Подбор деревьев и кустарников - один из ответственных этапов озеленения. Особенно тщательно следует подбирать растения, которые образуют основу зеленых насаждений (массовые посадки в лесопарках, парках, садах, аллеи, живые изгороди и т. д.), так как ошибки, допущенные при подборе пород, обнаруживаются спустя много лет после посадки и исправить их очень трудно.

Факторы, влияющие на выбор растений :

Функциональное назначение объекта и соответствие этому назначению основных биологических и экологических свойств растений - скорости роста, ветро-, газо-, пыле-, дымо-, соле- устойчивости;

Требований к условиям освещенности, влагообеспеченности, почвам, тепловому режиму и т.д., устойчивости к обрезке, долговечности;

Санитарно-гигиенические свойства растений - способность поглощать газы, пыль, шумы, создавать тень, влиять на ионизацию и фитонцидность воздуха;

Ветрозащитные качества;

Внешний облик и декоративные качества растений - габитус, размер, плотность и форма крон, фактура, цвет листвы, хвои и коры, форма стволов и ветвей, окраска и форма соцветий и плодов, аромат растений, продолжительность и время цветения (все указанные параметры нужно рассматривать с учетом возрастных и сезонных изменений растений).

В подборе древесно-кустарниковых растений для создания целостных композиций руководствуются определенными принципами.

Экологический принцип

Основой для выбора растений является соответствие имеющихся условий произрастания с теми, в которых выращивался тот или иной вид. Применяется районирование ассортимента растений, в основу которого положена пригодность породы для выращивания в данной климатической зоне. Для этого учитываются четыре фактора:

Сумма активных температур за период с температурами более 10 °С;

Вегетационный период, вычисленный от даты перехода температуры через 5 °С до даты первого осеннего заморозка;

Характеристика зимы по средней температуре января;

Атмосферное увлажнение по среднегодовому отношению выпадающих осадков в данном месте к их испаряемости.

Наиболее соответствуют климатическим и другим особенностям озеленяемой территории растения местной флоры и некоторые интродуценты из мест со сходными климатическими условиями. В городских условиях из подходящего ассортимента важно выбрать виды с наиболее эффективным воздействием на окружающую среду.

Большей ценностью обладают породы:

- с высокой фитонцидной активностью (ель обыкновенная, пихта сибирская, можжевельник обыкновенный, ель колючая, дуб черешчатый, клен остролистный, березы повислая и пушистая, орех маньчжурский, тополь дрожащий, черемуха обыкновенная, лещина обыкновенная, барбарис обыкновенный, ирга канадская);

- ионизирующие воздух : дуб черешчатый, ель обыкновенная, клен красный, лиственница сибирская, рябина обыкновенная, сирень обыкновенная, сосна обыкновенная.

- обладающие достаточно газоустойчивыми и пылезадерживающими свойствами : липа мелколистая и крупнолистная, клен остролистный, ель колючая; тополь белый, канадский, ива ломкая (наиболее пылеустойчивы виды, имеющие липкие выделения и опушение листьев).

Таким образом, экологический принцип требует следующих условий:

Соответствие биологических особенностей растений условиям произрастания.

Учет влияния растений на среду т.е. фитонцидных, пыле-, ветро-, газо-, шумозащитных и других свойств растений.

По показателям устойчивости и долговечности вида в данных природных условиях виды деревьев и кустарников разделяют на основной, дополнительный и ограниченный ассортимент.

Основной ассортимент - древесные растения, наиболее устойчивые к городским условиям и применяемые в массовых количествах при создании крупных массивов в парках и лесопарках, посадках в скверах и на бульварах, при озеленении улиц и магистралей, а также для внутриквартального озеленения. Они обеспечены маточным фондом для массового размножения и должны быть обязательными (имеются) в ассортименте питомников, снабжающих столицу посадочным материалом. Доля их участия в общем количестве зеленых насаждений - 75-80%.

Представители: береза плакучая, пушистая, ель обыкновенная, липа мелколистная, лиственница европейская, рябина обыкновенная, тополь лавролистный, черный, боярышник кроваво-красный, ива прутовидная, карагана древовидная, ольха серая.

Дополнительный ассортимен т - малораспространенные виды деревьев и кустарников, которые по сложности размножения, биологическим особенностям и декоративным качествам применяются в озеленении города в ограниченном количестве. Декоративные качества растений данной группы представляют значительную ценность в одиночных посадках и формировании групп.

Представители: липа крупнолистная, ольха черная, осина, пихта сибирская, сосна обыкновенная, яблоня сибирская, бузина красная, дерен белый, жимолость обыкновенная, съедобная, ива пятитычинковая, кизильник блестящий, курильский чай, ольха кустарниковая, пушистая, роза иглистая, сирень венгерская, смородина красная, черная, таволга иволистная.



Ограниченный ассортимент - виды деревьев и кустарников, редко используемые в озеленении, как правило, завозимые из-за рубежа. Это растения, не адаптированные к климатическим и экологическим условиям озеленяемой территории. Ценность этих видов заключается в разнообразии форм и сортов, необычности вида, что представляет интерес при формировании ландшафтных композиций объектов озеленения. Однако малообеспеченность исходным материалом для размножения и недостаточность опыта их выращивания и содержания в городской среде определяют их применение в единичных экземплярах.

Фитоценотический принцип

Данный принцип основан на учете взаимовлияния деревьев и кустарников, т. е. совместимости их в фитоценозах или композициях. Между растениями складываются благоприятные и неблагоприятные взаимоотношения.

Различают аллелопатическое, биотрофное, фитофизическое, механическое, физиологическое и генетическое взаимовлияние растений.

Аллелопатическое влияние, определяется биохимической природой фитонцидов и их концентрацией, проявляется в сочетании и долевом соотношении некоторых видов в фитоценозе. Например, увеличение расстояния между ясенем обыкновенным и дубом черешчатым ослабляет отрицательное влияние ясеня на дуб (табл. 1).

Таблица 1. Взаимовлияние деревьев и кустарников в смешанных насаждениях

Карагана древовидная Угнетает рост Смородину черную, черемуху обыкновенную
Береза повислая Дуб черешчатый, сосну обыкновенную, ель сибирскую
Бузина красная Сосну обыкновенную, тополь бальзамический
Вяз шершавый Дуб черешчатый
Дуб черешчатый Вяз шершавый, тополь бальзамический, ясень пушистый, зеленый, обыкновенный
Ель сибирская Клен татарский, сирень обыкновенную, розу морщинистую
Клен ясенелистный Сосну обыкновенную, ясень зеленый
Клен татарский Дуб черешчатый, дерен белый
Сосна обыкновенная Вяз шершавый, дуб черешчатый, тополь дрожащий, клен ясенелистный, ясень пушистый, черемуху обыкновенную
Черемуха обыкновенная Карагану древовидную, сосну обыкновенную
Ясень пушистый Дуб черешчатый
Карагана древовидная Улучшает рост Тополя дрожащего, бальзамического
Клен ясенелистный Дерна белого
Ель сибирская Рябины обыкновенной, ясеня пушистого
Лох узколистный Ясеня пушистого
Лиственница сибирская Ясеня пушистого, дуба черешчатого, липы мелколистной, сосны обыкновенной, вяза шершавого
Малина обыкновенная Рябины обыкновенной

Сочетание пород по биотрофному признаку дает возможность улучшить почву в хвойных насаждениях. Примесь березы повислой, липы мелколистной, бузины красной способствует интенсивному круговороту азота и зольных элемент, увеличению в почве содержания подвижного азота и фосфора.

Породы следует сочетать, учитывая биофизическое (фитофизическое) влияние. Делают это для того, чтобы обеспечить максимальное использование ресурсов окружающей среды (света, тепла, влаги и т. д.) и оптимизировать условия роста основных пород путем выращивания рядом с ними сопутствующих растений. Например, клен остролистный и липа мелколистная являются прекрасными спутниками дуба черешчатого; рябина обыкновенная - сопутствующая порода для сосны обыкновенной и березы. Сопутствующие породы обеспечивают боковое затенение, тем самым стимулируют рост главных пород в высоту в результате смыкания и горизонтального взаимодействия крон (табл. 2).

