131. Для безопасного перехода на высоте с одного рабочего места на другое должны применяться страховочные системы, в составе которых в качестве анкерных устройств используются жесткие или гибкие анкерные линии.

132. Анкерные линии конкретных конструкций должны отвечать требованиям технических условий предприятия-изготовителя, определяющих специфику их применения, установки и эксплуатации.

133. Анкерные линии должны быть снабжены устройством для их крепления к конструктивным элементам здания, сооружения. При использовании в конструкции каната - устройством для его натяжения, обеспечивающим удобство установки, снятия, перестановки и возможность изменения длины каната в зависимости от расстояния между точками крепления.

134. Конструкция деталей анкерной линии должна исключать возможность травмирования рук работника.

135. Масса каната в целом должна устанавливаться стандартами или техническими условиями на канаты конкретных конструкций.

136. При невозможности устройства переходных мостиков или при выполнении мелких работ, требующих перемещения работника на высоте в пределах рабочего места, и когда исключена возможность скольжения работника по наклонной плоскости, должны применяться жесткие анкерные линии, расположенные горизонтально или под углом до 7° к горизонту.

Канат следует устанавливать выше или на уровне плоскости опоры для ступней ног.

137. При переходе работающего по нижним поясам ферм и ригелям канат должен быть установлен на высоте не менее чем 1,5 м от плоскости опоры для ступней ног, а при переходе по подкрановым балкам - не более 1,2 м.

138. Длина каната между точками его закрепления (величина пролета) должна назначаться в зависимости от размеров конструктивных элементов зданий, сооружений, на которые он устанавливается.

При длине каната более 12 м должны устанавливаться промежуточные опоры, расстояние между которыми не должно быть более 12 м; при этом поверхность промежуточной опоры, с которой соприкасается канат, не должна иметь острых кромок.

Промежуточная опора и узлы ее крепления должны быть рассчитаны на вертикальную статическую нагрузку не менее 500 кгс.

139. Статическое разрывное усилие каната, устанавливаемого на высоте более 1,2 м от плоскости опоры ступней ног работающего, не должно быть менее 40400 Н (4040 кгс), а каната, устанавливаемого на высоте до 1,2 м, - менее 56000 Н (5600 кгс).

140. Канаты, устанавливаемые на высоте более 1,2 м от плоскости опоры для ступней ног работника, должны быть изготовлены из стального каната диаметром 10,5 или 11,0 мм. Стальные канаты должны быть, в основном, маркировочной группы не ниже 1558 МПа (160 кгс/кв. мм).

141. При установке каната выше плоскости опоры для ступней ног его необходимо предварительно (до установки на промежуточные опоры) натянуть усилием от 1000 Н (100 кгс) до 4000 Н (400 кгс) - в зависимости от расстояния между точками закрепления каната.

142. Усилие на рукоятке при натяжении каната не должно превышать 160 Н (16 кгс).

143. Величина предварительного натяжения с учетом провисания в середине пролета натянутого каната определяется в соответствии с расчетом значения нагрузки в анкерном устройстве, предусмотренном приложением № 13 к Правилам.

Величина провисания должна учитываться при расчете запаса высоты.

144. Детали крепления стального каната, а также конструктивные элементы зданий или другие устройства, к которым крепят канат, должны быть рассчитаны на горизонтально приложенную нагрузку в 22000 Н (2200 кгс), действующую в течение 0,5 секунды.

145. Детали каната должны сохранять свои защитные и эксплуатационные свойства при температуре от минус 45 до плюс 50°С и относительной влажности до 100 %.

146. Детали крепления каната, которые могут быть подвержены коррозии, должны иметь антикоррозионные покрытия.

147. В организации должны быть разработаны и утверждены в установленном порядке инструкции по эксплуатации канатов в соответствии с эксплуатационной документацией изготовителя.

148. Эксплуатация каната разрешается в том случае, если в результате внешнего осмотра не обнаружены разрушения или трещины в его деталях. При этом в конструктивных элементах зданий, сооружений или других устройствах, к которым закреплен канат, в процессе эксплуатации также не должны быть обнаружены разрушения или трещины.

149. Каждый канат анкерной линии должен иметь маркировку, включающую:

а) товарный знак (или краткое наименование предприятия-изготовителя);

б) значение статического разрывного усилия;

в) длина каната;

г) дата изготовления (месяц, год);

д) обозначение стандарта или технических условий, по которым изготовлен канат.

Требования по охране труда к применению лестниц, площадок, трапов

150. Конструкция приставных лестниц и стремянок должна исключать возможность сдвига и опрокидывания их при работе. На нижних концах приставных лестниц и стремянок должны быть оковки с острыми наконечниками для установки на земле. При использовании лестниц и стремянок на гладких опорных поверхностях (паркет, металл, плитка, бетон) на нижних концах должны быть надеты башмаки из резины или другого нескользкого материала.

При установке приставной лестницы в условиях, когда возможно смещение ее верхнего конца, последний необходимо надежно закрепить за устойчивые конструкции.

151. Верхние концы лестниц, приставляемых к трубам или проводам, снабжаются специальными крюками-захватами, предотвращающими падение лестницы от напора ветра или случайных толчков.

У подвесных лестниц, применяемых для работы на конструкциях или проводах, должны быть приспособления, обеспечивающие прочное закрепление лестниц за конструкции или провода.

152. Устанавливать и закреплять лестницы и площадки на монтируемые конструкции следует до их подъема. Длина приставной лестницы должна обеспечивать работнику возможность работы в положении стоя на ступени, находящейся на расстоянии не менее 1 м от верхнего конца лестницы.

153. При работе с приставной лестницы на высоте более 1,8 м надлежит применять страховочную систему, прикрепляемую к конструкции сооружения или к лестнице (при условии закрепления лестницы к строительной или другой конструкции).

154. Приставные лестницы без рабочих площадок допускается применять только для перехода работников между отдельными ярусами здания или для выполнения работ, не требующих от работника упора в строительные конструкции здания.

155. При использовании приставной лестницы или стремянок не допускается:

а) работать с двух верхних ступенек стремянок, не имеющих перил или упоров;

б) находиться на ступеньках приставной лестницы или стремянки более чем одному человеку;

в) поднимать и опускать груз по приставной лестнице и оставлять на ней инструмент.

156. Не допускается работать на переносных лестницах и стремянках:

а) над вращающимися (движущимися) механизмами, работающими машинами, транспортерами;

б) с использованием электрического и пневматического инструмента, строительно-монтажных пистолетов;

в) при выполнении газосварочных, газопламенных и электросварочных работ;

г) при натяжении проводов и для поддержания на высоте тяжелых деталей.

157. Не допускается установка лестниц на ступенях маршей лестничных клеток. Для выполнения работ в этих условиях следует применять подмости.

158. При работе с приставной лестницы в местах с оживленным движением транспортных средств или людей для предупреждения ее падения от случайных толчков (независимо от наличия на концах лестницы наконечников) место ее установки следует ограждать или охранять. В случаях, когда невозможно закрепить лестницу при установке ее на гладком полу, у ее основания должен стоять работник в каске и удерживать лестницу в устойчивом положении.

159. При перемещении лестницы двумя работниками ее необходимо нести наконечниками назад, предупреждая встречных об опасности. При переноске лестницы одним работником она должна находиться в наклонном положении так, чтобы передний конец ее был приподнят над землей не менее чем на 2 м.

160. Лестницы и стремянки перед применением осматриваются ответственным исполнителем работ (без записи в журнале приема и осмотра лесов и подмостей).

