480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рыбак Михаил Степанович. Ресоциализация осужденных к лишению свободы (Проблемы теории и практики) : Дис. ... д-ра юрид. наук: 12.00.08: Саратов, 2001 450 c. РГБ ОД, 71:02-12/157-3

Введение

Глава I. Социализация индивида в обществе и ресоциализация личности осужденного к лишению свободы 13

1. Понятие социализации индивида 13

2. Понятие ресоциализации личности осужденного к лишению свободы 32

3. Стадии ресоциализации личности осужденного к лишению свободы 51

Глава II, Классификация осужденных как предпосылка их ресоциализации и совершенствование структуры исправительных учреждений 69

1. Классификация осужденных и ее роль в их ресоциализации. 69

2. Совершенствование структуры исправительных учреждений как предпосылка ресоциализации осужденных к лишению свободы 102

3. Оптимальные сроки изоляции от общества как важный фактор ресоциализации осужденных и проблемы применения пожизненного лишения свободы и смертной казни 140

4. Реформирование структуры уголовно-исполнительной системы и задачи органов, исполняющих наказание, в ресоциализации осужденных к лишению свободы 170

Глава III. Воспитательная работа и средства массовой коммуникации как средства ресоциализации осужденных в исправительных учреждениях .. 193

1. Понятие и значение воспитательной работы 193

2. Понятие направлений, средств, форм и методов воспитательной работы в исправительных учреждениях 218

3. Массовая коммуникация как средство ресоциализации осужденных 258

Глава IV. Правовое стимулирование исправления осужденных к лишению свободы и подготовка их к социальной адаптации после освобождения от наказания 282

1. Понятие правового стимулирования и правового ограничения осужденных к лишению свободы 282

2. Социальное предназначение уголовного наказания в процессе ресоциализации осужденных к лишению свободы 298

3. Образование и профессиональное обучение как важные средства морально-нравственного и духовного восстановления личности осужденного к лишению свободы 309

4. Вопросы правового регулирования труда и стимулирование к нему осужденных 321

5. Субъективное право осужденных к лишению свободы на поощрение 335

6. Социальная адаптация лиц, освобожденных от наказания... 361

Заключение 397

Список использованной литературы 405

Приложения 434

Введение к работе

Российская Федерация находится на сложном и противоречивом этапе своего развития. Проводимые экономические, политические и правовые реформы привели к кризису экономики, безработице, резкому падению жизненного уровня народа, его крайней поляризации и росту преступности. Криминализация общества препятствует его ус- тоичивому развитию, представляет угрозу национальной оезопасности страны. В обществе произошла «коррозия» нравственного и правового сознания людей, сопряженная с переориентацией их в сторону асоциального образа жизни.

В сложившейся ситуации в борьбе с преступностью приоритет отдается применению уголовного наказания в виде лишения свободы, в ряде случаев без учета общественной опасности совершенного преступления.

Усиление карательных начал в борьбе с преступностью, а также установление излишних правоограничений в отношении осужденных к лишению свободы лишь усугубляет криминогенную обстановку в стране, ведет к социальной напряженности в обществе. Неспособность уголовного наказания противодействовать развитию негативных явлений в обществе вызывает объективную потребность раскрытия с научных позиций смысла происходящих процессов, поиска наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов преодоления кризисной ситуации в стране, нейтрализации преступности в России.

В системе мер, направленных на нейтрализацию преступности в стране, обеспечения охраны жизни и здоровья людей, других прав и

свооод человека и гражданина, собственности, вещественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды и конституционного строя РФ от преступных посягательств, важное место принадлежит исправительным учреждениям уголовно-исполнительной системы России, призванным исполнять уголовное наказание в виде лишения свободы, обеспечивать ресоциализацию осужденных в ходе отбывания ими этого наказания, готовить их к адаптации к условиям жизни современного общества после освобождения из мест лишения свободы.

Ресоциализация осужденных в процессе исполнения и отбывания наказания является ведущей среди задач, стоящих перед пенитенциарными учреждениями. Научная разработка данной проблемы может способствовать определению наиболее эффективных направлений, форм, средств и методов коррекции взглядов, убеждений и поведения осужденных.

Актуальность данной проблемы обусловливается и в значительной степени сменой социально-экономических ориентиров российского общества, новыми общественными отношениями, применением международных стандартов обращения с осужденными к лишению свободы. Федеральный закон от 9 марта 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР, в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации» положил начало реальному изменению уголовной и уголовно-исполнительной политики в сторону ее гуманизации, создал более благоприятные условия в исправительных учреждениях для успешной ресоциализации осужденных.

Практика исполнения наказания в виде лишения свободы многогранна и противоречива. С одной стороны, исправительные учреждения должны моделировать жизнь осужденного на свободе, а с другой - в них исполняется наказание и реализуются его цели в условиях принудительного режима правилами которого регламентируется поведение осужденных, определяются пределы и приемы коррекционно-исправительного воздействия на осужденных, что не имеет места в жизни на свободе. Соединение этих моментов в жизни осужденного - важнейшая социальная проблема, поскольку во время установленного приговором суда срока лишения свободы воспитательная функция права выступает в качестве средства ресоциализации личности осужденного, процесса, составляющими которого являются, в том числе, профилактика преступлений и подготовка осужденных к жизни на свободе.

Кроме того, повседневная практика исправительных учреждений, исполняющих наказание, а также результаты ранее проведенных исследований свидетельствуют о том, что в процессе воспитательного воздействия на лишенного свободы возникают сложные юридические, психолого-педагогические, организационные и иные вопросы, нуждающиеся в неотложном разрешении и в тесной связи теории и практики.

И, наконец, исправление осужденных осуществляется в своеобразной субкультурной среде. Субкультура правонарушителей является, по мнению отечественных криминологов (В,М. Анисимков, А.И. Гуров, Н.А. Стручков, Г.Ф. Хохряков, И.В. Шмаров), главным препятствием эффективного функционирования исправительных учреждений, так как она во многом ориентирована на противодействие целям исправления и адаптации лиц после отбытия наказания. Ресоциализация осужденных как социально-правовая категория востребована социально-экономическими, политическими реалиями жизни современного российского общества, она обеспечивает реализацию принципов социальной справедливости, гуманизма, законности, дифференциации и индивидуализации наказания, исправления осужденных.

Отдельные проблемы ресоциализации осужденных к лишению свободы, механизма ее реализации под различным углом зрения уже рассматривались в работах Т.Н. Волковой, В.А. Елеонского, Б.П. Коза-ченко, М.П. Мелентьева, А.В. Пищелко, П.Г. Пономарева, Т.Г. Предо-ва, А.А. Рябинина, А.Ф. Сизого, Н.А. Стручкова, А.В. Чернышевой, В.Е. Южанина и других исследователей, однако монографических исследований по данной теме пока не было.

Все это обусловило выбор темы и актуальность данного диссертационного исследования.

Объект исследования составляют отношения, возникающие в процессе воспитательного воздействия на осужденных к лишению свободы.

Предметом исследования являются правовые нормы уголовного, уголовно-исполнительного и уголовно-процессуального законодательства, положения Конституции РФ и официальные международно-правовые документы, а также уголовно-исполнительная практика по ресоциализации осужденных к лишению свободы.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего диссертационного исследования является разработка научных положений, раскрывающих понятие, содержание, этапы ресоциализации осужденных к лишению свободы, а также разработка научных рекомендаций по совершенствованию ее правового регулирования. В контексте поставленной цели реализуются следующие исследовательские задачи:

уяснение сущности социализации и ресоциализации и сферы дей ствия указанных феноменов в плане морально-нравственного воздействия на человека;

обоснование взаимообусловленности процессов социализации в обществе и ресоциализации личности осужденных к лишению свободы;

определение ресоциализации осужденных как цели уголовного наказания;

раскрытие роли классификации осужденных к лишению свободы как основы дифференцированного подхода в воспитательной работе с ними; изучение различных видов исправительных учреждений и возможности осуществления в них процесса ресоциализации осужденных;

установление влияния сроков изоляции осужденных от общества на возможности их социальной адаптации;

исследование возможностей повышения эффективности деятельности ИУ по исправлению осужденных в условиях реформирования структуры уголовно-исполнительной системы России;

обоснование основных направлений, форм, средств и методов вос- - питательной работы как средства ресоциализации осужденных;

исследование возможностей влияния средств массовой коммуникации на процесс расширения связей осужденных с внешним миром;

разработка концептуальных основ правового стимулирования осужденных и обоснование возможности предоставления им субъективного права на получение предусмотренных законом льгот и поощрений; исследование проблемы социальной адаптации лиц, освобожденных от наказания как взаимообусловленного процесса ресоциализации оеуж денных;

разработка предложений по совершенствованию правового регулирования исполнения наказания в виде лишения свободы.

На защиту выносятся следующие положения и выводы, характеризующие научную новизну исследования:

1. В условиях кризисных явлений в экономике и политической сфере, падения жизненного уровня основной массы населения и расслоения общества на бедных и богатых, снижения нравственных устоев социализация подрастающего поколения и иных категорий людей осуществляется противоречиво, у отдельных граждан формируются ценностные ориентации, обусловливающие антиобщественные и преступные формы поведения, что вызвало осложнение криминогенной обстановки в стране.

2. Определение сущности ресоциализации осужденных.

3. Основания выделения стадий ресоциализации лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

4. Ресоциализация осужденных как цель уголовного наказания.

