Всем добрый день. Меня зовут Яна, этот мастер класс посвящен серьгам кисточкам, а точнее – самим кисточкам и двум вариантам их исполнения. Первый вариант изготовления серег - кисточек – классический, а второй вариант – с другой вершинкой, с углублением посредине. Такой вариант серег кисточек встречается реже, но у него тоже есть свои почитатели. Честно говоря, я не видела мастер-классов по созданию именно таких кисточек. У нас недавно был обзор ниточек, какие я использую для изготовления кисточек. И после этого обзора ниток я получила очень много вопросов, касающихся изготовления именно этого варианта. Поэтому я сегодня покажу вам оба варианта изготовления серег кисточек.

Итак, для изготовления серег кисточек нам понадобятся: инструменты, фурнитура для серег, немного бисера, биконусы Сваровски, кусочек гофрокартона (7 см шириной), нитки хлопок, нитки вискоза Doli, леска или мононить, лезвие, ножницы и иглы.


Ну и первое, что нам нужно сделать – это намотать ниточки на кусочек картона для получения кисточки для изготовления серег. Я не использую различные карточки пластиковые, банковские. Для меня картон – это самый удобный вариант. Ширина его – 7 см. Нам нужно будет сделать кисточки длиной 6,5 см. Поэтому запас полсантиметра нам вполне достаточно. С одной и другой стороны нам нужно разделить картон пополам. С этой стороны мы будем его завязывать ровно посредине, а с обратной стороны мы будем его обрезать, то есть эта линия нам поможет ровно и аккуратно все это сделать.

И начинаем намотку ниток для кисточки, я делаю ровно 700 оборотов, делаю это на счет. Захватываю ниточку левой рукой, а правой начинаю накручивать. Накручиваю ровно и аккуратно, все ниточки параллельно друг другу, старайтесь чтобы каждая ниточка была близко друг к другу, тогда получится ровная кисточка. Ширина намотки не должна быть более полутора сантиметров, для того, чтобы серьги кисточки получились ровными и пушистыми. То есть, чтоб в дальнейшем нам было удобно завязывать, на всю ширину картона нитки наматывать не нужно. Примерно вот сантиметр-полтора мы наматываем ровно. И так делаем полных 700 оборотов ниток.


После того, как мы это сделали, нам нужно в иголку вставить нитки хлопок, закрепить кисть. Я использую толстую иголочку, ею удобно захватывать все ниточки, пролезать под ними. Таким образом я завязываю несколько узелков. Ровно на середине, на той отметке, которая у нас есть, затягиваем, прижимая пальцем, и делаем еще один узелок.


Ниточки еще недостаточно надежно скреплены, но мы оставляем в таком положении и переворачиваем на другую сторону. Здесь мы будем лезвием обрезать точно так же посредине, где находится наша линия разметки. Острым лезвием просто давим сверху немного из стороны в сторону, проводим лезвием, и все ниточки у нас разрезаются.


Далее аккуратно убираем картон. С другой стороны захватываем рукой и короткий край нити, а длинным краем, длинным отрезком делаем еще 3-4 оборота. Держим крепко, чтобы все эти ниточки не смещались. И ровно на том же месте, где у нас первый виток, мы делаем еще три. Далее перехватываем, находим короткий конец и здесь держим левой рукой хорошенько, чтобы там ничего не раскрепилось, и делаем еще 2-3 узелочка. То есть, таким образом, мы полностью закрепляем кисточку. Ниточку не обрезаем – мы за нее будем в дальнейшем отпаривать и обрежем ее позже. Нужно оставить какую-то часть, отрезать лишь иголочку. То есть здесь мы ее перевязывать не будем, потому что мы всю эту часть спрячем в колпачок. Поэтому нам нет необходимости завязывать ее вот на этом месте. Также не особо важно, какого цвета будут наши нитки. Чаще всего, конечно, лучше подбирать их абсолютно в цвет вискозы, но в нашем случае также нитки будут все спрятаны.