161. Лестницы должны храниться в сухих помещениях, в условиях, исключающих их случайные механические повреждения.

162. Для прохода работников, выполняющих работы на крыше здания с уклоном более 20°, а также на крыше с покрытием, не рассчитанным на нагрузки от веса работников, устраивают трапы шириной не менее 0,3 м с поперечными планками для упора ног. Трапы на время работы закрепляются.

163. Сообщение между ярусами лесов осуществляется по жестко закрепленным лестницам.

Требования по охране труда при применении когтей и лазов монтерских

164. Монтерские когти должны соответствовать установленным требованиям и предназначаются для работы на деревянных и деревянных с железобетонными пасынками опорах линий электропередачи и связи, на железобетонных опорах воздушных линий электропередачи (ВЛ), а также на цилиндрических железобетонных опорах диаметром 250 мм ВЛ.

165. Монтерские лазы предназначены для подъема на железобетонные опоры прямоугольного сечения ВЛ, универсальные лазы - для подъема на унифицированные железобетонные цилиндрические и конические опоры ВЛ.

166. Когти и лазы должны выдерживать статическую нагрузку 1765 Н (180 кгс) без остаточной деформации.

167. Срок службы когтей, лазов (кроме шипов) установлен в документации производителя, но не более 5 лет.

168. На подножке когтя, лаза должны быть нанесены:

а) товарный знак изготовителя;

в) дата изготовления.

169. Когти и лазы подлежат обязательному осмотру до и после использования.

170. Обслуживание и периодические проверки когтей и лазов проводятся на основании эксплуатационной документации изготовителя.

171. Запрещается использовать когти и лазы для подъема на обледенелые опоры, при наличии гололедно-изморозевых отложений на проводах и конструкциях опор линий, создающих нерасчетную нагрузку на опоры, а также при температуре воздуха ниже допустимой, указанной в инструкции по эксплуатации изготовителя когтей или лаз.

Требования по охране труда к оборудованию, механизмам, ручному инструменту, применяемым при работе на высоте

172. Требования безопасной эксплуатации оборудования, механизмов, средств малой механизации, ручного инструмента при работе на высоте должны содержаться в инструкциях по охране труда.

173. Оборудование, механизмы, ручной механизированный и другой инструмент, инвентарь, приспособления и материалы, используемые при выполнении работы на высоте, должны применяться с обеспечением мер безопасности, исключающих их падение (размещение в сумках и подсумках, крепление, строповка, размещение на достаточном удалении от границы перепада высот или закрепление к страховочной привязи работника).

Инструменты, инвентарь, приспособления и материалы весом более 10 кг должны быть подвешены на отдельном канате с независимым анкерным устройством.

174. После окончания работы на высоте оборудование, механизмы, средства малой механизации, ручной инструмент должны быть сняты с высоты.

Требования по охране труда при работах на высоте с применением грузоподъемных механизмов и устройств, средств малой механизации

175. Все грузоподъемные машины, механизмы и устройства, в том числе лебедки, полиспасты, блоки, тали, грузозахватные органы, грузозахватные приспособления и тара, строительные подъемники (вышки), фасадные подъемники в установленном порядке регистрируются, вводятся в эксплуатацию, подвергаются периодическим осмотрам и техническим обследованиям, обеспечиваются техническим обслуживанием, за их техническим состоянием и условиями эксплуатации устанавливается соответствующий надзор и контроль.

176. Каждый грузоподъемный механизм и устройство должен иметь документацию, предусмотренную соответствующим техническим регламентом, стандартом или техническими условиями на изготовление.

177. Каждый грузоподъемный механизм и грузоподъемное устройство должен иметь четкую маркировку на видном месте с указанием максимальной безопасной рабочей нагрузки.

Грузоподъемность блоков и полиспастов указывается изготовителем в паспорте на них, на клейме крюка, на обойме блока или на металлической табличке, прикрепляемой к наружной щеке блочной обоймы.

178. Выполнение работ с люлек строительных подъемников (вышки) и фасадных подъемников в соответствии с осмотром рабочего места осуществляется с использованием удерживающих систем или страховочных систем.

179. Рабочие места грузоподъемных механизмов, расположенные выше 5 м, должны обеспечиваться средствами эвакуации с высоты (средствами самоспасения), предусмотренными приложением № 12 к Правилам.

180. Места установки грузоподъемных механизмов и режимы их работы должны соответствовать ППР на высоте или технологической карте.

181. Не допускается подъем груза или иное (кроме испытаний) нагружение механизма подъема сверх установленной рабочей нагрузки или массы груза, а также эксплуатация грузоподъемных механизмов и устройств без соответствующих сигнальных систем.

182. Подъемники, предназначенные для подъема людей, оборудуются клетью, которая должна быть устроена таким образом, чтобы предотвращалось падение людей или попадание их между клетью и неподвижной конструкцией подъемника при закрытой двери клети, а также травмирование противовесами или падающими сверху предметами.

183. Ворота в ограждении шахты подъемника оснащаются устройством, обеспечивающим их открытие только при нахождении клети на площадке погрузки (выгрузки) груза, посадки (выхода) людей и блокирующим движение клети с площадки при открытых воротах.

184. На платформе грузового подъемника на видном месте и на механизме подъема должна быть нанесена четко различимая надпись с информацией о грузоподъемности в килограммах, на подходе к подъемнику и на платформе подъемника - надпись, запрещающая использовать подъемник для подъема людей.

185. На платформе или клети подъемника, предназначенного или разрешенного для подъема людей, на видном месте должно быть указано максимальное количество человек, поднимаемых одновременно.

186. Груз (каждая часть груза) в процессе подъема, перемещения, опускания должен иметь надежную строповку или опору, исключающую возможность падения груза (части груза).

187. Масса груза, подлежащего подъему, должна быть определена до начала его подъема.

188. Нагрузка на грузоподъемные механизмы и съемные грузозахватные приспособления не должна превышать их грузоподъемности.

189. Для грузов, у которых имеются петли, цапфы, рымы, разрабатываются схемы их строповки. Для грузов, не имеющих таких устройств, разрабатываются способы строповки, которые должны быть указаны в ППР на высоте. Схемы строповки наиболее часто встречающихся грузов вывешиваются на рабочих местах.

190. Строповка поднимаемого груза за выступы, штурвалы, штуцера и другие устройства, не рассчитанные для его подъема, не допускается.

191. Длинномерные грузы (балки, колонны) при подъеме и спуске должны направляться с использованием канатных, тросовых оттяжек.

192. При приеме или отправлении груза с лестничных и других площадок работы организуются так и площадки оборудуются таким образом, чтобы исключалась необходимость работникам наклоняться наружу за ограждения площадок.

193. При подъеме грузов в местах с регулярным движением транспортных средств устанавливаются ограждения и оборудуется объездной путь или принимаются меры для остановки движения транспортных средств при подъеме единичных грузов.

194. Из зоны работ по подъему и перемещению грузов должны быть удалены лица, не имеющие прямого отношения к производимым работам.

195. В зоне перемещения грузов все проемы должны быть закрыты или ограждены и должны быть вывешены предупреждающие знаки безопасности.

196. Опускать грузы разрешается на предварительно подготовленное место с исключением их падения, опрокидывания или сползания. Для удобства извлечения стропов из-под груза на месте его установки необходимо уложить прочные подкладки.

197. Опускать грузы на перекрытия, опоры и площадки без предварительной проверки прочности несущих конструкций не допускается.