5. Факторы, препятствующие ресоциализации в местах лишения свободы.

6. Критерии классификации осужденных к лишению свободы и правовое значение классификации.

7. Предложение о введении в законодательном порядке практики психологического изучения личности осужденного к лишению свободы и криминологического прогнозирования его поведения.

8. Длительные сроки лишения свободы оказывают десоциализи- рующиее воздействие на личность осужденного.

Осуществление в судебной практике перехода от применения лишения свободы к альтернативным видам наказаний к лицам, совершившим впервые преступления небольшой либо средней тяжести и по неосторожности.

10. Определение воспитательного значения стимулирующих норм поведения осужденных к лишению свободы и порядка их применения.

11. Предложения по совершенствованию организационных основ деятельности пенитенциарных учреждений и следственных изоляторов.

12. Каждому этапу развития общества и исправительных учреждений соответствуют определенные формы и направления воспитательной работы с правонарушителями.

Переходные периоды в жизни общества вызывают снижение уровня воспитательной работы с осужденными.

13. Общество и места лишения свободы должны функционировать в информационном воздействии.

14. Предложения о включении в уголовное и уголовно- исполнительное законодательство норм, способствующих ресоциализации осужденных. Методология и методика диссертационного исследования

Методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики. В пределах этой методологии использовались частнонаучные методы исследования: исторический, сравнительно-правовой, системный, формально-логический, конкретно-социологический. Теоретическую базу исследования составляют труды отечественных и зарубежных ученых, специализирующихся в области уголовного и уголовно-исполнительного права, философии, психологии, педагогики, социологии и общей теории права. В частности, использовались публикации: Г.А. Аванесова, В.М. Анисимкова, Вл.М. Анисимкова, В.П. Артамонова, Ю.М. Антоняна, А.В. Бриллиан-това, Н.А. Беляева, Г.Н. Горшенкова, М.Н. Гернета, СИ. Дементьева, М.Г. Деткова, М.П. Журавлева, А.И. Зубкова, И.И. Карпсиа, В.Е. Ква-шиса, В.Н. Кудрявцева, В.П. Малкова, Н.И. Матузова, М.П. Мелентье-ва, А.С. Михдина, А.Е. Наташева, И.С. Ноя, А.А. Пионтковского, Б.Д. Парыгина, А.В. Пищелко, В.П. Пирожкова, СВ. Познышева, П.Г. Пономарева, А.Л. Ременсона, А.А. Рябинина, А.Ф. Сизого. В.И. Селиверстова, Н.А. Стручкова, М.П. Стуровой, Г.А. Туманова, В.М. Трубникова, Н.С. Таганцева, Ю.М. Ткачевского, Б.С. Утевского, А.В. Шамиса, Е.Г. Ширвиндта, И.В. Шмарова, М.Д. Шаргородского, Г.Ф. Хохрякова, А.В. Чернышевой, B.C. Южанина, A.M. Яковлева и других ученых. В ходе исследования автор опирался на положения Декларации прав и свобод человека и гражданина. Конституции Российской Федерации, уголовное и уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство, другие законодательные акты Рос 11

сийской Федерации, нормативные правовые акты ведомств, акты применения норм права исправительными учреждениями и судами.

Эмпирическую базу диссертации составляют конкретные социологические исследования: проведено анкетирование 220 сотрудников исправительных учреждений, 135 судей, 1 000 осужденных, содержащихся в исправительных учреждениях Волгоградской, Самарской, Саратовской областей. Результаты этих исследований сравнивались с имеющимися данными.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные его положения могуг применяться при осуществлении процесса ресоциализации осужденных к лишению свободы, а также при разработке и реализации программ подготовки их к освобождению от отбывания наказания и оказании им помощи в подготовке к жизни в условиях свободы после освобождения от наказания.

Сформулированные в работе научные положения и предложения могут быть использованы в законотворческой деятельности при осуществлении работы по повышению квалификации сотрудников исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста _._ РФ, а также в учебном процессе со студентами юридических вузов,

техникумов и лицеев.

Апробация выводов и научных положений диссертации и внедрение ее результатов. Выводы и научные положения диссертации апробированы в выступлениях соискателя на всесоюзных и всероссийских научных конференциях и семинарах (1979-2001 гг.) по пробле 12

мам уголовного, уголовно-исполнительного права (Москва, Воронеж, Рязань, Тамбов, Саратов и Др.).

курсе лекций по уголовно-исполнительному праву, главах учебников по Общей и Особенной части уголовного права, учебных пособиях и научных статьях, опубликованных автором по теме исследования. Отдельные научные положения, разработанные соискателем, нашли отражение в УК РФ 1996 г. и УИК РФ 1997 г., Федеральном законе от 9 марта 2001 г. «О внесении изменений и дополнений в Уголовный ко декс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс. Уголовно-исправительный кодекс Российской Федерации и другие Законодательные акты Российской Федерации».

Ряд положений диссертации внедрены в практическую деятельность исправительных учреждений Саратовской области. Результаты исследования используются соискателями и некоторыми преподавателями в учебном процессе по курсу «Уголовно-исполнительное право» в Саратовской государственной академии права. Марийском государственном университете, кооперативном институте г. Чебоксары и других вузах страны.

Достоверность выводов и научных положений, разработанных в диссертации, обеспечивается сопоставлением их с данными исследова ний других авторов, а также обоснованием их ссылками на действующее законодательство и авторитет крупных ученых страны.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, 4 глав, разделенных на параграфы, заключения, приложений и списка использованной литературы.

Понятие социализации индивида

Российская социальная система сегодня находится на трудном и противоречивом этапе своего развития. Развал Союза ССР, отсутствие общественного согласия и единства власти, острое политическое противостояние, сознательное разрушение многих традиционных ценностей, созданных при советском строе, трудный переход от плановой социалистической экономики к экономике рыночной, происходящий при этом передел собственности порождают в обществе коррупцию в различных эшелонах властных структур, безработицу, социальную незащищенность подавляющего большинства населения страны, невиданный рост преступности и социштьной напряженности.

Период последнего десятилетия XX в. в истории нашей страны в научной литературе характеризуется как «драматический и даже трагический (расстрел парламента, шоковые «реформы», война, кровь, жертвы... «первоначальное накопление капитала», резкое падение жизненного уровня народа, его крайняя поляризация, коррозия духовной сферы... и т.д.)».

В этих условиях в России изменяется содержание сформировавшихся в предшествующие годы социальных институтов, предаются забвению многие рычаги воздействия на личность. Коренным образом меняется положение личности в обществе, происходит смена ценностных приоритетов и направлений.

Данные обстоятельства напрямую связаны с социализацией личности и актуализируют изучение этой важной проблемы.

В научной литературе понятие «социализация» личности рассматривается с философских, социологических, правовых, психолого-педагогических, культурологических позиций1.

Несмотря на некоторые различия в акцентах в определении понятия социализации, общее мнение сводится к тому, что это процесс социального становления индивида, формирования и развития его социальной сущности.

Особенности социализации личности определенного индивида зависят от исторически-конкретной социально-экономической структуры общества и его социокультурного опыта. Изменяется социальная среда, изменяется и человек. Вот почему можно говорить об особенностях социализации в различных общественно-экономических системах и существенных отличиях в положении индивида в условиях первобытно-общинного, античного, феодального (европейского), крепостнического (восточного) и капиталистического или социалистического общества. В рамках одного и того же общества огромное значение с точки зрения особенностей социализации личности имеет классовая принадлежность индивида1.

Термин «социализация» происходит от латинского socualis - «общественный». Это процесс усвоения индивидуумом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, влияющие на ее формирование2.

Впервые понятие «социализация» личности было введено в научный оборот в начале прошлого века французским социологом Э. Дюркгеймом3.

В отечественной науке термин «социализация» появился сравнительно недавно. Одним из первых значение этого термина раскрыл Б.Д. Парыгин4. Применение его поначалу вызывало возражение отдельных ученых, полагавших возможной замену данного понятия другими - воспитание, формирование личности и т.д. В то же время за правомерность рассмотрения социализации как самостоятельной проблемы говорит многогранность ее сторон, выходящих за пределы вопросов воспитания и формирования личности.

Сегодня понятие «социализация» личности можно встретить в различных отраслях наук. С позиции социально-психологической теории Б.Д. Парыгин, например, считает, что «под социализацией следует понимать весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как биологические предпосылки, так и непосредственно само вхождение индивида в социальную среду и предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая как предметный мир вещей, так и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и т.д.; активное переустройство окружающего (как природного, так и социального) мира; изменение и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоническое развитие» К

Основой социологического аспекта понимания социализации, по мнению Ю.Р. Хайрулиной, служит взаимодействие личности с социальными институтами, в ходе которого она усваивает аккумулированные ими ценности, правила, роли и занимает соответствующий статус. Такой подход не противоречит общефилософскому пониманию социализации как проявлению процесса познания, освоения индивидуумом социального опыта2.

Определяя понятие социализации с позиции права, В.П. Казамир-чук, В.Н. Кудрявцев пишут, что она, с одной стороны, включает в себя целенаправленное воздействие социальных условий человека, приобщая его к системе понятий, оценок, представлений, социальных норм, ценностей культуры, принятых в обществе, с другой - социальную деятельность самого человека, который в социальной среде совершенствует ее и в то же время изменяет собственную сущность, формирует у себя новые качества и свойства. В процессе социализации человек выступает в качестве объекта и субъекта, воздействующего на внешний и свой внутренний духовный мир.