Следующий этап - отпаривание кисточки для будущей сережки. После того, как чайник закипит, нам нужно поместить кисточку над паром при помощи какой-то палочки (у меня это палочка для суши). Вот таким образом мы будем отпаривать кисточку для серьги.


Как видите, достаточно всего лишь несколько секунд, чтобы наша кисточка полностью выровнялась. Сейчас нам нужно ее аккуратно подрезать.


В одном из предыдущих видео я уже рассказывала, что я подрезаю кисточки с помощью термоусадочной трубки. Продается она на метраж в таком виде. Я отрезаю ровно шесть с половиной сантиметров, то есть по длине, которая мне нужна, и помещаю кисточку внутрь. То есть за ту ниточку, которую мы не обрезали, я полностью пропускаю кисточку.


Лишнее мы отрезаем лезвием. Лезвие должно быть очень острое, тогда процесс будет быстрый и аккуратный. Вот таким образом все лишнее я срезаю, и край у нас получается абсолютно идеальным.


Если у вас нет такой трубочки (ее, кстати, можно найти в любом магазине электротоваров), то можно использовать, как и многие рукодельницы, просто кусочек бумаги. То есть нам нужно кисточку поместить в бумагу, завернуть ее (естественно, без трубки) и обрезать по краю. Далее мы достаем кисточку из трубки, обрезаем лишнюю нитку. Кто хочет, может капнуть сюда капельку клея либо лак для ногтей, но я этого не делаю.


А сейчас нам нужно прицепить сюда пин. Ушко, которое есть на пине, я обрезаю – оно для меня достаточно большое. И делаю очень маленькую петельку – на самый край круглогубцев. Делаю я это для того, чтобы наш концевик как можно лучше привыкал к кисточке. То есть вот такая маленькая петелька – я ее немножко поджимаю обратно. И под ниточки вставляю сюда, вот таким образом. Петельку замыкаем.


Далее я надеваю концевик. То есть, таким образом он крепится на кисточке. Сверху помещаю красивую декоративную бусинку. Далее мне нужно отогнуть пин на девяносто градусов, обрезать (оставляем примерно 7-8 мм). И делаем снова петельку. Сережка кисточка почти готова.


Все, осталось прикрепить швензу. Здесь я уже на швензе отгибаю петельку, зацепляю за пин и возвращаю петельку на место. Сережка кисточка готова!


Второй вариант кисточки для сережки делается немного сложнее. Мы точно так же наматываем нитки, завязываем и разрезаем кисточку. Далее нам нужно взять за одну часть, а вторую накинуть сверху таким образом, чтобы, как пальмочка, она была посредине. Ищем центр, помогаем расправлять иголочкой.


И далее – ответственный момент. Нам нужно, чтобы она ровно получилась, и все ниточки легли ровно. То есть мы несколько раз поправляем всеми пальцами и доводим до идеала. Иногда это занимает достаточно много времени. Полностью все выправляем так, как нам нужно. И когда мы добьемся нужного результата, нам нужно кисточку завязать. Если кисточка легла почти ровно, но некоторые ниточки торчат в другую сторону, их можно немножко подцепить и перекинуть на нужную сторону. Здесь действительно очень важно, чтобы вот это углубление находилось ровно-ровно по центру, и все ниточки были распределены равномерно. Иногда этого добиться не очень просто, но все же такой вариант кисточек мне тоже очень нравится.



Лишнюю ниточку я обрезаю. Здесь еще одна есть небольшая сложность – это сделать вторую кисточку ровно точно так же, как и первую. Ну и не так-то просто вставить сюда аккуратно пин, потому что он достаточно толстый, и он вытягивает за собой ниточки. Я сначала делаю это с помощью иголки. То есть я сверху вставляю ровно иголку, как бы пробивая путь для пина, переворачиваю – вот она, иголочка. Иголочку вытаскиваю, запоминая, куда вставлять пин, и на это место пин проталкиваю.


