Китайский ландшафтный стиль - ни на что не похожее и удивительное искусство. Базовые принципы далеки от традиционного и прагматичного европейского взгляда на мир. Однако не надо считать его копией японского ландшафтного стиля . При всем их внешнем сходстве, основные принципы обустройства этих садов имеют существенные различия.

Основой китайского стиля является традиционное для Китая эзотерическое течение Фен-Шуй. Согласно его принципам о непрерывном движении энергии - ци, постоянном столкновении инь и янь, и базируется китайский стиль в ландшафтном дизайне. Его задача - гармонизировать это движение. Согласно фэн-шуй все проблемы человека (здоровье, финансы, карьера) возникают именно из-за разбалансированности этих потоков, нарушения их гармонии.

Основные принципы китайского ландшафтного стиля

Любой предмет, созданный человеком, всегда искажает гармоничное течение ци. Согласно Фэн-Шуй это касается вещей, имеющих геометрически четкие формы, острые или прямые углы. Поэтому, сад должен в полной мере компенсировать возникшую дисгармонию и уравновешивать ущерб, причиненный людям, нарушением гармоничного течения ци. В китайском ландшафтном стиле существуют только плавные линии и даже некоторая хаотичность расположения отдельных элементов.

Все элементы ландшафта обязаны быть подчинены одной цели - направлению потоков энергии в нужную сторону. Чаще всего точкой сбора «хорошей» энергии является входная зона в дом , а он сам - центральной точкой ландшафтной композиции.

Китайский сад создается как для решения эстетических задач, так и с целью оздоровления своего владельца. Следовательно при его создании необходимо добиться гармоничного течения ци на всем пространстве.

Ключевые особенности

    1. Внешняя естественность ландшафта. Роль человека при создании должна быть как можно менее заметна.
    2. Обилие визуализированных образов, несущих смысловую нагрузку.
    3. Вид, который открывается перед глазами человека, гуляющего по территории, должен непрерывно меняться и быть разным в каждой новой точке.
    4. Отсутствие пустых мест в саду.
    5. Привлечение внимания людей к отдельным элементам, путем их выделения.
    6. Наличие воды в обеих своих ипостасях - в покое и в движении. Китайский сад обычно имеет как пруд со спокойной стоячей водой, так и живую», движущуюся воду - ручей, каскад или водопад. Берега водоемов не имеют видимой облицовки. По фэн-шуй вода никогда не должна течь вверх, поэтому здесь не должно быть фонтанов.
    7. Присутствие каменистых участков, больших камней необычной формы или цвета в ключевых точках сада.

  1. Наличие рукотворных сооружений, свидетельствующих о присутствии человека - беседок или мостиков.
  2. Наличие ограды, делающей образ сада, как миниатюрной копии мира завершенным. Ограда должна следовать всем изгибам рельефа и быть единым целым с композицией самого участка.
  3. Растения в саду должны отвечать его основной символической задаче.

Естественно, строго следовать китайским философским канонам вовсе не обязательно. Ведь стилизованный под такой стиль сад, способен подарить своему владельцу гармонию и покой, внести в его жизнь умиротворение, которых так не хватает сегодня вечно спешащим людям.

Решив оформить участок в китайском ландшафтном стиле следует помнить, что такой сад требует простора, и разместить его на маленьком кусочке территории не получится. Если японский можно устроить и на одном квадратном метре земли, то для устройства китайского может потребоваться вся или большая часть придомовой территории. Зачастую устройство такого сада требует серьезных преобразований рельефа участка и радикальных изменений существующих насаждений.

Настоящий китайский сад – это искусство, имеющее древнюю историю. Воплотить его на практике до самых последних мелочей могут только настоящие мастера. Но ведь никто не мешает нам использовать китайский стиль в ландшафтном дизайне у себя на участке. Создать небольшой экзотический уголок с восточным колоритом – это не только красиво, но и полезно для судьбы. Китайцы верили, что особые приемы оформления сада могут помочь хозяевам изменить жизнь к лучшему, добиться покровительства богов, получить особые знания для обретения долгой жизни и даже бессмертия.

План и оформление

Сады Китая построены по пейзажному принципу, но их планировка отличается от плана японских садов. Главной особенностью является моделирование пространства при помощи стен. Оштукатуренная выбеленная стена, верх которой выложен черепицей, должна отделять сад от окружающего мира. Китайцы всегда стремились особо подчеркнуть элемент тайны. Они считают, что, попадая в восточный сад, вы оказываетесь словно в другом измерении – магическом мире.

Особым оформлением, как правило, отличается и вход. Это усиливает впечатление необычности. Чтобы добиться этой цели, можно, например, соорудить у ворот мостик через водную преграду. Каждый входящий, переходя по такому надводному проходу, символически пересекает границу миров.

Внутреннее пространство китайского сада также делят с помощью стен. Причем такое разграничение территории желательно делать не простым, а как можно более затейливым. Цель этого приема – создать впечатление затерянности. В одном старинном трактате есть такое объяснение: «чтобы посетитель, зашедший в китайский сад, не помнил, как попал сюда и не мог без посторонней помощи выбраться отсюда».

Особо ценятся тоннели и галереи, пристроенные к стенам и расположенные отдельно. Они проектируются таким образом, чтобы с их помощью можно было попасть коротким путем из одной части сада в другую. Кроме того в дождливую погоду крытые галереи – отличное место для прогулок.

Еще одна деталь, которая часто используется в ландшафтном дизайне при воплощении китайского стиля – это каменные оштукатуренные перегородки. С их помощью также зонируют пространство. Внутри таких перегородок делают проходы в виде разных фигур. Это может быть круг, четырехлистник, овал. Наиболее популярной формой проема является круг, так как он олицетворяет Луну.