198. Не допускается при работе грузоподъемными механизмами:

а) оставлять груз в подвешенном состоянии;

б) поднимать, опускать, перемещать людей не предназначенными для этих целей грузоподъемными механизмами;

в) производить подъем, перемещение грузов при недостаточной освещенности;

г) подтаскивать груз при наклонном положении грузовых канатов;

д) поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность механизма, поднимать примерзший или защемленный груз, груз неизвестной массы;

е) оттягивать груз во время его подъема, перемещения или опускания, а также выравнивать его положение собственной массой;

ж) освобождать с помощью грузоподъемного механизма защемленные грузом стропы, канаты, цепи;

з) работать с неисправными или выведенными из строя приборами безопасности и тормозной системы.

199. В случае неисправности механизма, когда нельзя опустить груз, место под подвешенным грузом ограждается и вывешиваются плакаты "Опасная зона", "Проход закрыт".

200. Перед подъемом груз необходимо приподнять на высоту не более 300 мм для проверки правильности строповки, равномерности натяжения стропов, устойчивости грузоподъемного механизма и надежности действия тормоза, и только после этого груз следует поднимать на требуемую высоту. Для исправления строповки груз должен быть опущен.

201. Подъем груза необходимо производить плавно, без рывков и раскачивания, не допуская его задевания за окружающие предметы, не допуская закручивания стропов.

202. При работе с лебедками с ручным рычажным приводом не допускается:

а) находиться в плоскости качания рычага и под поднимаемым грузом;

б) применять удлиненный (против штатного) рычаг;

в) переводить рычаг из одного крайнего положения в другое рывками.

203. При работе перемещаемый груз должен надежно крепиться к крюку. Движение рукоятки обратного хода должно быть плавным, без рывков и заеданий; тяговый механизм и канат должны находиться на одной прямой.

204. Эксплуатация рычажных лебедок не допускается:

а) при проскальзывании каната во время изменения направления движения рукоятки прямого хода;

б) при недостаточном протягивании каната за один ход;

в) при свободном проходе каната в сжимах тягового механизма;

г) при резке предохранительных штифтов или фиксаторов.

205. Место установки, способ крепления лебедок, а также расположение блоков должны быть указаны в ППР на высоте.

206. Место установки лебедки необходимо выбирать исходя из следующих требований:

а) лебедка должна находиться вне зоны производства работ по подъему и перемещению груза;

б) место установки лебедки должно обеспечивать обзор зоны работы и визуальное наблюдение за поднимаемым (перемещаемым) грузом;

в) должно быть обеспечено надежное закрепление лебедки, крепление и правильное направление намотки каната на барабан лебедки;

г) канат, идущий к лебедке, не должен пересекать дорог и проходов для людей.

При установке лебедки в здании лебедка должна быть закреплена за колонну здания, за железобетонный или металлический ригель его перекрытия и другие элементы стены стальным канатом. При этом диаметр и число ветвей каната должны быть рассчитаны по грузоподъемности лебедки с коэффициентом запаса прочности не менее 6. Крепление должно производиться за раму лебедки, приваривать раму не допускается.

При установке лебедки на земле ее необходимо крепить за якорь или через упор с противовесом. Устойчивость лебедки должна проверяться расчетом.

Лебедки, устанавливаемые на земле и применяемые для перемещения подъемных подмостей, загружаются балластом весом, превышающим тяговое усилие лебедки не менее чем в два раза. Балласт закрепляется на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза должно быть не менее двух.

Приваривать ручные рычажные лебедки к площадкам для обслуживания оборудования, крепить их к трубопроводам и их подвескам не допускается.

Для уменьшения опрокидывающего момента, действующего на лебедку, канат должен подходить к барабану снизу, а его набегающая ветвь должна быть по возможности близка к горизонтальному положению и не более чем на 2° отклоняться от плоскости, перпендикулярной оси барабана и равноотстоящей от его реборд, что может обеспечиваться применением отводных блоков.

207. Лебедки, при осмотре которых обнаружены дефекты, к работе не допускаются.

Не допускается работа лебедок:

а) при ненадежном закреплении лебедки на рабочем месте;

б) при неисправности тормозов;

в) при неисправности привода;

г) при отсутствии ограждения привода;

д) при ненадежном закреплении каната на барабане или неправильной его навивке на барабан.

208. Не допускаются ручное управление лебедкой без рукавиц, ремонт или подтяжка крепежных деталей во время работы лебедки.

209. Канаты в местах присоединения их к люльке и барабану лебедки должны быть прочно закреплены. Движение канатов при подъеме и опускании люлек должно быть свободным. Трение канатов о выступающие конструкции не допускается.

210. Количество работников, обслуживающих лебедки с ручным приводом, рассчитывается исходя из конкретных условий работы и расчетного усилия, прилагаемого к рукоятке лебедки (из расчета усилия, прилагаемого к рукоятке лебедки одним работником в 120 Н (12кгс) и до 200 Н (20 кгс) при кратковременном приложении).

211. Лебедки с электрическим приводом, предназначенные для подъема людей, оснащаются колодочным тормозом, автоматически действующим при отключении электродвигателя. Коэффициент запаса торможения должен быть не менее 2.

212. Применение фрикционных и кулачковых муфт, а также фрикционной и ременной передач для связи вала электродвигателя с валом барабана у лебедок, предназначенных для подъема людей, не допускается.

213. Тали должны соответствовать установленным требованиям.

214. Корпус кнопочного аппарата управления тали, управляемой с пола, выполняется из изоляционного материала либо должен быть заземлен не менее чем двумя проводниками. В качестве одного из заземляющих проводников может быть использован трос, на котором подвешен кнопочный аппарат.

Пусковые аппараты ручного управления талями должны подвешиваться на стальном тросе такой длины, чтобы можно было управлять механизмом, находясь на безопасном расстоянии от поднимаемого груза. При расположении аппарата управления ниже 0,5 м от пола его следует подвешивать на крючок, укрепленный на тросе на высоте 1-1,5 м от пола.

215. Механизм подъема ручных талей должен быть снабжен тормозом, обеспечивающим плавное опускание груза под действием силы тяжести и остановку груза в любой момент подъема или опускания.

216. Концевые выключатели электрической тали должны обеспечивать остановку механизма подъема груза так, чтобы зазор между грузозахватным органом и упором был не менее 50 мм.

217. При подъеме груза доводить грузозахватный орган (обойму крюка) до концевого выключателя и пользоваться им для автоматической остановки механизма подъема не допускается.

218. Электрические тали оборудуются ограничителем грузоподъемности и ограничителем нижнего положения крюковой подвески.

219. Техническое освидетельствование талей проводится нагрузками и в сроки, которые указаны в документации.

220. Состояние талей проверяется перед каждым их применением.

221. Подтаскивание груза крючком или оттяжка поднимаемого груза электрическими талями не допускается. Отклонение грузового каната от вертикали при подъеме груза допускается не более чем на 5°.

222. При сборке полиспастов и при подъеме груза необходимо следить за тем, чтобы подвижные и неподвижные обоймы были параллельны друг другу. Косое положение одного блока относительно другого может привести к соскальзыванию каната с блока.

224. Тяговый (сбегающий) конец каната должен быть направлен к лебедке так, чтобы он не вызывал перекоса блока полиспаста.

225. Отводные блоки рекомендуется применять разъемной конструкции, позволяющей запасовывать канат в блок в любом месте по его длине. Располагать отводные блоки необходимо так, чтобы проходящий через них тяговый конец каната не имел косого набегания на блок полиспаста.