Здесь петельку можно не обрезать – ее видно не будет. Пин так будет намного надежней держаться. Вот он у меня вылез примерно посредине, за собой зацепил ниточки. Я их с пина аккуратно снимаю, проталкиваю его до конца. А эти ниточки можно легко поправить. Я вытягиваю ниточку вверх и ищу ее здесь – откуда она поползла, и вытягиваю ее обратно. Следующую ниточку я точно так же подтягивают. Ловлю ее с этой стороны и подтягиваю. И так все ниточки, которые вылезли, мы возвращаем на место.

После того, как мы довели вершинку до идеала, нам точно так же нужно кисточку отпарить. Здесь у нас торчит пин, поэтому можно захватить плоскогубцами и точно так же подержать над чайником. Кстати говоря, я пробовала вставлять пин до того, как завязать, то есть уже с его присутствием сформировать вершинку, но у меня, к сожалению, это всегда неаккуратно получается. То есть мне проще без пина формировать вершинку, и вставлять его потом. Возможно, вам будет проще делать это по-другому. Я отпарила и обрезала кисточку. Теперь нам точно так же нужно поместить сюда декоративную бусинку. Она очень хорошо помещается в углубление, которое у нас получилось. Точно так же загнуть пин под 90 градусов, обрезать лишнее и сформировать петельку.


Я намеренно не заостряю внимание, как я креплю, как я делаю петельки. По работе с пинами у нас есть отдельное видео. А сегодня у нас речь идет именно о кисточках. Поэтому я показываю 2 способа изготовления самих кисточек. А формирование серег кисточек – это уже дело каждого. У каждого они могут быть свои.


Вот так выглядит почти готовая кисточка. Если вы аккуратно здесь перевязали, то при желании можете оставить и так, но я обычно всегда это место декорирую.


Я взяла кристаллики Сваровски того же цвета, биконусы, и с помощью лески сейчас сделаю на этом месте ободок. Я набираю некоторое количество бусинок. У всех оно будет разное, поэтому я не заостряю на этом внимание, примеряю, чтобы это было все ровно. То есть ободок должен туго сидеть на кисточке.


И просто завязываю узелочки. Я всегда делаю 3-4 узелка. Чтоб узелочек был незаметен, я пропущу иголочку через 2-3 бусинки и туда же затяну немного узелок. Далее очень аккуратно я лезвием под самый корешок срежу ниточки. Вот так выглядит этот ободок. У меня были вот такие большие бусинки под рукой, но можно сделать их и помельче. Можно использовать бисер того же цвета. Я сделаю еще один ободок золотистым бисером номер 15.


Проделываем все то же самое. Набираю нужно количество бисеринок, примеряю и завязываю кольцо. Все то же самое – завязываю узелочки и лишнее отрезаю.

Ну и вот как выглядит второй вариант серьги. Не знаю, какой вариант понравится больше вам.


Мне нравятся оба. Я часто делаю и в таком виде кисточки, и в таком. Решать, конечно, вам, но я советую попробовать вам оба варианта – и тогда уже определяться.


Надеюсь, этот мастер класс по изготовлению серег кисточек своими руками для вас был полезным. Если так, задавайте вопросы, пишите комментарии и отзывы. Мы обязательно на них ответим. и , которые были использованы в этом мастер классе, вы можете приобрести в нашем интернет магазине с доставкой до дверей. Если вам что то было непонятно из этого мастер класса, вы можете посмотреть видео мастер класс, в котором я все подробно показываю и рассказываю:

Здравствуйте, дорогие бусинки!

Кисточки держат свою популярность на протяжении уже не одного сезона. Их можно встретить везде: в машинах, на шторах, на сумках, ну и конечно же в украшениях.

Сегодня я покажу Вам:

  • Как сделать кисточки из ниток своими руками.

Данный мастер-класс подойдет для новичков, кто только начинает работать с кисточками, а также для опытных мастеров в качестве ознакомления.

