Психология и эзотерика

Психологический анализ проблемы клиента. Эти приемы испся в основном на стадии расспрашивания после исповеди клиента. Общая цель беседы получить от клиента полную искреннюю инфо о его ситуации и проблеме; добиться доверия к консту развить спость клта к анализу проблемы. Терапевтическое значение: клиент понимает что чтото можно делать что ситуация не безнадежна происходит расширение диапазона реакций клиента снятие безнадежности повышение уверенности в себе.

11. Психологический анализ проблемы клиента.

Проблемная ситуация — ситуация, кот. вызывает стресс и фрустрацию; содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения соотношение обстоятельств и условий, в которых разворачивается деятельность индивида или группы. Проблемной жизненная ситуация становится тогда, когда личность не может выбрать адекватную линию поведения. Чаще всего это случается потому, что происходящие события предъявляют человеку требования, с которыми он не может справиться.

Проблема – то, что наиб. беспокоит или наиб. значимо в проблемной ситуации; отображение в сознании не только объективных трудностей, сложности ситуации, но и собственной несп-ти справиться с ней самостоят. На консультации следует помочь выявить проблему, сформул-ть ее, отделить в ней реалистические и надуманные компоненты, разобраться в хар-ре затруднений, кот. возникли у кл-та. Проблема сост. из неск. компонентов. Необход. оценить: на кого можно опереться при решении проблемы (сформулировать круг опоры) и опыт решения проблем.

Запрос – то, чего хочет кл-т, желаемая цель работы. Часто первичный запрос неадекватен и его нужно переформулировать.

Техника ведения консультативного опроса. Техники - частные формы психологической работы в рамках единой технологии, направленные на решение одной из задач консультации. Техники: присоединение, перефразирование, отражение чувств кл-та, распрашивание, постр. вопросов, резюмирование, интервью, убеждение, отзеркаливание, возвращение противоречий. Консультативная беседа, диалог, интервью - сложная технология, основанная на ряде техник и приемов. Эти приемы исп-ся в основном на стадии расспрашивания (после исповеди клиента). Общая цель беседы - получить от клиента полную, искреннюю инфо о его ситуации и проблеме; добиться доверия к конс-ту, развить спос-ть кл-та к анализу проблемы. Поэтому технология ведения беседы включает: правила структурного плана (рекомендации к композиции беседы, ее общей структуре), требования к формально-динамическим особенностям речи (тембр, темп, интонации), требования к построению вопросов, к выбору адекватного вида вопросов.

Композиция беседы: постепенное усложнение вопросов от простых - к сложным, и затем в конце расспрашивания - вновь простые, уточняющие вопросы. Вся беседа должна быть разделена на логические блоки, объединенные общей темой. В ходе беседы необходимо давать клиенту обратную связь, подводя итоги какой-либо части интервью, сообщая о своем понимании и т.п. Говорить следует в умеренном темпе, придерживаться той эмоц. окраски голоса, кот. соотв-ет теме беседы. Вопрос не длинный (8-10 слов). Не содержит сложных речевых конструкций. Есть вопросное слово, акцентированное в речи: кто, какой, сколько, где и т.д. Вопрос не содержит абстрактных или чересчур общих понятий: счастье, прогресс и т.п. Вопрос не содержит специальных терминов, содержание которых не известно собеседнику. Вопрос не содержит сразу два вопроса (двойной вопрос).

  1. Поведенческий анализ: Вид и форма, Степень выраженности, Стадия сформированности, Какой ущерб причинило самому человеку, Какой ущерб нанесен окружающим, Наблюдается ли снижение уровня социальной адаптации, Ситуация, в которой впервые имело место, Ситуации, в которых проявляется в настоящее время, Что обычно предшествует, Психо-физическое состояние непосредственно во время, Последующее событие, Реакция окружающих, Что/кто провоцирует, Что исключает данное поведение.
  2. Конституционально-биологические предпосылки.
  3. Индивидуально-личностные особенности, поддерживающие.
  4. Социально-групповые условия, поддерживающие ОП.

Также выясняем:

  • Ведущие осознаваемые мотивы: двигательная активность, переключение внимания.
    • Скрытая психологическая выгода
    • Ресурсы личности

Помощь в принятии решения. Этапы принятия оптимального решения:

  1. составить банк возможных решений (набрать любые варианты, некритично. Терапевтическое значение: клиент понимает, что что-то можно делать, что ситуация не безнадежна, происходит расширение диапазона реакций клиента (снятие безнадежности, повышение уверенности в себе). Первичная оценка вариантов решений.
    1. Взвешивание всех вариантов, обнаружение преград для реализации. Устанавливаются приоритеты – как клиент хочет решить проблему (быстро, легко, экономно и т.д.). Перебираются варианты решения проблема по эффетивности, неэффективности.
      1. некоторые методы действия необходимо обсуждать более подробно. Проработать план реализации. Можно прописать и при необходимости проиграть. Написанный сценарий можно предложить клиенту. Человек понимает, что можно надумать много вариантов, понять преграды, аналитически взглянуть на проблему. Предпринимать различные попытки, не получается одно, использовать другое. Активность клиента его самого успокаивает, понимает, что проблема потенциально решабельна.
      2. Закрепление мотивации. Мы должны быть уверены, что клиент будет проявлять активность. Негобходимо убедить, что никто кроме него не будет работать с его проблемой. Найти особенности, на которые он может опереться. Сформулировать самоприказ, чтобы человек произнес, что он собирается предпринять. Необходимо конкретное планирование действий. Психологический прием – оправдать ожидание консультанта.

10. Психологическое консультирование как технология психологической помощи.

Психологическое консультирование – непосредственная работа с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа. Суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь специальными профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых он переживает свои новые возможности в решении его психологических задач.