Классификация осужденных и ее роль в их ресоциализации

Институту классификации правонарушителей в российском уголовном и исправительно-трудовом (уголовно-исполнительном) праве традиционно уделялось и уделяется большое внимание. В соответствии с исправительно-трудовым законодательством (ст. 7 ИТК РСФСР 1924 г.) впервые была осуществлена классификация осужденных по категориям и разрядам.

Первую категорию осужденных представляли лица, не принадлежавшие к классу трудящихся и совершившие преступления в силу классовых взглядов или интересов, а также принадлежавшие к классу трудящихся, но совершившие опасные преступления. Они отбывали наказание в изоляторах специального назначения. Кроме того, к первой категории относились осужденные, переведенные в указанные изоляторы в порядке дисциплинарного взыскания.

С учетом результата исправительно-трудового воздействия все осужденные к лишению свободы делились соответственно на три разряда: начальный, средний и высший.

После этапирования к месту отбывания наказания осужденные первой и второй категории определялись в начальный разряд, где осужденные первой категории находились не менее половины, а осужденные второй категории не менее одной четвертой срока лишения свободы. Осужденные к лишению свободы третьей категории могли зачисляться в любой из установленных трех разрядов. В каждом разряде осужденный должен был отбыть определенный срок, а затем он мог быть переведен в следующий разряд или оставлен в том же разряде. В соответствии со ст. 102 ИТК 1924 г. перевод из разряда в разряд зависел от успехов осужденного в «работах и занятиях, соблюдения или нарушения им установленного режима и вообще от степени оказанного на него исправительно-трудовым учреждением влияния». В среднем разряде осужденный обязан был отбывать одну треть всего срока наказания и при всех вариантах отношения его к труду и обучению - не менее шести месяцев.

Уже в первые годы советской власти в соответствии со ст. 7 ИТК РСФСР 1924 г. применение мер социальной защиты от преступных посягательств в исправительно-трудовых учреждениях было организовано по прогрессивной системе, в соответствии с которой заключенные подвергались различному режиму, для чего они распределялись но исправительно-трудовым учреждениям разных видов:

А. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного характера: 1) дома заключения, 2) исправительно-трудовые дома, 3) трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные, 4) изоляторы специального назначения, 5) переходные исправительно-трудовые дома.

Б. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического характера: 1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей, 2) трудовые дома для правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.

В. Учреждения для применения мер социальной защиты медицинского характера: 1) колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и других больных заключенных, 2) институты психиатрической экспертизы, больницы и т.п.1

Теоретической основой классификации правонарушителей был и остается принцип дифференциации и индивидуализации наказания в ходе его назначения, исполнения и отбывания. Эта проблема исследовалась и освещалась в литературе многими учеными-правоведами (В.М. Анисим-ков, Ю.М. Антонян, А.В. Бриллиантов, В.В. Лунеев, Л.М. Прозументов, И.М. Пырков, А.А. Рябинин, Н.А. Стручков, Г.В. Хохряков, В.Е. Южанин, А.В. Шеслер и др.). Однако актуальность и значимость этой проблемы не перестают привлекать внимание исследователей.

Интерес к проблемам дифференциации и индивидуализации наказания в период проведения правовой реформы и обсуждения Концепции реформирования уголовно-исполнительной системы (на период до 2005 г.) не только возрос, но и приобрел новые аспекты и направления. Высказаны различные точки зрения относительно трактовки понятия принципов дифференциации и индивидуализации наказания. Одни авторы полагают, что каждый из таких признаков может существовать самостоятельно, другие считают, что индивидуализация исполнения наказания и дифференциация применения основных средств и методов исправления осужденных являются единым специфическим принципом исправительной политики. По мнению А.А. Рябинина, дифференциация и индивидуализация наказания - это две части единого и неделимого принципа, которые в зависимости от стадии (определения основания уголовной ответственности, назначения наказания, его исполнения, освобождения от него или замены неотбытой его части более мягким наказанием) могут приобретать либо главное, либо вспомогательное значение, углубляя и усиливая друг друга. Так, на стадии исполнения наказания в виде лишения свободы начинать с индивидуализации просто нельзя, поскольку невозможно для каждого в отдельности правонарушителя создать только на него рассчитанное исправительное учреждение. Поэтому на этой стадии реализации уголовной ответственности наибольшее значение имеет ее дифференциация, с помощью которой определяются общие признаки для разделения осужденных, а затем образования классификационных групп, категорий для распределения осужденных в соответствии с законом по видам исправительных учреждений.

Понятие и значение воспитательной работы

Успех ресоциализации осужденных к лишению свободы в значительной мере зависит от того, как поставлена и проводится воспитательная работа с ними. На процесс исправления воздействуют как объективные, так и субъективные факторы.

По мнению А.В. Шамиса, к объективным факторам исправления осужденных относятся условия, создаваемые государством, материальная и производственная база, социально-психологические отношения между осужденными и администрацией. Сюда же следует отнести и объективно складывающиеся отношения осужденных с представителями общественных и хозяйственных организаций, а также со священнослужителями.

К субъективным факторам А.В. Шамис относит целенаправленную деятельность сотрудников исправительных учреждений, их профессиональное мастерство, умение познать особенности личности воспи-туемого, найти и использовать наиболее эффективное средство воздействия на осужденного с целью формирования его поведения, взглядов, отношения к людям.

Эффективное использование объективных и субъективных факторов ресоциализации осужденных - наиболее важная и трудная задача для сотрудников исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений как субъект применения основных средств исправления осужденных одновременно должна решать вопросы обеспечения их безопасности, организации режима их содержания, труда и других важных проблем при организации процесса исполнения и отбывания уголовного наказания. Применение основных средств исправления осужденных и материально-техническая база их применения - производные, специальные, субъективные факторы, влияющие на эффективность правовых норм. По мнению П.Г. Пономарева, - это, по сути дела, две неразрывные составные части, обусловливающие результативность ресоциализации осужденных.

Исправительное воздействие на осужденных к лишению свободы опирается главным образом на правовые запреты и ограничения, которые являются составной частью воспитательной системы исправительных учреждений. М.П. Стурова под воспитательной системой этих учреждений понимает прямые и опосредованные воспитательные отношения и связи элементов, ее составляющих, которые образуют целостность, включающую как духовную, так и предметно-практическую деятельность ее объекта (воспитуемых) и субъекта (воспитателей, ру-ководителей) . По мнению А.В. Шамиса, М.П. Стурова, понятие воспитательной системы соотносит с понятием «исправительно-трудовая система», ограничивая последнюю рамками социально-педагогических по своей сути исправительных учреждений. Такой подход позволяет ей все элементы, закономерности и принципы функционирования этой системы рассматривать с позиций педагогической науки, т.е. выделять в комплексном исследовании ее педагогический аспект.

М.П. Стурова считает, что последовательное изменение воспитательной системы ИТУ как сложного социально-педагогического явления представляет собой длящийся во времени воспитательный социально-педагогический процесс, различные состояния которого в соответствии с поставленной целью позволяют судить о результатах функционирования системы. При этом, чем выше педагогический потенциал системы в целом и основных ее средств, тем больше вероятности того, что осужденный приобретет умение сопротивляться негативным проявлениям социальной среды как в местах лишения свободы, так и после освобождения.

Попытки преобразования исправительной системы путем изменения отдельных норм права, изменяющих условия отбывания наказания, не приводят к принципиальным изменениям, в своей основе она остается неизменной. Такое положение А.В. Пищелко объясняет тем, что до настоящего времени не разработана Концепция ресоциализации личности осужденного. Кроме того, на основе проведенного теоретико-методологического исследования этой важнейшей для исправительной педагогики проблемы А.В. Пищелко делает вывод о необходимости построения целостной социально-педагогической системы исполнения уголовного наказания1. Такой подход заслуживает внимания и поддержки. Воспитательная деятельность исправительных учреждений уже много лет характеризуется как несовершенная. Поэтому нужны в первую очередь кардинальные меры государства по созданию надлежащих экономических и социальных условий и, конечно же, введение в структуру уголовно-исполнительной системы социально-педагогической, медико-психологической служб, рекомендации которых по проблеме ресоциализации осужденных были бы обязательными для администрации ИУ.

Нормы уголовно-исполнительного права России должны быть обусловлены как правовой, так и психолого-педагогической необходимостью. Регулируя карательное воздействие, они должны содержать и воспитательную направленность, а поэтому должны быть обоснованы с точки зрения педагогики и психологии".

Воспитательная деятельность в современных условиях фактически отождествляется с мерами воздействия администрации на осужденных в целях их исправления. Организационно она проводится в соответствии с нормами права и органично сливается с правовой работой. Понятие «правовая работа» стоит в одном ряду с такими терминами, как «правовое поведение», «правовая деятельность», «юридическая практика», «юридический процесс», «правовая активность», но не сводится к одному из них. Понятие «правовая работа» более широкое из всех перечисленных явлений правовой деятельности".