Возможно, кто-то из Вас почерпнет маленькие хитрости и заберет в закладки!

Итак, поехали.

Время изготовления одной такой кисточки около 40 минут.

Это зависит от Вашей скорости работы.

Для того, чтобы изготовить кисточки из ниток нам понадобятся такие материалы.

Материалы:

  1. Ниточка для кистей (у меня нить Doli, производство Индия) – 1 катушка.
  2. Нить для шитья в тон нити для кисточки.
  3. Ненужная пластиковая карточка или визитка (на нее будем наматывать нить).
  4. Острые ножницы.

Мастер-класс по созданию кисточек из нитей.

Шаг 1.

Для начала возьмем ниточку для кисти и намотаем ее на пластиковую карту по ширине (по более длинной части). Посмотрите на фото.

Сколько наматывать?

Здесь Вы не ограничены, делаете на свой вкус. Кисточка в данном мастер-классе в 300 оборотов.

После того, как намотали, закрепите конец нити скотчем или тентой, чтобы ниточки не расползались.

Шаг 2.

Теперь нам необходимо зафиксировать нити. Для этого швейной трикотажной нитью свяжем по центру ниточку для кисти.

Почему трикотажная нить?

Трикотажная нить более шершавая, если так можно про нее сказать. Она не скользит, как нить для кистей. И поэтому будет крепко держать основные ниточки.

Шаг 3.

Переворачиваем карту и выгибаем ее в обратную сторону. Так чтобы дуга получилась на другой стороне.

И аккуратно, по центру, острыми ножницами разрезаем ниточки.

Вот что должно получиться. Не пугайтесь, что ниточки такие лохматые. Они исправятся в последующих шагах.

Шаг 4.

Сейчас зафиксируем ниточку еще раз. Для этого можете использовать уже нить для кисточек. А можете все ту же швейную нить.

На этом этапе большой разницы нет.

Шаг 5.

Но все же мое предпочтение пару. Подцепим кисточку на шило или длинную иглу или спицу (что у Вас есть), и подержим минут 5-10 (зависит от нити) над кипящей водой.

Многие мастерицы держат кисточки над кипящим чайником, но мне там места маловато, поэтому мне нравится выпрямлять кисточки над кастрюлькой.

Вот та должна выровняться кисточка.

Но! Посмотрите на концы нитей, они не ровные. Будем их ровнять.

Шаг 6.

Возьмем самую обычную бумагу. Я взяла лист А4 и отрезала небольшой кусочек.

Теперь распрямите ниточки и заверните их в бумагу. Вот так как показано на фото.

Шаг 7.

И все, что торчит из под бумаги аккуратно срезаем. Так мы выровняем длину кисточки.

Убираем бумагу и вуаля!!!

Кисточка из нитей готова! Как Вы убедились это не сложно, а результат очень красив.

Такую кисточку можете применить по своему желанию: сделать из нее кулон или сотуар, серьги или брелок, или на что годится Ваша фантазия.

Сегодня я показала Вам, дорогие, как сделать кисточку из ниток своими руками!

Если Вам понравился мой мастер-класс, делитесь им скорей!

Напишите в комментариях какую нить для кисточек используете Вы? И какая Вам больше нравится? И я что-то полезное от Вас почерпну.

А я на этом заканчиваю. Пошла делать кисточки! Это затягивает. До новых мастер-классов! Пока, пока!

Для украшения разнообразных готовых изделий используються кисточки - их можно крепить как на шнурок так и просто к готовой роботе.

О том как именно можно сделать кисточку со шнурком и будем рассматривать в данном мастер-классе.

Перед началом роботы нужно в первую очередь выбрать подходящее по цвету мулине (или тот тип нити который вам подходит).