Цели и задачи консультирования зависят от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации консультанта. Можно выделить несколько универсальных задач, которые в большей или меньшей степени упоминаются теоретиками разных школ:

  1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.
  2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
  3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.
  4. Способствовать изменению отношения к проблеме (от «тупика» к «выбору решения»).
  5. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.
  6. Облегчить реализацию и повышение потенциала личности.

Этические принципы консультирования:

1. Не нанесение ущерба клиенту – организация работы консультанта должна быть такой, что бы ни процесс, ни результаты не наносили ущерба здоровью, состоянию и социальному положению.

2. Принцип компетентности консультанта – консультант имеет право браться за решение только тех вопросов, в которых он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями в выполнении психологический или каких либо других воздействий.

3. Принцип беспристрастности – недопустимо предвзятое отношение к клиенту, какое бы субъективное впечатление, он не производил своим видом, юридическим и социальным положением.

4. Принцип конфиденциальности – материал или информация, полученная консультантом в процессе работы с клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению.

5. Правила осведомленного согласия – необходимо извещать клиента об этических принципах и правилах психологической деятельности.

Планирование индивидуальной консультации :

  1. знакомство (представляемся, уточняем имя клиента, объясняем цели и возможности работы) 1-3 мин.
  2. раппорт (снять напряжение, расположить к искренности, поговорить на нейтральную тему) 1-5 мин.
  3. исповедь (требуется внимательно слушать, никогда не перебивать и не задавать вопросов; нейтральное поведение) 15-20 мин.
  4. утешение (выражаем сочувствие, демонстрируем сопереживание; подаем надежду) 2-5 мин.
  5. этап анализа (вместе согласованно видим ситуацию и делаем запрос) 10-20 мин.
  6. поиск решения (выявляем неэффективное решение; поиск новых вариантов) 10-20 мин.
  7. мотивирование и прощание (мотивировать клиента на активные действия, повысить уверенность в себе, обсудить стратегии реализации ситуации) 3-5 мин.
  8. Нужно выразить клиенту удовлетворение от работы с ним, поблагодарить его за труд и усилия.

PAGE 1


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16057. Описание предметов одежды и обуви следов повреждений и наложений как вещественных доказательств 278 KB
МВД Украины Университет внутренних дел Н.Н. Тагаев Н.И. Козаренко ОПИСАНИЕ ПРЕДМЕТОВ ОДЕЖДЫ И ОБУВИ СЛЕДОВ ПОВРЕЖДЕНИЙ И НАЛОЖЕНИЙ КАК ВЕЩЕСТВЕННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ Учебное пособие Под редакцией профессора А.Н. Ярмыша...
16058. Акционерное право США и России. Сравнительный анализ 947.5 KB
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ. ББК 67.99295 С79 Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России сравнительный анализ. М.: Издательство Спарк 1996.112 с. Сыродоева О.Н. магистр права Университет штата Виржиния США Для юристовпрактиков студентов и преподавателей ю...
16059. Устная речь следователя при осуществлении допросов на предварительном следствии с применением звуко- и видеозаписи 149 KB
Устная речь следователя при осуществлении допросов на предварительном следствии с применением звуко и видеозаписи учебнопрактическое пособие / Калинингр. унт; Ю.И. Сучков. Калининград 1998. Методические указания и примерные образцы процессуальных документов пред...
16060. Правовые системы стран мира 7.59 MB
Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник. 3е изд. перераб. и доп. / Отв. ред. докт. юрид. наук проф. А.Я. Сухарев. М: Издательство НОРМА 2003. Коллектив авторов: Решетников Ф.М. доктор юридических наук Батлер У.Э. доктор права Лондонского универси
16061. Патентознавство. Підручник 2.06 MB
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ У КРАЇ і. І УЖГОРОДСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ УНІВЕРСИТЕТ Л.М. Сусліков В.С. Дьордяй ПАТЕНТОЗНАВСТВО Рекомендовано Міністерством освіти і науки України як навчальнометодичний посібник для студентів КИЇВ 2005 вищих навчальних закладів...
16062. Заведомо незаконное задержание, вопросы квалификации 446.5 KB
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ СИБИРСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ П.Л. Сурихин ЗАВЕДОМО НЕЗАКОННОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ: вопросы квалификации Учебное пособие КРАСНОЯРСК 2003 ББК 00.000 Сури
16064. Адвокатура в Российской Федерации 2.01 MB
Происходящая в России демократизация политической и экономической системы, конституционное провозглашение правового социального государства вызывает необходимость коренной реорганизации форм и методов деятельности...
16065. Основи ораторського мистецтва 320 KB
ББК 83. 079 Стец В.А. Стец І.І. Костючик М.Ю. Основи ораторського мистецтва. Навчальний посібник. Економічна думка Тернопіль 1998. 60 с. Посібник дає систематичне уявлення про ораторське мистецтво як прикладну і теоретичну дисципліну. Всебічно проаналізований процес о

Психологические оценки, согласно Kleinmuntz (1982; цит. по: Gelso, Fretz, 1992), -- это системные или стандартизированные процедуры наблюдения за поведением. По существу, оценками занимается большинство психологов. На основании сопоставления поведения разных людей и анализа поведения одного и того же индивида в разные промежутки времени делаются обобщения о целях прогноза. Поэтому психологическая оценка имеет большое значение как для теории психологического консультирования, так и для практики. Оценка широко применяется во многих областях психологии, однако ее применение в консультировании имеет один важный аспект: мы предоставляем клиенту новые сведения о нем и его перспективе.

Психологическая оценка -- это очень широкое понятие. Например, Сох (1988) говорит о трех аспектах возможной оценки клиентов:

нозологическом (причисление клиента к определенной нозологической категории);

психодинамическом (выделение доминирующих механизмов психологической защиты, обусловленных онтогенетически);

экзистенциальном (анализ субъективного мира клиента).