Таблица 2. Сочетание деревьев и кустарников по фитофизическому признаку

Тип насаждения Сопутствующие породы
Ельник Пихта сибирская, сосна обыкновенная, тополь дрожащий, дуб черешчатый, липа мелколистная, лещина обыкновенная, береза повислая
Сосняк Карагана древовидная, береза повислая, можжевельник обыкновенный, клен остролистный
Лиственница Жимолость татарская, роза морщинистая, ель сибирская, спирея ниппонская, пихта сибирская
Дубрава Липа мелколистная, клен остролистный, полевой, груша уссурийская, черемуха обыкновенная, лещина обыкновенная, калина обыкновенная
Березняк Сосна обыкновенная, клен остролистный, ель сибирская, пихта сибирская, чубушник венечный, жимолость татарская, роза коричная.

Механическое влияние проявляется во взаимном схлестывании крон деревьев при их раскачивании ветром, а также во взаимной поддержке.

Физиологические (при срастании корней и организмов) и генетические (при опылении цветков) взаимодействия растений отражают специфику внутривидовых и межвидовых взаимоотношений, которую также нужно учитывать при подборе пород.

Таксономический принцип

Основывается на том, что в совместных посадках деревьев и кустарников разных видов, но одних и тех же родов усиливаются и подчеркиваются их декоративные качества (форма ствола и кроны, характер ветвления, фактура и окраска листвы, коры, соцветий и плодов), благодаря чему создается художественное единство. Так, среди посадок клена остролистного прекрасно смотрятся и иные виды клена, то же можно сказать и о других породах, особенно хвойных. Концентрация на отдельных участках парка нескольких форм одного и того же рода растений дает возможность создавать композиции с особой декоративной выразительностью, например розарии, сиренгарии, тематические сады спирей, чубушников, боярышников, дёрнов, можжевельников, ив.

Художественно-декоративный принцип

Подбор пород направлен на создание растительных композиций, подчеркивающих лучшие декоративные качества тех или иных растений, на достижение их наилучших сочетаний в органическом единстве с местностью и окружающими сооружениями и сделать зеленый объект произведением искусства.

Осуществление этой задачи достигается путем правильного применения художественного оформления, соподчиненности частей, равновесия, ритма, контрастов и нюансов, перспектив, цвета и света, окружающих поверхностей, соразмерности всех частей, составляющих единое целое, т.е. путем правильного применения основных принципов построения композиций парковых пейзажей.

Большое значение при формировании композиционных групп имеет цвет, он влияет на подбор деревьев и кустарников, а светотень - на композиционное решение объекта, на его ориентацию, на смену открытых, полуоткрытых и закрытых пространств.

Помимо учета выше изложенных принципов, следует учитывать наличие интересующего ассортимента в близлежащих питомниках данной климатической зоны, где располагается проектируемый объект.

Группа - это главный элемент озеленительных построений

Группы Группа - это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В ее состав входят не менее трех экземпляров древесных или кустарниковых растений, полностью обозреваемых с одной точки, находящейся на уровне посадки (51). Группы подразделяются на древесные, кустарниковые и смешанные различной величины.

Группа - это главный элемент озеленительных построений, основная конструкция садово-парковой объемной архитектуры, причем не только при пейзажной, но и при регулярной планировке.

В последнее время все меньше применяются линейные посадки, большие права приобретает группа как основной вид древесных и кустарниковых построений.

Еще в далекие времена говорили: «Рядами посадит всякий, а группами - это трудно». Действительно, проектировать групповое озеленение сложно. Трудно такой проект переносить в натуру. Но зато выращивать групповое озеленение несравненно легче и дешевле. Здесь не надо добиваться однообразия, стандартности растений, не очень страшно и отставание в росте некоторых экземпляров; не надо заботиться о регулярной стрижке.

Назначение древесных групп очень разнообразно. Они создают передний и средний план пейзажа, его акценты, доминанты. Группы делят, расчленяют парковое пространство, оформляют поляны. Примыкая к древесным массивам, они становятся сопутствующими группами, разнообразят и обогащают край массива.

Группы создают силуэт сада, парка, сквера, наполняют их игрой света и теней, обогащают его колорит.

И, наконец, из групп, .сближенных между собой, состоят крупные древесные построения садов и парков: куртины, рощи, массивы.

Подбор растений в группе основывается либо на мягком сочетании, либо на контрастном соотношении в зависимости от их декоративных качеств (52). В зависимости от расстояния до проходящей аллеи или от размещения площадки, с которой открываются основные виды, группа должна обладать либо четким и выразительным силуэтом, видимым с далеких расстояний, либо более тонкими нюансами цвета и фактуры листвы и ствола, видимыми с близких расстояний. Во всех случаях должен учитываться характер фона, на который проектируется группа.

Главный элемент озеленительных построений, основная конструкция садовой объемной архитектуры - это группа
одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка. В её состав входят не менее трех экземпляров древесных или кустарниковых растений. Подбор растений в группе основывается либо на мягком сочетании, либо на контрастном соотношении в зависимости от их декоративных качеств.
Внешний облик групп может быть различен. По фактуре группы бывают от ажурных до плотных, по форме – от рвущихся вверх колоновидными кронами до плакучих. Если на территории сада имеется несколько групп, то их рекомендуется делать однородными, чтобы избежать пестроты композиции. Однопородные группы, посаженные в виде букетов, усиливают художественные качества применяемой породы. Можно сочетать лиственные и хвойные породы. Лучше, если края групп будут неровными, выступающими. Возможно применение треугольных групп, отрывающихся из фона. При высаживании молодых деревьев группами неровности очертаний групп достичь нетрудно, но когда деревья разрастаются, они своими кронами сгладят выступы. Как бы ни были построены группы, почти для каждой из них обязательны два простых правила: в группе не должно быть трех и более деревьев в ряд и расстояния между деревьями не должны быть одинаковыми. Видовое разнообразие сада не означает бессистемного смешения многих пород на всей территории. Большинство деревьев сада должно состоять из одной породы. Некоторые породы деревьев хороши именно без примесей, например береза. Как небольшая примесь она хороша в группах с господством другой породы. Группа из трех деревьев различных пород обычно воспринимается хуже, чем из двух одинаковых и третьего другой породы. Следует избегать одинаковости сочетаний, т.е. однообразного разнообразия. Каждая группа должна иметь своё лицо. Размещать деревья и кустарники надо так, чтобы мощные высокорослые породы были в центре или на заднем плане и не закрывали деревьев второй и третьей величины. Не следует допускать, чтобы в разнопородных группах породы сливались в монотонной одинаковости. Тогда теряется смысл разнопородных групп. Важно, чтобы одна порода подчеркивала особенности другой.

Нельзя допускать монотонности. Форма группы, ее величина, подбор пород и их размещение зависят от расстояния, с которого группы будут просматриваться. Согласно требованиям, на дальнем плане группы должны быть крупнее, число деревьев одинаковых пород больше, силуэтные контрасты резче, тогда как в группах переднего плана очень хороши цветущие деревья, окаймленные цветущими кустарниками. Большое значение приобретают фактура и окраска стволов, рисунок ветвей и листвы. Густота групп зависит от биологических и от декоративных требований. Породы светолюбивые и растущие раскидисто надо рассаживать реже, чем теневыносливые или узколистные. Разрывы между деревьями и кустарниками должны быть значительными. Ниже приведены примерные расстояния в метрах между деревьями в группах, указанные с расчетом на разрастание:
Между деревьями первой величины одного вида – 3-6 м
Между разными деревьями первой величины – 4-8 м
Между деревьями первой и второй величины - 4-8 м
Между деревьями второй и третьей величины – 1-4 м
Между деревьями первой величины и кустарниками – 3-5 м
Между деревьями второй или третьей величины и
кустарниками - 1-4 м
По составу пород группы подразделяются на чистые и смешанные. Чистые по составу пород группы бывают хвойные или лиственные. Смешанные группы состоят из хвойных пород и лиственных. Предпочтение следует отдавать группам, чистым по составу, так как это не нарушит целостности ландшафта и их естественного вида. Группы могут быть представлены следующими типами (рис. 2):
По структуре крон: грубые (дуб), средние (вяз) и тонкие (ива);
По плотности кроны: плотное (ель) и рыхлые (сосна);
По форме: одноярусные и многоярусные;
По цвету кроны: темные (пихта), светлые (ива) и яркие (дерен);

ДЕКОРАТИВНЫЕ ПОСАДКИ

Они состоят из набора видов, формирующего основные декоративные эффекты растительного убранства сада – разнообразие форм крон и листвы, цветение, плодоношение и т. п. Декоративные посадки могут состоять как из структурных, так и из неструктурных растений с ограниченным сроком вегетации, объединенных общим художественным замыслом.