Понятие правового стимулирования и правового ограничения осужденных к лишению свободы

На протяжении многих поколений философы, правоведы, педагоги, психологи настойчиво стремятся понять и объяснить преступность и особенности личности преступника. Очевидно, это вечная проблема, как сама жизнь, и до сих пор не найдены ответы на вопросы: почему в России из 146 млн жителей около одного миллиона осуждены к лишению свободы и находятся в изоляции от общества, почему преступность имеет тенденцию к росту, а криминальная субкультура подчиняет своему влиянию значительную часть общества, особенно молодежь, и буквально втягивает эту группу населения в орбиту преступного образа жизни? При этом, как уже отмечалось, жизнь подтверждает, что оказывать противодействие преступности как явлению, бороться с ней только карательными мерами уголовного наказания бесперспективно.

В связи с этим при исследовании поставленных вопросов необходимо иметь в поле зрения, по крайней мере, три важнейших фактора: во-первых, социально справедливую уголовную политику государства, отвечающую требованиям времени и интересам всего общества; во-вторых, безусловную гарантию претворения в жизнь конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19 Конституции РФ), получившую специфическое преломление в нормах уголовного закона как принцип равенства перед законом (ст. 4 УК РФ). Это означает, что никто не должен иметь привилегий перед уголовным законом; в-третьих, морально-нравственное, психофизиологическое, духовное и физическое здоровье общества, его материальное благосостояние и, в конечном счете, особенность русского менталитета.

В ракурсе названных факторов рассмотрим некоторые аспекты влияния правовых стимулирующих средств на исправление осужденных к лишению свободы.

Впервые о наградах как средствах предупреждения преступлений упоминается в работе Ч. Беккариа «О преступлениях и наказаниях», вышедшей в 1764 г.1 Отечественными и зарубежными учеными уже многие годы ставятся вопросы о разработке и принятии таких законов, которые предусматривали бы, с одной стороны, поощрение за послушное поведение, а с другой - наказание за социальные отклонения непослушным.

Так, известный английский ученый в области философии, права и морали И. Бентам писал: «Главный закон может быть подкреплен двумя вспомогательными законами, кои по свойству своему один другому противны: законом, полагающим наказание в случае непокоримости, и законом, полагающим награду в случае повиновения»".

В разработку теории о наградах и наказании внесли свой вклад и отечественные ученые, философы, публицисты1. Идея поощрения наряду с наказанием стала реализовываться в начале XIX в. первоначально в гражданском праве. А уже в середине XIX - начале XX в. некоторые элементы указанной теории были включены и в уголовное право: первоначально - в англо-американское (в форме прогрессивной системы отбывания лишения свободы), а затем - в российское (в форме условно-досрочного освобождения) .

Важнейшая задача пенитенциарной системы - исправление человека, нарушившего правовые запреты, подготовка его к зжонопослушной жизни. Однако подход в ее решении во многом зависит от сощіально-зкономических и политических условий жизни в обществе, от его целей и возможностей. Смена приоритетов в нашем государстве, переоценка ценносгей заставили искать нетрадиционные пути решения этой проблемы. Среди mix все чаще выделяют меры стимулирования, в том числе и правового.

Проблемы правового стимулирования уже привлекали внимание как представителей науки общей теории права, так и исследователей отраслевых юридических наук. Под различным углом зрения поощрительные институты рассматривали Г.А. Аванесов, С.С. Алексеев, В.М. Баранов, Н.Э. Звечаровский, А.Ф. Зелинский, А.И. Зубков,

В.Н, Кудрявцев, А.В. Малько, М.П, Мслентьев, А.С. Михлин, Н.А. Стручков, А.Ф. Сизый, Р.Ф. Сундуров, О.В. Филимонов и др. Однако многие аспекты правового стимулирования исправления осужденных к лишению свободы в современных условиях остаются недостаточно исследованными.

Прав А.И. Зубков, полагая, что стимулирование осужденных представляет собой самостоятельную и сложную проблему, требующую глубокого изучения представителями различных отраслей знаний.

Объясняется это тем, что понятие «стимулирование» имеет довольно широкое распространение и многоаспектное толкование. Например, «стимулировать» означает: «подстрекать», «возбуждать»", «дать стимул к чему-нибудь, заинтересовать в чем-нибудь»" . «Стимул» (лат. stimulus) означает: «остроконечная палка, которой погоняли животных, стрекало -- побуждение к действию, побудительная причина, заинтересованность в совершении чего-нибудь, толчок, поощрение» .

Термин «стимулирование» в правовых исследованиях многозначен, однако при всех смысловых оттенках понятие стимулирования употребляется в значении способности права положительно влиять на поведение и деятельность человека.

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА I . ЦЕЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ 6

ГЛАВА I I . ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ 16

2.1 Предмет и задачи исправительной психологии 16

2.2 Психологические аспекты проблемы наказания и исправления осужденных 18

2.3 Психология личности, отбывающей наказание 23

2.4 Психологические основы ресоциализирующей деятельности исправительных учреждений 28

ГЛАВА III. ОПТИМАЛЬНЫЕ СРОКИ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ОСУЖДЕННЫХ И ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЖИЗНЕННОГО ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ И СМЕРТНОЙ КАЗНИ 33

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 60

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы российское законодательство в сфере исполнения уголовных наказаний претерпело значительные изменения, в определенной мере учитывающие международные правовые стандарты. Однако, как показывает практика, кардинальных сдвигов в обеспечении прав осужденных и сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее - УИС) не произошло. Многие положения, отражающие права лиц, содержащихся в воспитательных колониях (ВК), носят отчасти декларативный характер, механизм их реализации не отработан и сложен в применении.

В то же время реальное лишение свободы на определенный срок назначено в 2004 г. в 32,4 % всех приговоров, а несовершеннолетние составили 12,2 % от общего числа осужденных. Количество несовершеннолетних, осужденных к лишению свободы, остается в целом стабильно высоким и составляет 14732 человека.

Несоблюдение прав несовершеннолетних и отсутствие в ряде случаев возможности их реализации не позволяют достичь цели уголовно-исполнительного законодательства, не удерживают бывших осужденных от совершения новых преступлений. Лица, отбывшие лишение свободы в воспитательных колониях, возвращаясь в общество, распространяют и пропагандируют криминальные традиции и обычаи среди сверстников и лиц более молодого, чем у них, возраста, что поддерживает криминогенный потенциал общества. За последние годы число выявленных подростков 14-15 лет, совершивших преступления, практически не изменилось, и их доля среди всех несовершеннолетних преступников колебалась незначительно от 27,7 % в 2000 г. до 30,3 % в 2004 г.

Немаловажным фактором, воздействующим на состояние пенитенциарной системы, является гуманизация и демократизация процесса исполнения уголовных наказаний, приведение его в соответствие с международными стандартами.

Но корректировка карательной политики должна осуществляться в рамках правового поля, установленного и реализуемого в соответствии с Конституцией РФ. Без формирования понимания механизма защиты прав и свобод личности, системного подхода к решению данной проблемы строить политику защиты прав и интересов личности, законности и правопорядка на должном уровне невозможно.

Устранению негативных явлений в воспитательной колонии способствует реализация прав и законных интересов несовершеннолетних осужденных. В их основе заложены права человека, гарантированные международным сообществом в ряде конвенций и договоров.

Сложность и недостаточная теоретическая разработанность содержания и реализации прав несовершеннолетних, лишенных свободы, разумное соотношение обязанностей и запретов с областью действия рассматриваемых прав, учет международных правовых стандартов в этой сфере предопределили выбор темы диссертационного исследования. Вместе с тем известно, что одной из наиболее сложных юридических проблем, стоящих перед администрациями воспитательных колоний, является разумное и обоснованное сочетание запретов и дозволений, позволяющее обеспечить эффективное исправительное воздействие к осужденным, а также их социализацию и ресоциализацию.

Результаты деятельности УИС, изменение российского законодательства с учетом требований и рекомендаций европейских стандартов и правил являются подтверждением выполнения взятых при вступлении Российской Федерации в Совет Европы обязательств, ратифицированных основополагающих международных конвенций в области прав человека в части исполнения уголовных наказаний. На это указывают выводы руководящей группы экспертов Совета Европы по реформированию УИС России и других международных организаций.

Однако, как показывает практика, провозгласить права человека недостаточно, важно их обеспечить, для чего необходимо разработать эффективный механизм защиты прав несовершеннолетних, в том числе путем введения должности уполномоченного по правам человека в ВК и пенитенциарного судьи в отношении несовершеннолетних. Данное предложение соответствует духу проводимой судебной реформы о создании ювенальных судов, специализирующихся на отправлении правосудия в отношении несовершеннолетних и применяющих нормы международного права по уголовным делам.

ГЛАВА I . ЦЕЛИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ НАКАЗАНИЙ

Проблема целей наказания является одной из самых дискуссионных в науке уголовного права. Как справедливо отмечается в литературе, "сколько будет существовать институт уголовного наказания, столько и будет правомерна постановка вопроса о целях его применения".

Вместе с тем нельзя не согласиться с мнением и о том, что “отсутствие единодушия по довольно старым, казавшимися давно решенными принципиальным вопросам (о целях наказания) - одна из серьезных помех дальнейшего успешного развития нашей уголовно-правовой науки”.

В настоящее время наиболее часто в научных трудах указываются следующие цели уголовного наказания: исправление (моральное и юридическое) преступника; кара; ресоциализация осужденного; предупреждение преступлений (общее и специальное) и другие, названные мной ранее. Помимо этого, в последнее время активно обсуждается цель восстановления социальной справедливости, которая, как известно, нашла отражение и в действующем российском уголовном законе. Указанные в УК РФ цели наказания (я опускаю вопрос целесообразности закрепления именно этих целей наказания) - восстановление социальной справедливости, исправление осужденного, предупреждение совершения новых преступлений (ст. 43 УК) применимы ко всем видам наказания (ст. 44 УК), за исключением случаев, когда назначается смертная казнь - в этом случае цель исправления исключается.