В общем, психологической оценке подлежат самые разные сведения об особенностях людей: оценивается информация о клиенте, полученная во время беседы, результаты психологического обследования, сны, творчество и т.п. Далее мы поговорим об этом подробнее.

Проблемы и их вербализация

Хотя книга посвящена работе консультанта с самыми разными проблемами людей, установление их конкретного характера позволяет выделить и некоторые универсальные аспекты затруднений клиентов.

Каждая проблема человека -- это констелляция его чувств, мыслей и интенций. Поэтому ее можно разрешить, меняя свою жизнь -- ее образ, отношения, внутреннюю ориентацию. Иногда возникает соблазн во всех своих проблемах обвинять окружение (или наследственность). Окружение бесконечно важно как арена, на которой человек борется за себя, однако думать, что окружение является причиной трудностей личности, -- неконструктивно и неправильно. Как говорит May (1967), окружение представляет собой шахматную доску и фигуры, однако по доске и фигурам нельзя предвидеть, как будет происходить игра. May продолжает:

"Некрасивая девушка может жаловаться, что такой родилась, однако надо помочь ей понять, что некрасивость появляется из-за неумения подать свою внешность в выгодном свете вследствие ошибочных установок".

Каждый из нас имеет трудности в жизни. May (1967) признается: "Откровенно говоря, я не встречал клиента, проблем которого не усматривал бы и у себя, по крайней мере потенциально". Поэтому первое и важнейшее положение в консультировании (о котором консультант должен сообщить клиенту): наличие проблем -- это нормальное явление. Осознание данного положения представляет первый шаг к устранению проблем. Серьезные нарушения вызывает только затянувшаяся неспособность решать свои проблемы или научиться жить с ними.

Расстройство в одной сфере жизни, как правило, вызывает нарушения и в других сферах. Например, нарушение межличностных отношений в семье обычно приводит к расстройству сексуальной сферы партнеров. Можно найти бесконечное множество таких примеров. Поэтому обычно нет оснований говорить об одной проблеме, они существуют своеобразными "гроздьями". Этот взгляд противоречит распространенному в практике консультирования положению, когда делается попытка идентифицировать именно конкретную проблему. Однако попытка свести сложности и трудности жизни к какой-либо одной проблеме часто обусловливает неправильное понимание их истинных причин.

Каждая проблема, несмотря на видимую типичность, является неповторимой и обязательно требует индивидуального подхода. В этом смысле было бы ошибочно думать, что могут существовать какие-либо алгоритмы решения отдельных проблем. Каждый случай консультирования уникален и требует понимания в контексте жизни конкретного клиента.

Все проблемы, с которыми мы сталкиваемся в консультировании, имеют свою историю возникновения и развития. Когда консультант знакомится с проблемами клиента, чаще всего выясняется их долгое вызревание перед прорывом в повседневную жизнь. До прихода к консультанту клиент, как правило, пытался самостоятельно решать свои проблемы, и о таких попытках и результатах консультант должен знать. Нередко неудачи собственных усилий впоследствии принимаются за основные причины существующих проблем.

Иногда работа над проблемами клиента уподобляется доказательству геометрических теорем. Не следует забывать, что каждая проблема имеет глубокие личные корни. Если мы будем излишне интеллектуализировать и объективировать проблему, то столкнемся с угрозой недооценки значения чувств в ее возникновении и разрешении.

Каким же образом можно установить иерархию проблем? Прежде всего важно выяснить, насколько неудовлетворенная потребность и недостигнутая цель значимы в жизни клиента. Потом следует установить, в какой степени блокируется цель или фрустрируется потребность. Также важно, сколько времени существует проблема. Если она имеет длинную историю, клиент уже мог найти много способов (чаще всего непригодных) компенсации, которые затрудняют выявление подлинных причин трудностей. Очень значимо понимание истоков проблемы самим клиентом. Если понимание ошибочно, клиент уже построил целый ряд объяснений, не соответствующих реальности и затрудняющих развязку.

Существенную роль в консультировании играет идентификация и вербализация проблем. Передать свои затруднения словами не так просто, как может показаться на первый взгляд. Вообще в консультировании мы говорим с клиентом о вещах, которые он знает, однако они никогда не были точно высказаны. Проблемы скорее всего находятся "в голове". Это похоже на нередко встречающийся феномен, когда мы знаем слово, но назвать его не можем; в таких случаях говорят "слово вертится на кончике языка". В консультировании бесконечно важно точно обозначить проблему, поскольку в самом процессе наименования, вербализации, как и при сдаче письменного экзамена, выясняется, что мы знаем в действительности, а что нам только кажется известным. Вербализация проблем также придает реальность несформулированным мыслям, чувствам, фантазиям, мечтам. Наименование устраняет эфемерность. Вербализация выполняет еще одну функцию. Она помогает клиенту в определённой степени отделить себя от окружающего мира и от мира своих эмоций и мыслей. Высказывания о себе создают психическую дистанцию от самости; такая дистанция необходима при желании понять, контролировать, а также изменять себя. Сам факт вербализации делает возможной критическую оценку ситуации. Если клиент говорит о своих чувствах, то по крайней мере в данный момент они не управляют им. При высказывании "Я сержусь" происходит отдаление от этого чувства. Высказать то, что чувствуешь, -- это первый шаг в направлении контроля над чувствами. Поэтому вербализация проблем очень важна, даже если они представляются неразрешимыми.

Диагностика: "за" и "против"

Психологический диагноз опирается на анализ и объяснение проблем клиента. Он включает причины трудностей клиента, их развитие во времени, отнесение к определенному классу проблем, определение специальных способов помощи и прогноз вероятности благоприятного исхода (Corey, 1986).