Стены в китайском садике служат не только для формирования сложного пространства, но и для декорации. Белые стены – это отличный фон для композиций из растений и камней. В Китае предпочитают использовать в таких композициях растения, отбрасывающие красивые тени в лунную ночь. Например, таинственные отсвечивающие фигуры может создавать бамбук.

Строения в китайском стиле

Проект сада в китайском стиле невозможен без использования архитектурных элементов. Они в китайском саду используются очень щедро. Это могут быть беседки, павильоны, те же галереи, мостики. Строения и сооружения разбросаны по всей территории и обычно обозначают точки, откуда открываются красивые виды и где можно остановиться, чтобы полюбоваться пейзажем.

Но гармонично разместить строения на схеме участка – это только полдела. Необходимо еще продумать их цветовую гамму. Если, согласно требованиям китайского стиля в дизайне сада, стены необходимо покрасить в белый цвет, то постройки желательно создать в красном цвете. В китайском учении Фэн-шуй особо почитаем, так как наделен энергией роста и приумножения. В целом, в ландшафтном дизайне сада по-китайски используют несколько главных цветов:

  1. красный
  2. белый
  3. желтый
  4. фиолетовый
  5. синий
  6. зеленый

Фото: Китайский сад у м. Ботанический сад в Москве

Водоемы в китайских садах

Претворяя в жизнь китайский стиль в ландшафтном дизайне, нельзя обойтись без водных объектов. Сад как в Китае всегда должен иметь водоем. Причем он располагается, как правило, в самой большой центральной части сада. По площади пруд может занимать до 2/3 этого участка и от этого сад только выигрывает.

Водоем делают фигурным, с извилистой береговой линией, которая огибает строения, выступы «скал», скульптуры. В пределах водной глади могут встречаться островки. В целом, проект водоема должен быть таким, чтобы при взгляде из любой точки сада казалось, что вода уходит вдаль и не имеет границ.

В качестве «завершающего аккорда» при оформлении водоема можно использовать рыбок или черепах. Эти животные в китайском искусстве символизируют материальное богатство, карьеру и долголетие, поэтому не только уместны, но и очень желательны в качестве обитателей пруда. Презентация гостям такого китайского сада, наполненного жизнью, всегда проходит на «Ура».

Камни и каменные композиции

Особым почетом в восточных садах пользуются камни. Чем более причудливую форму они имеют, тем выше их ценность. Каменные глыбы замысловатых очертаний, с пустотами и отверстиями внутри в старину добывались на озерах, имеющих подводные ключи, и стоили больших денег.

Наиболее выдающиеся экземпляры ставят особняком на фоне стен. Они выглядят как самостоятельные скульптуры и не нуждаются в дополнительном композиционном сопровождении. Камни меньших размеров и с меньшей эстетической ценностью располагают группами вдоль берега водоема, используют для устройства гротов и скальных островов.

В настоящее время приобрести экзотические каменные глыбы проблемно, поэтому на даче, а также в восточных садиках при кафе, в скверах используют архитектурный бетон. При этом китайский сад камней отлично сочетается с зелеными древесными и травянистыми растениями.

Растения в китайском саду

Список растений, пользующихся уважением в китайском садовом искусстве, немаленький. Примерами могут служить наиболее популярные культуры:

  • Сосна
  • Слива
  • Персик
  • Плакучая ива
  • Бамбук
  • Банан
  • Злаки

Из злаковых видов с поникающими листьями очень выигрышно смотрится сплошной покров. Красивоцветущие косточковые весной создают ауру легкости и красок. Бамбук, олицетворяющий выносливость и стойкость, высаживают у стены, на фоне которой он дает изящный силуэт в лунном свете. Для банана выбирают место вблизи крыши – так, чтобы капли дождя, собирающиеся в желобках черепицы, с шумом падали на его листья.

Но, конечно, далеко не все традиционные виды растений могут использоваться в условиях умеренного климата, ведь Китай – страна южная. В этом случае нужно найти им адекватную замену. Для оформления флористических композиций можно использовать акклиматизированные деревья из семейства розоцветных, например, вишню и яблоню.

Чтобы выдержать китайскую стилистику в ландшафтном дизайне, выгодно использовать хвойные культуры. Помимо традиционной сосны в наших условиях это могут быть кедры, можжевельники, туи, пихты. Подойдут не только обычные формы деревьев, но также карликовые и стелющиеся разновидности.

Из красивоцветущих растений идеально подходят для китайского сада хризантемы, пионы, лилии, розы, нарциссы. На водоемах в качестве декоративных гидрофитов можно использовать лотосы или заменить их кувшинками и кубышками.

Покрытие и дорожки

Напочвенное пространство засыпают гравием, а отдельные участки засаживают осокой с мягкими стелющимися листьями. Много места в китайском оазисе занимают живописные возвышения, сложенные из камней, по которым петляют узкие тропинки.

В китайском стиле ландшафтные дизайнеры часто используют из кусочков камня или гальки. При этом берут камешки разных оттенков, чтобы можно было выложить красивый рисунок. Это может быть просто красивый орнамент, но более ценятся магические узоры с символическим значением: восьмиугольник Багуа, фигуры цветов, символы удачи, иероглифы.

Чтобы создать настоящий китайский сад, необходимо немало потрудиться. Но если вы хотите воссоздать ауру восточного колорита на даче, совсем необязательно превращать весь участок в восточный шедевр. Если овладеть китайским стилем в ландшафтном дизайне, то на небольшом кусочке приусадебного участка легко претворить в жизнь идею древнего искусства, пришедшего к нам из Поднебесной.

Творческих успехов вам!

Когда дело касается украшения нашего сада или дома, мы всегда тщательно подбираем варианты. Для создания идеального сада их существует большое множество, но для начала нужно подумать, в каком стиле вы хотите работать. В данной статье мы хотели бы рассказать про китайский стиль в ландшафтном дизайне, показать основные преимущества и выделить его отличительные особенности.