226. Применять при оснастке полиспастов блоки разной грузоподъемности не допускается.

227. При подборе блока по грузоподъемности необходимо проверять соответствие размеров ручья ролика диаметру каната. Диаметр ручья ролика должен быть больше диаметра каната на 1-3 мм.

228. При подвешивании верхних неподвижных блоков полиспастов необходимо избегать бокового опирания обоймы верхнего блока на ригель или балку. Перекос роликов верхнего блока по отношению к канату не допускается.

229. При оснастке полиспастов должны соблюдаться следующие требования:

а) при четном числе ниток полиспаста конец каната следует крепить к неподвижному блоку;

б) при нечетном числе ниток полиспаста конец каната следует крепить к подвижному блоку.

230. Технические освидетельствования блоков и полиспастов проводятся нагрузками, указанными в документации производителя.

231. Требования безопасности к канатам, стропам грузоподъемных механизмов:

а) канаты, стропы должны соответствовать установленным требованиям;

б) при работе необходимо следить за тем, чтобы канат не касался других канатов, острых краев груза, частей оборудования, не имел чрезмерных перегибов, в том числе на блоках и барабанах малого диаметра;

в) крепление каната непосредственно к проушинам, серьгам и рамам без коушей не допускается;

г) применение канатов, имеющих переломы, узлы, обрыв нитей (для синтетических) или проволок (для стальных) и износ более допустимого, не допускается;

д) сращивание (счаливание) грузовых канатов не допускается. Другие канаты можно счаливать только на участке, где исключается возможность набегания каната на блок или барабан;

е) петли стропов должны быть выполнены с применением коушей путем заплетки свободного конца каната, установки зажимов, другим проверенным способом по установленным требованиям.

232. Работать с канатами без СИЗ рук не допускается.

233. Стальные канаты, которыми оснащены грузоподъемные механизмы, проходят технические освидетельствования, включая испытания под нагрузкой, совместно с этими механизмами.

234. Канаты и стропы подлежат осмотру до и после использования, а также проведению обслуживания и периодических проверок в соответствии с эксплуатационной документацией.

235. Хранить синтетические канаты и стропы следует в закрытых сухих помещениях, защищенных от прямых солнечных лучей, масла, бензина, керосина и других растворителей, в подвешенном состоянии или на деревянных стеллажах на расстоянии не менее 1 м от отопительных приборов.

236. Требования безопасности к цепям:

а) пластинчатые, сварные и штампованные цепи, используемые как грузовые и для изготовления стропов, должны соответствовать установленным требованиям;

б) коэффициент запаса прочности пластинчатых цепей, применяемых в грузоподъемных машинах, должен быть не менее 5 при машинном приводе и не менее 3 - при ручном;

в) коэффициент запаса прочности сварных и штампованных грузовых цепей и цепей для стропов должен быть не меньше указанного в документации;

г) сращивание цепей допускается путем электро- или кузнечно-горновой сварки новых вставленных звеньев или с помощью специальных соединительных звеньев; после сращивания цепь осматривается и испытывается нагрузкой в соответствии с документацией.

Требования по охране труда при монтаже и демонтаже на высоте стальных и сборных несущих конструкций

237. Монтаж сборно-монолитных, крупнопанельных и многоэтажных конструкций производится по ППР на высоте, в котором дополнительно к содержанию ППР на высоте, предусмотренному приложением № 6 к Правилам, должны быть отражены:

а) специфика монтируемых конструкций;

б) технические способы их безопасной установки, способы подъема и установки монтируемых несущих конструкций, исключающих их дисбаланс, неустойчивость или перекашивание в процессе этих операций;

в) указание позиции и расположения арматуры в элементах конструкции;

г) допустимые нагрузки на элементы и конструкцию в целом;

д) требуемое применение лестниц, настилов, подмостей, платформ, подъемных клетей, монтажных люлек и других аналогичных средств, ограждений, мобильных рабочих платформ.

238. Подъем несущих конструкций и их частей должен производиться способами, согласно ППР на высоте, исключающими их случайное вращение.

Требования по охране труда при установке и монтаже на высоте деревянных конструкций

239. При выполнении плотницких работ на высоте дополнительными опасными и вредными производственными факторами являются:

а) острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхности заготовок, инструментов и оборудования;

б) движущиеся машины и механизмы;

в) вибрация.

240. Укладка балок междуэтажных и чердачных перекрытий, подбивка потолков, а также укладка накатов с приставных лестниц запрещаются. Указанные работы необходимо выполнять с подмостей.

241. Щиты или доски временных настилов, уложенные на балки междуэтажных или чердачных перекрытий, необходимо соединять впритык, а место их стыкования располагать по осям балок.

242. Элементы конструкций следует подавать на место сборки в готовом виде. При установке деревянных конструкций не допускается:

а) рубить, тесать, производить иную обработку деталей и пиломатериалов или изготовление деталей конструкций на подмостях и возведенных конструкциях (за исключением пригонки деталей по месту);

б) подклинивать стойки лесов и подмостей обрезками досок, кирпичами и другими нештатными приспособлениями и материалами;

в) ставить подмости, приставные лестницы, стремянки на накаты или на подшивку потолка;

г) ходить и стоять на накатах и потолочной подшивке. Для прохода работников в указанных местах необходимо укладывать на балки временные настилы шириной не менее 0,7 м;

д) разбирать леса, подмости и настилы способом обрушения и валки;

е) накапливать на подмостях пиломатериалы, бревна, обрабатываемые детали.

Требования по охране труда при выполнении кровельных и других работ на крышах зданий

243. При выполнении кровельных работ должны быть предусмотрены мероприятия, предупреждающие воздействие на работников дополнительных вредных производственных факторов, к которым относятся:

а) острые кромки, заусенцы и шероховатости на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

б) высокая температура битумных мастик;

в) пожаро- и взрывоопасность применяемых рулонных и мастичных материалов, разбавителей, растворителей;

г) повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;

д) недостаточная освещенность рабочей зоны;

е) опасность поражения электрическим током;

ж) шум и вибрация.

244. Дополнительные мероприятия по предупреждению воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов при производстве кровельных и гидроизоляционных работ должны включаться в ППР на высоте, в технологические карты и наряды-допуски.

245. Допуск работников к выполнению кровельных и других работ на крышах зданий производится в соответствии с нарядом-допуском после осмотра ответственным исполнителем работ или мастером совместно с бригадиром несущих конструкций крыши и ограждений и определения их состояния и мер безопасности.

246. Перед началом выполнения работ необходимо:

а) оградить электросеть и электрооборудование, находящиеся на расстоянии 2,5 м и ближе к месту ведения работ;

б) проверить прочность стропил;

в) определить места установки анкерных устройств, определить трассировку соединительной подсистемы;

г) выполнить установку анкерных устройств и убедиться в их надежности;

д) подготовить переносные стремянки и площадки для передвижения и приема материалов на крыше;

е) обеспечить работников средствами защиты от падения с высоты, специальной одеждой и обувью, защитными касками.

247. Работы, выполняемые на высоте без защитных ограждений, производятся с применением удерживающих, позиционирующих, страховочных систем и/или систем канатного доступа в соответствии с ППР на высоте или нарядом-допуском.

248. Подниматься на кровлю и спускаться с нее следует только по лестничным маршам и оборудованным для подъема на крышу лестницам. Использовать в этих целях пожарные лестницы запрещается.