С первых попыток дифференцировать психологические проблемы, чтобы точнее установить, какая помощь нужна в каждом конкретном случае, в процессе диагностики следуют принятой в медицине модели, суть которой составляют три основных шага:

установление симптомов;

установление их причин;

нахождение эффективных способов лечения этих симптомов.

Однако очевидно, что психические нарушения изрядно отличаются от соматических (телесных) расстройств и болезней. Симптомы психических нарушений не настолько гомогенны, как соматические симптомы. Например, симптомы воспаления легких намного более взаимосвязаны, чем, скажем, симптомы шизофрении. Поэтому применение медицинской модели идентификации проблем в современном психологическом консультировании и психотерапии малополезно и едва ли оправдано. Между отдельными школами психологического консультирования и психотерапии существуют довольно явные противоречия в отношении диагностики.

Представители разных теоретических ориентаций, как правило, выносят на первый план неодинаковые аспекты затруднений клиента. Например, аналитически ориентированный консультант большее внимание уделяет психодинамике, бихевиорист -- поведенческим проявлениям, а представитель экзистенциальной терапии -- субъективному миру. Это делает системы психологической диагностики нестабильными и говорит не в их пользу. Наконец, если в медицине определенный диагноз практически всегда предполагает специфическое лечение, соответствующее уровню развития медицины в данный момент, то в психологическом консультировании характер и способы помощи легче предугадать по теоретической ориентации консультанта, нежели по проблемам клиента (Gelso, Fretz, 1992).

Все эти обстоятельства заставляют обсудить аргументы "за" и "против" диагностического подхода в психологическом консультировании и психотерапии.

Консультанты, настаивающие на необходимости диагностики (чаще всего представители психоаналитической и бихевиористской ориентаций), утверждают, что диагноз, основанный на оценке поведения клиента в прошлом и настоящем, позволяет правильно планировать процесс психологической помощи. По их мнению:

диагноз позволяет предвидеть дальнейшее развитие нарушения;

диагноз определяет особую стратегию помощи при различных нарушениях;

диагностические схемы позволяют эффективно сотрудничать профессионалам, поскольку каждая диагностическая категория соответствует конкретным характеристикам поведения;

диагноз определяет границы научно-исследовательских работ (Corey, 1986).

Радикальные критики диагностического подхода, а среди них большинство составляют представители экзистенциально-гуманистического направления, полагают, что диагноз в консультировании вообще не нужен, а может быть, даже вреден. Они выдвигают следующие основные аргументы:

диагноз обычно выражает экспертный взгляд консультанта со стороны на поведение и переживания клиента без принятия во внимание субъективного значения событий;

диагноз игнорирует сложность человека; по мнению Rogers (1951), большинство диагнозов упрощают поведение и субъективный мир; кроме того, происходит ориентация не на индивидуальность, а на сходство между людьми, и тем самым игнорируются потенциальные возможности каждого человека и отдается предпочтение стереотипизации;

при попытке вместить человека в рамки диагностических категорий он принижается, потому что превращается в объект; наконец, большинство клиентов, с которыми мы сталкиваемся в консультировании, нельзя причислить ни к одной категории; у них существуют трудности приспособления к жизни, которые не чужды многим людям; клиенты просто нуждаются в помощи, чтобы восстановить способность преодолевать возникающие проблемы; наилучший способ понять другого человека -- это погрузиться в его субъективный мир, а не прибегать к классификациям;

диагноз сужает поле зрения консультанта по отношению к клиенту, заставляет его принимать во внимание лишь то, что вмещается в поставленный диагноз, а это чаще всего проявления, связанные с различными недостатками, и тем самым забывается главнейшая предпосылка консультирования -- ориентация на потенциальные возможности человека, рост личности, развитие;

диагноз заставляет человека принять тот способ поведения, который навязывается диагнозом, а людей из окружения клиента -- оценивать его по поставленному диагнозу; по мнению известного английского психиатра и лидера антипсихиатрического движения Laing (1967), клиент часто принимает навязываемую консультантом точку зрения и начинает соответственно оценивать свое поведение: "Я сумасшедший. Так что вы можете ждать от меня?" По мнению Szasz (1968), диагноз в большинстве случаев не столько разрешает проблемы, сколько обостряет их: когда психологические проблемы, за которые клиент обязан принять на себя ответственность, превращаются в диагнозы, клиент, по сути, освобождается от ответственности за свои действия.

О некоторых опасностях диагностики говорят и не слишком радикальные ее противники (Bramer, Shostrom, 1982):

на основе недостаточных данных можно сделать ошибочные выводы;

консультант очень долго занимается историей жизни клиента и уделяет мало внимания его насущным поведению и установкам;

у консультанта возникает соблазн передовериться результатам тестирования;

при диагностике слишком много внимания уделяется патологическим реакциям клиента и недостаточен интерес к здоровым и творческим аспектам его жизни;

диагностика формирует оценочную установку в отношении клиента и побуждает давать указания, что он должен делать.

Еще одна опасность, связанная с диагностикой, возникает, когда в консультировании мы сталкиваемся с представителями разных культур, потому что нормой обычно считаются доминирующие культурные стереотипы. Sue (1981) приводит пример, когда клиенты азиатского происхождения в американской среде оценивались как сильно заторможенные, поскольку неохотно раскрывались, проявляли неуверенность и эмоциональную сдержанность. В американской культуре одобряются совсем противоположные стандарты поведения. Не удивительно, что азиаты, ориентированные на проявление эмоций и скрытность вне семейного круга, кажутся американцам странными.