Делаем шнурок . Для этого отрезаем мулине нужной вам толщины, я взяла в 3 нити, и длиной примерно в три раза больше, чем будущий шнурок. Один конец закрепляем неподвижно - я прижимала канцелярским зажимом к карандашнице, а с другого конца скручиваем нитку. Чем больше сделать витков, тем более тугой шнурок получится у вас в результате. Осторожно снимаем второй конец и соединяем с тем, который был у вас в руках, складывая тем самым нитку пополам. Для лучшего формирования нити в центре ее можно повесить утяжелитель. Отпускаем центр, удерживая оба конца нити. Нитка скрутится. Расправляем заломы, завязываем на кончиках узелки, чтобы шнурок не распустился.

Для создания кисточки можно использовать несколько способов:

первый способ :

На картонную полоску, ширина которой равна желаемой длине кисточки, намотайте нить до нужной толщины кисточки, чем больше ниток, тем пышнее кисточка. Затем нить обрежте, конец вденьте в иголку и, несколько раз продевая ее под намотанные нити, затяните верхнюю часть кисточки (рис. а).

Картонку выньте и образуйте головку кисточки. Для этого несколько раз обмотайте кисточку ниткой и завяжите (рис. б).

Ниточки нижней части кисточки разрежьте и подравняйте ножницами (рис. в). Чтобы прикрепить сам витой шнурок, можно либо его продеть в иглу (циганскую) на указано на рис. а, и тогда сразу же на нем формировать кисточку. Либо закрепить вот таким способом, все лишние ниточки спрятав в кисточке:

второй способ

Можно сделать кисточку сразу же закрепив ее на нужном вам шнуре, только аккуратно необходимо в конце обвязать головку кисточки и спрятать ниточку внутрь.

Или можно использовать вот такой необычный способ.



Для шапочек или бактусов, бывает, хочется сделать кисточки . Ну, например, вот такие:

Давайте учиться!
Сделать кисточку своими руками несложно. Нужно для этого всего ничего: нитки, ножницы и кусок картона!

Нитки и ножницы это понятно, а картон нужен для шаблона, нужно же на что-то намотать. Ширина картонки должна быть на несколько сантиметров больше желаемой длины кисточки. Итак, заранее отрежем кусок нитки, на которой собственно и будет висеть наша кисточка, Длина кусочка примерно, ну сантиметров 30. Не жалейте, нитка должна быть длиннее, чем кисточка, потом поймете почему. Положите наверх картонки и намотайте поверху нитку, примерно так:

Когда решите, что ниток намотано достаточно, обрежьте их и завяжите заранее отрезанный кусочек на один узелок. Снимите все нитки с картонки и тогда уже узелок завяжите туго и крепко-накрепко:

Разрежьте вот так:

Теперь вам нужно решить, какую кисть вы будете делать, попроще или посложнее. Из толстых ниток лучше сделать попроще. Почему об этом говорю сейчас? Потому что здесь будет маленькое отличие: куда положить нитку крепления, наверх или внутрь.

Итак, более простой вариант .

Отрежьте ещё кусок нитки и перевяжите кисточку тугим узлом, вот так, нитка, на которой держится кисточка, идет наверх:

Затем намотайте несколько рядов, туго затягивая, и опять аккуратно завяжите:

Если у вас толстые нитки, то можно на этом и остановиться, просто ровно обрезать концы и получить простую, но от этого не менее красивую (на фото я не подравнивала):

Теперь посложнее (не бойтесь, ненамного!). Вернемся немного назад, к тому моменту, когда мы только разрезали:

Перевяжите туго, НО ВНИМАНИЕ, нитка, на которой держится кисточка, идет вниз, вот так:

Переверните кисточку, держа за нитку крепления и аккуратно распределите нитки, чтоб они были равномерны:

И в последний раз перевяжите туго, намотав несколько рядов и закрепив

Теперь последний штрих, аккуратно подравнять:

Кисточка готова!

Удачи в творчестве!

Кистей сейчас огромное множество, причем самых необычных. В очередной раз перебирая свои кисти, я решила разобраться с типами ворса, что именно и для чего подходит. Ведь мы так часто рисуем, что уже не задумываемся почему именно белка или чем колонок отличается от щетины.