Вместе с тем каждый вид наказания обладает своей спецификой, в том числе это касается и целеполагания. На мой взгляд, применительно к конкретному виду наказания можно говорить о специфических целях или о подцелях каждого вида наказания. Однако в юридической литературе данным аспектам внимания практически не уделяется. Соответственно и в законодательстве назначение различных видов наказания никаким образом не обозначается.

В этой связи рассмотрим специфические цели (подцели) каждого из обозначенных в уголовном законе видов уголовного наказания. При этом следует заметить, что раскрываемые ниже специфические цели отдельных видов уголовного наказания носят подчиненный характер по отношению к целям уголовного наказания в целом; специфические цели детализируют намерения государства в случае применения той или иной меры государственного принуждения уголовно-правового характера и определяют, как правило, вполне конкретные утилитарные цели.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ст. 53 УК РФ). Данный вид наказания является новым для уголовного права России. Вместе с тем оно очень сходно с ранее применявшимся условным осуждением с привлечением осужденного к обязательному труду на стройках народного хозяйства.

Осужденные к ограничению свободы размещаются в общежитиях исправительных центров, где им предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они привлекаются к труду в организациях различных форм собственности. Местом работы осужденного могут быть предприятия и организации, расположенные в районе исправительного центра. Осужденные при этом обладают всеми трудовыми правами, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу.

Администрация предприятий и организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, обеспечивает привлечение к труду с учетом состояния здоровья и профессиональной подготовки, обеспечивает получение ими при необходимости начального профессионального образования или профессиональную подготовку и участвует в создании необходимых жилищно-бытовых условий. С осужденными к ограничению свободы администрацией исправительного центра, в котором работают осужденные, проводится воспитательная работа. Активное участие осужденных в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Не до конца отрегулированным в законодательстве остается вопрос об обязательности труда осужденных к ограничению свободы. Дело в том, что ни Уголовный кодекс РФ, ни Уголовно-исполнительный кодекс РФ не содержат соответствующие нормы. Однако некоторые положения уголовного и уголовно-исполнительного законодательства дают основание для вывода о том, что обязательность труда осужденных входит в содержание этого вида наказания. Об этом свидетельствует, в частности, то обстоятельство, что согласно ч. 1 ст. 53 УК РФ, ограничение свободы может быть применено лишь к лицам, достигшим на момент вынесения приговора восемнадцати лет. Часть пятая этой статьи запрещает назначать ограничение свободы лицам, признанным инвалидами первой и второй группы, женщинам, достигшим 55 лет и мужчинам, достигшим 60 лет.

Эти требования позволяют полагать, что ограничение свободы может применяться только к трудоспособным гражданам. Обоснованность же таких требований может быть объяснена обязательностью привлечения к труду осужденного к ограничению свободы как составной части данного вида уголовного наказания. Кроме того, такой вывод следует и из расположения ограничения свободы в системе уголовных наказаний (ст. 44 УК РФ), которые, как известно, располагаются от менее строгих к более строгим. Если, как было показано выше, исправительные работы являются более мягким видом наказания и предполагают обязательный труд осужденных, то следовательно, ограничение свободы как более строгий вид наказания тем более должно предусматривать обязательность труда осужденных.

Долгое время и по сегодняшний день высокий уровень преступности и рост криминала является одной из основных проблем Российской Федерации, вследствие чего становится явной проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы. Ведь большинство преступлений представляют собой рецидив.

Целью нашего исследования является изучение проблем социальной реабилитации заключенных после освобождения из мест лишения свободы, пути их решения, а также сравнительный анализ решения данной проблемы в зарубежных странах и в РФ. Для более глубокого изучения проблемы, мы посетили СИЗО-1 г. Красноярск, и изучили некоторые данные о заключенных, находящихся в данном ИЗ, в составе отряда хозяйственного обслуживания и отбывающих срок на общих условиях содержания. Было выявлено, что за последние 8 месяцев среди десяти освободившихся из данного ИЗ были повторно осуждены шестеро. Из чего можно сделать вывод, что среди бывших заключенных более половины совершили преступный рецидив в течение первых двух-четырех месяцев после освобождения, чему предшествовал целый ряд проблем, с которыми столкнулись бывшие заключенные после освобождения.

Одной из этих проблем является трудоустройство освободившегося. В основном это происходит из-за нежелания работодателя принимать на работу бывших осужденных, ввиду абсолютного недоверия к последним, а также высокой роли общественного убеждения в том, что бывшие заключенные остаются опасными для общества и после освобождения. Еще одной причиной нетрудоустройства осужденных, освободившихся из мест лишения свободы является низкий уровень образования, отсутствие у многих какой либо профессии, а также потеря интереса, отсутствие мотивации и желания для ее получения самим осужденным. К сожалению, для решения данной проблемы в нашей стране предпринимается очень мало мер, которые реально действовали бы на практике. Для сравнения, в Германии осужденных к освобождению готовят заранее, когда заключенный еще находится в стенах исправительного учреждения. С ними проводятся индивидуальные беседы и консультации, касающиеся в первую очередь приобретения профессии, поиска работы, жилья и средств на жизнь после освобождения. Помимо этого, существуют различные федеральные ведомства по труду, которые активно взаимодействуют с тюрьмами по всем вопросам профессионального обучения и трудоустройства осужденных. Работа этих ведомств регламентирована законом. Перед освобождением осужденного направляют к консультанту по труду, а затем к сотрудникам службы трудоустройства. Для быстрейшей социальной адаптации заключенному, уже на стадии подготовки к освобождению, делают много различных льгот, например таких как: краткосрочные увольнения из тюрьмы, недельный отпуск - для решения вопросов, связанных с подготовкой к освобождению. Чтобы решить эту проблему в нашей стране, мы предлагаем усовершенствовать и дополнить ряд законов и подзаконных актов о повсеместном получении профессионального, основного, а также базового образования; возможно закон о предоставлении льгот частным и государственным организациям, после согласия последних принять на работу освободившихся из исправительных учреждений в их организацию, а также предоставить официальное трудоустройство, желательно с дальнейшим карьерным ростом и помогать в ресоциализации. Государство, в свою очередь, должно стимулировать такие организации различными денежными выплатами, снижением налогов. Средства для этого на начальной стадии можно выделить из федерального бюджета, а в дальнейшем повсеместно организовать трудоустройство лиц, находящихся в исправительных учреждениях, для чего придется изменить большую часть ИУ, а также условия содержания осужденных в них.

Вторая проблема, с которой сталкивается лицо, освободившееся из мест лишения свободы, это отсутствие регистрации и постоянного места жительства. По закону за бывшими заключенными после освобождения должен осуществляться надзор, производимый полицейскими службами или местным участковым, но только по прибытии осужденного к месту жительства. Но, по официальным данным половина заключенных, находящихся в пенитенциарных учреждениях РФ попросту не имеют регистрации. Соответственно за данной категорией лиц, нарушивших закон, существенно осложняется административный надзор. Среди данной категории граждан особенно часто можно наблюдать преступный рецидив. Также можно отследить логическую цепочку возвращения заключенного, не имеющего постоянного места регистрации из мест лишения свободы обратно.

Возвращение заключенного, не имеющего постоянного места регистрации из мест лишения свободы обратно

1. Бывший заключенный освободился

2. Возникновение у освободившегося лица проблем с трудоустройством, в связи с отсутствием регистрации, других причин.

3. Возникновение физических потребностей, которые из-за отсутствия денежных средств и элементарных жилищных условий нет возможности удовлетворить, отсутствие социальных связей, общественной поддержки

4.Освободившийся уклоняется от административного надзора над ним

5. Освободившийся оказывается в окружении граждан, употребляющих алкоголь, наркотики и т.д.

6.Совершение нового преступления, преступный рецидив

7. Задержание ранее осужденного служащими правопорядка, возвращение его в пенитенциарное заведение

По приведенной выше схеме возвращение в ИУ происходит у большинства бывших заключенных, не имеющих регистрации. Также существует закономерность: чем дольше лицо, осужденное к лишению свободы, находится в ИУ, тем меньше у него становится социально полезных связей, а также происходит разрыв отношений с родственниками. Ко всему прочему, не редки случаи выписки, в том числе незаконной, осужденного из места постоянного проживания его родственниками.

