Мир в зеркале искусства.Каждый из нас – Вселенная. Вселенная мыслей, чувств, воспоминаний, ожиданий. И облака, и небо надо мной, И мириады звезд, каких не счесть, Манящих тайн, сокрытых пеленой. Я вижу мир таким, какой он есть: Ранимый, хрупкий, очень уязвим, Он может вдруг обрушить боль и месть, Но все-таки прекрасен и любим. И в этом мире связывает нас Мостов духовных тоненькая нить. Ах, как легко порвать ее подчас, Куда сложнее вновь соединить.

Читаем мы у Андрея Горбовского

Миры, созданные в произведениях искусства не похожи друг на друга. Загадочной поэзией зовет к себе романтическая страна героев Александра Грина: Лисс, Зурбаган. Там есть Бегущая по волнам и Ассоль ждет корабль с алыми парусами:

Снова месяц висит ятаганом, На ветру догоняет лист, Утром рано из Зурбагана Корабли отплывают в Лисс. Кипарисами машет берег. Шкипер, верящий всем богам, Совершенно серьезно верит,

Что на свете есть Зурбаган. Написал когда – то автор легендарной «Бригантины» поэт Павел Коган.

У братьев Стругацких в одной из повестей есть сюжет фантастической картины будущего. На ней по одну сторону Стены живет мир счастливых утопий, по другую мир, где нет гармонии, постоянные войны приводят к гибели цивилизации. Джордж Оруэлл в антиутопии «1984» создает вымышленную реальность: «Мир снаружи, за закрытыми окнами, дышал холодом. Ветер закручивал спиралями пыль и обрывки бумаги; и, хотя светило солнце, а небо было резко голубым, все в городе выглядело бесцветным – кроме расклеенных повсюду плакатов. С каждого заметного угла смотрело лицо черноусого. С дома напротив тоже. СТАРШИЙ БРАТ СМОТРИТ НА ТЕБЯ, – говорила подпись».

«Начало знания - удивление», - говорили в древности. Человек может понять, как устроен атомный реактор, но о том, как случайное слово, взгляд превращаются в чувство, как из него вырастает картина, соната или поэма – остается тайной искусства, которое, если верить легенде, было даровано людям богами. Неповторимость, уникальность произведений подлинного искусства – ценнейшее его свойство. Многие научные открытия постепенно устаревают, а древнейшие произведения искусства - нет, потому что в них сохранены общечеловеческие проблемы.

Искусство как зеркало внутреннего мира человека.

«Красиво жить - не просто звук пустой,

Лишь тот, кто в мире красоту умножил

Трудом, борьбой - тот жизнь красиво прожил…

(Иоганесс Бехер).

В наиболее широком смысле искусство- это мастерство, продукт, итог от которого доставляет эстетическое удовольствие. Главное в том, что его нужно суметь заметить,разглядеть, понять.

Искусство очень многогранно …Это- душа человека, это богатейший мир прекрасных образов, это полет фантазии, это желание понять смысл жизни и человеческого бытия, это концентрация творческих сил человека... Искусство - это многоярусные, устремленные ввысь пагоды, изысканная вязь мусульманских орнаментов, скорбные лики богоматери, глядящие на нас с русских икон... Искусство - это совершенство античных статуй, грандиозность средневековой готики, прекрасные образы ренессансных мадонн, буйство воздуха, света, жизни у импрессионистов, это загадки, которые нам загадывают разные события, эпохи.

Искусство - это величайшие творения Данте и Микеланджело, Шекспира и Пушкина, живопись Леонардо и Рубенса, Пикассо и Матисса, гениальная музыка Баха и Моцарта, Бетховена и Шопена, Чайковского и Шостаковича, скульптуры Фидия и Поликлета, Родена и Майоля, спектакли Станиславского и Мейерхольда, Брехта и Брука, фильмы Феллини, Бергмана, Тарковского. Искусство - то, что окружает нас в повседневной жизни, приходит в наш дом с экранов телевизоров и видео, звучит на эстраде и в аудиозаписях.

Если попытаться лаконично определить, что такое искусство, то можно сказать, что это “образ” - образ мира и человека, переработанный в сознании художника и выраженный им в звуках, красках, формах. В художественных образах отражается не только действительность, но и мироощущение, мировоззрение культурных эпох.

Вопрос, какую роль играет искусство в жизни человека, является очень древним, как и самые первые попытки его теоретического осмысления. Все произведения искусства представляют собой особый мир, который предполагает восприятие, отличное от восприятия жизненной реальности. От остальных видов и форм социальной деятельности искусство отличается тем, что оно практически всегда обращено к эмоциональной сфере человека , которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Художники разных эпох, когда изображают окружающую их действительность, всегда как бы посылают потомкам свои сообщения: в виде живописных, поэтических, музыкальных произведений, скульптуры , дворцы и храмы , приобщая нас, современных людей, к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свою чувственную сферу,ауру.

Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке , живописи , архитектуре .

Главное - при встрече с художественным творением сопереживать. Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. А часто ли в повседневной жизни доводится общаться с неординарными личностями? Психологам известно хорошо, что иногда встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу. Значимой так же может оказаться и встреча с произведением искусства, если понимание языка позволяет вступить в информационную связь с его автором. Возможно тогда, внутренний мир гениального художника, композитора, писателя, откроет свои секреты.

Искусство действует не на одну какую-либо человеческую способность и силу, будь то эмоция или интеллект, а на человека в целом. Оно формирует, подчас безотчетно, неосознанно саму систему человеческих установок, действие которых проявится рано или поздно и зачастую непредсказуемо, а не просто преследует цель побудить человека к тому или иному конкретному поступку. Что такое искусство? Зеркало, в котором отражается картина мира? Скорее, зеркальная комната, где можно увидеть изобилие художественных форм. Часть зеркал на стенах этой воображаемой комнаты искривлена, но что именно они искажают? Сознание автора, его работу или наше восприятие? В них видно нечто странное, а создавшие это "нечто", оправдываются словами "я так вижу".

Последние сто лет работы, разрушающие привычные нормы восприятия и воплощения, принято называть современным искусством, но ведь современное - это произведение, созданное современным автором, а не изображение, помогающее поставить диагноз. Пик творческих экспериментов пришёлся на начало ХХ века, но ведь одновременно с новаторами, такими как Пикассо, Малевичем, Кандинским, Дали работали художники, чьи холсты стали жемчужинами лучших собраний - Поленов, Серов, Врубель, братья Васнецовы, Суриков и многие другие реалисты.

Художник, создавая своё творение, одновременно запечатлевает часть своей души. Но один живописец богатство и убогость внутреннего мира выражает в росписи свода храма, а другой - в изображении черного квадрата, кто-то при создании скульптуры ориентируется на непревзодённый по красоте античный канон, а кто-то сваривает беспредметную металлическую конструкцию.

Каждый зритель в зеркальной комнате искусства выбирает то отражение, которое ему ближе духовно. Если человек искренне любуется беспредметной картиной, возможно, он страдает расчленением сознания, так же как и автор? Если зритель, совершая усилие над собой, попытается любоваться такой картиной, стремясь "понять замысел художника", не вдохнёт ли он вирусы того же недуга, как у автора? И напротив, возможно, созерцая действительно достойные произведения, ограждая себя от тех, что разрушают целостность личности, человек создаёт в своей душе оазисы, помогающие сохранить умение воспринимать мир через прекрасное.

Зеркало всегда воспринималось как предмет мистический, а искусство как средство воздействия на душу зрителя. Выбирая лекарство для врачевания душевных неполадок надо быть не менее осторожным, чем при выборе таблеток от гриппа. "Не навреди! " И ещё одно: "Остерегайтесь подделок! "

Чем ближе человек к искусству, тем больше как, в зеркале видно как происходит накопление художественных ценностей. Социокультурные смыслы искусства подразумевают его бытие в культуре как способа чувственно-образного постижения мира, аккумуляции художественно-эстетических ценностей, специфического средства коммуникации и компенсации бессознательных импульсов, фактора духовно-нравственного развития личности.

Многие обращаются к искусству для того, чтобы получить удовольствие. В зависимости от степени овладения “языками искусства”, люди получают удовольствие от фильмов.. Наслаждение от художественных произведений - закономерное порождение восприятия эстетической организации звуков, форм, красок, движений. Но чувственное удовольствие можно считать лишь одной из граней более сложного эстетического восприятия.

Читая книги, смотря фильмы, слушая музыку, восхищаясь грандиозными архитектурными сооружениями мы тем самым расширяем наши знания о мире и о человеке, его чувствах и мировоззрении.

И, наконец, «приблизившись к искусству, мы учимся у искусства вечным ценностям - Истине, Добру и Красоте. Искусство воспитывает нас, “лепит” нашу нравственность. Это все то, что человек в итоге может увидеть в своем «ЗЕРКАЛЕ».

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир в зеркале искусства Искусство как универсальный способ общения

Мир в зеркале искусства Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения О чем нам «говорят» эти произведения?