Китайский стиль в ландшафтном дизайне

Китайский стиль – один из самых древних. Культура Древнего Китая с самого начала была приверженцем пышного оформления садов и своих дворов. Они изысканно рассаживали растения и расставляли декорации, но при этом каждая деталь в данном стиле имеет свое место и назначение. Главной идеей данного стиля является гармония, взаимодействие с природой, что объясняет выбор растений и способа ухода за ними.

В китайском стиле ландшафтного дизайна принято выделять пять основных стихий:

  • металл,
  • земля,
  • вода,
  • огонь,
  • дерево.

Элементы из данных материалов обязательно должны присутствовать на вашем дворе.

Считается, что в мире есть две энергии «инь» и «янь», которые и воплощаются в данном стиле.

Китайский ландшафтный дизайн подойдет для спокойных людей, которые не любят большого нагромождения деталей. В традиционном китайском саду используется два вида водоемов: со стоячей водой и с «движущийся» (водопад). Но если, в силу определенных обстоятельств, у вас это не получается, то можно ограничиться только стоячим водоемом.

Миниатюрный сад в китайском стиле

Китайский сад можно оформить и дома. Это выражается в карликовых деревьях и миниатюрных декоративных элементах. (как на фото).

Виды китайского стиля в ландшафтном дизайне

Если в ландшафтном дизайне китайский стиль – это вид, то у него сформировалось несколько основных подвидов:

  • Домашние сады. Эти сады не очень похожи на традиционные китайские, которые мы привыкли видеть на фото. Чаще всего они похожи на изысканные огороды. Растения в таком саду располагаются по горизонтальным и вертикальным линиям. Но такой сад нехарактерен для традиционного, где практически отсутствуют правильные геометрические формы.
  • Классический сад. Классический китайский сад содержит в себе детали из всех 5 главных элементов, он оформляется только в ярких цветах, с использованием мостиков и водоемов, растения преимущественно невысокие и зеленые, все они имеют свое значение и гармонично вписываются. Расположены они более в хаотичном порядке, для соблюдения гармонии (как на фото ниже)
  • Философские сады. В таких садах меньше используются плодоносные растения, за которыми необходимо ухаживать. Создаются композиции из широколистных и раскидистых растений, которые создают тень и уют.
  • Спокойные сады или агрессивные. В спокойных садах растения преимущественно низкорослые, как и декорации, а в агрессивных – наоборот – доминируют каменные сооружения, высокие и краеугольные. Деревья в агрессивном стиле не характеризуются изысканной формой и красотой, наоборот, чем более ломанной будет линия, тем лучше.

Сад, который может влиять на судьбу

Особенности китайского стиля

Китайский стиль в дизайне имеет свои отличительные черты. Так как данный стиль считается одним из самых популярных после английского и французского, он приобрел некоторые изменения и стал менее традиционным. Стоит отметить, что обустраивается он по технике «фен-шуй», но многие об этом забывают.

  • Использование камня. Камень – это один из обязательных элементов китайского сада, но от настроения стиля будет зависеть, каким именно он будет и как станет располагаться.
  • Обязательной деталью в саду такого стиля должны быть мостики или лестницы. Чаще всего они сделаны исключительно из дерева, иногда допускается добавление дополнительных элементов. Но все материалы должны быть только натуральными, другие нарушат гармонию сада. Мостики принято раскрашивать в яркие цвета, чаще всего используют красный, желтый или зеленый.
  • Для ландшафтного дизайна в таком стиле необходимо иметь большой участок. Традиционный китайский сад имеет возвышенности и низины, местами даже небольшие горы. В идеальном традиционном варианте необходимо, чтобы было небольшое озеро или другой водоем.

  • Растения для китайского стиля подбирают самые разнообразные, но при этом ни одно из них не должно быть случайным. Каждое растение несет в себе энергетику и лечебные свойства. Именно поэтому выращивание лечебных трав и бобовых культур очень распространено. В китайском саду вы можете встретить сосну, плакучую иву, сливу, персик, бамбук, нарциссы, хризантемы, розы и пионы.
  • Животные. Если в вашем саду присутствует водоем, то необходимо поселить туда рыбок. Это необязательно, но именно рыбки, как воплощение живой энергии, символизируют гармонию, умиротворение и покой.
  • Хаотичность китайского сада не предполагает разбрасывание предметов по всему участку, но для компенсирования негативной энергии не все элементы располагаются ровно, из камней или деревьев создаются уголки «непорядка».
  • Законченность композиции. Китайский сад – это законченная, сформированная композиция, в которой все элементы существуют в тесной зависимости друг от друга.

Как видите, китайский сад – это не столько подбор растений и декоративных элементов, сколько создание атмосферы и энергии. Он задает тонус вашему настроению и призван помогать хозяину оставаться здоровым, именно поэтому сажают деревья, которые могут помочь очистить воздух. Перед тем как заниматься китайским садом, мы рекомендуем вам почитать немного о технике «фен-шуй» и постараться разобраться в ней. Помните, что вы можете осуществить все своими руками, без помощи дизайнеров.

Настоящий китайский сад невозможно создать, если попробовать всего лишь слепо следовать внешним принципам садово-парковой культуры, даже великолепно их зная. Как любой другой вид искусства Китая, ландшафтный дизайн можно по-настоящему постичь, лишь одновременно воспринимая традиционную восточную философию.

Эта философия, в частности, популярный в Китае даосизм – побуждает человека стремиться к гармонии с природой. Но обычное подражание «а ля натюрель» было бы слишком просто. Нет, создать такой сад, в котором человек способен ощутить именно глубокое единение с деревьями, водой, небом – это высокое искусство. Чтобы понять, что такое природа для жителя Востока, можно вспомнить о средневековых домах Японии, вообще не имевших стен – только крыша и столбы-опоры. А пейзаж становился подлинным продолжением дома.

