скажи мне, за столько ли продали вы землю? Она сказала: да, за столько.
9 Но Петр сказал ей: что это…

В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга Олеси Николаевой «Поцелуй Иуды». Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой работы.

Есть несколько моментов, позволяющих сопоставить поведение Иуды и апостола Петра. Оба – и Петр, и Иуда – были избраны Христом, приближены к Нему, почтены Его доверием, отмечены Его любовью, удостоены Его даров, научены Им тайнам Царства Небесного, призваны в свидетели Его чудес и исповедали Его Мессией, Христом, Сыном Бога Живаго. «Устами апостолов» назвал святитель Иоанн Златоуст апостола Петра, произнесшего это исповедание и давшего ответ на вопрошание Господа не только от себя, но и от всех учеников. Кроме того, после усмирения бури все ученики исповедали Его Сыном Божиим: Воистину Сын Божий еси (Мф. 14, 33). И тот, и другой по пути следования за Христом претерпевают искушения, насылаемые на них князем тьмы.

Когда Христос стал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много…

ОТРЕЧЕНИЕ ОТ ХРИСТА

Кто отрекся от Христа, поругал таинство спасения, тот во все продолжение жизни своей должен плакать и обязан каяться, но когда отходит от жизни своей, да удостаивается святынь по вере в Божие человеколюбие.

Святитель Василий Великий

ЕВАНГЕЛИЕ

Иисус Христос (Спаситель)

Не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься от Меня

И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя и ты некогда обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня (Лк.22:31-34).

Апостол Лука

Взяв Его, повели и привели в дом первосвященника. Петр же следовал издали. Когда они развели огонь среди двора и сели вместе, сел и Петр между ними….

Сын Человеческий идет, как писано о Нем; но горе тому человеку, которым Сын Человеческий предается.
Евангелие от Марка, глава 14, стих 21

Господь Иисус Христос был взят под стражу в Гефсиманском саду. Все апостолы оставили Спасителя и в страхе разбежались. Только двое из них, Пётр и Иоанн, издали следовали за Ним.

Была глубокая ночь. Вооружённые воины и храмовая стража привели связанного Спасителя на суд к первосвященникам: к престарелому Анне и его зятю, действующему первосвященнику Каиафе.
Апостол Иоанн, знакомый первосвященнику, вошёл во двор, а затем ввёл и Петра. Увидев Петра, служанка, стоявшая при дверях, спросила его: «и ты не из учеников ли Этого Человека?» Пётр ответил: «Нет». Ночь была холодная. Служители развели во дворе костёр и грелись. Вместе с ними стоял у огня и Пётр.

Вскоре другая служанка, указывая на Петра, сказала служителям: «и этот был с Иисусом Назореем».

Но Пётр опять отрёкся, сказав, что не знает этого Человека….

Толкование Евангелия — Иисус Христос у бывшего первосвященника Анны. Иисус перед судом синедриона. Отречение Петра. Раскаяние Иуды Искариота

Б.И. Гладков. Толкование Евангелия

Иисус у бывшего первосвященника Анны. Иисус перед судом синедриона. Отречение Петра. Вторичное, на рассвете, заседание синедриона. Раскаяние Иуды.

Придя в Иерусалим, стражники привели Иисуса не к первосвященнику Каиафе, который доказал уже свою ненависть к Галилейскому Пророку, сказав в синедрионе, что лучше одному человеку умереть, чем всему народу погибнуть; не к нему привели Иисуса, а к тестю его Анне (которого Иосиф Флавий называет Ананом), отставному первосвященнику, пробывшему в этом звании одиннадцать лет.

Следовавшие невдалеке Петр и Иоанн хотели войти за Иисусом и во двор Анны. Иоанн был известен Анне и потому безбоязненно вошел во двор, а Петр остановился у входа, не решаясь войти. Тогда Иоанн, заметив, что Петра нет около него, пошел к воротам,…

Использованы фрагменты комментариев Баркли.

Матфея 26:1-25 глава Преддверие ареста

26:1,2 Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:
2 вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.
Закончив притчи о будущем своём втором пришествии, Иисус вернулся в реалии своего настоящего времени и предупредил учеников о надвигающемся неизбежном и самым главным событии в его земной жизни: о предстоящем распятии.
Иисус знал, что распят он будет именно на праздник Пасхи — не раньше, не позже, до которой оставалось всего два дня. Он оказался для всех жителей Земли тем пасхальным агнцем, который был заклан для возможности выхода из рабства греха и смерти каждого, кто пожелает вступить с Иеговой в Новозаветное Соглашение и стать частью Его народа -1 Кор. 5:7, 2 Кор. 5:15, 1 Иоан 2:2

26: 3,4 Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника,…