По мнению Kennedy (1977), диагноз является никчемным, если он создает дистанцию между консультантом и клиентом. А так и случается при ремесленном взгляде на консультирование, когда диагностика становится основным предметом занятий консультанта. Диагноз также ничего не дает, когда он настолько формализован, что мешает искреннему и спонтанному отношению к клиенту. Категоризация клиентов, их "раскладывание по полочкам" по существу разрушает консультативный контакт. Ведь каждый чувствует себя неуютно и неприятно, когда кто-то пытается причислить его к одной из категорий вместо попытки понять.

Обобщая аргументы "за" и "против" диагностики в психологическом консультировании, можно утверждать, что одинаково неприемлемы обе крайние точки зрения. Диагностика -- составная часть процесса психологического консультирования, при котором мы стремимся к более глубокому пониманию клиента. От первой до последней встречи как клиент, так и консультант находятся в процессе поиска и откровения. Даже отказываясь от строгих рамок диагностики, консультант должен задать себе вопросы:

Что происходит сейчас в жизни клиента?

Что ожидает клиент от консультирования?

Каковы потенциальные возможности и ограничения клиента?

Как далеко и глубоко следует заходить в консультировании?

Какова основная психодинамика в теперешней жизни клиента?

Отвечая на эти вопросы, консультант определяет желания клиента и возможность достижения целей консультирования. В этом смысле диагностика является перманентным процессом, продолжающимся столько же, сколько и консультирование, и помогающим консультанту концептуализировать проблемы клиента.

Наконец, если абсолютно игнорировать диагноз, следует пренебречь такими реальными заболеваниями, как, например, шизофрения и маниакально-депрессивный психоз, а это уже этическая проблема. Ведь при указанных психических расстройствах человек опасен для себя и окружающих.

По мнению Bramer и Shostrom (1982), диагноз должен отражать стиль жизни клиента и помогать консультанту планировать стратегию и тактику своей деятельности, эффективно прогнозировать ее результаты и в то же время во избежание серьезных ошибок не упускать из виду реальную патологию в поведении клиента. Настоящий консультант, как подчеркивают вышеупомянутые авторы, "понимает клиента и диагностически, и психотерапевтически".

Психологический анамнез

Консультант может разобраться в причинах возникновения у клиента проблем только в контексте достаточно полной информации о нем. Эта информация и составляет психологический анамнез. Однако невозможно собрать всю нужную информацию о клиенте за одну встречу. Обычно больше внимания этому уделяется во время первых встреч, но важно не забывать, что в ходе всего консультирования следует дополнять "портрет" личности клиента новыми деталями. Собирание анамнеза начинается с рассказа клиента о себе и своих проблемах. Дополнительную информацию мы черпаем из наблюдения за поведением клиента, тестирования и других средств (сны, рисунки, сочинения).

Необходимость психологического анамнеза не вызывает принципиальных возражений, хотя представители экзистенциальной ориентации больше исследуют современную жизненную ситуацию и не требуют от клиента столь детальных сведений о себе, как, например, психоаналитики.

Существуют различные схемы сбора психологического анамнеза. По одной из них выделяются три основных блока информации о клиенте:

Демографическая информация:

возраст клиента;

семейное положение;

профессия;

образование.

Актуальные проблемы и нарушения:

возникновение, развитие и продолжительность затруднений;

события в жизни, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем;

возраст, в котором возникли проблемы;

изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные возникновением проблем;

непосредственная причина обращения клиента;

предшествующие попытки разрешения проблем (самостоятельно или с помощью других специалистов) и результаты;

употребление лекарств;

семейный анамнез (особенно психические болезни, алкоголизм, наркомания, самоубийства).

Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения):

раннее детство (обстоятельства и очередность рождения, основные воспитатели, отношения в семье);

дошкольный период (рождение братьев и сестер, другие значительные события в семье, первые воспоминания);

младший школьный возраст (успехи и неудачи в учебе, проблемы с учителями и ровесниками в школе, отношения в семье);

отрочество и юность (отношения с ровесниками, лицами другого пола, родителями, успехи и неудачи в школе, идеалы и устремления);

взрослый возраст (социальные отношения, удовлетворенность работой, браком, отношения в семье, половая жизнь, экономические условия жизни, утрата близких людей, возрастные изменения, употребление алкоголя, наркотиков, психологические и экзистенциальные кризисы, планы на будущее).

В каждом случае, конечно, не требуется информация в полном объеме; всегда надо руководствоваться критериями разумной необходимости. Эта схема скорее отражает важные этапы в жизни клиента, время возникновения и усугубления проблем, что облегчает ориентацию в ходе консультирования.

Как известно, A. Adler считает очередность рождения важным фактором в возникновении жизненных проблем. Затронем эту тему несколько глубже, тем более что она недостаточно освещена. Важность очередности рождения связана с очень ранним формированием основных установок личности.

Старший ребенок в семье обладает ярко выраженным чувством ответственности. В первые годы жизни он испытал любовь и заботу родителей, и это способствует определенной эмоциональной стабильности. К ответственности первенец приучается с ранних лет, помогая родителям, в частности, присматривать за младшими братьями и сестрами. Старшему ребенку родители доверяют больше, чем остальным детям, и допускают его к планированию семейных дел. Поэтому старший ребенок склонен к порядку, любит стабильность и предрасположен к консерватизму.

Второй ребенок сильно отличается. Придя в мир, он сталкивается с соперником. В младенчестве и детстве перед ним преуспевающий конкурент, постоянно оставляющий его позади. Второй ребенок находится в приниженном положении, и это заставляет его искать новые занятия, позволяющие первенствовать. В результате формируется амбициозность и способность конкурировать в трудных условиях, а также склонность к революционному изменению существующих обстоятельств.