Далеко не все структурные растения и структурные посадки, кроме стабильности формы, обладают яркими достоинствами, свойственными более популярным садовым растениям – красочным цветением, осенней расцветкой листвы. Поэтому в растительных группах – композициях, принято компоновать структурные виды с красочными неструктурными для взаимной компенсации недостатков и продления общего декоративного периода.


Таким образом, в саду возможны три типа композиций.

Структурные группы составляются только из структурных растений.

Смешанная группа имеет в своем составе структурные растения, но в дополнение к ним и неструктурные. Неструктурную составляющую смешанных групп можно ежегодно менять, перемещать, внося разнообразие в картины сада.

Неструктурная группа не содержит структурных растений и имеет ограниченный период декоративности. Растения в такой группе могут быть легко перепланированы, замещены, дополнены.

Для формирования неповторимого и узнаваемого облика сада с помощью структурных посадок бывает достаточно добавить к уже сложившейся жесткой структуре сада одно "яркое" дерево-солитер и группу из двух-трех структурных кустарников.


СЕЗОННЫЕ ЭФФЕКТЫ В РАСТИТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ

Все декоративные эффекты растений можно разделить на три группы. Форма крон, графика ветвления побегов и цвет коры листопадных деревьев и кустарников, а также форма, размер и цвет хвои хвойных пород относятся к самым протяженным по времени декоративности эффектам. Формы кустов, оттенки зелени и форма листвы, графика надземных побегов травянистых растений относятся к эффектам средней длительности – с мая по октябрь. Цветение, плодоношение, окраска молодых листьев и весенних ростков, осенняя расцветка листьев относятся к мимолетным, кратковременным явлениям.

Продуманность растительных композиций, таким образом, заключается в логике подбора видов, в совокупности обеспечивающих круглогодичную декоративность группы.

Невозможно создать группу цветущих растений без учета времени их цветения. Часто по литературным данным сроки цветения видов совпадают, а на самом деле период одновременного цветения не превышает нескольких дней. При этом одно растение уже потеряло декоративность, а другое еще только раскрывает первые бутоны.

В практике озеленения известны одновременно цветущие пары и группы видов, широко используемые при составлении композиций. Нет ничего зазорного в заимствовании классических сочетаний, а новизну и оригинальность устаревшим приемам придадут новые сорта тех же видов с более яркими цветами, компактными формами кустов с более длительным и пышным цветением.

Парковые розы цветут одновременно с декоративными луками, иссопом. Садовые пионы зацветают одновременно с водосборами, колокольчиками и пенстемонами. Ирисы бородатые "дружат" с тимьяном, очитком едким. Сибирские ирисы цветут вместе с гибридными гравилатами. Сроки цветения лилий совпадают с цветением монарды, тысячелистников.

Сезон наибольшей декоративности той или иной композиции задается главным – тематическим, растением. Пионы, астильбы, лилии, многолетние астры, розы, клематисы хорошо подходят на такую роль.

Цветник из лилий состоит из нескольких отдельных групп, в центре каждой высажены лилии определенного сорта и цвета, окруженные однотонными или контрастными "компаньонами". Среди них должны быть виды, цветущие до и после цветения лилий, или виды с декоративной листвой, чтобы цветник радовал глаз с весны до осени. Таким образом из цветения любимых культур можно устроить настоящий праздник.

Растения декоративны не только в период цветения. Интересная окраска молодых разворачивающихся листьев – серебристых от опушения у ирги, лоха, калины гордовины, ярко-зеленых у березы, барбариса, спиреи дубровколистной, золотистых у липы, дуба, коричневых у рябинника рябинолистного, пурпурно-фиолетовых у бузины позволяет создавать удивительные по красоте весенние группы.

Многие виды красивоцветущих кустарников имеют интересную осеннюю окраску листвы. К этой группе относятся рододендрон желтый (оранжевая листва), барбарис Тунберга (оранжевые, алые листья), калина складчатая (бронзово-малиновая листва), роза морщинистая (ярко-желтая листва), форзиция (фиолетовая листва). Фоном для осенней композиции служат кустарники с долго не опадающей осенью зеленой листвой – сирень, ольха, ива каспийская, не реагирующие на заморозки и осеннюю непогоду многолетние астры, а также хвойные.

Украшением осенних композиций могут стать виды с яркоокрашенными плодами – фитолакка, бересклет, калина, рябины, роза морщинистая. Компанию им составят травянистые многолетники с зимующими (зимнезелеными) листьями (бадан), виды с осенней окраской листвы (пионы, астильбе, герани).


КОЛОРИСТИКА РАСТИТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЙ

При составлении отдельных групп и продумывании общей картины сада в первую очередь учитывают оттенки листвы растений. Именно листва (хвоя) образует наиболее стабильный цветовой фон в саду.

Декоративные достоинства листвы растений не ограничиваются цветом. Восприятие оттенка листвы во многом зависит от фактуры поверхности листа – матовой или глянцевой.

Оттенки зеленого лучше видны у матовой или опушенной листвы, а глянцевая при ярком освещении образует световой отблеск, который сам по себе создает декоративный эффект, но мешает рассмотреть оттенок зелени листвы. Форма листа и размер листовой пластинки также имеют большое значение. Поэтому эффекты цвета в растительных композициях нельзя рассматривать в отрыве от других деталей строения растений.

Прием светлотного контраста хорошо заметен в группах из растений с темно-зеленой листвой или хвоей: туей, пихтой, елью, жимолостью, кизильником блестящим, и светлой листвой или хвоей – дерена белого пестролистного, туи западной, лоха серебристого, чубушника, гортензии. Еще красочнее такие группы станут, если к темной листве или хвое добавить золотистые тона – дерен Шпета, пузыреплодник калинолистный "Дартс Голд", чубушник венечный "Ауреа", тую западную "Рейнгольд". Композиции будут более выразительными, если у составляющих их растений будет контрастная величина или форма листьев. Более контрастны композиции из хвойных с лиственными породами, менее – только из лиственных.

Растения с сизой, голубоватой, серебристой листвой (рута, хоста Зибольда и ее сорта, жимолость, тамарикс) контрастируют по цветовому тону с желтой и оранжевой (сорта спиреи японской "Голдмаунд", "Саммерфлейм", пузыреплодник "Дартс Голд", барбарис Тунберга "Ауреа"), а по светлоте – с пурпурной листвой (барбарис Тунберга "Арлекин", "Атропурпуреа"). Вариегатные формы, т. е. формы с кремовыми, белыми полосами. пятнами, каймой на листовой пластинке – прекрасный фон для ярких теплых насыщенных тонов – алого, оранжевого, а также для белого и кремового.

В композициях цвет листвы продумывают для каждой из растительных групп, стремясь к гармонии всего сада в целом. Иногда для сада подбирают определенную цветовую гамму листвы, например, используют только зеленую листву с вкраплениями желтой и золотистой.
Центром группы может стать кустарник или травянистый многолетник с необычным цветом, оттенком зелени листвы. Цветущие друг за другом травянистые многолетники размещают рядом или вокруг главного растения. Так, белые цветы (лилии, ирис бородатый) хороши на фоне пурпурнолистного барбариса или пузыреплодника "Диаболо", а синие и лиловые (ирисы, иссоп, колокольчики, акониты, дельфиниумы) – на фоне золотистого куста сортового пузыреплодника "Дартс Голд".

В состав однопородной живой изгороди можно включить несколько контрастно окрашенных сортов, размещая их через равные промежутки. Так создают пестрые изгороди из разных сортов барбариса, дерена, пузыреплодника.

Для придания садовым перспективам, вистам, иллюзорной глубины растения с темной или сизой листвой лучше высаживать вдали, на расстоянии, а с желтой, светлой, вариегатной, серебристой – вблизи. "Подсветить" темные уголки сада можно, разместив там растения со светлоокрашенной листвой. Например, затененную дорожку обозначит бордюр из хосты пестролистной.

К светлым стенам подсаживают породы с темной, к темным – со светлой листвой.

Наиболее контрастно, а значит выразительно, выглядят группы, в которых соединены виды и сорта с контрастными формами крон, определенной плотностью и окраской листвы, размером и формой листовых пластинок. Такие группы можно разместить отдельно на поворотах дорожки, в палисаднике, у площадки отдыха.