249. Элементы и детали кровель, в том числе компенсаторы в швах, защитные фартуки, звенья водосточных труб, сливы, свесы, следует подавать на рабочие места в заготовленном виде, в контейнерах.

Заготовка элементов и деталей кровель непосредственно на крыше не допускается.

250. Размещать на крыше материалы допускается только в местах, предусмотренных ППР на высоте, с принятием мер против их падения, в том числе от воздействия ветровой нагрузки. Во время перерывов в работе технические приспособления, инструмент и материалы должны быть закреплены или убраны с крыши.

251. Выполнение работ по установке (подвеске) готовых водосточных желобов, воронок и труб, а также колпаков и зонтов на дымовых и вентиляционных трубах, по покрытию парапетов, отделке свесов следует производить со специальных подмостей, выпускных лесов, с самоподъемных люлек или автомобильных подъемников, а также с использованием систем канатного доступа.

Не допускается использование приставной лестницы при устройстве зонтов на дымовых и вентиляционных трубах.

252. Места производства кровельных работ обеспечиваются не менее чем двумя эвакуационными выходами (лестницами), телефонной или другой связью, а также первичными средствами пожаротушения по установленным нормам.

253. При выполнении кровельных работ несколькими звеньями расстояние между ними должно быть не менее 10 м, а нанесение горячей мастики на основание не должно опережать приклейку рубероида более чем на 1 м. Работа одного звена над другим по вертикали не допускается.

254. Нанесение мастики, разбавителей, растворителей на поверхности производится в направлении, совпадающем с направлением движения воздуха.

Требования по охране труда при выполнении работ на дымовых трубах

255. При выполнении работ на дымовых трубах дополнительными опасными и вредными производственными факторами являются:

а) опасность травмирования работников падающими предметами, в том числе конструктивными элементами трубы;

б) наличие газов, аэрозолей, в том числе дыма от действующих дымовых труб;

в) высокие ветровые нагрузки;

г) потеря прочности стационарно установленных лестниц или наружных трапов металлических скоб, вмонтированных в стену дымовой трубы.

256. При подъеме на дымовую трубу запрещается браться за верхнюю последнюю скобу и становиться на нее.

257. Площадка верхнего яруса лесов должна быть ниже не менее 0,65 м от верха дымовой трубы.

258. Площадки лесов, расположенных ниже, следует использовать как улавливающие площадки, которые необходимо сооружать над входом в дымоход и над проходами и рабочими местами, где имеется опасность травмирования работников падающими предметами.

Для подсистемы с совместно движущимся средством защиты ползункового типа..."

Источник:

"СИСТЕМА СТАНДАРТОВ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ОТ ПАДЕНИЯ С ВЫСОТЫ. СТРАХОВОЧНЫЕ СИСТЕМЫ. ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ. ГОСТ Р ЕН 363-2007"

(утв. Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 534-ст)


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Смотреть что такое "Анкерная линия" в других словарях:

    анкерная линия - 3.2 анкерная линия (anchor line): Гибкий канат, подсоединенный по меньшей мере одним концом к анкеру, чтобы обеспечивать средство поддержки, удержания или другой защиты человека. Примечание Анкерная линия может быть рабочим канатом или… …

    гибкая анкерная линия - 3.3 гибкая анкерная линия (flexible anchor line): Отдельная соединительная деталь для подсистемы с совместно движущимся средством защиты ползункового типа. Примечание Гибкая анкерная линия может быть канатом из синтетического волокна или… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    жесткая анкерная линия - 3.3 жесткая анкерная линия (rigid anchor line): Соединительный элемент, предназначенный для подсистемы с перемещаемым средством защиты ползункового типа. Примечание Жесткой анкерной линией крепления может быть рельс или проволочный канат. Жесткая … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    регулируемая анкерная линия - 3.1 регулируемая анкерная линия (adjustable anchor line): Анкерная линия с устройством позиционирования на канатах, подсоединенным к анкерному канату. Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    анкерная опора - опора анкерная Опора воздушной линии передачи, устанавливаемая на поворотах трассы, в начале и в конце линии, при пересечении дорог и водных преград и т.п., полностью воспринимающая тяжение проводов и тросов со смежных с опорой пролётов и имеющая … Справочник технического переводчика

    ГОСТ Р ЕН 363-2007: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные системы. Общие технические требования - Терминология ГОСТ Р ЕН 363 2007: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Страховочные системы. Общие технические требования: 2.13 амортизатор (energy absorber): Отдельная деталь или компонент… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ЕН 12841-2012: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Системы канатного доступа. Устройства позиционирования на канатах. Общие технические требования. Методы испытаний - Терминология ГОСТ Р ЕН 12841 2012: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Системы канатного доступа. Устройства позиционирования на канатах. Общие технические требования. Методы испытаний: 3.2… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ЕН 353-1-2008: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Средства защиты от падения ползункового типа на жесткой анкерной линии. Часть 1. Общие технические требования. Методы испытаний - Терминология ГОСТ Р ЕН 353 1 2008: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты. Средства защиты от падения ползункового типа на жесткой анкерной линии. Часть 1. Общие технические требования. Методы… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    ГОСТ Р ЕН 353-2-2007: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты ползункового типа на гибкой анкерной линии. Часть 2. Общие технические требования. Методы испытаний - Терминология ГОСТ Р ЕН 353 2 2007: Система стандартов безопасности труда. Средства индивидуальной защиты от падения с высоты ползункового типа на гибкой анкерной линии. Часть 2. Общие технические требования. Методы испытаний: 3.4 амортизатор… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Опора линии электропередачи - Гиперболоидная опора мостового перехода ЛЭП НИГРЭС через Оку в пригороде Нижнего Новгор … Википедия

Горизонтальные анкерные линии (anchor line) используются, как стационарно или временно устанавливаемые горизонтальные перила для защиты от падения с высоты при работе вдоль края монтажных горизонтов или вдоль не крутых уклонов.

Анкерные линии делятся на жёсткие и гибкие в зависимости от того, используются ли жёсткая анкерная направляющая (двутавр или специальный рельс-профиль) или анкерный гибкий канат (стальной трос, полиамидный шнур или лента).

Для подсоединения анкерной линии к сооружению или зданию требуется на этом же сооружении (здании) в необходимых местах закрепить структурные анкеры (structural anchor).

При этом отличают:

  • концевой структурный анкер (extremity structural anchor): структурный анкер на каждом конце анкерной линии.
  • промежуточный структурный анкер (intermediate structural anchor): структурный анкер, который может быть дополнительно необходим между концевыми структурными анкерами.

В свою очередь, для присоединения к анкерной линии служат мобильные анкерные точки - специальные приспособления, зачастую предназначенные для использования только с конкретным видом анкерной линии и функционирующие согласно инструкции производителя.

Это, например, всевозможные роликовые и безроликовые каретки, специальные скобы и прочее, оборудованные точками прикрепления (anchor point). А уже к ним прикрепляется средство индивидуальной защиты (СИЗ - в дальнейшем) пользователя: самостраховочный строп, который через компенсатор рывка присоединяется к ременной страховочной привязи пользователя.

При перемещении в безопорном пространстве необходимо всегда использовать дублирующую (страховочную) анкерную линию и дублирующий (самостраховочный) строп.

Ограничений в использовании гибкой или жёсткой анкерной линии НЕТ .

Другими словами - выбирает пользователь в зависимости от стоимости линии, сложности её монтажа и технического обслуживания.

