Резьба по дереву - достаточно сложный вид декоративно-прикладного искусства. Для освоения дела мастерам требуется постоянная практика, хороший инструментарий, а также творческий подход. Однако конечный результат работы резчика зависит не только от этих факторов. Важную роль также играет качество материала, используемого для обработки. Какое дерево используют для резьбы по дереву мастера, как его подготовить? Ответы на эти и другие вопросы представлены ниже.

Важность качества материала

Далеко не каждая древесина подходит для резного искусства. Поскольку материалы обладают разными свойствами: влажностью, прочностью, мягкостью, гибкостью и т. д. Поэтому от выбора конкретного варианта зависят:

  • простота и быстрота обработки заготовок;
  • визуальная привлекательность изделия;
  • возможность выполнения мелких и сложных орнаментов;
  • долговечность изделия (статуэтки, мебели и т. д.).

Какое дерево выбрать при всём многообразии пород? Подбор конкретного материала во многом определяется техникой, в которой работает мастер.

Популярные породы

Ручная резьба может осуществляться на заготовках различной древесины. Однако существует несколько наиболее популярных пород, которым отдаются предпочтения. В их числе:

  1. Липа. Заготовки из этой породы хорошо поддаются обработке резцами и стамесками. Сама древесина имеет тонковолокнистую структуру, благодаря чему мастера могут выполнять сложные и деликатные орнаменты. Ровный белый цвет липы - ещё одна причина, по которой резчики выбирают именно эту породу.
  2. Ольха. Какая древесина для резьбы по дереву используется, если мастеру необходим уникальный оттенок породы? Прежде всего, конечно же, ольха. Такая древесина меняет цвет: изначально заготовка белая, однако со временем обретает красноватый оттенок, а потом - светло-розовый.
  3. Берёза. Отличается лёгкостью обработки, поэтому её часто используют при рельефной и геометрической резьбе. Из-за невысоких показателей прочности берёзовые заготовки применяют при изготовлении картин, панно и прочих декоративных изделий.
  4. Дуб. Какое дерево нужно для резьбы, если мастер желает изготовить статуэтку или декоративную мебель? Дуб станет лучшим выбором. Для него характерна высокая прочность, долговечность, устойчивость к повреждениям. Именно поэтому из дуба изготавливают скамейки, стулья, кухонную утварь и т. д.

Какие деревья годятся для резьбы, помимо названных пород? Прежде всего, это клён. Его древесина по цвету схожа с берёзой, однако отличается привлекательной текстурой и твёрдостью. Клён сложнее обрабатывать резцами (маленькими стамескам, церазиками, клюкарзами и т. д.), поэтому на заготовках создают крупный орнамент и сравнительно простые узоры. Также в резном искусстве широко используют сосну, кедр, тис и пихту. Их необходимо лучше подготавливать перед работой, так как в породах содержится много смол.

Критерии качества

Как выбрать дерево для резьбы при условии, что материалы различаются по свойствам? При заготовке важно учитывать:

  1. Влажность. Этот показатель напрямую влияет на долговечность готового изделия. Избыточная влажность древесины грозит деформацией, растрескиванием, потерей привлекательного внешнего вида. Поэтому свежесрубленный материал не подходит для обработки. Если возникает необходимость создания рельефа и орнамента, мастера выбирают сухие заготовки с влажностью около 8%.
  2. Состояние. Какую древесину использовать категорически не рекомендуется? Ту, которая имеет сучки, наросты и иные дефекты. Такой материал тяжёл в обработке из-за перекрученных волокон. Они мешают мастеру передвигать инструмент в нужном направлении. Кроме того, на месте сучков быстрее образуются сколы и трещины, что приводит к поломке изделий.
  3. Вес. Чем тяжелее материал, тем выше его прочность. Поэтому мастера стараются не использовать древесину с большим весом при изготовлении панно, картин и прочих изделий, которым требуется деликатная обработка. Тяжесть также может указывать на высокую влажность.

Это основная информация о том, какое дерево лучше выбрать для дальнейшей резьбы. При подборе конкретной заготовки мастерам также рекомендуется всегда учитывать технику, в которой они собираются работать.

Особенности подготовки

Выбор древесины - это начальный этап. После того как мастер определился с породой, ему потребуется подготовить материал. Эта мера необходима для того, чтобы предупредить раннюю порчу изделия и деформацию. Как подготовить дерево для резьбы, какие методы существуют?

Основным способом считается сушка. Эта процедура помогает удалить лишнюю влагу, которая накапливается в дереве. Оптимально, если материал высушивают на свежем воздухе. При этом важно снизить влажность до уровня 15-20%. Сама процедура сушки может занять много времени - несколько месяцев, если заготовки имеют большие габариты.

Как только влажность достигает нужных показателей, древесину заносят в помещение (подальше от отопительных приборов). Это необходимо для того, чтобы дополнительно просушить волокна материала. Желательно, чтобы показатель влажности в заготовке не превышал 8-10%.