Особое положение в семье занимает младший ребенок. В детстве он окружен любовью родителей и старших детей. Это создает благоприятную установку и ожидание всеобщей любви к себе. Опасность заключается в том, что последыш начинает надеяться не только на любовь, но и на постоянное потворство окружающих.

Особенно тяжело положение единственного ребенка. Он бывает в прямом смысле слова окружен любовью и заботой родителей, ему уделяется значительно больше внимания, чем детям, имеющим братьев и сестер. В этом кроется много опасностей. Единственный ребенок имеет много социальных контактов, но одновременно незначительный социальный опыт общежития. Единственный ребенок избалован, и у него развивается чрезмерная требовательность и зависимая в отношении условий жизни установка. Ребенок думает, что мир должен идти к нему, а если этого не происходит, он начинает смотреть на мир враждебно. Однако наряду с опасностями единственный ребенок имеет больше реальных возможностей для всестороннего образования и развития.

Хотя очередность рождения сказывается на формировании личности и служит источником проблем, тем не менее не следует забывать, что на личность влияет множество факторов.

Leary (1957) тоже предложил вариант схемы психологического анамнеза, предполагающий многоуровневую информацию. По этой схеме клиент должен оцениваться на основании:

информации о его социальном поведении;

информации по данным самооценки;

информации, получаемой при тестировании (ТАТ) и анализе сновидений;

информации о бессознательном (учет тематики, которая постоянно избегается);

информации о системе ценностей.

В основном данные анамнеза собираются во время беседы. Этот важнейший способ получения информации о клиенте имеет слабые стороны, поскольку он субъективен и не всегда достоверен. Не следует удивляться и тому, что два или более консультанта, разговаривая с одним и тем же клиентом, могут составить разное представление о нем и разойтись в выводах. Расхождение происходит по ряду причин, которые следует иметь в виду:

Консультанты могут по-разному опрашивать клиента и получить разную информацию. Следовательно, понимание клиента зависит от характера опроса.

Консультанты оказывают неодинаковое влияние на клиентов, поэтому могут получить различные ответы, даже задавая одни и те же вопросы.

Консультанты во время беседы фиксируют разные аспекты поведения клиента (никто не способен охватить все поведение), что обусловливает расхождение мнений о клиенте.

Даже имея сходную информацию, консультанты могут интерпретировать ее по-разному.

Перечисляя причины расхождения в понимании клиентов, обратим внимание на то, что консультант собственным влиянием способен спровоцировать ложную информацию. Другими словами, в рассказе клиента иногда видится желаемое и не замечается нежелательное. Такова реальная опасность, о которой следует помнить консультанту при сборе информации о клиенте. С другой стороны, если мы будем стараться обойти все опасности, стремясь к более строгому структурированию беседы, то рискуем не усмотреть уникальность каждого клиента, и беседа станет похожей на анкетирование или тестирование.

Использование тестов

Вопрос о тестировании противоречив и является предметом таких же дискуссий, как и проблема постановки диагноза. Точка зрения представителей экзистенциальной и роджерианской ориентаций на тестирование соответствует их взглядам на диагностику. Тестирование, по их мнению, инструмент внешнего понимания и не способствует успешному консультированию. Эти доводы ясно сформулировала Arbuckle (1975):

"Если придерживаться традиционной научной парадигмы и рассматривать человека как существо, которое можно измерить, опираясь на внешние критерии, тогда постановка диагноза и тестирование должны быть составной частью процесса консультирования. При рассмотрении человека изнутри, с позиций экзистенциализма, тестирование и диагноз, наоборот, уводят в сторону от понимания человека".

Представители более умеренных взглядов пытаются обосновать использование тестов в процессе консультирования тем, что они позволяют получить больше информации о клиенте и предоставить дополнительную информацию самому клиенту, чтобы тот смог принимать более реалистичные решения. Уже упомянутые Bramer и Shostrom (1982) являются сторонниками активной роли клиентов в тестировании и приглашают их участвовать в выборе тестов. Они внедряют в практику следующие положения:

клиент и консультант во время беседы решают, какая информация, доступная с помощью тестов, может оказаться необходимой при решении проблем клиента;

консультант знакомит клиента с разными типами тестов;

консультант дает возможность клиенту высказать свои сомнения и отрицательные чувства по отношению к отобранным тестам; сомнения и чувства обсуждаются совместно.

Подобной модели участия клиентов в тестировании соответствуют и представленные Corey (1986) соображения:

клиенты должны участвовать в процедуре отбора тестов и сами решать, какого типа тесты выполнять;

обсуждаются причины, по которым клиенты выбирают определенные тесты, а также опыт прежнего тестирования;

консультант обязан знать, для чего предназначены конкретные тесты, и разъяснить клиентам целесообразность их использования и возможные ограничения;

консультант должен помочь клиентам понять, что тесты не могут дать окончательных ответов, а лишь предоставляют дополнительную информацию, которую следует обсудить в ходе консультирования;

консультант обязан подробно ознакомить клиентов с результатами тестирования и совместно их обсудить; интерпретируя результаты, консультант должен быть нейтрален, не следует забывать, что тестирование является лишь одним из способов получения сведений о клиентах и полученные результаты следует проверить и подтвердить другими данными;

представляя результаты, консультант по возможности должен воздерживаться от оценок и позволить клиентам самим делать выводы.

Такой способ использования тестов в консультировании, когда консультант не абсолютизирует их значение, а интерпретацию полученных результатов интегрирует в процесс консультирования, помогает выбирать валидные и надежные тесты в целях улучшения консультативного контакта и повышения эффективности консультирования.

Итак, если вы все сделали правильно, то теперь перед вами Клиент, готовый к работе, и на следующем этапе нам надо выяснить, с чем конкретно предстоит поработать .