Для решения и предотвращения этой проблемы необходимо ужесточить административный контроль над выпиской осужденных из мест их постоянной регистрации. Для лиц, не имевших постоянной прописи и до заключения, необходимо оказание помощи в получении таковой, а именно возможности предоставление жилой площади бывшим заключенным после освобождения в виде комнаты в общежитии или в коммунальной квартире. Для этого администрация исправительного заведения, из которого был освобожден заключенный, должна примерно за 3 месяца подать ходатайство в районную или областную жилищную комиссию по месту пребывания осужденного, о предоставлении последнему подобного рода места жительства. Помимо этого необходимо создавать и развивать различные фонды и центры, чья работа была бы направлена на оказание помощи лицам, освободившимся из мест лишения свободы в социальной адаптации. В настоящее время в России существует небольшое количество подобных центров. Но их деятельность направлена не только на ресоциализацию бывших заключенных, но и на просто граждан без определенного места жительства; людей, страдающих алкогольной и наркотической зависимостью, токсикоманией. Вследствие этого наблюдается переполнение таких центров. Необходимо также, чтобы центры ресоциализации для заключенных были государственными, а не принадлежали частным организациям. Также для решения данной проблемы можно использовать опыт в этой сфере других стран. В частности, в Украине специальные общественные и религиозные организации занимаются защитой прав осужденных и их духовным просвещением. Порядок же участия общественности в исправлении и ресоциализации осужденных, а также общественный контроль за соблюдением их прав закреплены в уголовно-исполнительном законодательстве. Также можно учитывать опыт в данном вопросе таких стран, как Япония и создать, к примеру, институт добровольцев службы защитного надзора с частичным возмещением им понесенных расходов; Южная Корея, где с 1983 года успешно функционирует Служба надзора за условно-досрочно освобожденными и Агентство гражданской реабилитации ; Нидерланды, где приоритет отдается организации пенитенциарным молодежным организациям, гуманному отношению ко всем заключенным, не зависимо от национальности, а также используется система домашних отпусков заключенным. Ко всему прочему нужно создать закон о социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, при помощи которого решались бы вышеперечисленные проблемы.

В ходе проведенного нами анализа о состоянии постпенитенциарной системы в России, было выявлено, что проблема ресоциализации лиц, освободившихся из мест лишения свободы, действительно существует и актуальна в наше время. Необходимо срочное ее решение и профилактика для предотвращения преступного рецидива и роста криминальных ситуаций в Российской Федерации, которая по этим показателям в данный момент занимает лидирующие позиции по отношению к другим странам.

Список литературы:

  1. Баренбойм П., Резник Г. Финансирование правовой реформы нуждается в уточнении приоритетов // Финансовые известия. 13.11.1997.
  2. Бойцова В.В., Бойцова Л.В. Уголовное и пенитенциарное право. Опыт Нидерландов и России // Прокурорская и следственная практика. 2000. N 3‑4. С. 171 - 173.
  3. Крайнова Н. Ресоциализация осужденных. Зарубежный опыт // Уголовно-исполнительное право. 2002. N 2. С. 84
  4. Россия в цифрах. 2011: Крат.стат.сб./Росстат- M., Р76 - 2011. - 581 с.
  5. Федеральный закон от 06.04.2011 N 64-ФЗ. Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Принят Государственной Думой 25 марта 2011 года.

Ресоциализация – это повторная (вторичная) социализация, происходящая в течение всей жизни индивида. Вторичная социализация осуществляется посредством изменения установок субъекта, его целей, правил, ценностей и норм. Ресоциализация бывает достаточно глубокой и приводящей к глобальным переменам в жизненном поведении.

Потребность во вторичной социализации может возникать вследствие длительной болезни или кардинального изменения культурной среды, смены местожительства. Ресоциализация – это своеобразный процесс реабилитации, с помощью которого зрелая личность восстанавливает прерванные ранее ею связи или укрепляет старые.

Ресоциализация личности

За гармоничную повторную социализацию вначале несет ответственность семья индивида, затем школа и учебные группы, потом различные организации социального предназначения. В роли профилактических структур выступают правоохранительные органы.

Ресоциализация означает трансформации, при которых зрелая личность перенимает поведение, которое разительно отличается от принятого ранее. Она происходит в течение всей жизни индивида и связана с видоизменениями его направленностей, моральностей и ценностей, норм и правил. Это своеобразная замена человеком некоторых образцов жизненного поведения, новыми навыками и умениями, которые соответствуют условиям, изменившимся вследствие технологических и социальных трансформаций. Модификация ценностей, которые стали неадекватными согласно новым предписанием общества, в котором он обитает. Так, например, все бывшие заключенные проходят данный процесс, который заключается во вживании индивида в существующую систему представлений и ценностей. Процесс ресоциализации проходят эмигранты, которые, в связи с переездом, попадают в абсолютно новую для них среду. Они проходят через отвыкание от привычных для них традиций, правил, ролей, норм и ценностей, что компенсируется за счет приобретения нового опыта.

Свойства личности индивидов, формирующиеся в процессе их жизнедеятельности, не являются бесспорными. Ресоциализация может охватывать множество видов деятельности. Своеобразной вторичной социализацией является и психотерапия. С ее помощью люди стараются понять и разобраться со своими проблемами, конфликтами, изменить обычное поведение.

Процесс ресоциализации происходит в различных сферах жизни и на разных ее этапах. Решением проблемы повторной социализации занимаются чиновники на государственном уровне, разрабатывается определенный комплекс мер. Выделяют такие понятия, как ресоциализация бездомных, социальная ресоциализация, ресоциализация инвалидов, подростков, бывших заключенных.

Ресоциализация бездомных – это комплекс мероприятий, которые направлены на устранение бездомности, обеспечение бесприютных жильем, организация соответствующих условий для осуществления ими прав и свобод человека (например, право на труд).

Социальная ресоциализация может быть связана с восстановлением ранее осужденных в их дееспособности и статусе, т.е. их возрождение в качестве субъектов социума. Основой такой повторной социализации является изменение отношения к ним общества на всех уровнях от чиновников и до семьи.

Ресоциализация инвалидов заключается в их подготовке к жизни в обществе, помощь в трансформации ранее обычных для них норм и правил поведения, активное их включение в жизнь социума.

Ресоциализация в психологии

В психологии процесс ресоциализации личности неразрывно связан с процессом десоциализации и может выступать его следствием.

Ресоциализация в психологии – это своеобразный «демонтаж» или разрушение, усвоенных ранее индивидом антиобщественных негативных установок и ценностей в процессе десоциализации или асоциализации, и приобщение индивиду новых позитивных ценностных установок, которые приняты в социуме и оцениваются им как положительные.

Люди более молодого возраста более подвержены процессам ресоциализации, чем более взрослые. Сутью процессов повторной социализации является восстановление и развитие у субъектов утраченных ранее полезных связей с обществом, ликвидация асоциальных ролей и закрепление позитивных примеров поведения, а также социальных ценностных установок.

Проблемы вторичной социализации связаны с исправлением правонарушителей, с включением в естественный процесс жизнедеятельности осужденных, длительно болевших лиц, наркоманов и алкоголиков, людей, переживших стрессы во время различных аварий и катастроф, боевых действий.

В процессе формирования и развития человек проходит некоторые жизненные циклы, которые неразрывно связаны с изменением социальных ролей. Например, поступление в институт, вступление в брак, рождение детей, выход на работу и др. В процессе перехода от одного жизненного цикла к другому человеку приходиться переобучаться. Такой процесс распадается на две стадии: десоциализацию и ресоциализацию. В первой стадии происходит потеря ранее привычных для индивида социальных ценностей, установок, норм из-за воздействия внешних условий. Она сопровождается обычно отходом от своих социальных групп или общества в целом. Далее наступает этап вторичной социализации, т.е. обучение уже новым установкам, ценностям, правилам. Данный процесс происходит в течение всей жизни индивида. Итак, эти две стадии являются сторонами одного процесса – социализации.

Итак, ресоциализация – это изменения ранее социализированной личности. В данном процессе наблюдается индивидуальный анализ и оценивание внешних условий социума, обстоятельств, событий, самовоспитание и др.

Так как процесс вторичной социализации идет на протяжении всей жизни, то можно утверждать, что начинается он с малых лет в семье. Однако такой процесс не будет слишком выражен в детском возрасте, так как у детей не происходит резких смен ролей. В большинстве случаев у детей процесс ресоциализации происходит довольно гармонично в тех случаях, если они не растут в неблагополучных семьях, родители не собираются разводиться.

Обычно повторная социализация совпадает с периодом приобретения образования и обуславливается уровнем образованности и подготовки педагогов, качеством применяемых методик для обучения, обстоятельствами, влияющими на процесс обучения. Основной направленностью ресоциализации является личностная интеллектуализация. Также она направлена и на выполнение ряда латентных функций, например, на выработку умений функционирования в обстоятельствах законной организации.

Ресоциализация в семье

Семья выступает важным условием процессов ресоциализации. Полноценная социализация детей должна брать свое начало с семьи. Семья должна помочь ребенку адекватно усвоить требования общества и их законы, развить и сформировать определенные коммуникационные навыки и умения взаимодействовать, которые будут соответствовать принятым нормам в конкретном социуме. Неблагополучные семьи характеризуются невозможностью привить навыки нормального поведения в семье, что, в свою очередь, ведет к неспособности детьми строить свою правильную модель семьи.

Кроме влияния семьи, на ребенка в процессе жизнедеятельности воздействуют и другие социальные институты, такие как детские сады, школы и улица. Однако семья остается самым важным фактором в процессе гармоничной ресоциализации личности. Повторная социализация в семье совершается в результате процесса воспитания и социального обучения.

От стиля и методов воспитания, которые используются родителями, непосредственно зависят процессы социализации, ресоциализации и десоциализации личности индивидов. Так, например, ребенок, воспитанный американскими родителями, будет разительно отличаться, от детей, воспитанных японскими родителями.

Основными факторами, влияющими на вторичную социализацию детей в семье, являются влияние родителей (их ожидания, личностные особенности, модели воспитания и др.), качества самих детей (когнитивные способности и личностные характеристики), отношения в семье, которые включают в себя отношения между супругами, отношения к детям, социальные и профессиональные контакты родителей. Применяемые дисциплинарные способы воспитания и его стиль отражают систему убеждений родителей и их личностные качества.