Белка

Одни из самых известных кисточек, с которых многие начинают обучение рисованию. Их делают из волосков с хвоста белки, причем взятый вверху хвоста ворс гораздо ценнее. Такие кисти бывают только круглые, очень мягкие и эластичные, так же из них могут делать кисти формы флейц (но ширина флейцев ограничена). Применяются в основном для работы с акварельными красками и красками на водной основе, потому что эти кисти отлично держат воду. При этом для масла белка слишком нежная и может начать вылезать от растворителя. Беличий волос прекрасно сохраняет форму, не ломается, впитывает влагу и хорошо моется под проточной струей воды. Беличья кисть позволяет рисовать без неравномерных полос и наложения размытых пятен благодаря тому, что при соприкосновении с бумагой, фарфором, фаянсом, волоски не разъединяются и ведут четкую, направленную линию. За беличьими кистями нужно бережно ухаживать. Волосок белки очень тонкий, голубого, черного или коричневого цвета.

Я тут вычитала, что материалом для этих кистей может послужить ворс разных пород сибирских белок.

К примеру, волос породы CASAN считается самым тонким. Из него делают инструменты, которыми расписывают керамику и фарфор. Ворс белки породы TALUTKY отличается большей длиной и применяется для кистей, используемых для каллиграфии. Белки CANADISCHE ценны своим коротким, черным ворсом. Каждый их волос имеет тонкий кончик. Поэтому из белки этой породы отлично получаются акварельные кисти.
Колонок

Кисточки из его ворса считаются очень ценными. Колонок – это помесь хорька, куницы и норки одновременно. В природе этих зверьков существует немного, к тому же его не так просто заготовить. К примеру, хвостик сибирского колонка дает не более 2-х г ворса, подходящего для кисточек. Из него получится 3-4 тоненькие кисточки и 1-2 большие. Для кистей мех берут только из его хвоста и только у животных, живущих в долинах рек Сибири, в Китае и Корее. Колонковый волос очень эластичен, легок и имеет острый кончик. Самые качественные кисти колонок - это сделанные из ворса самца, пойманного зимой. Кстати, пригодный под живопись ворс колонка, называется остью. Цвет волоса может быть разным. Это зависит от сезона, в который был пойман зверек, в основном, это золотисто-коричневый цвет. По качеству они похожи на беличьи, хотя есть и отличия. Ворсинки колонка у самого основания намного жестче и толще, а на кончике мягче, очень упругие и эластичные. Кисть может быть цилиндрической или плоской формы, разных оттенков от светло-рыжего до темно-коричневого. Эти кисти используются как для жидких, так и густых красок. В масляной живописи их используют при выполнении мелких деталей, также колонковые кисти удобны для лессировочной техники по сырому.

Соболь

Золотая середина между мягкой белкой и упругим колонком. Особенность кисточек из соболя в том, что они очень долговечные и почти не стираются, даже при работе с грубыми поверхностями, делают их из хвостов соболя. Кисть очень гибкая, набирает большой объем краски и дозировано отдает её. Из-за этих качеств такие кисти позволяют работать в различных техниках, от «сухой» кисти, до мокрой техники. Все можно делать одной кисточкой, что очень удобно. Лучший выбор для работы с акварелью, яичной темперой, гуашью. Кисти из соболя встречаются довольно редко и достаточно дороги, но они того стоят.

Куница


Производятся из ворса куницы или семейства куньих. Кисти из ворса куницы различаются по своим свойствам, в зависимости от того какая именно куница: равнинная или горная. Кисти из ворса равнинной куницы такие же мягкие как белки, а вот кисти из ворса горной куницы – чуть более упругие. В продаже такие кисти встречаются реже чем беличьи.
Ласка

Альтернатива ворсу колонка. Волоски красно-коричневого цвета, с хорошим острым кончиком, неплохой наполняемостью, но не такие длинные, как у колонка.