Как подготовить древесину для резьбы с помощью альтернативных способов? Мастера могут применить метод вываривания. Такой способ подходит для подготовки заготовок небольшого размера. Для этого их помещают в кипяток, вываривая на маленьком огне в течение нескольких часов. Подобная процедура помогает быстро и эффективно устранить внутриклеточную влагу в волокнах материала. После такой термообработки заготовки необходимо просушить в течение недели (в среднем).

Если вам неизвестно, какое дерево подходит по резьбе стамесками, как правильно подготовить материал, но при этом желаете стать владельцем оригинальных изделий, мастера компании «Русский Бондарь» помогут. Наши специалисты - эксперты по изготовлению уникальной резной мебели, сувениров, статуэток, которые смогут заказать ценители эксклюзива.

В этой статье рассмотрен вопрос, который обычно стоит перед начинающим резчиком: где взять и какую использовать древесину для резьбы? Хочется сразу сказать, что пойти и купить любую нужную заготовку в настоящее время по-прежнему невозможно. Тем не менее решение этого вопроса не является столь сложным, только беспокоиться о нем нужно заблаговременно. Как правило, самодеятельный резчик по дереву приобретает материал не тогда, когда он потребовался, а когда предоставилась такая возможность. Даже обычную древесину - ель, сосну , березу , бук - лучше запасать заранее, дать ей возможность высохнуть, проверить на растрескивание, коробление. Более надежное дерево старое, выдержанное, лишь бы в нем не было жучков-древоточцев. Источником для него могут быть детали разрушенных домов, выброшенная мебель, буковые планки паркетного пола и т. д. Спиленные или поваленные деревья нужной породы, в том числе и фруктовые, также объект внимания резчика.

Очень легко добываются небольшие заготовки - в многочисленных фирмах торгующих паркетом. Паркетная дощечка продаётся любых размеров и с очень хорошим выбором сортов древесины, в том числе и красного и черного дерева. Имеются, хотя и в меньшем количестве, фирмы, продающие отделочные доски из этих сортов древесины.

Кроме того существуют нетрадиционные источники приобретения заготовок для резьбы. Так например упаковка многих крупногабаритных товаров из южных стран сделана из красного дерева. Кухонные доски из красного дерева можно купить в хозяйственном магазине. Иногда можно приобрести или поменять материал у знакомых резчиков. Чертежные доски из липы, без сучков и достаточно однородные, продаются иногда в магазинах. Интересным источником ценных заготовок являются некоторые мебельные комбинаты, продающие обрезки древесины. Причем нередко эти обрезки представляют собой куски красного дерева (от комлевой части) в несколько десятков килограммов весом. Цены при этом весьма умеренные, поскольку продаётся эта древесина на дрова.

Такие запасы древесины приобретаются не сразу, но поскольку и работа по резьбе - процесс медленный, то нужная древесина практически всегда будет под рукой. На первых же порах начинающему резчику можно воспользоваться теми советами, которые приведены при описании первых поделок.

Отметим также, что нельзя указать на конкретный сорт древесины как самый лучший для начинающего резчика. Например бытующее мнение о том, что липа больше всего годится для резьбы, так как она «легко режется», не всегда верное. Легкость срезания древесины липы, ее мягкость являются отрицательными качествами для начинающего резчика: не имея практики в резьбе, он неосторожным движением может быстро испортить («поранить») поделку, чего нельзя сделать с твердой древесиной, хотя при резьбе ее физических усилий приходится прилагать больше. Липа требует особо острых инструментов именно из-за своей мягкости, иначе она не режется, а мнется (в некоторых местах), что также не хорошо для начинающего резчика. Липа подходит для резчика-профессионала, когда он, виртуозно владея ножом (например, богородские резчики), быстро и без больших усилий придает деревянной чурке контуры будущей поделки. Выбор сорта древесины для резчика так же важен, как и вопрос о материале вообще в прикладном искусстве (об этом будет подробнее сказано дальше): одним образом реализуется художественная форма в мраморе, по-другому - в граните и совершенно по-иному - в дереве. Такое же внимание надо уделять и отдельным сортам дерева: светлая и однотонная древесина подойдет, например, для скульптуры лица, портрета (темная однотонная древесина в этом случае менее выразительна): для тонкой ажурной резьбы также лучше иметь однотонную древесину; а ель или сосна, имеющие ярко выраженный полосатый рисунок древесины, т. е. текстуру древесины, могут быть использованы для поделок с крупными элементами рисунка или резьбе прорезной, где контуры вырезанных элементов являются определяющими в орнаменте. В некоторых сюжетах полосатая текстура хвойного дерева способствует выявлению сюжета или вносит в резьбу оригинальность. Подробнее об этом будет сказано в соответствующих разделах. Также мы учитываем при выборе древесины се твердость или мягкость, свилеватость или способность легко колоться, устойчивость к влаге или набухание и коробление от воды и т. д.- качества, которые в одних случаях будут положительными, в других - отрицательными.