Важнейшим в процессах вторичной социализации ребенка в семье являются представления папы и мамы о его мотивациях и поведении, убеждения родителей и их социальная целенаправленность.

Основными причинами нарушения ресоциализации детей в семье являются постоянные нарушения родителями этики семейных взаимоотношений, недостаток доверия, заботы, внимания, уважения, защиты и поддержки. Однако самой важной и наиболее существенной причиной нарушений повторной социализации является несовместимость моральных качеств и нравственных установок родителей, несогласованность их мнений по поводу долга, чести, морали, обязанностей и т.д. Часто такая несогласованность может вступать в конфликт, если супруги имеют диаметрально противоположные взгляды на систему ценностей и моральные качества.

Немаловажным также в процессах ресоциализации личности является влияние старших братьев и сестер, бабушек и дедушек, друзей родителей.

Ресоциализация осужденных

Сегодня ресоциализация осужденных является приоритетной задачей, которая должна решаться на уровне государственных структур. Данный процесс заключается в целенаправленном возвращении заключенных к жизни в социуме и в приобретении ими нужных возможностей (способностей) и умений для жизни в обществе, соблюдая принятые нормы и законодательство. Ведь осужденный, не прошедший процесс ресоциализации, является опасным для общества. Поэтому, в идеале, деятельность исправительных учреждений, должна быть направлена на разрешение двух основных проблем: непосредственно исполнение наказания и ресоциализацию осужденного субъекта. Т.е. на формирование у осужденного набора качеств, которые необходимы для приспособительного поведения в социуме.

Проблему ресоциализации осужденных индивидов решает исправительная психология. Она направлена на изучение психологических стереотипов ресоциализации субъектов: возрождение нарушенных социальных свойств и качеств личности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме.

Исправительная психология изучает и решает такие задачи, как проблемы эффективности наказания, динамика изменения личности в процессе прохождения наказания, формирование поведенческих потенциалов в любых условиях тюрьмы, соответствие действующего законодательства целям и задачам исправительных учреждений и др.

Ресоциализация осужденных – это обязательное восстановление нарушенных качеств личности, социальной направленности, которые необходимы для полноценной жизнедеятельности в социуме. Связана она, прежде всего, с ценностной переориентацией осужденных, формированием механизмов позитивного социального целеполагания, обязательной отработкой у субъектов надежных стереотипов позитивного социального поведения.

Основной задачей ресоциализации осужденных является создание условий для формирования социально-приспособительного поведения индивида. Исправительная психология изучает особенности и закономерности вторичной ресоциализации личности осужденных, негативные и позитивные факторы обстоятельств изоляции, влияющие на индивида.

Основным препятствием к ресоциализации личности осужденного является барьер его этического, нравственного, морального самоанализа.

Осужденные лица – это люди изолированные от общества, которые находятся в условиях ограниченности общения, за счет чего у них значительно увеличивается тяга к восприятию живого человеческого общения. Поэтому отмечается благотворное влияние на личность преступника присутствие в местах прохождения наказания священнослужителя.

Основной целью наказания за правонарушение и заключения под стражу осужденных является их ресоциализация. Однако такую цель не воспринимают сами осужденные, ведь будущее его жизни лежит в наказании — в лишении свободы.

Анализируя нынешнее состояние исправительных учреждений и правовое регулирование можно сделать вывод, что исправительные учреждения не выполняют свою основную цель – ресоциализацию. В лучшем случае они выполняют задачу выхода осужденных физиологически и психологически здоровыми для того, чтобы как-то просуществовать в дальнейшем, не причиняя зла окружающим. Зачастую, лица, находившиеся в тюремном заключении, выходят на свободу не ресоциолизированными, что толкает их на совершение повторного правонарушения. Так как они уже адаптированы к жизни в заключении, а к нормам, принятым на свободе (в социуме) они привыкнуть не могут.

Итак, ресоциализация освобожденных лиц должна заключаться в адаптации на воле к принятым ценностным и моральным установкам в социуме, в возвращении в так называемое нормальное общество. Именно в этом и лежит суть исправительных учреждений. Основными направлениями их деятельности должны быть:

  • диагностика особенностей личности каждого заключенного;
  • выявление определенных аномалий социализации и саморегуляции;
  • выработка долгосрочной индивидуальной программы коррекции личностных качеств осужденных;
  • обязательная реализация мероприятий по релаксации акцентуаций личности, ;
  • восстановление разрушенных социальных связей;
  • формирование позитивной сферы целеполагания;
  • восстановление положительных социальных ценностных ориентиров; гуманитаризация;
  • использование методик поощрения социально-приспособительного поведения.

Ресоциализация детей

Процесс социализации характеризуется бесконечностью, а большей интенсивностью данный процесс обладает в детстве и юности. Тогда как процесс вторичной ресоциализации большей интенсивностью начинает обладать в старшем возрасте.

Существуют определенные различия между процессами ресоциализации в детстве и в более взрослом возрасте. Во-первых – вторичная социализация взрослых людей заключается в изменении их внешнего проявления поведения, вторичная детская социализация лежит в корректировке ценностных ориентиров. Во-вторых – взрослые люди могут дать оценку нормам, дети же могут только усвоить их. Взрослый возраст характеризуется пониманием, что кроме белого и черного есть еще множество оттенков. Дети же должны усваивать то, что им говорят родители, учителя и другие. Они должны повиноваться старшим и беспрекословно выполнять их требования и установленные правила. Тогда как взрослые индивиды будут приспосабливаться к требованиям начальства и различных социальных ролей.

Ресоциализация подростков заключается в организованном педагогическом и социальном процессе возрождения у них социального статуса, несформированных или утраченных ранее социальных умений, навыков, ценностных и моральных ориентаций, опыта общения, поведения, взаимодействия и жизнедеятельности.

Процесс вторичной социализации у подростков происходит, основываясь на повторной адаптации и возрождении приспособительного потенциала детей к уже существующим правилам, нормам, конкретным социальным обстоятельствам и условиям. Дети, находящиеся в процессе ресоциализации остро нуждаются в участии, внимании, оказании помощи, поддержки со стороны значимых для него людей и взрослых, которые являются их близким окружением.

Ресоциализация подростков По Э.Гидденсу – это определенный вид изменений личности, при которых достаточно зрелый ребенок перенимает образ поведения, который отличается от прежнего. Крайним проявлением ее может быть своеобразное преображение, когда индивид полностью переключился с одного «мира» на другой.

Важным в процессах вторичной социализации детей является воспитание в учебных заведениях. Процесс повторной социализации в них должен строиться, главным образом, учитывая индивидуальность подростков, обстоятельства их воспитания, которые содействовали формированию у них ценностных ориентиров и возможных асоциальных проявлений. Важнейшим принципом в процессах ресоциализации подростков является опора на их позитивные качества.

Также, существенным в профилактической и воспитательной деятельности является вырабатывание будущих жизненно-важных принципов, стремлений, которые, прежде всего, связаны с его профессиональным ориентированием, с предпочтением и освоением будущей специальности. Неприспособленные (дезадаптированные) подростки, в дальнейшем, характеризуются не только анормальным (плохим) поведением, но и неуспеваемостью по всем школьным предметам. Такие дети склоны к разочарованиям, неуверенности в своих силах. Они не видят себя в дальнейшем будущем и как бы «живут одним днем», сиюминутными желаниями, удовольствиями и развлечениями. Это в дальнейшем может привести к серьезным предпосылкам для десоциализации и криминализации личности несовершеннолетнего подростка.

Процессы ресоциализации подростков должны включать в себя восстановительную функцию, т.е. восстановление позитивных связей и качеств, компенсирующую функцию, которая заключается в формировании у детей стремлений к компенсированию недостатков другими видами деятельности, их усилению (например, в той области, которой увлекается), стимулирующую функцию, которая должна быть направлена на усиление и активизацию позитивной полезной общественной деятельности учеников, осуществляемая посредством одобрения или осуждения, т.е. неравнодушное эмоциональное отношение к личности детей и их поступкам.

Конечной целью ресоциализации является достижение такого уровня и качества культурности личности, которое нужно для бесконфликтной и полноценной жизнедеятельности в социуме.

Понятие «социализация» состоит из множества различных структур, на основе которых построен процесс интеграции в социум. Задача социализации, привить каждой личности те ценности и нормы поведения, что одобрены обществом . Существует несколько понятий, которые полностью противоположны социализации. Название этих явлений сформированы при помощи присоединения приставок. К этим явлениям относятся «ресоциализация» и «десоциализация». В данной статье мы предлагаем поговорить о том, что такое ресоциализация и в чем она проявляется.

Социализация (лат. socialis - общественный) – это сложный процесс включения человека в социальную практику

Термин «десоциализация» используется для описания явления, которое заключается в присвоении личности антиобщественных норм и ценностей. Этот процесс является первопричиной антисоциального поведения и приобретения негативных установок в поведенческой модели. Десоциализация является одним из факторов, способствующих дестабилизации, на основе которых происходит деформация связи с обществом.

Разбирая, что такое десоциализация, следует сказать о том, что данный процесс подразумевает частичную или полную потерю социальных навыков. Подобные проблемы отражаются на ведении жизнедеятельности и процессе самореализации личности. В такой ситуации, человеку присваивается «ярлык» изгоя. По мнению специалистов, причина формирования десоциализации связана с влиянием стрессовых факторов и проблем, возникающих во время первоначального погружения в социум . Важно обратить внимание на то, что десоциализация имеет многоуровневую структуру.