Вся наша жизнь является стремлением к комфорту и попыткой избежать дискомфорта . Это ключевой тезис, который очень важно понять. За любым действием стоит либо «мотивация к» (сделав это, я получу любовь, одобрение, удовольствие…), либо «мотивация от» (сделав это, я смогу избежать стыда, вины, опасности…).

Чтобы понять это, давайте разберем какие-нибудь простые психологические проблемы, например, фобии. Клиент боится собак, поэтому не ходит в парк у дома. То есть его поведением является «мотивация от» (избежать опасности, пусть даже и мнимой). Выступая публично, Клиент чувствует стыд и, чтобы его не чувствовать, он не выступает.

Усложним задачу на один шаг. Например, женщина неконтролируемо ест сладкое, растолстела и хочет от этого избавиться. Казалось бы, здесь «мотивация к» – поесть сладкого, чтобы получить удовольствие, но если копнуть глубже, может оказаться, что она таким образом заедает другое, уже дискомфортное чувство (обиду, вину…).

В итоге в основе любой психологической проблемы лежит какое-то чувство, чаще всего дискомфортное . Оно либо само является проблемой, либо имеет второй уровень (вторичная выгода) .

Вторичная выгода – это то, что ограждает Клиента от первичного дискомфорта.

Например, человек испытывает страх перед публичными выступлениями, но если выступать все-таки приходится, то он уже испытывает не страх, а стыд и остро реагирует на смешки из зала и критику. Таким образом, его страх оберегает от того, чтобы не было стыдно. Страх является вторичной выгодой.

Или человек постоянно болеет, чтобы за ним ухаживали родственники, уделяли ему внимание и он таким образом получал любовь и уважение, потому что без этого он ощущает одиночество, которое и является причиной дискомфорта. Был бы он в комфорте, не понадобилось бы болеть.


Понятно, что большинство причин люди не осознают, и для того, чтобы их выяснить, я разработал специальную методику диагностики по методу Макулова.

Давайте проведем ее сейчас вместе с вами. Вспомните любую дискомфортную ситуацию из недавнего прошлого, свою реакцию в которой вы хотели бы изменить. Например, вы чего-то боитесь или вам обидно, или вы стыдитесь.

1. Мысленно окажитесь в этой ситуации и вспомните, где у вас в теле возникает дискомфортное чувство? В груди, в животе, в горле?

Например, вы вспомнили, как боитесь своего начальника, и у вас возникло чувство в груди. Пока нам не важно, что это за чувство, с этим мы разберемся в следующей главе.

2. Спросите себя: что конкретно могло бы произойти, чтобы это чувство усилилось? Что бы вам могли сказать или сделать в этой ситуации?

Например, начальник вам скажет: вы плохо справляетесь, я вас уволю.

Например, брошенным и ненужным.

4. Где это чувство? Там же в груди или сместилось? Например, сместилось в живот.

5. Найдем доминанту – из всех людей, кого вы знаете, кто бы мог поступить аналогично (уволить/бросить), чтобы вам было максимально дискомфортно.

Например, мама.

Итак, нам нужно найти именно то самое дискомфортное чувство, которое Клиент так старательно избегает. Негативное самоопределение «какой я в этой ситуации» первично и формирует наши дальнейшие реакции.

Например, «я ничтожество», а это значит, что когда люди ко мне относятся как к значимому человеку, я буду испытывать стыд, ощущая, что я этого недостоин. Или «я слабый», а это значит, что я буду испытывать страх перед конфликтом, понимая, что мне не победить.

У каждого из нас сидит просто куча подобных убеждений, во-первых, потому, что наши родители выросли в СССР, во-вторых, потому, что ребенком так гораздо проще манипулировать, чем воспитывать его, уважая как личность.

Сейчас я приведу вам схему, которую используют участники нашего семинара для диагностики, и по ней вы сами у себя продиагностируете еще одну проблему и запишете результаты.

В итоге у вас должно получиться что-то вроде:

Ситуация «Страх публичных выступлений»:

1. В груди.

2. Будут смеяться.

3. Маленький.

Вторичной выгоды может и не быть, например, мальчик сунул два пальца в розетку, его ударило током, он боится розеток. Подробная схема диагностики приведена ниже:


Теперь можно идти дальше. Мы разделяем чувства на разные по характеру и по интенсивности . Например, одна и та же обида в горле может быть сильнее или слабее в зависимости от ситуации (интенсивность), но это все равно одно и то же чувство по характеру. А вот если сравнить обиду в горле и страх в животе, они уже будут разными по характеру – то есть в целом разные чувства.

Ваша задача сейчас – найти у себя и выписать все дискомфортные чувства, отличные по характеру и с каждым провести диагностику по схеме выше. По сути это и будут ваши основные психологические проблемы на проработку.

Проще идти от самого яркого (самого дискомфортного) к менее дискомфортным. И далее в гипнотерапии мы также будем следовать от того, что больше всего сейчас тревожит, так просто легче работать.

Только когда вы сделаете полную самодиагностику и поймете, что к чему, начинайте делать ее своим Клиентам или просто друзьям. Можете дать почитать эту книгу вашему приятелю, и когда вы оба будете в теме, вам просто легче будет тренироваться.

Правильно проведенная диагностика по методу В. Макулова обычно дает Клиенту мини-просветление и создает доверение, потому что так в его проблемах еще никто не разбирался.

На современном рынке, который перенасыщен психологическими услугами, психологам-консультантам и тренерам становится все сложнее продвигать свои услуги. Люди на тренинги не набираются, клиенты в консультировании ситуативны и хаотичны.

Если достаточно долго испытывать дефицит в клиентах, это жутко демотивирует и, рано или поздно, вы бросите свое любимое занятие, или будете перебиваться от случая к случаю. Это становится даже обидно. Вы обладаете действительно ценными знаниями и опытом, готовы помогать людям, но вот люди, как-то, не очень нуждаются в вашей помощи. В чем же проблема?