В ПРАВИЛАХ нет прямого указания на запрет нахождения на одном участке гибкой или жёсткой анкерной линии между двумя узлами крепления двух и более человек одновременно. Но это правило есть следствием того, что проектируются линии как раз на использование одним человеком на один пролёт. Основным критерием в данном случае выступают технические допуски (ТД) изготовителя. Следовательно, для работы на одном пролёте нескольких человек необходимо прямо пропорционально ТД изготовителя увеличить и количество анкерных линий.

А вот отличия в требуемой прочности структурных анкеров (как самой конструкции, так и места их присоединения к сооружению или зданию) являются одним из основных критериев применения жёсткой или гибкой анкерной линии. Если при использовании жёсткой анкерной линии нагрузки распределены между концевыми и промежуточными анкерами пропорционально, то при использовании гибкой анкерной линии на концевые структурные анкера приходятся основные рабочие усилия.

2. Разновидности жёстких и гибких анкерных линий

Из жёстких анкерных линий на сегодня наиболее распространены: тавровые и профильные.

В тавровых анкерных линиях жёсткой анкерной направляющей служит «тавровая» или «двутавровая» балка.

В профильных анкерных линиях жёсткой анкерной направляющей служит прямоугольный незамкнутый трубчатый профиль (короб, имеющий продольную щель на всём протяжении).

На тавре или в коробе катается роликовая тележка специальной конструкции, которая и является подвижной анкерной точкой крепления СИЗ пользователя.

Из гибких анкерных линий на сегодня наиболее распространены: однолинейные и двухлинейные. В первом случае подвижная анкерная точка крепления (одна или две) перемещается по одной линейной направляющей, а во втором - по двум одновременно. При этом подвижная анкерная точка крепления может катиться на роликах или скользить по направляющей.

Применение двухлинейных анкерных линий довольно узко применимо и используется, как правило, для прямолинейного горизонтального перемещения. Но в таких случаях обычно используют жёсткие анкерные линии, поскольку они на порядок дешевле и проще в обслуживании, а также не требуют повышенной прочности концевых структурных анкеров.

3. Подробнее об устройстве гибких анкерных линий

Гибкие анкерные линии могут иметь узлы предварительного натяжения троса и линейные (вмонтированные в линию) демпфера, служащие для удлинения линии при аварийном падении пользователя. Удлинение необходимо для снижения прикладываемой к структурным анкерам нагрузки до приемлемой величины, не разрушающей концевые анкера линии. Амортизирует силу рывка - индивидуальный амортизатор, входящий в СИЗ пользователя.

Располагаться анкерные линии могут на удобной для проведения работ или для обеспечения возможности надёжного закрепления структурных анкеров. При этом предпочтительным является расположение анкерной линии не ниже уровня груди роста среднего человека, а лучше выше уровня головы.

ВНИМАНИЕ ! Запрещено расположение анкерной линии ниже уровня ступней пользователя!

При этом возможно использовать анкерные столбики (анкерные точки) в напольном, стенном или потолочном исполнении.

Основные отличия в устройстве гибких анкерных линий связаны со способами обеспечения непрерывности страховки на всём протяжении. Если на пути следования мобильной анкерной точки возникает промежуточный структурный анкер, то его можно переехать или протолкнуть в щель скользящей скобы, а так же перестегнуть скользящий карабин или его протолкнуть в щель промежуточного анкерного устройства.

3.1. Горизонтальная гибкая анкерная линия «МОБИ-СТИЛ»

«МОБИ-СТИЛ» - не единственное исключение из правила обязательного использования специальных кареток - это обычная тросовая линия для подсоединения к которой достаточно типового соединительного или монтажного стального карабина.

При переходе через промежуточные точки опоры для обеспечения непрерывности страховки необходимо использовать самостраховочные усы с двумя стропами, попеременно перестёгивая соединительные карабины минуя препятствие.

Но! Если промежуточным анкером будет служить анкерное устройство с двумя полупетлями (на рисунке - в центре), то для перехода через такой промежуточный пункт закрепления достаточно повернуть соединительный карабин сначала в одну, а потом в другую сторону контурных «разрывов» полупетель.


Анкерный пост с полупетлями

Правда, при поворотах такой системы также необходим второй самостраховочный ус с соединительным карабином, т. к. при натянутой анкерной линии протолкнуть карабин через полупетли практически невозможно.

Подсоединение пользователя к такой линии возможно в любом месте на всей её протяжённости.


Горизонтальная анкерная линия «МОБИ-СТИЛ»

3.2. Горизонтальная гибкая анкерная линия «ПОДРЕЗ»

Горизонтальная анкерная линия «ПОДРЕЗ» позволяет проходить повороты благодаря конструкции промежуточных структурных анкеров, пластина которых проходит через щель соединительной карабин-скобы (установленной на самостраховочном усе пользователя вместо соединительного карабина).


Карабин-скоба минует промежуточную консоль обхода


Пластинчатая консоль обхода


Соединительная карабин-скоба

Благодаря прорези, карабин-скоба при встрече с пластиной консоли обхода, на которой расположены удерживающие трос тросовые жимки, благополучно минует консоль обхода, не прерывая процесса страховки. При этом пластина консоли, проходит сквозь щель карабин-скобы.

Всё остальное аналогично горизонтальной анкерной линии «КАЛИБЕР».

3.3. Горизонтальная гибкая анкерная линия «КАЛИБЕР»

Для подсоединения к тросу анкерной линии «КАЛИБЕР» служит специальная тандем-каретка с щелевой «прорезью» на одной из щёк блока каретки тандема вдоль предполагаемой линии его движения. Благодаря прорези в щеке, тандем-каретка при встрече со структурным анкером оборудованным консолью обхода с удерживающей трос муфтой, благополучно минует консоль обхода, не прерывая процесса страховки. При этом «крыло» консоли (пластина, соединяющая консоль с трубчатой муфтой) проходит сквозь щель каретки, а ролики каретки перекатываются по трубке муфты.

Заведение такой каретки в анкерную линию возможно только в начале или в конце линии. Подсоединение в любом месте на всей её протяжённости возможно только если использовать разъёмные тандем-каретки (не изготавливаются ввиду опасности несанкционированного рассоединения с линией) или использовать заранее заведённые на линию каретки, а подсоединять страховочный строп пользователя уже к каретке.


Горизонтальная анкерная линия «КАЛИБЕР»

В случае необходимости нахождения в одном месте трёх работников одновременно используют трёхлинейную линию:

Вместо роликовой каретки для подсоединения к тросу анкерной линии «КАЛИБЕР» может служить специальный передвижной бегун-улавливатель «БЕГУНОК» - безроликовая каретка для подсоединения к тросу анкерной линии типа «КАЛИБЕР»:

3.4. Разновидности структурных анкеров от ТМ КРОК

Для прикрепления к постоянной конструкции ТМ КРОК разработал целую линейку анкерных столбиков «ПОСТ». Это анкерные устройства (anchor device) с точками анкерного крепления страховочной анкерной системы или средств индивидуальной защиты (СИЗ ) от падения с высоты:





и прочие

Пост-столбики, как структурные анкера (structural anchor), предназначены для установки и закрепления на монтажных горизонтах, наклонных поверхностях или вертикальных стенах на длительное время.

Для защиты от атмосферных осадков все элементы анкерных приспособлений линейки «ПОСТ» защищены цинковым защитным покрытием с последующей окраской.