В выборе колористической гаммы цветников проектировщик обладает практически неограниченными возможностями, поскольку большинство красивоцветущих видов растений имеют набор сортов с разнообразной расцветкой цветов или соцветий,

В практике садового строительства сложились традиционные сочетания цветовых тонов цветущих растений. Перечень приемов компоновки цветущих растении в группы основан на классических, широко распространенных примерах.

Однотонность группы, цветника подразумевает выбор одной из цветовых гамм – теплой или холодной. Красный цветник в теплой гамме состоит из алых роз, пурпурнолистных георгин и канн (светлотный контраст по листве), мака восточного, лапчатки гибридной, манжетки (светло-зеленая листва для контраста с красным цветом) и других видов.

Яркие оранжевые, желтые, алые лилии окружают подходящими по тону оранжевыми и желтыми лилейниками, нежными оттенками листвы злаков, желтыми, белыми и кремовыми тысячелистниками. Такие композиции называют моноколерными. Выразительность им придают светлотные контрасты и контрасты по форме куста, листовой пластинки, цветов и соцветий. Основная задача таких композиций – показать многообразие оттенков одного цвета. Чтобы "усилить" звучание основного цвета, в такие группы в небольшом количест ве вводят контрастный цвет. К розовым и оранжевым композициям – сизый, голубой, фиолетовый, к голубым - абрикосовый, желтый.

Холодные пурпурные, малиновые, розовые тона роз, пионов, монарды, флоксов принято сочетать с серебристыми, сизыми тонами листвы чистеца, полыни, руты, а также сиреневыми и фиолетовыми соцветиями иссопа, лаванды, котовника, дельфиниума. Сочетание розового с голубым и холодным серебристо-белым цветом – излюбленное "трио" поклонников цветовой гармонии в саду. Такие сочетания можно назвать слабоконтрастными, или гармоническими.

Группы, в которых в первую очередь обыграны эффекты листвы (например, хосты, купена, роджерсия, яснотка, герань, горец), а изящные, но мелкие цветы создают эффект второго плана, называют нейтральными. Они создают в саду ощущение покоя, выполняют роль фона для восприятия более ярких, контрастных сочетаний.

"Шоковые", или сильноконтрастные, сочетания цветов холодной и теплой гаммы, например, ярко-желтых и красных тюльпанов с синими и голубыми мускари или малинового дербенника с бронзово-оранжевым гелениумом, создают в саду цветовое пятно необычайной силы и яркости. В саду допускается не более одной такой композиции.

Весь сад может быть решен в одном доминирующем цвете. Можно разделить сад на монохромные уголки, а можно соединить все цвета радуги в одном протяженном миксбордере. Также возможно решить большую часть сада в нейтральных тонах, расположив в самых важных местах сезонные (цветущие каждая в свое время) шоковые группы.

Проектирование цветовой композиции удобно начать с выбора главного растения. Оно задает цвет, сезонность, высоту и объем группы. Отдельные группы объединяют в более сложные композиции – цветники, миксбордеры. Объединяющими элементами в миксбордере служат фоновые растения – гипсофила, злаки.


РАЗНОВИДНОСТИ ПОСАДОЧНЫХ МЕСТ

В саду недопустимо хаотичное, неорганизованное размещение растений. Такое "оформление" не создает четкого образа, не формирует объемы и цветовые пятна, усложняет уход за садом и в итоге препятствует восприятию сада как целостной законченной композиции.

На плане сада должны быть определены посадочные места для всех типов посадок, в том числе одиночных кустов или деревьев, указаны ширина и протяженность бордюров и клумб. Конфигурации посадочных мест должны соответствовать планировочным решениям жесткой структуры сада, дополнять и разнообразить, но не противоречить им.

Форма, размеры посадочных мест, оформление их границ и самой почвы являются такими же элементами дизайна садового участка, как и сами растения. В периоды межсезонья, весной и осенью, аккуратные ухоженные приствольные круги, цветочницы, края газона и цветников радуют глаз, окупая все усилия на их создание и содержание.

В целях упрощения ухода за посадками растения размещают в композициях компактно, а землю в пределах посадочных мест держат "под паром", т. е. свободной от газона. Защитой от сорняков служат сами декоративные растения, со временем смыкающие кусты в сплошной полог.

В саду с молодыми посадками, до смыкания кустов, в качестве покрытия почвы под декоративными посадками в границах посадочных мест используют разнообразные типы мульчи или почвопокровные виды растений.

Границы посадочных мест оформляют бордюрами, окантовкой, аккуратной ровно обрезанной кромкой газона. Конфигурация посадочных мест на плоскости газона должна быть удобной для окашивания, т. е. иметь плавные очертания, а высотные отметки окантовок любого типа не должны превышать 1-2 см над уровнем почвы. Это позволяет газонокосилке беспрепятственно срезать траву у самой кромки газона.

В зависимости от конфигурации и расположения выделяют несколько типов посадочных мест для растений.

1. Лентообразные. В садах регулярного стиля они имеют геометрические (рабатка), а в пейзажных – свободные очертания. Этот тип посадочных мест привязан к жесткой структуре сада – дорожкам, зданиям, изгородям, подпорным стенам, структурным посадкам. Длина лентообразных композиций не ограничена, ширина лимитируется доступностью для ухода и, как правило, не превышает 5 м. Лентообразные формы могут быть заполнены относительно высокими или низкими посадками, в том числе и мелкими деревьями, кустарниками. Часто они рассчитаны на взгляд только с одной стороны.

Лентообразную полосу земли резервируют под живые изгороди и зеленые стены. Если лентообразная посадка примыкает к живой изгороди, между ними нужно оставить полосу газона не уже 1 м, или соединить обе посадки, или проложить между ними дорожку для ухода за растениями. Возможно соединение с приствольными кругами структурных деревьев и кустарников или запланированное включение структурных посадок в состав лентообразной посадки.

2. Каплевидные, амебовидные, квадратные, круглые, овальные и прочие формы , не связанные с жесткой структурой, а расположенные свободно на плоскости газона. Такой тип посадок в садоводческой практике известен как клумбы-"острова". В широкой части или в центре "острова" располагают самые высокие растения, постепенно понижая высоту растительных ярусов к его границам.

Клумбы-"острова" могут обозреваться со всех сторон. Не рекомендуется занимать такими клумбами центральную часть газона, и тем более весь газон, хотя этим правилом часто пренебрегают в садах-коллекциях из-за дефицита площади. Более уместны такие клумбы по периферии лужайки, в специально отведенном уголке сада.

3. Посадочные места для одиночных растений – деревьев и кустарников (солитеров) на газоне в виде приствольных кругов Диаметр приствольного круга должен быть пропорционален диаметру кроны, равен ему или чуть меньше, и по мере роста растения его можно увеличивать.

В регулярных садах приствольные круги деревьев оформляют в виде квадратов или кругов с низким бордюром из стриженого кустарника и заполняют симметричными композициями.

Бордюрами называют узкую окантовку жестких линий сада - дорожек, изгородей, подпорных стен. Как правило, в этом типе посадок применяют невысокие растения. Бордюры могут быть отделены от дорожек полосой газона шириной 30-60 см.

4. "Карманы" для посадки растений , оставленные в плоскости мощения, представляют собой своего рода модули. В составе малых архитектурных форм – подпорных стен, лестниц, террас можно предусмотреть места для высадки растений – "цветочницы". условия для роста растений в этом типе посадочных мест весьма специфичны и требуют продуманного подбора ассортимента. Контейнеры являются мобильной разновидностью таких "цветочниц".

5. Посадочные места для лиан практически не занимают площади сада и часто не имеют конкретной конфигурации зато обустройство мест прикрепления растений на вертикальных поверхностях требует смекалки и фантазии. Арки, трельяжи, сетки и шнуры могут не только повторять конфигурации вертикальных поверхностей, но и создавать новые формы и объемы.

6. Посадочные места для луковичных, клубнелукоьвичных и корневищных растений с выраженным периодом покоя располагаются на газоне или в составе других посадочных мест. Целый ряд растений- эфемероидов не имеют четко очерченных посадочных мест, поскольку период их вегетации слишком короток, а очертания куртин нестабильны и меняются год от года. Например, крокусы и нарциссы, лесной мак и анемоны можно разместить на газоне, в приствольных кругах деревьев и под кустарниками. Традиционно луковичные эфемероиды размещают узкими диагональными полосами на газоне так, чтобы расстояние между полосами соответствовало ширине хода газонокосилки. Весной, после их отцветания, листва еще какое-то время вегетирует, а размещение растений позволяет скашивать газон между группами.