Идеальный китайский сад – словно бы маленькая «модель Вселенной», и строится он по ее «законам» - бесконечности и гармонии. Соответственно, все элементы сада символизируют какие-либо составляющие мира, его женское и мужское начало – восточные «инь» и «ян». Весь китайский сад – череда образов, которые можно прочесть.

Когда мы говорим «сад - модель Вселенной», это не имеет отношения его к размеру. Садик может быть и крохотным, но все-таки должен оставаться целым миром. Поэтому активно применяются различные способы, зрительно увеличивающие пространство. Например, гуляющий по саду человек должен постоянно встречать на пути новые, разнообразные, детали. Тропинки могут быть нарочито извилистыми, чтобы «удлинять» путь.

Как и мир, китайский сад неоднороден. С помощью специальных элементов (стен, архитектурных элементов и т.д.) он разделен на множество разных «садов». Путешествие из одного в другой – это цепочка открытий для изумленного путника, глазам которого постоянно открываются картины, каких он вовсе не ожидал увидеть. Шаг – и поднимается занавес, еще несколько шагов – и путешественник уже в другой «стране».

Оформление участка в Китайском стиле отличается от европейских и своим наполнением. Главную роль здесь играют камни и водоемы, а растительность – особенно цветы – уже как бы вторичный элемент. Всемирно известны китайские, японские «сады камней». В ландшафтном дизайне традиционно применяется озерный известняк. Это камень с подчеркнутой историей, которую можно прочитать по следам, оставленным на его поверхности водой. Как строительный материал используется также гранит – для мощения дорожек, возведения мостов и т.д.

Китайский сад – это «горы и вода», а потому из растительного мира здесь все же приветствуются деревья: сосна, бамбук и абрикос. Цветы вовсе не находятся «под запретом», но они – лишь дополнение. Как и все другие элементы, каждый цветок имеет свое значение, скрытый смысл. Традиционны для китайского сада магнолии, хризантемы, пионы, рододендроны, горечавка и примула

2. Китайский сад – история и философия

Культура Востока насчитывает несколько тысячелетий и очень сильно отличается от западной, европейской. Сады Китая создавались под влиянием двух религий – даосизма и буддизма, что наложило свой отпечаток. Главные принципы, лежащие в основе создания китайских садов, – это глубочайшее уважение и любовь к природе, свободная, то есть пейзажная, планировка, попытка воссоздать в миниатюре природные ландшафты, наделенные особой прелестью и красотой.

Китайское садово-парковое искусство в древности основывалось на своеобразной философии: природа рассматривалась как единство и борьба двух противоположных начал, находящихся в равновесии: мужского Ян и женского Инь. Они наполняют природу во всех ее проявлениях – при смене времен года, смене дня и ночи, в камнях, воде, растениях. Кроме этого, все элементы природы наделялись энергией и «дыханием» (понятие «ци») и находились в постоянном движении и развитии.

Человек при этом не противопоставлялся природе, как это имело место в западной культуре, а гармонично вписывался в нее, являлся частью единого целого, имел свой путь, жил в соответствии с основными законами Вселенной. Позднее, с приходом в Китай буддизма, который проповедовал преимущество Природы и ее сил над человеком, появилось понятие «Просветленная природа» – стремление к совершенству человека при помощи медитации, созерцания, духовного слияния с природой.

Китайские сады создавались для общения с природой: утренних и дневных прогулок, медитаций, вечернего созерцания луны, для дождливой и солнечной погоды, служили для отдыха души и тела.

Все это определило основные принципы создания китайских садов: свободный, природный стиль, отсутствие какой бы то ни было симметрии, уважение к окружающему ландшафту, отсутствие нарочитого украшательства, создание гармоничных микроландшафтов, имитирующих природные, выраженная символика всех элементов сада, использование немногих, но несущих большую смысловую нагрузку природных акцентов (камни, растения, вода).

Китайский стиль

Китайский сад не похож на другие сады мира. Его обустройство основывается на особом философском мировоззрении.

Сад в китайском стиле

Китайские сады существуют многие тысячелетия, они создавались наравне с первыми садами египтян и шумеров. Согласно древним китайским представлениям мир раскладывается на три составляющие – небо, землю и человека. Они едины и обладают равным статусом.

Согласно представлениям китайцев высшая функция человека при взаимодействии с природой сводилась к сближению с окружающим миром и раскрытием его сущности в соответствии с образами, рождаемыми небом и землей. Наиболее полно это можно было реализовать в творчестве, одной из самых ярких и значимых сфер которого было искусство. А садово-парковое искусство позволяло взглянуть на взаимоотношения человека и природы.

При создании китайского сада большое внимание уделяется такому понятию, как фэн-шуй. В целом фэн-шуй можно охарактеризовать как учение о влиянии энергии, которая обитает повсюду, на жизнедеятельность человека.

Для садово-паркового искусства фэн-шуй очень важен. Благодаря ему пространство сада выстраивалось таким образом, чтобы энергия человека в саду приумножалась и приобретала положительное значение. Сад был моделью космоса, и природа выполняла все функции даже без присутствия человека.

Пространство китайского сада очень ограничено. Сад отгорожен высокой стеной, так как не рассчитан на дальнюю перспективу. В саду создается высокая энергетическая активность. Он постоянно дает вызов зрителю, требует внутреннего и внешнего взаимодействия человека и природы.

Композиционно сад представляет собой одну целостную зону, которая дробится затем на более мелкие части. В общем, сад – это замкнутое пространство, мир в мире, который самодостаточен и поэтому может располагаться где угодно.

Китайские садоводы затрудняются охарактеризовать, что такое сад вообще. Если толковать иероглифы, описывающие китайский сад, то получается смесь «земли», «воды», «листьев» и «ограды». В любом случае, сад – это место, в котором все предметы и детали несут особую смысловую нагрузку. Сад своим существованием говорит о том, что миром правит творческая воля человека.