Щетина

Довольно жесткая, упругая и длинная. Ее сортируют по оттенкам (бывает черной, серой и белой) и длине, обрабатывают химическими веществами и отбеливают. Подготовленную щетину обдают кипятком, после чего она становится более эластичной. В готовом виде имеет светлый цвет. Щетину высокого качества производят в Китае и России.

Отличить эту кисть от других можно путем визуального осмотра - свиной волос расщеплен у окончания. Именно эта особенность и стала причиной использования свиного волоса - специфичный кончик позволяет кисти вбирать большой объем краски и ровно наносить ее, снова не макая кисть. Лучшие кисти этого вида имеют до 80% расщепленных волосков, но для художественных кистей лучше все таки откалиброванная нерасщепленная щетина. Эти кисти выбирают для рисования маслом, акрилом (можно не разводить), гуашью и темперой. У этих кистей есть особенность – отсутствует окончание у пучка, благодаря этому кисть способна набирать достаточно большое количество краски и задерживать ее. Основная форма кисточки плоская, хотя существуют цилиндрическая и веерная, а также флейцевая.

Пони

Мягкий ворс с цилиндрическим пучком, хорошо набирает воду. Используется ворс, который растет за ушами или на спине.Кисти часто используются в школах и детских садах для обучения акварельной технике.Кисти из волос пони отлично впитывают краски, но отдают их хуже, чем впитывают, собираются в форму конуса, неплохо держат форму, но не отличаются достаточной упругостью. Данный тип волоса, как у пони, относят к оформительской группе, так как у него нет острой вершинки, в силу этого эти кисти не очень хорошо подходят для профессиональных работ. Могут быть коричневого или белого цвета. Предназначены для работы с водорастворимой краской: акварель, гуашь или темпера.

Коза

Козий ворс эластичный, упругий и довольно длинный, бывает белых и желтых оттенков. Мягче, чем свиная щетина. Кисти сохраняют форму, отлично впитывают краски и воду, вследствие чего получаются ровные мазки. Их используют в живописи акварелью, каллиграфии, росписи батика и керамических изделий, японской живописи. Примечательно, что для каллиграфии берут кисточки в основном с ручками из бамбука из-за их легкости. Такая кисть подходит для работы батиком, потому что она способна выдержать горячий воск.

Кисти из ушного волоса

Такие кисти изготавливаются из волоса, который берется из внутренней части ушей волов, коров, качество которого определяется породой животного. Обычно такие кисти недороги, но прочны, упруги и чувствительны в работе, дают хорошие результаты и хорошо сохраняют форму. Волос имеет шелковистую текстуру. Изготавливаются плоскими и круглыми, так же изготавливают кисти для покрытия больших поверхностей. Кисти из волоса волов применяются для работы с масляными красками, акрилом, темперой, гуашью. Кисти из коровьего волоса применяются для работы с практически всеми видами красок: акварелью, гуашью, темперой, акрилом, масляными красками.

Мангуст

Кисти из мангуста легко отличить по цвету ворса, кончик окрашен в темно-коричневый цвет, а основание – в черно-белый или сероватый. Кисточки цилиндрические или плоские, упругие и немного жесткие.Их задействуют в работе, как правило, с густыми красками (например, масляными и акриловыми). По своему опыту могу сказать, что рисовать акварелью в сухой технике ей тоже можно, она отлично держит форму и тонкий кончик, но не очень хорошо удерживает воду.

Волк

Для нас скорее экзотика, но довольно распространены на востоке. Эти кисти изготавливают из волоса волка. Отличаются особой упругостью и эластичностью, благодаря этим качествам в основном такие кисти используют для каллиграфии и живописи гохуа (стиль традиционной китайской живописи в которой используются тушь и водяные краски на шёлке или бумаге), так же к виду кистей «волк» относят кисти сделанные из китайского желтого волка, который по сути является колонком.