Поэтому выбор сорта древесины, источник ее приобретения обдумываются одновременно с сюжетом резьбы и с технологией его выполнения. Удачно выбранный сорт древесины - это начало успеха в работе. Здесь нельзя применять поспешных решений, тем более что весь процесс резьбы может длиться неделями, иногда месяцами, а то и более года.

Начинающему резчику следует обратить внимание на то, что эстетическая ценность поделки, качество ее выполнения, находится в прямой зависимости и от выбора материала для резьбы, и от творческого замысла резчика, т. е. с первых шагов в работе указанные задачи взаимосвязаны. Проследим цепочку этой взаимосвязи.

Резчик будет более свободен в выборе материала, если владеет различными приемами техники и технологии в резьбе: может сращивать древесину в более крупный кусок с незаметными швами; может изготовить изделие сборным, монтировать из отдельных резных кусков одной и той же или различных пород древесины; может приготовить сам искусственную декоративную древесину для поделки; может использовать в резьбе (особенно в скульптуре лица) однородную формовочную массу на базе древесных опилок; может сочетать резьбу с облицовкой мозаичным набором из различных пород дерева: может тонировать древесину; может резать по сухой или сырой древесине. Это, в свою очередь, расковывает резчика в выборе темы, сюжета для резьбы или, как говорят, создаются в таком случае благоприятные условия для примата содержания, когда содержание определяет художественную форму, а не наоборот: цилиндрическая форма деревянной чурки диктует возможную художественную форму поделки, под которую, в свою очередь, подгоняется сюжет.

Вышесказанное заставляет более серьезно подходить к первой стадии работы самодеятельного мастера, которая предшествует непосредственно процессу резьбы,- к обдумыванию и вынашиванию замысла, сюжета и к пути его реализации. Именно на этой стадии и решается успех дела. Удачная реализация задуманной резьбовой поделки как раз и определяется хорошо продуманным до мелочей процессом работы от начала и до конца. Все это вносит в резьбу по дереву тот спортивный интерес, иногда азарт, заставляющий резчика выкраивать для работы каждый свободный час. И думать: «Что же, интересно, получится? Так ли, как я думал, как представляю?» Тот же интерес заставляет ломать голову над поиском решения какой-либо возникшей проблемы в резьбе, в монтаже, в композиции, которые требуют то конструкции нового инструмента, то какого-либо приспособления.

Неудачно выполненное деревянное резьбовое изделие уже не переделаешь. Все переделки и варианты должны быть продуманы предварительно (в замыслах, в рисунке, в пластилине), и для резьбы оставлен единственный, самый лучший вариант.

Чем больше опыт резчика, тем точнее совпадение замысла с полученным результатом. И этот уровень будет достигнут тем быстрее, чем серьезнее отношение резчика к своей поделке. Надо подходить к каждой своей работе, как к экзамену, где требуется раскрыть все свое умение, расценивать каждый объект художественной поделки как поле для приложения мастерства на самом высшем уровне своих способностей, считать, что именно эта поделка будет самой лучшей. И при выполнении последовательных операций в резьбе стараться также каждую последующую операцию сделать лучше предыдущей. Вот тогда будет и качество, и художественный уровень, а не размножение количества поделок. Вот тогда будет и рост художественного мастерства.

Резьбовое изделие, выполненное с любовью, когда в него вложено максимум терпения, поиска и труда, доставит впоследствии самому мастеру большое удовлетворение. Такая же реакция, как правило, бывает и у зрителя на соответствующие резные изделия. А если поделка выполнена наспех, поскорее, «чтобы закончить», из первой попавшейся древесины, то она может оказаться предметом разочарования и укором на долгие годы.

Итак, сорт древесины выбран, технология резьбы продумана, сюжет определен. Рассмотрим пригодность древесины с технической стороны, ее механические и физические свойства. В первую очередь она должна быть сухой, без сучков и, по возможности, без трещин. Хотя с трещинами на неответственных местах еще можно справиться, о чем будет сказано ниже, сучок же можно обыграть только вставкой вместо него какой-либо детали резьбы из того же куска дерева и с соблюдением такого же направления волокон древесины, как и в окружающем поле детали.

Заметим, что в некоторых случаях декора, решенных крупными полированными плоскостями, свилеватые переплетения слоев древесины вокруг сучков, дающие интересный рисунок, специально обыгрываются, даже выделяются. Иногда для этой цели используется и сам сучок. В некоторых случаях можно резать и из сырого (не высушенного) дерева, но тогда надо уметь ликвидировать отрицательные последствия высыхающей в процессе резьбы древесины. Умение работать с сырой древесиной позволяет выполнить такие технически сложные поделки (сырая древесина режется значительно легче сухой), какие из сухого дерева сделать вообще невозможно. Далее будет подробно рассказано и о сушке древесины, как обычной, в естественных условиях, так и ускоренной, когда сухой древесины в наличии нет, а условия не позволяют ждать ее выдержки.