Роль искусства в сближении народов Музей (греч. museion - храм, музей) - учреждение, собирающее и выставляющее для всеобщего обозрения произведения искусства, предметы истории, науки, быта, которые располагаются в экспозиции по определенной системе. Национальная картинная галерея. Дрезден Эрмитаж. Санкт-Петербург Лувр. Париж

Художественно-творческое задание Представьте себя в роли экскурсовода (по музею, городу) и подготовьте рассказ об одном наиболее значимом культурном объекте своего края. Прадо. Мадрид

Международные конкурсы, фестивали Эмблема театрального фестиваля «Золотая маска» Международный конкурс имени П. И. Чайковского

Международный конкурс имени П. И. Чайковского Денис Мацуев (род. в 1975 г.), победитель конкурса в 1998 году Ван Клиберн (род. в 1934 г.), первый победитель конкурса им.Чайковского (1958 г.)

Детские конкурсы Международный телевизионный конкурс юных музыкантов «Щелкунчик», фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Открытая Европа», конкурс «Молодой балет мира», конкурс хореографических коллективов «Петербургская метелица», конкурс детских рисунков, всемирные Дельфийские игры, конкурс исполнителей популярной песни «Детская новая волна»

Международные проекты «Три тенора»: итальянец Лучано Паваротти, испанцы - Пласидо Доминго и Хосе Каррерас « Il Divo » («Диво») интернациональный квартет поп-исполнителей с консерваторской подготовкой и оперными голосами

Творческое задание Как классическое и современное искусство способствует общению людей разных стран, различных национальностей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Государственное бюджетное образовательное учреждениесреднего п...

Дата_____________

Тема урока: Мир в зеркале искусства

Цели урока: разучить художников разных эпох, учить сопоставлять музыку с картинами, развивать эстетический вкус, воспитывать интерес к предмету.

Оборудование: учебник, тетрадь, ноутбук, проектор, экран, презентация.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие, проверка готовности к уроку

II. Актуализация ранее изученного

Тест по теме «Искусство открывает новые грани»

III. Сообщение темы и цели урока

Сегодня мы с вами начинаем новую большую главу Искусство как универсальный способ общения.

Тема сегодняшнего урока «Мир в зеркале искусства»

IV. Изучение нового материала.

Искусство отличается от остальных видов и форм социальной деятельности тем, что оно обращено к эмоциональной сфере человека, которая является наиболее емкой характеристикой индивидуальности, к «умным эмоциям». Поэтому искусство оказывается самой доступной, демократичной и универсальной формой общения людей.

Художники разных эпох, изображая окружающую их действительность, как бы посылают потомкам свои сообщения: живописные, поэтические, музыкальные произведения, скульптуры, дворцы и храмы, приобщая современных людей к идеям, которыми они жили, к действительности, в которой они творили и которую они пропустили через свое сознание и свои чувства.


Для того чтобы получать эстетическое удовольствие от общения с этими художественными образами, необязательно иметь специальные знания по музыке, архитектуре, живописи.

Главное - при встрече с художественным творением сопереживать. Ведь произведение искусства достигает своей цели в том случае, если оно заставляет звучать струны души человека, если оно побуждает выражать собственное отношение к увиденному, услышанному.

Общение с произведением искусства дает возможность вступить в диалог с талантливым человеком другой эпохи, оставившим след в мировой культуре. Психологам хорошо известно, что подчас встреча с незаурядным человеком способна перевернуть жизнь, изменить судьбу.

Такой же значимой может оказаться и встреча с произведением искусства, если, конечно, понимание языка произведения позволит вступить в информационную связь с его автором. И тогда, возможно, внутренний мир гениального художника, писателя, композитора откроет свои секреты.

Рассмотрите произведения различных видов изобразительного искусства, архитектуры, послушайте фрагменты музыкальных сочинений. В какую эпоху переносят нас их создатели? Какие особенности языка каждого вида искусства помогли вам это понять?

Музыка какого характера созвучна каждому из этих шедевров искусства?

Почему наше время и культуру сегодняшнего дня называют информационными?

Какая информация для современного человека заключена в этих памятниках культуры?

V. Закрепление

1.Какого совершенства добивается искусство в человеке?

А) спортивного Б) Эмоционального В) Умственного

2. Какова миссия художников разных эпох (живописцев, музыкантов, поэтов, архитекторов)? А) «Посылать» потомкам свои сообщения

Б) Прославлять свое творчество

В) Собственное обогащение

Г) Развитие профессионализма

3. Необходимо ли специальное образование для общения с произведениями искусства?

А) да Б) нет

4. Какая музыка созвучна следующим картинам?

Картина № 1 Музыка № 1

Картина № 2 Музыка № 2

Картина № 3 Музыка № 3

5. Что вам дает или может дать общение с незаурядным человеком? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VI. Итог урока. Рефлексия.

Что изучали на сегодняшнем уроке?

Понравился ли вам урок? Почему?

VII. Домашнее задание

Пересказ материала стр. 46-47