Китайский сад выстраивается последовательно. Начинается он с определения зоны сада, отделенной от остального мира высокой стеной. Стена может быть в форме облаков, дракона и других фигур. Ее цвет, как правило белый, служит фоном для всего, что находится в саду. На нее падают лунные тени, она освещается закатными лучами солнца, растворяется с дымкой дождя, напоминая облако, спустившееся с неба.

Белое пространство стены служит нейтральным фоном. Множество проемов в стене создают определенный ритм сада. Это своего рода «волшебная» зона, представляющая отдельный слой пространства. Наиболее распространенный тип сквозных проемов – круглый, который имитирует луну.

Лунный мир наполнен особым почтением со стороны китайцев. Форма проемов, напоминающих луну, вызывала ассоциации с эликсиром бессмертия, по китайским представлениям изготовляемым на Луне, и с лунным зайцем, толкущим снадобье в ступке.

Круглый проем вводит посетителя сада в особую лунную зону – мир, который воспевается в традиционном китайском фольклоре. В круглых проемах прослеживается эстетика прохождения сквозь стену, как сквозь особую зону. Обычно окна павильонов дворика, куда выводил лунный проем, декорированы белой бумагой, имитировавшей лунный свет.

Вода является обязательным элементом китайского сада, она символизирует вечное движение, изменчивость. Водная стихия предстает в двух разных символических качествах. С одной стороны, она – зеркало мира, воплощение покоя, вода создает зеркальную поверхность. С другой – вода – символ вечного движения, чистоты и изменчивости.

Вода наполняет сад жизнью, отражает и хранит в себе изменчивость мира – полеты бабочек и стрекоз, движения рыб, перемещение тени, отбрасываемой деревьями и камнями. В то же время вода может быть бурной и кипучей, когда находится в родниках и водопадах. Поэтому вода в китайском саду чаще всего представлена как в виде пруда или озерца со стоячей водой, так и в виде ручья или каскада.

Другой составляющей садовых пейзажей являются камни. Камень воспринимается как природный и рукотворный материал, так как был создан природой, но обработан человеком.

Правильно расположить камни в саду означает связать пространство сада с миром, с общим круговоротом энергии. Большинство деталей китайского сада должны быть расположены так, чтобы энергия циркулировала правильно.

Внимание в китайском саду уделяется прежде всего камням причудливой формы – они считаются воплощением жизненной силы космоса. Их так же делят на пять основных типов в соответствии с идеей о пяти первоэлементах жизни – огнем, водой, деревом, металлом и землей.

Считается, что камни определенных форм (к примеру, относящиеся к стихии огня) оказывают влияние на энергетический баланс сада. Поэтому сочетание камней различной формы как между собой, так и с архитектурными постройками и общим видом сада, тщательно продумывается. На эту тему написаны специальные трактаты.

Известно множество типов камней и специально подобранных их сочетаний. Различают камни:

– дырчатые;

– ноздреватые;

– морщинистые;

– пористые;

– продолговатые;

– наполовину вросшие в землю;

– убегающие;

– стремящиеся навстречу друг другу.

Очень разнообразны и способы расстановки камней. Учитывая сходство садового искусства с пейзажным, живописные принципы размещения камней применяются и в садах.

В культуре Китая выработана оригинальная трактовка подбора растений. Обычно в саду нет поросших травой площадок – земля всегда посыпана галькой или вымощена камнем. Несмотря на то что природа страны отличается необычайно разнообразной растительностью, в саду допускается присутствие только тех растений, которые получили высокую оценку в китайской традиции. В основном это классические благородные цветы, которые служат постоянным сюжетом в литературе и живописи:

– хризантема;

– орхидея;

– слива мэйхуа.

В Китае культивируется множество сортов этих растений, и они составляют растительное многообразие сада. В цветке прежде всего ценится его главное достоинство – то, что он создан небом и землей и в то же время выведен человеком.

Цветы выращиваются в специальных горшках, тем самым подчеркивается, что они являются результатом человеческого размышления и труда над материалом природы. Это имеет и практический смысл: их можно было заменять другими, любуясь ими лишь в период цветения.

Рододендроны вместе с примулами и горечавкой называют в Китае тремя любимыми цветами. В мире насчитывается около 800 видов рододендронов. Для большинства из них родиной является именно Китай.

Пионы обозначают аристократичность, достаток и высокий социальный статус. С одной стороны, этот цветок – символ женской красоты, а с другой – мужского начала. Это одно из первых растений, которое стали использовать только в декоративных целях. Сначала пионы размещали только в императорских садах, затем они стали появляться в садах обеспеченных людей и лишь позже стали незаменимы практически в любом саду.

Также высоко ценятся в Китае хризантемы. Изначально их использовали для медицинских целей. Позже эти цветы стали ценить и за их красоту, а также использовать в качестве добавок в некоторые виды чая.

Сладкая олива – растение, которое показывает всю красоту осенью. Оно по-королевски благородно и элегантно. Олива также ассоциируется с луной, так как согласно легенде именно в тени этого дерева священный лунный заяц приготовил эликсир жизни. Кремово-белые цветки растения источают тонкий, похожий на запах жасмина аромат и используются при приготовлении чая, вина, парфюмерии и в медицине.

Детально продуман и набор деревьев, используемых в садовых ландшафтах. Прежде всего это сосна – символ благородства духа; бамбук, воплощающий стойкость и надежность, а также персик – любимое дерево небожителей. Встречаются также плакучие ивы, символизирующие начало ян, очень популярны абрикосовые и мандариновые деревья, банановые заросли.

Особое внимание уделяется искусству выращивания карликовых деревьев. Возраст их может насчитывать более 100 лет, а высота не превышает 40 см. Часто такие деревья для контраста ставят рядом с кустарниками нормальных размеров, выставляют в галереях или на каменных перилах лестниц.