Монтируются анкерные столбики к постоянной конструкции при помощи 4-х крепёжных шпилек М12 к дополнительной крепёжной плите с пазами под анкерный пост-столбик.

Для закрепления на тонком профнастиле ТМ КРОК предлагает анкерный пост для профнастила. Не имеет значения шаг и высота «волны» профнастила - плита основания анкерного поста также универсальна.

Закрепляется плита основания на профнастиле посредством стандартных заклёпок заклёпочного пистолета.

В центре на небольшом подиуме закреплён съёмный ажурный столбик с проушиной, также съёмной. Поэтому вместо проушины может быть легко установлен иной оголовок из ассортимента анкерных постов ТМ КРОК .

Ажурный столбик при достаточном рывке - деформируется и частично амортизирует силу рывка.

3.5. Переносные (временно устанавливаемые) анкерные линии

ТМ КРОК предлагает:

3.5.1. Горизонтальная тросовая анкерная линия «МОБИ-СТИЛ» - мобильная гибкая стальная тросовая система защиты от падения с высоты

Два исполнения: из оцинкованной стали
или из нержавеющей

3.5.2. Горизонтальная ленточная анкерная линия «МОБИ-ТЕЙП» - мобильная гибкая ленточная система защиты от падения с высоты

Два исполнения: из ленты шириной 50 мм или 35 мм

3.5.3. Универсальная верёвочная анкерная линия «МОБИ-РОУП» - мобильная гибкая верёвочная система защиты от падения с высоты

Универсальная линия «МОБИ-РОУП» используется как:

  1. самостраховочный строп регулируемой длины для присоединения к брюшному, грудному или спинному пункту прикрепления страховочной привязи пользователя;
  2. петля-обхватка регулируемой длины для присоединения к боковым пунктам прикрепления страховочной привязи пользователя;
  3. средство эвакуации по вертикали;
  4. временно устанавливаемая вертикальная гибкая анкерная линия (anchor line) для работы на наклонных поверхностях или вертикалях и позволяющая осуществлять перемещение вдоль неё, как вниз, так и вверх. (Внимание! Не может автоматически сопровождать пользователя при перемещении. Для этого используют линию «Фарватер»);
  5. временно устанавливаемая горизонтальная анкерная линия (anchor line) или горизонтальные перила для работы для работы вдоль края монтажных горизонтов или вдоль некрутых уклонов.

3.5.4. Мобильная горизонтальная анкерная линия РЕТРАКТА -Лайн

На этом обзор горизонтальных анкерных линий от ТМ КРОК заканчивается. Обзор ВЕРТИКАЛЬНЫХ анкерных линий - в следующем материале.

Требования к ним регламентирует ТР ТС 019/2011. Не стоит путать анкерные линии со средствами индивидуальной защиты работников, так как количество людей, которые могут одновременно работать на анкерной линии, определяется индивидуально для каждой такой системы. Расчет осуществляется на основе различных данных: длина самой линии, одного ее пролета, к которому крепятся работники, высота, материал базовой конструкции, на которой монтируется страховочная система и т.д. Фиксация системы возможна к любому основанию – бетонному, деревянному, металлическому и т.д. Для крепления используются анкера с распорной частью, обеспечивающие максимально надежное соединение.

Конструктивные особенности

Анкерная линия является системой, и в ее конструкцию входят различные компоненты:

  • Несущая конструкция. В зависимости от типа линии она может быть гибкой (стальной трос) или жесткой (балка, рельс).
  • Страховочная часть. Комплектация страховочной части также зависит от вида анкерной линии. Основным ее элементом является подвижная точка, катящаяся или скользящая по несущей. Уже к ней с помощью карабинов и строп закрепляется работник.
  • Монтажные элементы. Они применяются для монтажа и надежного закрепления системы на базовой поверхности.

Классификация

Существуют различные виды анкерных линий, отличающиеся по своей конструкции, расположения несущего элемента и материала изготовления:

  • По ориентации несущего элемента выделяют вертикальные и горизонтальные линии.
  • По конструкции и материалу изготовления – гибкие и жесткие.
  • По времени использования – стационарные и временные.

Гибкие

Конструктивным отличием гибких анкерных линий является использование стального троса в качестве несущего элемента. Монтаж может осуществляться вертикально и горизонтально, в зависимости от специфики работ. Для крепления используются концевые анкеры. В том случае, если длина тросовой линии превышает 10 метров для вертикальных и 12 метров для горизонтальных систем, на их протяжении устанавливаются дополнительные анкеры. Шаг установки дополнительных крепежных элементов составляет 10-12 метров.

Так как основная нагрузка в конструкции гибких систем приходится на концевые анкеры, в комплектацию включаются элементы, обеспечивающие снижение нагрузки в случае падения рабочего. Этой цели служат демпферы. Демпфер не амортизирует силу рывка, оказываемого на человека в случае его падения. Для этого применяются амортизаторы, входящие в комплект СИЗ.

Гибкие анкерные системы могут быть одно- и двухлинейными. Существенным отличием их конструкции является наличие одной или двух направляющих, по которым передвигается подвижная анкерная точка. Однолинейные конструкции применяются чаще, так как они могут применяться и при вертикальном и горизонтальном перемещении людей. Двухлинейные могут эксплуатироваться только для обеспечения безопасности горизонтального перемещения, а в таких случаях целесообразнее монтировать жесткие конструкции, отличающиеся более простым монтажом, обслуживанием, доступной стоимостью.

Гибкие (тросовые) линии могут быть как стационарными, так и временными. Последние могут быть тросовыми, ленточными, веревочными. Тросовые и ленточные изделия надежнее, поэтому они имеют более широкую область применения. Веревочные гибкие линии универсальны. Они выполняют не только стандартные для анкерных линий задачи, но и могут использоваться в качестве самостраховочного стропа или петли обхватки. Еще одной областью применения веревочных линий является эвакуация людей по вертикальным поверхностям, когда иные пути оказываются недоступны.

Горизонтальные гибкие анкерные линии применяются для обеспечения безопасности при выполнении различных высотных работ, вертикальные – для подъема рабочих на высоту. Они устанавливаются на поверхностях, угол наклон которых превышает 75 градусов. Такая система способна обеспечить практически мгновенную остановку и значительно сократить глубину срыва. Их можно использовать на сооружениях любого типа. Крепление осуществляется как к ступеням, так и к тетиве лестницы. В вертикальных конструкциях используется перемещаемый узел ползункового типа, в то время, как в горизонтальных чаще используются роликовые каретки. Стабилизация линии осуществляется с помощью промежуточных направляющих, для достижения и фиксации необходимого натяжения линии применяются талрепы.

Жесткие

Жесткие стационарные анкерные линии создаются на основе стальной балки (тавра или двутавра) или алюминиевого рельсового профиля. Несущий элемент жестко фиксируется на базовой поверхности прямолинейно или с изгибами, в зависимости от конкретной ситуации. Также, как и в гибких системах, по несущей балке передвигается роликовая или безроликовая каретка. К последней крепится система страховочных тросов. Для смягчения рывка в случае падения применяются амортизаторы.

Установка жестких систем осуществляется вдоль края монтажного горизонта в соответствие с рекомендациями производителя. В качестве крепежного элемента применяются структурные анкеры:

  • Концевые. Устанавливаются на концах несущей балки.
  • Промежуточные. Используются не во всех страховочных конструкциях. Необходимость в них возникает при значительной длине анкерной линии, для обеспечения дополнительной безопасности.