Частичная десоциализация возникает на фоне длительной изоляции от общества. Чаще всего, это явление наблюдается у людей, вышедших из длительного отпуска или больничного. Потеря прямого контакта с окружающими людьми изменяет жизненный ритм и делает человека более склонным к одиночеству. Подобный эффект наблюдается у людей, имеющих интернет зависимость, который проявляется в виде злоупотребления компьютерными играми и социальными сетями. Люди с этим видом зависимости часто заменяют реальную жизнь на виртуальное пространство.

Психологи отмечают, что в данном случае, процесс десоциализации не оказывает сильного влияния на состояние психики, что говорит о возможности коррекции. Изменение образа жизни и смена приоритетов позволяют запустить процесс ресоциализации. Данное явление следует воспринимать как самостоятельное воспитание в собственной личности тех качеств, что представляют собой первостепенные ценности для современного общества. Вышеупомянутые события являются неотъемлемой частью становления человеческой личности. Во время процесса взросления, человек изменяет свое мировоззрение, что оказывает определенное влияние на его стимулы и саму жизнь.


Десоциализация есть результат добровольного отказа от старых ценностей

Тяжелая форма десоциализации наблюдается у детей, воспитанных в неблагополучных семьях. Неправильный подход к воспитательному процессу, также может оказать негативное влияние на становление личности. Потворство родителей и жажда создать барьер от трудностей жизни, значительно увеличивает риск возникновения различных проблем во время погружения в социум. Личность, взращенная в тепличных условиях, плохо усваивает нормы социальных групп, окружающих индивида. На этом фоне наблюдаются различные проблемы, связанные с выполнением простейших действий, среди которых следует выделить построение коммуникативных связей.

Ресоциализация подростков сложный процесс, успех которого зависит от множества различных факторов.

Принадлежность к преступным группам или субкультурам, может привить ложные ценности, которые прямо противоположны нормам культурного общества. Подобные обстоятельства могут стать неблагоприятной почвой для личностного развития.

Нарушения в сфере социализации могут быть вызваны такими факторами, как:

  • потеря близкого родственника;
  • потеря рабочего места;
  • личностные и психические расстройства;
  • террористические акты.

Стрессовые факторы могут оказать сильное влияние на человеческую личность, что может привести к изменению в образе жизни. Под влиянием стресса человек может сильно сузить свой круг общения, изолироваться от общества и потерять навыки построения коммуникативных связей.

Существуют добровольные виды отказа от общественных норм и ценностей. Одним из примеров добровольной десоциализации является уход в монастырь. Важно отметить, что отказ от общепринятых правил в пользу духовного обогащения позволяет человеческой личности постоянно самосовершенствоваться. Уникальность этого примера заключается в одновременном течении процессов десоциализации и ресоциализации.

Как действует процесс десоциализации

Многих исследователей в области психологии интересует вопрос, о причинах выбора антисоциального поведения. По мнению специалистов, выбор антиобщественной модели осуществляется неосознанно. Многие дети, перенимая манеру поведения окружающих, не задумываются о её направлении. Важно отметить, что получение одобрения от представителей отрицательного социального микроклимата, ведет к увеличению проявления антисоциальности. В сознании многих подростков создается четкая установка, что подобное поведение присуще каждому взрослому.

Соцконтроль позволяет предупредить подобное неблагоприятное развитие. В том случае, когда подросток встал на путь исправления, очень важно, чтобы он ощущал поддержку и внимание к его трудностям. Следует понимать, что в неблагополучной среде такие ценности, как доброта и трудолюбие отодвигаются на задний план.

Что такое десоциализация личности и почему этот вопрос имеет особую важность? По мнению психологов, данный процесс имеет стихийное течение. Довольно часто, преступные элементы преднамеренно вызывают десоциализацию у подростков для того, чтобы вовлечь их в криминальную деятельность. Данный процесс основывается на методике поощрения и наказания.


Под ресоциализацией понимается изменение ранее социализированного человека, отказ от прежних установок, представлений

Личность, идущая по антиобщественному пути, нуждается в строгом контроле, направленном на ресоциализацию. В качестве контролирующего органа могут выступить различные муниципальные службы. Термин «ресоциализация» используется для обозначения процесса изменения манеры поведения, которая ровно противоположна прежней. В конкретном примере, приставка «ре-» используется для обозначения демонтажа отрицательных норм и правил, что использовались ранее индивидуумом. На протяжении всего процесса ресоциализации человек занимается самосовершенствованием и открывает в себе те качества, что вызывают одобрение общественности.

Использование термина

Термин «ресоциализация» широко используется в различных сферах человеческой деятельности, включая социальную психологию, социологию, педагогику и юриспруденцию. Это понятие тесно взаимосвязано с мерами, что используются в обществе по отношению к людям, ведущим преступный образ жизни.

Педагогика использует ресоциализацию как инструмент, при помощи которых, человеку прививаются новые жизненные ценности, что смогут заменить усвоенные ранее. Направленность этого процесса осуществляется в отношении людей, чья модель поведения значительно отличается от общепринятых правил. Главная цель подобного инструмента, восстановить утраченный статус и изменить негативные установки . Для того чтобы достичь необходимого результата, исправляемая личность должна быть погружена в благополучную среду.

Ресоциализация осужденных - это термин, что широко используется в юриспруденции. Чаще всего данное понятие применяется во время решения вопросов, связанных с уголовно-исполнительной политикой. Этот инструмент используется лишь в отношении молодежи, поскольку представители этой возрастной группы более подвержены ресоциализации. В этом примере, ресоциализация является не самим процессом прививания общепринятых норм и правил, а конечным результатом.


Социализация проходит этапы, совпадающие с так называемыми жизненными циклами

Кто отвечает за ресоциализацию

Ресоциализация представляет собой ряд мер социального контроля, который направлен на исправление личности с антиобщественной манерой поведения. Подобный контроль осуществляется учебными и воинскими коллективами, школами, институтами и публичными организациями. Особую власть в этом вопросе имеют представители правоохранительных органов, которые выступают в качестве профилактических структур. Важно отметить, что в большинстве случаев, ресоциализация подразумевает отсутствие мер, лишающих свободы. Однако, в случае совершения преступных действий в отношении личности могут быть приняты различные санкции.

В некоторых случаях, нарушение общепринятых норм и правил, может стать причиной длительного лишения свободы. Учитывая вышеупомянутые факторы, можно сказать о том, что ресоциализация является важным инструментом, который позволяет вернуть личности былые социальные навыки. На протяжении всего этого процесса используются различные методы, которые помогают уничтожить асоциальные манеры поведения и закрепить положительные установки. В качестве контролирующих органов, осуществляющих ресоциализацию, могут выступить следующие организации:

  • воспитательно-трудовые тюрьмы для несовершеннолетних преступников;
  • исправительно-трудовые учреждения;
  • центры реабилитации наркозависимых и алкоголиков.

Задача подобных учреждений заключается в исправлении людей, вставших на неправильный жизненный путь.

Актуальность вопроса

Тема ресоциализации тесно взаимосвязана не только с уголовно наказуемыми действиями. Подобный процесс осуществляется и в отношении людей из других категорий. Важная роль в развитии современного общества отведена процессу ресоциализации людей с зависимостью, личностными расстройствами и психическими заболеваниями, а также в отношении лиц, находящихся в тяжелом стрессе из-за природных катаклизмов, террористических актов или дорожно-транспортных происшествий.


Десоциализация и ресоциализация – две стороны одного процесса: взрослой, или продолженной, социализации

Люди, входящие в вышеупомянутые категории, нуждаются не только в социальной поддержке. Важной составляющей в процессе ресоциализации является психотерапия, аутотренинги и психотерапевтическая коррекция. Для того чтобы ускорить адаптацию в социуме, следует устранить эмоциональное напряжение.

Яркие примеры ресоциализации демонстрируют такие муниципальные службы, как Церковь, «Армия спасения» и благотворительные общественные организации. Однако подобные муниципальные службы действуют лишь в зарубежных странах. На территории Российской Федерации, социальной реабилитацией занимаются специализированные центры. На сегодняшний день, вопрос развития подобных центров имеет высокую актуальность, поскольку процент людей, нуждающихся в помощи, с каждым годом лишь увеличивается. Каждый человек на протяжении всей своей жизни сталкивается с необходимостью социальной адаптации . Для того чтобы достигнуть необходимого результата в этом процессе, очень важно снять психологическое напряжение и устранить внутренние конфликты.

Заключение

Биография каждого человека основывается на определенных актуальных циклах, что разделены принципиальными вехами. Во время смены цикла, наблюдаются изменения социального плана, что выражается в виде приобретения нового статуса. Во время смены цикла, человек изменяет свой образ жизни, круг общения и мировоззрение. Таким образом, осуществляется переход на новую ступень саморазвития. Вышеописанный процесс является неотъемлемой составляющей развития человеческой личности.

Процесс личностного развития состоит из двух важных составляющих. Отказ от привычных норм и ценностей, а также исполнение привычной роли - называется десоциализацией. Второй составляющей личностного развития является ресоциализация, которая подразумевает обучение новым правилам и усвоение норм, характерных для приобретенного статуса. Постоянное личностное развитие способствует изменению в образе жизни, что напрямую отражается на процессе человеческой жизнедеятельности.