Карликовые деревья воспринимаются китайцами как обычные. Эти растения группируют вокруг себя пространство особым образом, вроде бы отдельно от всего сада, но в то же время они составляют композицию с другими элементами.

Животные в китайских садах немногочисленны. Чаще всего можно увидеть декоративных рыбок. Их разводят в прудах, и они символизируют начала инь и ян.

Из птиц особой популярностью пользуются журавли и аисты, иногда свободно разгуливавшие по территории и воплощающие философские представления китайцев о бессмертии.

Садово-парковая композиция выстраивается по принципу открытых и закрытых видов. Первые представляют собой все пространство, видимое с любой точки сада. Вторые можно наблюдать лишь с определенного места, часто из окна или через проем в стене. Количество открытых и закрытых видов определяется заранее, они продуманы в зависимости от общей идеи сада.

Тщательно разработана система дорожек, мостиков и галерей в китайском саду. Они созданы чтобы направлять посетителя, открывая ему тот или иной вид и задавать маршрут движения.

С верхних открытых террас человек может любоваться общим пространством сада и даже открывающимися за оградой видами окружающего пейзажа. На языке символов приподнятая над землей терраса как бы приближает человека к облакам, обозначающим в китайском даосизме бессмертие и вечность. В этом возвышенном положении обычно размещается библиотека хозяина дома, являющаяся источником мудрости, к которой стремится человек.

Зачастую строения в китайском саду не имеют сплошных стен, а вместо этого огораживаются лишь плетеными экранами, позволяющими видеть сад.

Практически всегда на приподнятых террасах строятся элегантные веранды. Они являются местом, откуда открывается прекрасный вид на сад, а веранды становятся центром композиции.

По контрасту с этими большими постройками сооружаются множество простых небольших строений, которые зачастую располагаются в удаленных уголках сада. Эти маленькие здания размещаются вдоль дорожек и тропинок, которые то появляются, то исчезают из поля зрения. Иногда в садах строятся архитектурные «лодки» – одно или несколько зданий, объединенных в форме лодки, обычно размещаемые по кромке воды.

Принципы построения китайского сада

Принципы построения китайских городов и китайских садов неодинаковы. Архитектура китайского города отличается системностью, предсказуемостью и строгим контролем за деятельностью человека.

Расположение, масштаб и структура построек подчеркивают исключительную значимость каждого строения. Стены и ворота тщательно контролируют доступ. Если архитектура города является своеобразным языком, который доступен всем жителям, то принципы создания китайских садов абсолютно противоположны.

Сады всегда символизировали собой мир, который не связан с социальными отношениями, они олицетворяют другой, широкий взгляд на философию. Центром китайского сада является живущий в гармонии с природой человек, наделенный крепким здоровьем и долголетием.

Принципы построения садов в Китае возникли давно и сохранились до наших дней. Их три. Первый принцип – сад должен выглядеть абсолютно естественно, как будто он был создан не руками человека, а самой природой. Произвольные образы и спонтанность предпочтительнее строгих геометрических форм и предсказуемости. Хотя сады в Китае являются воплощением природы, это ощущение не является очевидным и может быть разгадано лишь при длительном нахождении в саду.

Беседка в китайском стиле

Второй принцип – понимание сада как мира в миниатюре, самодостаточной микровселенной. Владельцу сада принадлежит могущество всех сил природы, а в саду можно встретить символические образы составляющих вселенной – инь и ян, объединенные и переплетенные между собой в рисунках и дизайне сада: камень и вода, естественный ландшафт и садоводство, даже строго архитектурные детали.

И наконец, третий, последний принцип – так как сады зачастую малы по размерам, ощущение завершенности такого микромира достигается путем особых приемов:

– за счет многоплановой перспективы можно создать иллюзию пространства;

– за счет различия элементов сада можно создать множественные образы;

– за счет личного психологического и эмоционального опыта человека возникает новизна восприятия сада.

Очень часто в садах прокладываются изгибающиеся, зигзагообразные тропы и мосты. Так гуляющие по саду гости сделают больше шагов, чтобы попасть из одной точки сада в другую.

Водные объекты в китайских садах

Вода – это основа жизни на Земле. В китайском саду вода занимает одно из главенствующих положений. Это символ вечности, представленный в системе китайской философии как непрерывный поток жизни, в который втекают отдельные струи времени. Второй образ, неразрывно связанный с водой, – это вода как зеркало мира. В связи с этим вода должна быть представлена в саду в двух видах: статичном (водная гладь прудов) и динамичном (водопады, искусственные потоки, ручьи).

С точки зрения фэн-шуй, стоячая вода обладает способностью накопления живой энергии и передачи ее человеку. Движущаяся вода является мощнейшим проводником энергии. Умелое сочетание того и другого корректирует энергетический баланс сада, что, по правилам фэн-шуй, влияет на приходящих туда людей.

Вода обязательно включается в композицию любого сада. Павильоны и беседки возводятся с таким расчетом, чтобы их отражение в воде создавало целостную картину, отдельный кадр.

Крыши павильонов строятся так, чтобы дождевая вода стекала с них и была похожа на водопад. Вода, благодаря своим эстетическим свойствам, по мнению китайцев, открыта небесному пространству, она создает диалог с небесами. Небо, отражаясь в водной глади, обретает двойника и включается в игру превращений.

Водоем в китайском стиле

Вода также является одной из основных деталей при создании композиции остальных элементов сада. Еще в древности, свойственное Китаю сочетание в идее сада философии, эстетики и быта, отразилось в том, что водоемы выполняли чисто практическое назначение: из них брали воду для хозяйственных нужд, их использовали для прогулок на лодках, а также разводили в них декоративных рыбок, наблюдение за которыми поднялось до уровня отдельного искусства, полезного для развития эмоциональности. Поэтому водные объекты в китайских садах обязательны.