Анкерные точки предназначены для применения с определенным видом страховочной конструкции. Как правило, в качестве подвижных точек используются роликовые или безроликовые каретки, к которым монтируются самостраховочные стропы или тросы. При работе на высоте в безопорных условиях, обязательно применяются дублирующие страховочные средства – анкерная лини и самостраховочный строп. В отличие от гибких, стационарные жесткие конструкции могут использоваться без ограничений.

Как правило, анкерные линии разрабатываются таким образом, чтобы на одном пролете (между соседними анкерами крепления) находился один рабочий, но при пропорциональном увеличении технических допусков возможно изготовление конструкций, где между двумя крепежными узлами может находиться большее количество людей. В жестких анкерных линиях нагрузка между соседними креплениями распределяется равномерно, в то время, как в гибких страховочных конструкциях основная нагрузка приходится на концевые анкера.

Стационарные жесткие анкерные линии могут быть тавровыми или профильными. В первом случае в качестве несущего элемента используется тавр или двутавр. В профильных конструкциях несущий элемент представляет собой незамкнутый профиль прямоугольного сечения с продольной щелью по всей длине. Внутрь тавра или профиля устанавливается роликовая каретка, являющаяся основным элементом подвижной анкерной точки. К ней, в свою очередь, крепятся страховочные тросы или стропы.

Монтаж анкерных линий выполняется на высоте не ниже уровня груди. Оптимально располагать их выше уровня головы человека. Запрещается установка страховочных линий ниже уровня ступней рабочего. Анкерные столбики могут быть в любом исполнении (напольном, стенном, потолочном). Они монтируются с помощью резьбовых шпилек М12 к дополнительной крепежной плите.

Применение

Основной задачей анкерной линии является амортизация рывка в случае, если человек срывается с высоты. Они могут применяться только в комплекте с различными СИЗ (тросы, стропы, карабины и т.д.). Эти системы используются при выполнении широкого спектра работ:

  • Промышленный альпинизм.
  • Ремонтно-отделочные и фасадные работы.
  • Кровельные работы.
  • Подъем на большую высоту (мачты, опоры).
  • Спуск в колодцы и многое другое.

Выбор анкерной линии

ООО «Анкерные линии» предлагает все виды страховочных конструкций. Для выбора оптимального варианта необходимо учесть следующие параметры:

  • Размеры сооружения.
  • Количество рабочих мест.
  • Необходимая степень свободы рабочего.
  • Необходимость обеспечения выполнения работ сидя.
  • Вид и условия выполнения работ.

Все компоненты анкерных линий изготавливаются таким образом, чтобы обеспечить защиту рабочего не только от случайного падения, но и от повреждения рук. Каждый элемент должен полностью соответствовать требованиям стандартов.

Правила эксплуатации

Обеспечение безопасности рабочих зависит не только от качества используемых анкерных линий, но и от соблюдения правил их эксплуатации:

  • Все специалисты, допускаемые к пользованию этими системами, обязательно должны предварительно проходить обучение высотным работам.
  • Аттестация работников, допускаемых к высотным работам, проводится не реже одного раза в три года.
  • Не допускаются к работе люди, имеющие медицинские противопоказания к таким работам.
  • Целостность всех элементов страховочной конструкции проверяется перед каждым ее использованием. На карабинах, стропах, петлях не должно быть никаких повреждений. Линия с поврежденными элементами конструкции использоваться не может. Проверка осуществляется работниками, относящимся к 3 группе по безопасности (в соответствие с Правилами охраны труда при выполнении работ на высоте).
  • Эксплуатация анкерных линий должна осуществляться в соответствие с инструкцией, разработанной производителем.
  • При хранении снаряжения необходимо полностью исключить вероятность его трения об острые углы, абразивные поверхности и т.п.
  • Во время хранения анкерной линии необходимо исключить вероятность воздействия на нее влаги, агрессивных химических веществ, экстремально высоких или экстремально низких температур.
  • Анкерные линии могут эксплуатироваться только в полном комплекте, отдельное использование их элементов не допускается.
  • На случай возникновения аварийной ситуации в компании, использующей анкерные линии, обязательно должен быть разработан детальный план спасательных мероприятий.

Нормативной документацией предписывается обязательное проведение регулярных проверок анкерных линий. Проверка статическими нагрузками выполняется не менее, чем раз в год. величина нагрузок определяется в зависимости от конструкции анкерной линии в соответствие с инструкцией по эксплуатации и рекомендациями производителя. Обязательному испытанию подлежат также те изделия, которые в процессе эксплуатации подверглись серьезному рывку. В этом случае проводится внеплановая проверка, независимо от срока использования и хранения анкерной линии. Все результаты проведенных испытаний заносятся в специальную карточку, которая заводится на каждую анкерную линию.

Сократить нормативный период между двумя проверками может не только сильная динамическая нагрузка, но и другие негативные факторы, оказавшие воздействие на страховочные конструкции во время их эксплуатации. В случае, если изделие подвергалось во время хранения воздействию химических, температурных или других серьезных воздействий, перед их использованием обязательно должна быть проведена проверка. Ее целью является определение вероятности повреждения анкерной линии в результате экстремального воздействия на нее. Замена конструктивных элементов проводится в соответствие с нормативной документацией с учетом степени износа. Ремонт анкерных линий может выполнять либо производитель, либо компании, имеющие соответствующий сертификат. Самостоятельный ремонт анкерной линии или ее частей недопустим.

Надежная анкерная линия и соблюдение правил ее эксплуатации помогут обеспечить максимальную безопасность рабочих во время выполнения высотных работ. Также они позволяют минимизировать вероятность нанесения существенного вреда для здоровья и жизни людей в случае возникновения нештатной аварийной ситуации.

Применение стационарных анкерных устройств типа горизонтальных тросовых или рельсовых анкерных линий является единственно верным решением для организации безопасности во многих местах проведения работ. Эти системы являются индивидуальными средствами защиты от падения, регламентируются стандартом EN 795 и в комплексе с применением остальных компонентов страховочных систем (страховочных, позиционирующих и удерживающих стропов, СИЗ втягивающего типа, гибких анкерных линий с зажимами ползункового типа, привязей) позволяют организовать качественную и безопасную систему безопасности на предприятии. В зависимости от специфики применения и вида работ, стационарные анкерные линии могут быть рекомендованы как рельсовые (жёсткие), так и на базе гибкого стального троса. На монтажных горизонтах, кровле, горизонтальных плоскостях чаще всего применяют анкерные линии с одинарным тросом. Для организации доступа и страховки в канатном доступе чаще всего применяются стационарные системы из металлического профиля, по которому перемещаются ползунки, являющимися точками крепления рабочих и опорных линий. Такая система обычно ставится по периметру здания. Применение тросовых систем в канатном доступе запрещено. Для работы на цистернах, крышах вагонов или автомобилей применяются линии из двойного троса или из металлического профиля. Это обусловлено малой высотой места производства работ и малым запасом безопасной высоты.

Важно помнить, что правила работы на высоте устанавливают требование к точкам крепления (конечных и промежуточным). Эти точки должны находится не более чем в 12 метрах между собой.

Мы предоставляем полный комплекс по обеспечению на базе систем стационарных горизонтальных анкерных линий. Специалисты СИЗконтракт имеют опыт и возможности произвести оценку рисков на предприятии, разработать и предоставить рекомендации по разработке оптимальных систем, разработать проект, произвести монтаж и обеспечить сервисное обслуживание и периодическую проверку стационарных систем.