Важно обратить внимание резчика на то, что существуют два вида влажности древесины: органическая, или внутриклеточная, и внешняя - дождевая. Органическая жидкость может быть удалена при естественной сушке только в течение нескольких лет, а внешняя - за несколько часов. Даже полностью набухшая от дождя доска высохнет в течение не более суток. Отметим в связи с этим, что древесина, спиленная зимой, обладает значительно меньшей органической влажностью; соответственно, она суше (иногда в 2 раза) и тверже весенней или летней. И конечно, наиболее благоприятна для резчика древесина сухостоя или валежника.

Для художественной поделки из дерева не всегда нужна ровная, без сучков древесина. Особенно для маркетри и для интарсии более интересна оригинальная текстура древесины, которая получается как раз вследствие заболевания или повреждения дерева, механических помех при его росте. Ниже мы познакомимся на конкретных породах с особенностями древесины, также подробно опишем свойства капов, здесь же отметим некоторые из них.

Свилеватая древесина, обладающая запутанным переплетением волокон, применяется резчиком и как прочная, не колкая (для киянок, черенков, топорища), и как декоративная, т. е. используются ее плоские срезы в виде шпона или облицовочных пластинок. Особенно красива текстура такой древесины в округлых наплывах (болонах) на стволах деревьев, которые так и называются свиль (или сувой, сувель). От свили можно отделить выпиливанием участки для изготовления изогнутых веточек, скобочек, полосок, хвостов животных в поделках, для тонких кривых деталей, где прямослойная древесина не годится. Для этой же цели можно использовать и завитки вокруг сучков, особенно старых, заросших, или вокруг прорости - омертвевшей древесины.

Из других особенностей и свойств древесины отметим следующие. Прочность и плотность древесины увеличивается от ядра (середины) к заболонной части. Также и влажность в середине ствола меньше, чем в заболони, а это значит, что доска, вырезанная из середины ствола, при высыхании не покоробится, но в средней части будет толще за счет разности в усыхании древесины. Отсюда же происходит, в частности, и коробление других досок - всегда с образованием выпуклости в сторону ядра ствола.

Из этих соображений сплачивание досок в один щит, даже если он снабжен поперечными планками, делается обычно с поочередным наложением лицевой и не лицевой сторон досок, чтобы свести к минимуму коробление щита. Лицевая, или правая, сторона та, которая ближе к внешней части ствола - к коре. Определить это можно, рассматривая доску с торца.

Пожалуй, умение определить лицевую сторону еще более важно для шпона (однослойной фанерки). Если повернуть лист шпона к свету так, чтобы лучи падали под острым углом и стали почти скользящими, то на лицевой стороне будут видны маленькие бугорки древесины, а на не лицевой, или левой,- продолговатые впадинки. Поэтому при фанеровке шпон наклеивается на основу не лицевой стороной, где впадинки способствуют затеканию и удержанию в них клея, а внешнюю, лицевую, сторону при этом удобнее обрабатывать: бугорки сошлифовать легче, чем всю поверхность сровнять со впадинками. В последнем случае «дефекты впадинок» проявляются часто при отделке поверхности лаком, что заставляет наносить значительно больше слоев лака, чтобы их убрать.

Маркетристу или резчику по дереву не всегда удается считаться с лицевой стороной шпона. Иногда одерживают верх и соображения о выразительности рисунка древесины, особенно, когда листы шпона берутся из одной пачки (кноля) и создается симметричный рисунок с расположением рядом двух одинаковых листов, но один правой, а другой левой стороной вверх. Тогда нужно хотя бы снять бугорки с правой стороны перевернутого листа шпона, чтобы они не мешали контактируемым поверхностям при склеивании.

В пачках покупного шпона лицевую сторону легко определить по бумажным полоскам (стяжкам), которыми склеены трещины: они наклеиваются всегда на лицевую сторону.

Обратим внимание читателя еще на некоторые данные о древесине и вытекающие отсюда выводы. При одном и том же весе деловая древесина сосны, например, стоит дороже, чем чугун или сталь. Несравнимо дороже благородная древесина. Дерево останется строительным материалом и в будущем, так как запасы металла и другие природные ресурсы исчезают безвозвратно, а дерево в среднем вырастает в течение десятков лет. Еще более любима древесина как отделочный материал, особенно в настоящее время. Она быстро вытесняет пластмассу, и здесь вопрос уже не только экологический. Здесь в первую очередь эстетика, а также гигиена, сохранение здоровья, удобства. После этого замечания можно более ясно представить значение в быту художественных поделок из древесины, тем более выполненных своими руками.

И уж коли мы стали рассматривать древесину с позиций экономических и социальных, то следует учесть, что стоимость древесины в изделии резчика по дереву будет занимать ничтожный процент по отношению к труду, вложенному в это изделие. Однако от качества древесины, ее внешнего вида (а если этого нет, зачем тогда делать из дерева?) Зависит очень многое, что определяется уже не «ничтожными процентами». Отсюда напрашивается ясный вывод: перед началом работы серьезнее подойти к выбору древесины, работать на самом лучшем материале, который доступен резчику в данный период.