Медведь

Делаются из обработанного волоса бурого или белого медведя. Кисти из волоса белого медведя по форме выпускаются плоские с длинным или коротким волосяным пучком, из волоса бурого медведя бывают круглыми, как на фото выше. Эти кисти отличаются меньшей жесткостью, но большей эластичностью по сравнению со щетинными, они обладают высокой упругостью и мягкостью. Применяются для «тяжелого» вида красок: масляные. гуашь и т.д. Кисти из волоса бурого медведя бывают округлой формы и отличаются большей мягкостью и эластичностью. Применяются для работы темперой, акварелью, тушью и т.д.

Барсук

Волос для этих кистей берется из хвоста барсука. Благодаря своим свойствам мех барсука стал идеальным материалом изготовления инструмента для масла. Кисти из ворса барсука мягче щетинных, обладают конической формой, отличаются «пушистостью». Самые лучшие кисти из меха барсука можно узнать по кончику белого цвета и полосе в середине.

Производители порой имитируют их, окрашивая свиную щетину или кисть из козьего волоса.Однако последние не могут сравниться с кистью из барсучьего волоса по своим рабочим свойствам. Если вы не уверены в подлинности кисти, обратите внимание на следующее: если у волоса нет “брюшка” и кончика, а вдоль его длины имеются скрученные и завитые волоски, то это кисть из козьего волоса; если есть расщепленные волоски, это свиная щетина.

Синтетика

Синтетические кисти изготавливаются из нейлоновых, полиэстерных и других волокон.
Синтетической волос на основе нейлона жесткий и не отдает воду, поэтому он не годится для акварельной живописи, а вот для масляных красок и акрила это качество как раз уместно.
Синтетический волос на основе сложных полиэфиров дает разную степень эластичности. Волоски разной длины и диаметра собирают в пучок который дает капиллярный эффект, что позволяет использовать такие кисти даже в акварели.

Такие кисти менее склонны к разрушению под воздействием разбавителей, насекомых, красок, прямых солнечных лучей. Но вот от механического воздействия эти кисти уступают по износостойкости натуральным, ворсинки быстро изнашиваются и становятся мягкими. Существует множество вариаций смешанных видов кистей из различного ворса. Смешивают ворс как натуральный, так и комбинируют синтетический с натуральным. Последнее время производство синтетических кистей активно развивается и качественная синтетика вполне может со временем заменить или дополнить натуральный ворс.

Краткий гид по разным материалам и видам ворса.
Масло - кисть щетина, колонок, ушной волос, синтетика, барсук.
Темпера - синтетика, барсук, белка, кисть щетина, колонок, ушной волос
Гуашь - ушной волос, синтетика, белка, кисть щетина, колонок
Акварель - кисть белка, колонок, синтетика имитация.
Акрил - синтетика, кисть колонок, белка.

Кроме этого существуют кисти из ворса лисицы, зайца (эти кисти делаются из особого подвида дикого зайца), енота, из крысиного меха, из гривы дикой лошади, из ворса верблюда, выдры, хорька, фараоновой мыши, молодого тюленя, песчаника, китайского ангкингского борова, кролика, горностая, оленя, из растительных волокон, из куриного пуха и т.д.

В петриковской росписи мастера сами делают кисти из волосков кошачьего меха, так называемые кошачки. Даже нашла мастер класс для любителей экспериментов.

А вот как кисти собирают.

Пока я писала этот пост, много думала об этичности производства натуральных кистей. Понятно, что технология отработана веками и часто кисти делаются из отходов меховых производств, но вместе с тем понятно, что спрос может повышать объемы заготовки. Никто не будет вылавливать животных и состригать с них нужное количество волосков из нужных мест. Поэтому здесь как с натуральными шубами - красиво, удобно, но насколько гуманно? Я лично давно перешла на синтетику и имитацию, натуральные кисти скорее редкость, при этом спокойно рисую акварели синтетикой, не гнушаясь самых дешевых кистей. Очень надеюсь, что со временем синтетика вытеснит натуральные волокна и они станут скорее экзотикой, чем необходимостью.