Пожелтевшую листву в конце июня скашивают, а оставшиеся на ее месте "проплешины" постепенно затягиваются травой, или их закрывают кусочками готовой дернины, или рыхлят почву и подсевают семена газонных трав.

В цветниках и среди кустарников, где нет проблем с окашиванием, эфемероиды высаживают овальными пятнами, полосами.

7. Временные посадочные места учитывают динамику роста растений. Группа декоративных кустарников, размещенная на плоскости газона, в первые годы может быть оформлена отдельными приствольными кругами, сохраненный между ними газон окашивают, а общее посадочное место сформируют позднее, когда растения разрастутся.

Можно комбинировать разные типы посадочных мест, добиваясь аккуратности, цельности композиций и упрощения ухода за ними.

8. При проектировании композиций из травянистых многолетников очертания одновидовых групп в пределах границ цветника для разных видов зависит от декоративности куста и листвы растений. Виды, у которых листва и кусты декоративны с момента появления ростков до поздней осени, называют скелетными и размещают в плане округлыми группами.

Виды с недекоративной листвой, теряющие декоративность после цветения, неустойчивые к погодным условиям или имеющие летний период покоя, размещают диагонально вытянутыми лентами, полосами между скелетными видами. При таком размещении декоративно стабильные растения служат фоном и маскировкой для цветущих и уже отцветших видов с недекоративными кустами и листвой. После отцветания виды, размещенные полосами и лентами, не оставляют в цветниках прогалов.


ФУНКЦИИ РАСТЕНИЙ В КОМПОЗИЦИЯХ

1. Скелетные посадки состоят из травянистых многолетников с компактной густооблиственной декоративной формой куста и листвой, сохраняющей при-влекательность с весны до первых морозов, а иногда и дольше.

Скелетные травянистые многолетники выполняют роль конструктивного "скелета" цветников и декоративных групп с участием травянистых многолетников. Они являются формообразующим компонентом композиций. Скелетные многолетники маскируют своей листвой виды, увядающие по окончании цветения (маки, флоксы, колокольчики), удерживают соседние кусты, "разваливающиеся" в непогоду (тысячелистник, нивяник), обеспечивают общую декоративность композиций ранней весной и поздней осенью.

2. Бордюрные посадки создают первый план, зрительно и механически закрепляют переднюю границу композиций, удерживают растения более высоких ярусов от "разваливания".

Бордюры часто являются интегральной частью жесткой структуры сада и выполняются из структурных растений. Это стриженые и свободнорастущие низкие кустарники, хвойные.

В остальных случаях бордюры создают из скелетных многолетников, отдавая предпочтение медленно разрастающимся долгоживущим устойчивым зимнезеленым видам. Наиболее часто в этом качестве используют бадан толстолистный и его сорта. Наборные (из разных видов) бордюры цветников, миксбордеров также состоят только из структурных или скелетных видов многолетников (реже однолетников).

3. Акцент – контрастно выделяющийся в композиции объект, наиболее привлекающий к себе внимание. Это не только сам объект, но и прием дизайна.

Роль акцентов выполняют растения или группы с необычным, выделяющимся обликом. Это может быть форма крон, размер листовой пластинки, цвет листвы, яркое цветение. Акценты бывают круглогодичные, т. е. структурные (форма кроны, куста, графика побегов – ива шаровидная, яблоня плакучая), сезонные, с мая по октябрь (размер, форма и цвет листвы – клен Друммонда, барбарис Тунберга "Аурея", хоста Зибольда "Элеганс"), и в течение 10-15 дней (цветущие массивы, осенняя окраска листвы). Дизайнеры выделяют "вертикальные акценты", содержащие ярко выраженную вертикальную линию (формы крон, соцветий), цветовые акценты (яркое цветовое пятно), светлотные акценты (темное или светлое пятно).

Различают главный декоративный акцент сада (обязательно структурное, самое выделяющееся растение или группа, композиция) и локальные акценты в отдельных композициях сада.

Условие работы акцентов – их разумное количество и продуманное окружение (фон).

4. Дополнительные акценты в композициях представлены видами, не столь яркими, чтобы претендовать на главный акцент, но все же в той или иной степени выделяющимися из общего фона. Часто это виды с пестрой листвой, необычной формой листа, чуть более ярким оттенком зелени, расцветкой коры побегов, необычной графикой кустов, неярким, но изящным цветением. Конкретные виды подбирают с учетом фона и главного акцента.

5. Тематическое растение задает стиль, сезонность, цвет, яркость, форму, высоту остальным компонентам композиции. Это смысловая доминанта композиции.

6. Доминанта композиции способствует целостности ее восприятия, сбалансированности. Выделяется размерами, объемом, цветом, длительностью декоративного эффекта.

7. Фоновые посадки создаются однопородными группами, куртинами, массивами. В композициях они формируют основные объемы и играют роль фо-на для цветущих видов, акцентов. Требования к фоновым посадкам: однородность, выровненность посадочного материала, четкая граница куртин, а к составляющим их видам растений – неяркие, но разнообразные тона зелени, мелкая или среднего размера декоративная листва, хвоя. Иногда роль фоновых посадок выполняют структурные живые изгороди, зеленые стены.

8. Заполняющие посадки играют вспомогательную функцию. Ими заполняют оставшимися свободными площади в композициях. На эту роль выбирают быстророразрастающие виды с поверхностной корневой системой (мелкие спиреи, лапчатка древовидная, примулы, однолетники).


БАЛАНС В РАСТИТЕЛЬНЫХ КОМПОЗИЦИЯХ

Часто для ощущения равновесия растения в композициях размещают по принципу неравнобедренного треугольника. Этот прием годится не только для групп из трех видов, но и для большего числа компонентов. В этом случае их группируют так, чтобы образовались три группы.

Однако подобрать виды растений для композиции еще не достаточно. Нужно, чтобы разные по размеру – высоте, диаметру кроны растения выглядели в композиции пропорционально. Самый крупный вид берут в единичном экземпляре, а остальные – во все увеличивающемся в количестве, добиваясь баланса образовавшихся куртин с доминирующим по размеру кустом.

В сложных группах, составленных из растений с разной формой и высотой крон, кустов, нужно стараться размещать растения так, чтобы левая часть композиции уравновешивала правую. Для этого по центру композиции проводят гипотетическую ось. Относительно нее правую и левую части композиции уравновешивают по принципу асимметрического равновесия.

Пластика группы частично характеризует ее уравновешенность, гармонию правой и левой частей. Большинство растительных групп имеет абрис в виде усеченного конуса, со смещенной вершиной в случае, если группа обозревается с одной стороны, и с вершиной в центре, если группа обозревается со всех сторон.

Выполнить эту задачу будет гораздо проще, отдавая предпочтение крупным объемам, а не раздробленным посадкам. Для этого мелкие и средние по размеру растения высаживают в группах по 5-50 экземпляров, а одиночными кустами высаживают только крупные виды с хорошо развитыми кронами. В композициях стараются использовать меньше видов растений, но больше экземпляров одного вида или сорта.

Иногда, чтобы быстрее добиться эффекта "полной", объемной кроны, в одну посадочную яму (немного увеличив ее в объеме) высаживают не один, а два- три саженца. Этот прием хорошо оправдывает себя в случае со спиреей Вангутта, кизильником, форзици – ей, шиповниками и другими видами кустарников с ажурными, сквозистыми кронами.


СОСТАВЛЕНИЕ СМЕШАННОЙ ДЕКОРАТИВНОЙ ГРУППЫ

Последовательность рассуждений при составлении сложной группы, состоящей из структурных и декоративных посадок, позволяет скорректировать сезонные эффекты разных видов растений между собой, добиваться непрерывной в течение года или отдельного сезона декоративности композиции. На всех этапах создания группы можно и нужно вносить коррективы в ее видовой состав, расположение растений друг относительно друга, уточнять количество растений и расстояния между ними.