Мастер по дереву должен владеть всеми приемами обращения с древесиной, использовать не только ее положительные свойства, но и брать на службу, казалось бы, отрицательные качества. Это упрощает работу, а результат получается лучше.

Рассмотрим свойства отдельных пород дерева и обратим внимание главным образом на те особенности, которые могут неожиданно повлиять на результат или процесс работы. Начнем с наиболее распространенных сортов древесины, но опишем также свойства и тех пород, которые поступают к нам как импорт или произрастают на юге страны, тем более, что сведения о них в литературе встречаются не часто. Практика показывает, что рано или поздно резчик использует и этот материал.

Резьба по дереву - это особый вид художественной обработки древесины, позволяющий превратить ничем не примечательную заготовку в великолепную картину или тончайшее деревянное кружево.

Этот народный промысел появился на Руси очень давно. Наши предки чтили деревья и использовали древесину не только как строительный материал и дрова для обогрева помещений, но и в качестве сырья для изготовления домашней утвари, создания украшений для внутреннего убранства домов, их отделки снаружи.

До появления на Руси христианства дома украшали деревянной резьбой с языческими сюжетами. Часто можно было встретить символ солнца, а также изображения животных и птиц. Позже сюжеты стали разнообразнее, а накопленный опыт позволил создавать более сложные и богатые резные украшения.

Сегодня условно выделяется целых пять типов резьбы по дереву:

  • сквозную резьбу, к которой относят работы, выполненные пропильным и прорезным способами, в том числе ажурную резьбу, имеющую рельефный орнамент;
  • глухую резьбу, включающую все разновидности плосковыемчатой и рельефной резьбы;
  • скульптурную резьбу;
  • домовую резьбу, которая является сочетанием всех перечисленных выше видов резьбы;
  • и даже резьбу бензопилой, чаще всего скульптурную, которая выполняется исключительно этим современным инструментом.

Каким бы видом резьбы по дереву не занимался мастер, первоначально он всегда тщательно выбирает и подготавливает древесину для работы. Только грамотно проделанные предварительные этапы - заготовка и сушка дерева - позволяют получить желаемые результаты и избавляют от проблем при работе.

Породы дерева, подходящие для резьбы


Опытные мастера знают, что для резных украшений, которые будут находиться на открытом воздухе, наилучшим образом подходит древесина хвойных пород.

Дело в том, что в ней содержится смола, естественным образом защищающая изделие от гниения. Именно поэтому для карнизов, оконных, дверных наличников и экстерьерных скульптур используют древесину ели, сосны, пихты, лиственницы, псевдотсуги, тисового дерева и кедра.

Конечно, несмотря на природную защиту, резные украшения из этих пород тоже нужно пропитывать олифой или красить, это многократно продлит срок их службы.

Для украшения домашней утвари, создания мебели, рам, картин, сувениров и поделок лучше использовать древесину лиственных пород, имеющих мелковолокнистую структуру. Идеальными вариантами являются липа, береза, дуб и фруктовые сорта. Единственным условием, делающим древесину этих деревьев непригодной для использования, является наличие большого количества сучков. Такой материал не годится для резьбы.

Подготовка древесины

Началом подготовительного этапа является срубка дерева, но нужно сразу настроиться на то, что должно пройти еще много времени пока из сваленного дерева получится задуманное украшение. Самый долговременный процесс этапа подготовки материала - сушка дерева. От качества проведения сушки зависит конечный результат всей работы: чем тщательнее она проведена, тем легче мастеру будет работать с заготовкой и тем красивее и долговечнее выйдет изделие.

Заготавливать древесину лучше всего в конце осени или зимой, в этот период в дереве наименьшее количество влаги, значит, материал высохнет быстрее. В старину отношение к дереву было особенно трепетное и бережное, поэтому к подготовке материала всегда подходили тщательно и без спешки. Предпочтение чаще всего отдавали естественной сушке, технология проведения которой не изменилась по сей день.


Для естественной сушки бревна укладывают в штабеля и накрывают навесом. В таком положении они остаются как минимум год. Материал, предназначенный специально для резьбы, распиливают на чурки до 1,5 метров и складывают в сухом помещении, где нет сквозняков. Чаще всего для таких нужд используют хорошо вентилируемое подсобное помещение. В нем заготовки хранятся год-полтора, за это время они, как правило, успевают просохнуть до требуемой влажности 8-10%.

Ничего не мешает современным мастерам сушить древесину естественным методом, кроме нетерпения и желания быстрее приступить к работе. Такие стремления способствовали разработке ускоренных методов сушки, таких как:

  • вываривание заготовок;
  • интенсивная сухая сушка.

Что лучше вываривать или сушить древесину?