С точки зрения фэн-шуй, вода является необходимым элементом перед входом в дом. Жилые дома в Китае стараются располагать рядом с водоемом. Сад же, который не ограничен природными и иными факторами, мешающими правильной циркуляции энергии, представляет собой идеальную схему фэн-шуй. Сложная система изломанных линий мостиков и дорожек через водоемы подчинена все тем же требованиям направления циркуляции энергетики, исходящей от воды.

Символизм в китайских садах

Китайский сад представляет собой мир в миниатюре. Главное достоинство китайского сада – его естественность. Китайцы при создании сада выделяют и усиливают естественные привлекательные черты тех или иных деталей.

Китайские садоводы придают первостепенное значение соответствию композиции и декора сада, ландшафту местности и природным свойствам материалов. В китайских садах отсутствуют геометрические, абстрактные формы, симметрия, прямые аллеи, газоны, статуи – все настолько привычные атрибуты европейских садов. По мнению китайцев, эти детали демонстрируют преобладание разумного порядка, несвойственного их философии.

Сад – место встречи природы и культуры. Он показывает, как взаимосвязаны эти два элемента жизни человека.

Европейские сады отображают западную тенденцию к противопоставлению материального и духовного. Это выражается в обесценивании природы и превозношении духовности человека. Китайский же сад каждой своей деталью сообщает о том, что сделан рукой человека, но вместе с тем он демонстрирует связь человека и природы.

Китайский сад символизирует творческую свободу духа, в том числе свободу ничего не выражать и ни в чем не выражаться, свободу быть безмятежным. В китайском саду вещи взаимосвязаны и дополняют друг друга. Гармония сада в его разнообразии.

Несмотря на разнообразие материалов и элементов китайского сада, важным является их правильное сочетание и выделение основных свойств. Китайцы, опираясь на свою философию, видят в вещах неисчерпаемый источник вдохновения. Они оценивают их различность и непохожесть друг на друга.

Ограда в китайском саду является примером того, как садоводы гармонично сочетают символический смысл с практическим применением детали ландшафта. По китайским представлениям, стена сада ничуть не ущемляет его естественности, а, наоборот, выделяет пространство сада, делает его «миром в мире».

Ограду в китайском саду строят из кирпича, который обмазывается глиной. Глину необходимо побелить. Ограда получается глухой, она достигает высоты уровня крыши здания и надежно скрывает повседневную жизнь владельцев сада.

Ограда в китайском саду несет несколько смысловых нагрузок:

– обозначение границ участка;

– обрамление сада;

– сокрытие от любопытных глаз жизнедеятельности сада;

– является символом предела жизни человека.

Будучи созданием человеческих рук, ограда является частью окружающего ландшафта. Она должна строиться таким образом, чтобы не разрушать рельефа местности, а скорее, наоборот, следовать его складкам, поднимаясь вверх и ныряя вниз по склонам холмов.

Верх такой стены-ограды обычно покрывают черепицей. Все эти процедуры создают впечатление, что стена существует как бы сама по себе, независимо от общей идеи сада. С равным успехом ограда китайского сада служит символическим и эстетическим целям, особенно когда она перегораживает, разделяет отдельные части усадьбы.

В традиционном китайском саду растительность богата и разнообразна. Как и другие элементы ландшафта, растения в китайском саду имеют и символическое и практическое значение.

Часто в садах встречаются плантации плодовых деревьев и цветников, лекарственных трав и декоративных растений. Много в китайском саду и так называемых благородных деревьев, которые являются определенными символами.

Одним из самых главных деревьев китайского сада является вечнозеленая сосна – символ неувядающей стойкости и благородства духа. Особенно славятся высокие и прямые сосны, а перед домом рекомендуется сажать сосны с белой корой, которым не мешает соседство других деревьев.

Присутствие сосны, с точки зрения китайских садоводов, развивает разные органы чувств:

– ее стройный ствол, грациозная крона, чешуйчатая кора с наростами радуют взор;

– прислушиваться к шуму ветра в ее ветвях – значит вникать в утонченную «музыку небес»;

– шероховатая поверхность ствола рождает ощущение мудрой твердости.

Сосна в китайском саду

Не меньшей популярностью у китайских садоводов пользуется бамбук – дерево упругое и полое внутри. Бамбук является символом животворной пустоты.

Сажают бамбук разными способами:

– разреженным;

– густым;

– поверхностным;

– глубоким.

При разреженной посадке побеги сажают на расстоянии 2–3 м друг от друга, чтобы было много незасаженного пространства.

При густой посадке побеги сажают также далеко друг от друга, но в одну лунку вкапывают по 4–5 ростков, чтобы корни были густыми.

Поверхностная посадка означает, что ростки вкапывают неглубоко, а при глубокой посадке ростки обкладывают еще и комьями глины. При такой посадке бамбук вырастет особенно пышным.

Почти в каждом китайском саду можно встретить персик – «дерево счастья», охраняющее от вредоносных сил. Вместе с персиком часто высаживают грушевое дерево, которое радует глаз своим нежным цветом.

Среди других деревьев, украшающих китайский сад, можно назвать:

– плакучие ивы – воплощение животворного начала ян;

– пышные магнолии;

– тунговые деревья;

– банановые деревья, дающие густую тень;

– софора, привлекающая взор своими опушенными листьями;

– благоухающие абрикосовые деревья;

– мандариновые деревья, источающие превосходный аромат.

Еще одно распространенное в китайских садах плодовое дерево – хурма, которую сажают не столько ради плодов, сколько ради цветов – красных, розовых или бледно-белых.

Особое внимание китайские садоводы уделяют цветущей сливе, которая традиционно символизирует душевное целомудрие и чистоту.