Составление группы включает следующие стадии:

  • на листе бумаги в масштабе 1:50 вычерчивают посадочное место для группы, предусмотренное планом участка;
  • определяют стиль и тематику группы, выбирают тематическое растение (возможно, оно уже есть – это структурная посадка, дерево, кустарник или группа, обозначенная на предварительном плане);
  • на отдельном листе рисуют абрис группы, ее силуэт и направления главных видовых точек, воздушную линию крон, оценивая ее пластику и приближенно называя виды и сорта растений;
  • указывают на плане направление обзора группы, а на рисунке – расположение ее высотных ярусов;
  • намечают окраску листвы, размер листовой пластинки, плотность крон, указывают хвойные это породы или лиственные;
  • оценивают количество структурных и скелетных растений в группе;
  • определяют баланс и равновесие группы, проведя через центр группы гипотетическую ось, относительно которой уравновешивают правую и левую части, изменяя количество мелких и средних растений;
  • уточняют диаметры кустов, скорость роста и долговечность растений, корректируют расстояния между отдельными кустами, подбирают фоновые, заполняющие виды, вертикальные акценты;
  • сверяясь с планом-анализом ситуации, корректируют видовой состав группы, подбирают подходящие по экологическим требованиям виды на замену менее подходящих;
  • составляют сезонный календарь группы, еще раз проверяют группу по всем параметрам;
  • вычерчивают посадочный чертеж с указанием видов, сортов, количества растений.
Группы представляют собой элементы, из которых собирают более сложные композиции - миксбордеры, цветники, древесно-кустарниковые группы. Для этого, например, можно утроить объем группы, увеличив количество растений в три раза. Можно ввести в такую увеличенную группу дополнительные акценты. Можно собирать разные группы в составе сложной композиции, не повторяясь, но при этом добиваясь ее логического единства.

Чтобы растительный декор сада не выглядел просто набором разноплановых композиций, нужно применить приемы, объединяющие разрозненные группы. Например, повторы одного и того же растения в разных группах. Разные виды и сорта хост можно использовать то как тематическое растение, то как фон или бордюр. В качестве групп повтора хороши композиции из хвойных карликов с красивоцветущими листопадными кустарниками, растения с золотистой или пурпурной листвой.

  • По тому же принципу создаются группы из травянистых многолетников в цветниках.


ПОСАДОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ

Проект сада с местами посадки, разбивочными осями, размерами, условными обозначениями, списком растений называют посадочным чертежом. Возможно создание отдельного чертежа с указанием мест посадки древесных пород. Такой чертеж называется дендропланом. Он выполняется в том же масштабе, что и остальные планы.

  • Цветники, сложные композиции из декоративных растений вычерчивают отдельно в масштабе 1:50.
  • Посадочный чертеж является проектным документом. В процессе работы над ним растительный декор сада рассматривают уже не как серию разрозненных групп, а как единую композицию. На этом этапе нужно привести к единому знаменателю все созданные растительные группы.
Вначале намечают общее стилистическое направление сада, цветовые решения, сезонные композиции. Затем, ориентируясь на сложившуюся жесткую структуру сада, корректируют посадочные места для композиций. Узкие полоски газона, неудобные формы посадочных мест могут осложнить уход за посадками. На этом этапе нужно окончательно оптимизировать границы и контуры посадок, объединить разрозненные растения в единые группы, еще раз оценить и скорректировать размеры и конфигурацию сложившихся посадочных мест.

Уже готовые группы размещают на плане, продумывая их взаимосвязь. Постоянное обращение к плану-анализу ситуации поможет избежать ошибок в подборе ассортимента растений и мест посадки. Важно, чтобы в группах соседствовали растения с аналогичными требованиями к освещенности, влажности и плодородию почвы.

Эскизы, наброски отдельных групп и разнообразных видов на сад с основных видовых точек, в разные сезоны помогут сбалансировать, уравновесить группы. Возможно, нужно насытить композиции архитектурными растениями или, наоборот, отказаться от некоторых сильноконтрастных решений в пользу более гармоничных, спокойных.

Очень важно, есть ли в растительных композициях сада ярко выраженная доминанта, формирующая облик всего сада. Это может быть дерево с живописной плакучей кроной, или крупный яркий цветник, или контрастная группа.

Нужно еще раз проверить, не нарушат ли декоративность сада красивоцветущие, но увядающие после цветения виды. Такие растения высаживают узкими полосами, маскируя их структурными посадками, скелетными травянистыми многолетниками.

И наконец, теперь на плане можно обозначить места для установки садовых светильников для подсветки отдельных наиболее выразительных групп.


Группа - это сочетание древесных растений одного или нескольких видов, расположенных изолированно на открытом пространстве парка.

В русских парках XVIII-XIX вв. группы создавались преимущественно из 7-10-17 видов берез, лип, дубов, сосен, елей, лиственниц, ясеней, вязов, с включением рябины), черемухи, дерена. Часто группы окаймлялись сиренью, спиреями, жимолостью, шиповником. В ранний период развития пейзажного стиля в России создавались в основном группы чистые по составу, в настоящее время (при расширении ассортимента) предпочтение отдается смешанным группам.

Наиболее распространенными сочетаниями пород в группах в парках XVIII-XIX вв. были ель и береза; ель и рябина; береза и сосна; липа, ель, береза; лиственница, ясень; клен, ива, ясень и др.

Довольно редко встречается дуб в смешанных группах. Начиная с XVIII в. и до настоящего времени дубы преимущественно высаживают солитерами или чистыми группами.

Группы с участием хвойных обычно являются композиционными центрами, а поэтому вводятся ограниченно.

Включение кустарников завершает композицию группы, дополняя ее окраской листьев, ветвей, цветков. Группы деревьев окаймляются кустарниками в следующих случаях: для создания хроматических по цвету групп (вводят кустарники с яркой, пестрой окраской или красивоцветущие); для создания плотной, облиственной до земли группы; для объединения группы деревьев в единую композицию; для построения выразительного силуэта, очертания, объема групп; для создания групп длительного цветения.

В каждом парке в зависимости от его функции и характера ландшафта структуры групп специфичны. Наиболее типичными для Таврического сада являются группы из 3-10 деревьев; района долины Славянки в Павловске - 2-6 экземпляров, для Парадного поля - 9-18, района Белой березы - 100-200, Марсова поля - 5-10 кустарников.

В парках встречаются группы с количеством деревьев и кустарников от 2 до 25-30 и более, причем качество групп зависит не от количества составляющих ее экземпляров, а от подбора видов растений и их размещения. Группа из 2 деревьев (признанная, по литературным данным, как неудачная) в натуре часто производит хорошее впечатление: величественные столетние дубы (парк Александрия); клены остролистные на фоне массива из ели обыкновенной (Зеленогорск); ель обыкновенная и береза бородавчатая; ель обыкновенная и ива козья (Шуваловский парк).

Создание групп из 2 экземпляров разных видов требует тщательного подбора пород.

По величине группы разделяются на малые, средние и большие с учетом площади открытого пространства и самого парка. Группа, состоящая из 2-5 деревьев II или III величины (для быстрорастущих до 20 лет и медленнорастущих до 30 лет), для каждого парка является небольшой (площадь проекций крон 25-60 м2); группы в возрасте 50 лет и старше (100 м2 и более) можно отнести к средним, соотнеся категорию с размерами открытого пространства. Группа в диаметре свыше 50 м (650 м2 и более) является большой для любой площади парка. Величину групп можно определить по площади проекции ее крон в поперечнике. Соотнеся эти размеры с площадью парка, можно дать следующее подразделение групп по величине: малые - диаметр проекции кроны не более 25 м, средние - не более 50, большие - до 80 м. Высота группы определяется по самому высокому дереву (высота в парковом пейзаже является величиной относительной и оценивается путем сравнения).

Классификация групп по внешним признакам: А - структура: грубая, средняя, тонкая; Б - сомкнутость: 0,8, 0,3; В - форма насаждений: простая, сложная; Г - цвет: темная, светлая; Д - габитус: симметричная, асимметричная; Е - величина: большая площадь проекции крон, малая

Классификация групп по составу пород: 1 - чистые группы: а, б - лиственные, в, г - хвойные; 2 - смешанные группы: д - лиственные, е - хвойные, ж - смешанные
Схемы построения групп: А 1 - группа, 2 - ядро группы, 3 - подгруппы; Б - разнообразие восприятия группы (видовые точки 1 и 2); В - группы с различными формами просветов; Г (видовые точки 1 и 2) - ель и липа на первом плане, ива на первом плане
Кустарники в группах: 1 - обогащение цвета, фактуры; 2 - длительность цветения; 3 - создание монолита: а - при освоении новых территорий, б - при реконструкции старых

По дендрологическому составу группы бывают чистые и смешанные. Группы с небольшим количеством экземпляров от 2 до 5- 7 чаще бывают чистыми, например группы долины р. Славянки; в Таврическом саду; на Марсовом поле.