Народные умельцы перед сушкой вываривают заготовку в кипятке на протяжении нескольких часов. При этом происходит растворение и удаление внутриклеточной влаги, после чего древесина сохнет быстрее. Практическими экспериментами было доказано, что вываривание в соленой воде или последующая натирка заготовки солью крупного помола еще сильнее ускоряет последующую сушку. В зависимости от вида древесины, заготовка может высохнуть за время от нескольких дней до двух недель.

Метод вываривания хорош также тем, что позволяет экспериментировать с цветом древесины. Например, добавление в воду коры ольхи позволяет придать заготовке кофейно-коричневый цвет.

Метод неплох, но имеет существенный недостаток - он не подходит для больших объемов материала. Если мастер хочет украсить весь дом, выварить древесину для такой масштабной работы будет непросто.

Небольшие заготовки можно сушить и на простой батарее центрального отопления, а летом - на солнце, предварительно завернув их в газетную бумагу и полиэтилен. Менять бумагу нужно раз в несколько дней до тех пор, пока она не престанет впитывать влагу, а на полиэтилене не будет образовывать конденсат.

Но если речь идет о большом количестве заготовок, для их сушки лучше всего применять современные инфракрасные кассеты. Они просты в применении, не требуют постоянного контроля мастера и экономичны в плане потребления электрической энергии.

Использовать инфракрасные сушилки можно и в помещении, и на улице. А по срокам сушки они лидируют среди всех вышеперечисленных методов.

Резьба по дереву – декоративное искусство, при помощи которого вы не только сможете скоротать длинные зимние вечера, когда большинству жителей загородных домов нечем заняться, кроме просмотра изрядно надоевшего телевизора, но и извлечь пользу, к весне смастерив отличные наличники для украшения окон или резные карнизы.

Ведь инструмент мастера способен превратить обычную неоструганную доску или неотесанное полено в настоящее произведение искусства. Однако, чтобы результат ваших трудов вас не разочаровал, одного умения мало. Нужно еще суметь правильно подобрать дерево для резьбы, так как не каждая порода пригодна для использования под художественную резьбу. Прежде всего, значение имеет плотность древесины, степень прямоты волокон, твердость, ну и конечно же, цвет. Вот о том, какое дерево подойдет для резьбы, мы и поговорим сегодня.



Наиболее часто при резьбе используются лиственные породы древесины: липа, ольха, осина и некоторые другие. Хвойные породы для этого слишком мягкие, хотя некоторые их виды все-таки иногда пускаются в дело. Если нужно получить особую текстуру изделия или цвет, который не могут дать лиственные породы. В этих случаях употребляют кедр, сосну, пихту, лиственницу и тис.

И все-таки наибольшей популярностью у резчиков по дереву пользуется липа. Несмотря на свою твердость, она очень хорошо поддается обработке при помощи резца, а характерная только для нее тонковолокнистая структура древесины позволяет при соответствующем уровне умения выполнять очень тонкий узор и сложный рисунок. Привлекает так же резчиков ровный белый цвет липовых заготовок.

Древесина осины имеет очень однородную структуру, но для художественной резьбы ее используют редко, так как ей характерен хоть и слабый, но очень стойкий к внешним воздействиям зеленоватый оттенок, способный испортить любое резное украшение. Поэтому чаще осину используют как материал для изготовления мелкой кухонной утвари – ложек, например, или деревянных мисок.

А вот ольха, в отличие от осины, для резьбы подойдет, да и к тому же она довольно охотно меняет свой цвет, причем резчику для этого не приходится даже применять каких-то усилий. Свежесрубленная ольха имеет ровный белый цвет, но, если ее оставить на открытом воздухе на совсем непродолжительное время, она сразу же покраснеет.

В дальнейшем древесина ольхи начнет терять насыщенность цвета. Это будет происходить до тех пор, пока заготовка не станет бледно розовой. Благодаря этому необычному свойству ольха издавна заслужила звание дерево-хамелеон. Опытные мастера с удовольствием используют эту особенность ольхи, так как вовремя изолировав заготовку, можно получить желаемый цвет древесины, идеально подходящий для задуманного узора.

Береза обладает белым цветом с желтоватым оттенком и однородной, вязкой структурой. Такой же цвет характерен и для кленовой древесины, но она отличается еще и очень красивой текстурой, а также повышенной твердостью, благодаря чему изделия из нее получаются очень прочными.

В старину кленовые ложки ценились гораздо дороже березовых, липовых и даже осиновых. Кроме того из клена изготавливали отличные столешницы, края которых обрабатывали резцом и придавали им необычайно красивый вид. Так же очень прочная порода древесины – дуб. Это идеальный материал для изготовления посуды, мелкой утвари, а также крупных вещей, например, сундуков, внешняя поверхность которого может быть украшена изящной резьбой.

Для резьбы по дереву используется не только сама древесина. Очень часто мастера берут в работу так называемые капы и сувели.