Китайские садоводы предпочитают сдержанные, приглушенные цвета садовой флоры и следят за тем, чтобы растительность в саду не была слишком густой и буйной. Их интересуют, главным образом, форма растения, его аромат, оттенки цветов и игра света и тени.

Цветы в китайских садах высаживают и в партерах, и на клумбах, и в виде беспорядочных зарослей у воды, и в отдельных горшках. В китайском саду нет травяных газонов, так как по китайской традиции непонятно, зачем выделять растительностью пустое, ничем не заполненное пространство.

Разнообразие цветов и способов их выращивания связано с особой любовью китайцев к экспериментам. Они стремятся испытать свойства растений, выявить особенности их роста, улучшить качество всего живого в саду.

Той же страстью к эксперименту объясняется и такая оригинальная черта китайского садоводства, как выращивание карликовых деревьев. Обычай этот возник еще в раннее Средневековье и в эпоху поздних империй и, как все китайские традиции, развился в настоящую школу.

Карликовое деревце, являющееся шедевром культивации растения, иллюстрирует философские представления китайцев о жизни. Это деревце можно было бы считать игрушкой, плодом вольной игры фантазии, если бы такая игра не требовала большого искусства и долгих лет упорного кропотливого труда.

Предназначение китайского сада не ограничено демонстрацией разнообразия форм и свойств растительной жизни. Другое важное призвание садовой растительности состоит в том, чтобы указывать на текучий временной характер жизни.

Деревья и цветы в китайском саду не являются образцом вечной красоты. Они выступают символом определенного момента, ситуации, настроения.

Обычно в китайском саду создаются уголки, предназначенные для посещения в разные времена года:

– зимние пейзажи составляются из сосен, слив и морозоустойчивых растений и цветов;

– весенние пейзажи – из цветущих в эту пору вишни, жимолости, миндаля, ранних роз, фиалок, нарциссов;

– в летних уголках выращиваются летние цветы и лиственные деревья – дуб, ясень, бук, платан, тунговое дерево;

– в осеннюю пору внимание сосредоточено на красоте пышных хризантем и благоухании мандариновых деревьев.

Из книги Целебные ягоды автора Ручьева Оксана Ивановна

Из книги Шесть соток радуют и кормят. Дизайн дачного участка автора

Глава 2 Стиль сада ОПРЕДЕЛЯЮТ ЕГО КОНФИГУРАЦИЯ И ВАШ ВКУС Рассмотрим варианты оформления сада, которые зависят в первую очередь от его конфигурации и природного ландшафта.1. Участок на склоне. Придется располагать его на террасах и использовать для укрепления

Из книги Садовые беседки автора Юрина Ольга Павловна

Стиль При разработке плана участка все элементы садовой композиции нужно объединять общим художественным замыслом. Дом, ограждение, малые архитектурные формы и посадки должны составлять единый ансамбль. Для этого все элементы садового дизайна должны быть выполнены в

Из книги Лекарственные растения на даче и вокруг нас. Полная энциклопедия автора Цицилин Андрей Николаевич

Из книги Справочник умелого садовода автора

Лимонник китайский Лимонник китайский – это лиана. Стебли достигают длины от 3 до 15 м, в зависимости от высоты опоры, на которой куст поселился.Листья у лимонника блестящие, на красноватых черешках. Форма листа широкояйцевидная. Цветки белые, раздельнополые, свешиваются

Из книги Чудо-урожай. Большая энциклопедия сада и огорода автора Полякова Галина Викторовна

Из книги Современные теплицы и парники автора Назарова Валентина Ивановна

Из книги Дизайн сада своими руками автора Красичкова Анастасия Геннадьевна

Регулярный стиль Регулярный стиль ландшафтного дизайна также называют французским. Он имеет богатую историю, насчитывающую более 1000 лет. Изначально регулярный стиль возник в Древнем Египте и Вавилоне, получил развитие в античной Греции и Риме. В эпоху Средневековья,

Из книги Редкие растения в вашем саду автора Селиванов Александр Михайлович

Пейзажный стиль Искусственная среда, технологические новшества, увеличивающееся количество городов – все это вытесняет природу из нашей жизни. Пейзажный стиль ландшафтного дизайна появился как ответ на эти урбанистические процессы современности. Сад в пейзажном

Из книги Беседы о домашнем хозяйстве автора Никольская Евгения

Деревенский стиль Деревенский стиль иначе называется стилем кантри. Американская вариация этого стиля ассоциируется у многих с ковбоями и пыльными шляпами.В самом деле, некоторые атрибуты американского кантри ландшафтные дизайнеры переняли, например невысокие заборы

Из книги Цветник для ленивых. Цветы от последнего снега до первых морозов автора Кизима Галина Александровна

Природный стиль Главным условием для оформления участка в природном стиле является наличие больших земельных территорий. Этот стиль во многом схож с пейзажным, но в основе природного стиля лежит естественный лес, который и подвергается благоустройству. Участок в

Из книги Новая энциклопедия садовода и огородника [издание дополненное и переработанное] автора Ганичкин Александр Владимирович

Японский стиль Японская культура, как известно, отличается оригинальностью и самобытностью. Развиваясь не одно тысячелетие в закрытых от европейцев условиях, она приобрела те уникальные черты, которые проявляются во всем, что касается этой страны. Японская культура

Из книги автора

Лимонник китайский Описание Лимонник китайский – японо-маньчжурский эндем. В России распространён в Приморском крае, на юге Хабаровского края, Сахалинской области и на юго-западе Амурской области.Среди деревянистых лиан он занимает самое северное положение и

Из книги автора

Из книги автора

Китайский лимонник Есть еще одна дальневосточная лиана - китайский лимонник. Он цветет одиночными колокольчатыми цветочками, похожими на цветки актинидии, только более мелкими. Расположенные по лиане - признак женского растения, и у них четко выделяется зеленоватый