Группы от 10 до 20 растений - преимущественно смешанные по составу (район Парадного поля в Павловске, Верхний парк в Ломоносове).

Наблюдается следующее соотношение между количеством экземпляров и пород в группах:

Павловский парк: группа из 4 деревьев включает 1 породу; из 5 - от 1 до 4 пород; 8 - от 1 до 3; 6 - от 1 до 4; 11-3 породы; 16 - 4; 19 -5 и т. д.

Екатерининский парк в г. Пушкине: группа из 2 деревьев включает 1 породу, из 3 - 1-3 породы; 6 - 1-2; из 11 - 5 пород и т. д.

Группы, смешанные по составу, обладают потенциальной вариабельностью композиции и отличаются большой сложностью построения. Основой для построения таких групп может служить видовой состав древесных растений определенного типа леса, характерный для местных физико-географических условий.

Следует учитывать, что в смешанных группах происходит потеря декоративных качеств в случае совмещения деревьев и кустарников с различной долговечностью или в результате неблагоприятных взаимных влияний. Смена состава группы приводит к изменению ее декоративного облика.

В исторических парках смешанные группы образованы в основном лесообразующими породами. В современной практике садово-паркового строительства состав смешанных групп представлен более широким ассортиментом. Рассмотрим примеры положительных сочетаний древесных растений.

Дуб черешчатый, липа мелколистная, клен остролистный (примесь клена должна составлять не более 20%); липа мелколистная, клен остролистный, вяз гладкий, береза пониклая; сосна обыкновенная, клен остролистный, липа мелколистная; лиственница сибирская, ясень обыкновенный, клен остролистный, липа мелколистная; ель обыкновенная, дуб черешчатый, липа мелколистная, рябина обыкновенная (группа с малым количеством экземпляров, примесь дуба не более 20%); сосна обыкновенная и ель обыкновенная; сосна обыкновенная и лиственница сибирская; лиственница сибирская и ель обыкновенная.

Особую категорию составляют группы, создаваемые в лесных насаждениях путем ландшафтных рубок. Группы площадью более 0,3 га представляют собой небольшие участки леса (район Белой березы в Павловском парке).

Расположение деревьев и кустарников (построение) в группах имеет большое значение для формирования здорового, жизнеспособного фитоценоза и художественного облика.

Деревья в группах могут размещаться на равных расстояниях, симметрично по отношению друг к другу или несимметрично (свободное расположение).

Они бывают плотными, ажурными, часто объединенными тройками типа квинкус.

Расстояние между деревьями проектируется с учетом биологических особенностей каждой породы. Например, для светолюбивых пород (берез, ясеней, сосен), 3-5-7 м, для теневыносливых (кленов, лип) -1 -1,5-2-3-5 м. Несмотря на теневыносливость елей и пихт, при недостаточном доступе света они теряют нижние ветви, поэтому в больших группах для пихты рекомендуется расстояние 3-4 м, для ели - 4-5, для туи и можжевельников - от 0,4 до 2 м.

В малых по количеству экземпляров группах (2-5) растения почти не страдают от недостатка света. При близкой посадке растений (0,5 м) отмирают скелетные ветки, ориентированные внутрь группы, при расстоянии между деревьями 5-7 м кроны развиваются равномерно.

С увеличением количества деревьев в чистой группе меньшее значение имеет расположение их в плане, в смешанных целесообразно построение отдельными подгруппами растений по видам.

Кустарники в группах размещаются на 0,5-3 м друг от друга, в зависимости от их величины. Крупные (боярышник, сирень) высаживают на расстоянии 1-3 м друг от друга; средние (виды и сорта роз, снежноягодник) - 0,8-1,5; мелкие (барбарис Тунберга, некоторые виды спирей) - 0,1-0,7 м.

Древесные растения, образующие ядро средних и больших групп, высаживают на более близком расстоянии (иногда до 0,7-0,8 м) по сравнению с периферией группы, где растения высаживают иногда на 3-5-8-10 м от ядра группы и на 3-5 м друг от друга. Этим достигается высокая декоративность групп - здоровые, хорошо развитые кроны деревьев и кустарников.

При размещении растений на расстоянии 8-14 м группа может потерять свое значение и стать участком с рединным типом пространственной структуры.

В группах из деревьев 2-3 видов быстрорастущие светолюбивые растения занимают верхний ярус, а теневыносливые с медленным ростом - второй; деревья, размещенные по краю группы, развиваются более равномерно.

Таким образом, по построению группы разделяются на регулярные и иррегулярные, контрастные и нейтральные (построенные на нюансах одного декоративного признака), по цвету, структуре, форме, которые, в свою очередь, членятся на имеющие «ядро» и не имеющие его. Ядро группы формируется из одного или нескольких растений, обычно более высоких. Оно может быть чистым и смешанным по составу. Чаще наблюдаются чистые по составу и спокойные по цвету, реже - яркие или пестрые. При компоновке ядра из нескольких видов подбираются растения, близкие по окраске листвы, структуре, создающие плавный переход от светлых к более темным деревьям и образующие компактную основу группы.

При формировании ядра из хвойных деревьев с окружением из лиственных между растениями допускается расстояние 4-8 м.

В тех случаях, когда ядро создается из деревьев с ажурной светлой кроной, группа производит впечатление светлой, радостной; из деревьев с густой, темной кроной - строгой, торжественной.

Деревья, скомпонованные подгруппами, в больших смешанных группах находятся в лучших условиях для своего развития (площадь питания), что усиливает декоративность объема компонента. В редких случаях подобные группы строятся без ядра. Малые смешанные группы создают с учетом оценки декоративных качеств каждого экземпляра и в большинстве своем не имеют ядра.

По густоте посадки (или структуре) растения в группах можно разделить на: а) плотные, или густые, б) рыхлые, или ажурные, в) группы с просветами.

Плотные группы образуют монолитный объем, лишенный сквозной просматриваемости, а поэтому изолирующий пространство. Посадочные места в таких группах обычно сближены, имеются насаждения во втором ярусе и в опушке - словом, они строятся таким образом, чтобы получить густую массу зелени. Для построения плотной темной группы высаживают деревья соответствующей структуры (с густым ветвлением и облиствением) и окраски, на 0,5-3,5 м друг от друга или создают сложную по форме многоярусную группу из деревьев различного возраста так, чтобы крона одного дерева проектировалась на другую и закрывала просветы между деревьями. Подобные группы составляют из пород теневыносливых, и по размерам они бывают средние и большие. Используя разнообразные виды деревьев и кустарников, можно достигнуть той или иной плотности (густоты) смешанной группы. Чистые по составу пород, густые без просветов группы скомпоновать сложнее.

Для размещения кустарников под пологом древесных насаждений подбираются породы теневыносливые, такие, как дерен сибирский, снежноягодник, смородина альпийская, смородина золотая, жимолость обыкновенная, можжевельник обыкновенный, бузина красная, калина обыкновенная и др. Кустарники, не выносящие затенения, высаживают на расстоянии 2-5-10 м от деревьев. При этом они лучше растут и развиваются, имеют здоровый вид. Кустарники рядом с деревьями (0,3-1 м) хуже развиваются, а вблизи деревьев, имеющих поверхностную корневую систему, погибают.

Кустарники, окаймляющие группу, могут закрывать ее кольцом в том случае, если она - элемент регулярной композиции. В пейзажной композиции это производит впечатление искусственности, лишает группу интересных объемов - выступов, углублений. Группа более живописна при размещении кустарников в одном или нескольких местах. Кустарники высаживают по 3-5 или 7-12 экземпляров.

Рыхлые, или ажурные, группы представлены редкими посадками, позволяющими хорошо развиться каждому растению. Они имеют сквозную просматриваемость (поэтому их называют еще сквозистыми), т. е. сквозь стволы и кроны деревьев виден задний план пейзажа - луг, вода, стена насаждений.

Для построения ажурных групп деревья высаживают на расстоянии от 3 до 9 м друг от друга. Они формируются преимущественно из светолюбивых (сосна, береза, лиственница), а также теневыносливых пород (пихта, ель, липа) - при редком размещении деревьев. Ажурные группы состоят из 3-10 экземпляров с интервалом посадки 0,5-3- 5-11 м. При этом ажурность создается благодаря тонкой структуре высокоподнятых крон и редкой расстановке деревьев.