Кап или, как еще говорят, капо-корень, – это характерный нарост на стволе дерева, который чаще всего встречается в его прикорневой части. Кап обладает практически такой же плотностью, что и основная часть древесного ствола, но при этом текстура его гораздо более разнообразна, часто в ней встречаются очень причудливые вкрапления.

Сувель – это своеобразный нарост, охватывающий ствол дерева по всей окружности. При его снятии нужно соблюдать крайнюю осторожность, что бы не нарушить структуру. Но результат, безусловно того стоит, так как в сечении сувель имеет невообразимо прекрасную изогнутую текстуру.

Выбор породы дерева для резьбы диктуется назначением, видом и формой изделия. Для учебной резьбы применяют главным образом древесину с однородным и равномерным, без отклонений, строением, с невыразительным рисунком древесных волокон - текстуры. Для тонких резных работ хвойные породы не годятся.
Здесь применяют лиственные - липу, осину, иву, рябину, березу, грушу, клен, грецкий орех, каштан, дуб, бук и т. д. Для некоторых мягких лиственных пород требуется постоянно остро отточенный инструмент и, естественно, особая аккуратность в работе. Мягкая древесина легко подвергается механическим повреждениям. Непригодно для резных работ и свежеспиленное дерево. Высыхая, древесина сжимается в объеме, часто коробится. В одинаковой мере непригодно для резьбы как недосушенное, так и пересушенное дерево. Пересушенное, в условиях даже нормальной влажности, неизбежно впитает влагу с воздуха и разбухнет, что приведет к растрескиванию. Недосушивание и пересушивание сказывается сильнее на твердых и плотных породах и слабее - на мягких и рыхлых. Не рекомендуется для резных заготовок соединять разные породы, так как степень усыхания у них разная. Твердая, ядровая древесина усыхает значительно меньше, чем заболонь, поэтому заболонные участки древесины коробятся сильнее, а вот у центровой доски коробление будет едва заметным. Нередко мастера сами заготовляют древесину. Очень важно знать, в какое время года делать заготовки той или иной породы, срок выдержки, условия хранения и т. д.
Опытный мастер уже по внешним признакам ствола определяет степень пригодности материала. Отсутствие мелких лучевых трещин на торце (срезе) говорит о хорошем качестве древесины. Большие трещины в торце свидетельствуют о наличии в стволе пустых мест-полостей, которые дадут брак при распиловке ствола. У сосны такие полости заполнены живицей. Если есть трещины по годичным слоям, значит, дерево непригодно для резьбы. При выборе хвойных пород необходимо учитывать плотность годичных колец. Чем они гуще, тем плотнее и однороднее древесина. Широкослойность говорит о рыхлости, непрочности дерева. Параллельность годичных колец - признак того, что дерево имеет относительно прямолинейную внутреннюю структуру. Для резных работ это отличный материал. Одиночные деревья, как правило, дают косослойную древесину вследствие скручивания при росте древесных золокон под действием ветра. У таких деревьев, кроме того, наблюдается и смещение ядровой части ближе к заболони в одном месте (с северной стороны). Здесь клетчатка имеет плотное строение. Во время сушки такое дерево трескается и сильно коробится. Поэтому валить одиночные ядровые породы не рекомендуется.
Немаловажен и возраст дерева. Молодая древесина - мягкая и рыхлая, а старая подвержена гнили, поэтому для резных работ выбирают древесину среднего (зрелого) периода. Так, у дуба - это период от 80 до 150 лет, березы - на 60-70-м году роста, сосны на 80-90-м, ясень - к 60-70 годам, ольхи - к 60 годам и т. д. Возраст дерева определяют по количеству колец на поперечном срезе сваленного дерева или по толщине ствола. Способность древесины к загибу позволяет определить степень ее упругости. Упругие породы менее крохки и ломки при высыхании, что подходит для некоторых видов резных работ. Древесина осенней заготовки более упруга по сравнению с зимней. Замечено, что наибольшая упругость дерева приходится на его средний возраст. По этому признаку сосна, например, уступает липе, ольха - березе.
По степени упругости заготовки лиственных и хвойных деревьев следует распределить так: липа, береза, ильм, осина - наиболее упругие, далее идут дуб, бук, ель, ясень, клен. Лиственница, ольха, граб, пихта, сосна - менее упругие. Хрупкость (ломкость) древесины обусловлена почвой и местностью, где растет дерево. Сосна, бук, растущие на влажной почве, имеют повышенную вязкость и малую хрупкость, а на сухой - среднюю. Дуб отличается высокой хрупкостью, если растет во влажной или слишком сухой среде.
Колкость - свойство дерева раскалываться в направлении слоев. Чем прямолинейнее текстура, тем больше древесина подвержена скалыванию. Для резьбы подбирают наименее колкие породы. Плотные и упругие породы скалываются легче мягких. Сучковатость, свилеватость, наплывность, перепутанность древесных волокон препятствует колкости. К колким породам относят дуб, бук, ясень, ольху, ель. Менее колкие - груша, тополь, граб и т. д.