Для создания ажурных групп из кустарников подбираются растения тонкой структуры, которые высаживают на расстоянии 2-3 м и более друг от друга.

Группы с просветами представляют собой структурный вариант ажурных, реже плотных групп. По количеству экземпляров они отличаются от ажурных групп. В группу часто включают кустарники. По составу они могут быть чистыми и смешанными, из светолюбивых и теневыносливых растений.

Величина просвета в небольшой группе бывает 0,5-3-5 м (для взрослых деревьев), но не более, иначе нарушаются единство и цельность. В больших группах величина просвета может доходить до 5-9 м.

Группы кустарников чаще создают сплошные, но иногда, чтобы открыть вид на дерево, кустарник, цветник, группу разрывают небольшим просветом до 2-3 м величиной.

Наиболее характерные приемы построения групп:

1. Регулярное размещение растений (квинкус, простые ряды, шахматный порядок, круг, «подкова» и др.)

2. Сближенное расположение растений или высадка в один котлован - группы-букеты (смешанные и чистые по составу).

3. Создание чистых по составу групп типа «шатер» из разновозрастных саженцев.

4. Создание групп смешанного состава типа «шатер» из деревьев и кустарников.

5. Создание групп со свободным размещением деревьев - чистые и смешанные по составу породы.

6. Создание групп протяженной композиции, рассчитанные на 2-3 основные видовые точки (группы вдоль дорог, группы-арки на дорогах).

7. Группы, формирующиеся в сочетании с солитерами.

Форма группы является одним из основных декоративных качеств. Она оказывает влияние на характер пейзажа и зависит от подбора древесно-кустарниковых растений и их компоновки. Из растений с регулярным и иррегулярным типом крон компонуются группы с симметричным и асимметричным равновесием, сферические, островершинные и контрастные (одноярусные простые и многоярусные сложные).

При соответствующей компоновке растений группа в зависимости от видовой точки меняет форму (до 3-5 вариантов). Силуэт больших групп (при участии высоких деревьев с пирамидальной, колонновидной формой) строится с 2-3 вертикалями. Наиболее интересными в пейзажных парках являются асимметричные группы с большей высотой по отношению к ширине и четким определенным силуэтом.

Архитектоника группы определяется типом ветвления, толщиной ветвей, расположением листвы, величиной и формой листовых пластинок древесных растений. Различаются группы с грубой, средней, тонкой и смешанной структурой. Фоном чаще всего служат деревья, близкие по структуре. Компоновка групп определяется их назначением в пейзаже. Для увеличения глубины перспективы на первый план высаживаются деревья с грубой структурой, а на задний - с тонкой.

Красочность группы зависит от составляющих ее видов и является очень важным качеством, от которого иногда полностью зависит эффект композиции. В парках встречаются как однотонные группы (50-70%), так и контрастные (30- 35%) по цвету. Цветовой эффект группы обычно рассчитан на разные сезоны года.

По назначению в пейзаже выделяются:

Группы, являющиеся главным композиционным центром парковой картины. Они размещаются в так называемых карманах, на полянах, завершают перспективу, закрепляют повороты дорожек, у воды;

Группы, создающие фон для сооружения или других акцентов;

Группы как переход от массива к открытому пространству;

Группы, образующие парковые кулисы - «рамы», разграничивающие пространство на отдельные виды и группы, создающие многоплановые перспективы;

Группы в опушке массива или куртины, выделяемые как акценты.

Все рассмотренные свойства древесных групп необходимо учитывать при их анализе и оценке. При этом, как правило, в первую очередь воспринимается степень яркости группы, ее величина, высота, форма, структура и красочность. В некоторых случаях только одно качество выступает особенно рельефно и производит эффект - величина, форма или цвет. При комплексном воздействии этих качеств живописность и выразительность группы увеличиваются. К этим качествам можно было бы отнести еще аромат и шелест листвы, рассчитанные на обоняние и слух человека.

При создании групп - компонентов паркового пейзажа следует использовать опыт, накопленный в садово-парковой, лесокультурной и лесоводственной практике.

Возраст древесно-кустарниковых групп . Состав пород определяет долголетие групп. Л. Рубцов подразделяет породы по долговечности на 3 категории: малая, средняя и большая. Деревья малой долговечности начинают дряхлеть во второй половине первого столетия, например многие тополя, березы, черемухи, яблони, груши, рябины. Деревья средней долговечности - со второго столетия жизни, к ним можно отнести большинство наших лесообразующих пород (ель, пихта, клен). Деревья большой долговечности - начиная с третьего столетия, к ним можно отнести дуб, ясень, орех маньчжурский, лиственницу.

При проектировании парков необходимо учитывать продолжительность жизни видов, входящих в состав групп. Различная долговечность составляющих группу растений приводит к разрушению структуры задуманной художественной композиции. Л. Рубцов приводит пример группы из клена Шведлера и тополя черного ф. пирамидальная (клен в 30 лет вступает в период полного развития, а тополь дряхлеет к 50 годам; замена тополя более долговечным пирамидальным дубом могла бы сохранить композицию).

Динамика развития деревьев в группе:

При составлении групп необходимо представлять ход роста и развития составляющих их древесных растений.

Быстрорастущие древесные породы скорее достигают кульминации возраста и прекращают рост, а медленнорастущие - позднее.

Неблагоприятные условия местопроизрастания (уплотнение почвы, вытаптывание, недостаток питательных веществ и др.) приводят к отставанию в росте, появлению суховершинности, преждевременной гибели насаждений. Особенно большое количество питательных веществ необходимо в период усиленного роста (в 10-40 лет), когда образуется основная масса ветвей и листьев.

Деревья редко доживают до своего предельного возраста. Причиной их гибели являются ветровалы, лесные пожары, рекреационные нагрузки, а в городе - целый комплекс неблагоприятных факторов.

Процесс старения дерева внешне выражается постепенным и притом устойчивым ослаблением его жизнедеятельности - отмиранием веток, уменьшением количества листвы, ослаблением прироста. Процесс отмирания скелетных веток у взрослых деревьев, как показывают наблюдения, начинается суховершинностью, которая вначале наблюдается на наиболее слабых скелетных ветвях высших порядков.

В средних и больших одновозрастных группах процесс старения начинается раньше у деревьев, расположенных в середине группы, у которых отмирание происходит обособленными секторами кроны, начиная от наиболее слабых и хуже ориентированных скелетных веток и кончая сильными.

Из древесных пород, доживающих до 200 лет, можно создавать долговечные группы, которые на протяжении десятков лет дают равный по силе эффект (взрослые деревья), а следовательно, в целом сохраняющие задуманный характер парковой картины. Продолжительность эффекта такой группы следует оценивать не только неделями, годами, но и на протяжении всей жизни дерева - это так называемый «постоянный» эффект.

Деревья до 25-30-летнего возраста довольно заметно меняют свой облик, а затем производимый эффект становится более или менее постоянным в течение многих лет и даже усиливается. У долговечных древесных растений этот период может продолжаться 100-300 лет, у недолговечных - 50-70 лет. В конце этого периода декоративность утрачивается - деревья, доживая до своего предельного возраста, постепенно отмирают. У кустарников сроки жизни иные, они ежегодно меняют облик до 6-15 лет, затем наступает равновесие в развитии и, наконец, постепенное отмирание.

По И. Малько ежегодное отмирание деревьев происходит примерно в размере 2%, а кустарников - 4-5% от общего количества.

Кустарники менее долговечны, чем деревья, но некоторые из них доживают до 100-400 лет. Как указывает Кожевников, кусты шиповника доживают до 400 лет (предельный возраст) , лещина - 100, можжевельник - 300, мелкие кустарнички брусники - 300 и более лет. До своего предельного возраста кустарники в садах доживают редко, так как теряют декоративность, и обычно их омолаживают или заменяют.

Кустарники к старости оголяют стволы, высоко поднимают кроны и приобретают неряшливый вид (например, чубушник обыкновенный, спирея средняя, жимолость татарская, роза морщинистая и др.). Некоторые кустарники, несмотря на большой возраст, долго сохраняют декоративность (боярышник сибирский, ирга круглолистная и др.).

В период формирования парка особое значение имеют быстрорастущие породы или породы с малой долговечностью, которые затем постепенно удаляют, освобождая место растениям со средней и большой долговечностью.

Основные парковые композиции следует создавать из долговечных пород. В больших парках древесные насаждения в основном состоят из пород средней и большой долговечности.