Долгое хранение заготовок снижает их прочность. При резких перепадах температуры, даже в сухом помещении, материал может растрескаться. При просушивании заготовок следует исключить сквозняки. Сырой материал подсушивают в затененном, безветренном месте: в кладовке, на чердаке, в сарае, галерее и т. д. Пиломатериал - доски, бруски высыхают быстрее, не так коробятся, меньше трескаются. Не рекомендуется хранить предназначенный для резьбы пиломатериал в длинных заготовках и лежачем положении. Резные работы следует выполнять на сухой древесине (допустимая влажность-10%), чтобы исключить растрескивание и коробление. Мягкие породы усыхают медленнее твердых, а хвойные -меньше лиственных. Из последних следует отметить большую степень усыхания у березы, груши, бука. Поздняя древесина усыхает меньше ранней. Влажность влияет на плотность древесины: с повышением влажности она увеличивается. На плотных породах резьба всегда качественнее, поэтому резчики особенно ценят древесину груши, клена, бука.
Следует заметить, что пересушенная древесина трудно поддается резанию, дает сколы. Доски для рез-
ных работ выбирают с радиальным распилом (меньше коробятся). Затем их раскраивают на заготовки соответствующей длины и ширины. Большие плоскости получают путем склеивания (клей ПВА). Склеенную заготовку при необходимости подвергают циклеванию, но не шлифуют. Для начала при обучении резьбе лучше взять липу. Это дерево мягкое, хорошо режется во всех направлениях. Так как липа не отличается особой твердостью, ее используют для изготовления различных мелких предметов - шкатулок, рамок, игрушек, посуды и т. д. Древесина березы - также отличный материал. Рельеф резьбы на березе более чистый и четкий, чем на мягких породах - ольхе, липе, тополе, осине. К сожалению, эта порода легко вбирает и отдает воду, поэтому не исключено растрескивание, коробление. Ввиду этого ее применяют для изготовления сувениров, накладных резных украшений (на мебели), а для значительных по площади работ она не подходит. Березу хорошо красить, отделывать.
Ольха почти не коробится, но у нее малый ствол, нередко с косослойными участками и гнилью в ядре. Тем не менее достоинство ольхи в том, что она прекрасно имитирует другие, более ценные породы, имеющие красивую окраску,- красную, черную, розовую, фиолетовую и т. д. Ольха идет на небольшие изделия.
Резную посуду и сувениры делают из тополя и осины. Правда, эти деревья подвержены ядровой гнили, легко скалываются. Из твердых пород чаще всего для резных работ применяют дуб. Из него изготовляют и большие панно и мебель.
Бук не так тверд, как дуб, больше скалывается. Он хорош в токарном деле. Из бука делают сувениры, посуду, кухонную утварь - подносы, декоративные доски, ступки и т. д. Древесина грецкого ореха благодаря однородности строения и малой скалываемости прекрасно режется во всех направлениях и дает тончайший рельеф резьбы.
Грецкий орех хорошо отделывать и полировать. Из него изготовляют не только резные предметы малых форм, но и станковую скульптуру, резную мебель и т. д.
В резных работах особенно ценится также древесина груши. Обладая высокой твердостью и однородностью строения, она легко режется во всех направлениях. Резные элементы, даже самые мелкие, дают чистый профиль. Сколов и задиров почти не бывает, к тому же эта порода мало коробится и растрескивается, хорошо окрашивается. Для отделки резьбой точеных изделий как нельзя более подходит древесина груши. Из нее также изготовляют резную мебель, сувениры и проч.
Плотную и твердую древесину имеет клен. Режется без сколов, чисто, но поддается с трудом. Идет на изготовление предметов бытового назначения, мелких сувениров. Клен хорошо «принимает» окраску и травление.
Из лиственных пород для резных работ используют также карагач, черешню, платан, самшит, яблоню. Для резьбы применяют и древесину хвойных - сосны, тиса, ели, кедра и т. д. Сосна идет в основном на крупные резные и скульптурные изделия и, кроме того, на резные наличники, карнизы. Наличие в сосне живицы делает ее пригодной для изделий, находящихся на открытом воздухе,- резных ворот, украшений для крыльца, балкона, веранды и проч.
Ель, вследствие большого наличия в ней сучков, малоприменима для резьбы. Кроме того, она слабосмолиста и недолговечна.
Очень хорошо поддается резке древесина кедра. Она подходит и для мелких резных предметов, и для мебели.
Тис дает однородную и красивую по цвету древесину, пригодную для разнообразных резных работ. В резном деле используют каповые наросты со ствола или с прикорневой его части - сувели - округлые наросты на стволе дерева. В сечении и наросты, и сувели отличаются красивой текстурой.
Материал для резных работ можно брать в местах лесоразработок, бурелома, сухостоя, а также покупать в магазинах стройматериалов.