Есть некоторые основные ошибки, которые совершает практически 90 % всех психологов-консультантов и тренеров, из-за которых мало клиентов. И в этой статье рассказано об основных ошибках и путях их решения. В этом нам поможет маркетинг!

1. Широкое позиционирование

Когда психолог говорит, что он просто психолог-консультант или ведущий тренингов личностного роста, это непонятно потенциальному клиенту, тем более, если он в психологии - “ни в зуб ногой”. Возможно, ваши друзья и коллеги знают, что вы делаете.

Но те, с кем вы только что познакомились, точно вас сразу не поймут, если у вас такая позиция, потому что они “не в теме”. А ведь помощь, зачастую, нужна “простым смертным”, которые, максимум, что читали по психологии - это Карнеги или еще что-то из популярной литературы.

Как же решить эту проблему широкого позиционирования? Просто! Нужно специализироваться. Для того, чтобы вашими услугами пользовались, вы должны быть узким специалистом в конкретной теме для конкретной целевой аудитории.

Например, есть тренинги по тайм-менеджменту. Если вы просто заявляете, что проводите тренинги по тайм-менеджменту, то это очень широко. Лучше всего, когда вы специализируетесь на каких-то конкретных типах людей: тайм-менеджмент для руководителей, для домохозяек, для врачей и прочее.

То есть, вы специализируетесь на конкретной теме и ее целевой аудитории. То же самое касается и психологов-консультантов. Вы, например, занимаетесь детско-родительскими отношениями и работаете только с мамами, у которых типичные проблемы с детьми-подростками.

Когда вы заявляете именно таким образом, клиент узнает в вас эксперта по его проблеме. А кто не доверяет экспертам? Ведь, когда у вас есть конкретная проблема, которую вы не можете решить самостоятельно, вы, естественно, ищете специалиста именно по этой проблеме. И тут, мозг клиента работает точно так же, поэтому он обращается к вам.

2. Комплекс студента

Дело в том, что большинство психологов очень любят учиться и являются вечными студентами. Учиться – это хорошо и замечательно, но с точки зрения привлечения клиентов - почти бесполезная вещь, да еще и денежнозатратная.

Многие думают, что, если они будут учиться, они смогут заниматься тренингами и консультациями. И это обучение может продолжаться месяцами или даже годами.

Так вот, для ваших клиентов совершенно не имеет никакого значения, какие у вас сертификаты и бумажки. Человек к вам обращается за решением проблемы. Если вы действительно разбираетесь в теме, а разобраться в теме не так уж трудно, если вы обучались, очень просто заявить себя, как эксперта в конкретной теме (даже если вы находитесь в процессе обучения).

Пусть у вас нет сертификата, но вашим потенциальным клиентам все равно! Вы не поверите, им вообще на это плевать в 99% случаях. Им нужно решить проблему. И если вы действительно можете помочь решить проблему, вам не нужны для этого бумажки.

Главный вывод! Ваше образование и количество клиентов в вашей практике не имеют прямой корреляции. Они вообще не взаимосвязаны! Можете возразить на эту тему, но это так. И пока вы свято верите в то, что еще надо подучиться и тогда появятся клиенты - это одно из самых губительных для вашей практики заблуждений.

4. Страх продаж

Следующая ошибка в том, что большинство психологов боятся продавать свои услуги. Они думают, что их услуги должны продаваться. Это неправильно. Клиенты не придут сами и не станут предлагать вам деньги. Для того, чтобы достойно зарабатывать в профессии психолога-консультанта или тренера, нужно свои услуги продавать.

Если вы уже зарекомендовали себя, написали несколько книжек, у вас есть публикации, статьи, то клиенты будут верить вам (вернее даже, не вам, а вашему бренду) и ломиться в ваши двери. Но, если вы еще не бренд , то ваши услуги не будут продаваться сами. Поэтому вам нужно продавать.

Для этого вам нужно изучить, хотя бы, простейшие механизмы продажи. Простейший механизм продажи, который вы можете использовать сразу же, прочитав эту статью, это трехшаговый механизм.

    Ваше конкретное предложение по решению конкретных проблем для конкретной целевой аудитории

    Призыв к действию (сделать какой-то заказ или позвонить вам прямо сейчас).

Большинство людей живут с множеством проблем, которые в себе надо решать, но они откладывают их решение на потом. Вспомните себя. Когда вы идете к стоматологу? В большинстве случаев тогда, когда зуб уже болит. Но ведь можно было прийти раньше и не допустить этой ситуации. Зуб не начнет болеть ни с того ни с сего. И клиенту надо об этом напомнить. Как вы знаете, профилактика всегда дешевле, чем лечение.

Механизм продажи – это механизм, который напоминает человеку о том, что у него есть проблема, ее надо решать, и ваше предложение действительно поможет ее решить. И все это нужно делать сейчас, а то завтра зуб выпадет и жевать будет нечем. И это действительно так. Если смотреть глубже - продажа, это в первую очередь, обмен ценностями между вами и вашим клиентом, следствием чего являются деньги. А как известно - деньги это ЭНЕРГИЯ!

5. Продажа одного. Вы продаете одну консультацию или один тренинг.

Дело в том, что если вы консультант, то невозможно решить проблему клиента за одну сессию, какими бы вы крутыми не были. Минимум, нужен месяц, в лучшем случае, два-три, а иногда и больше.

Поэтому, когда психолог предлагает по одной консультации, клиент платит деньги за нее и, частенько, больше не приходит. Даже если вы договорились о долгосрочной работе (скажем на месяц), и причин на это миллион - нет настроения, трубу прорвало, потерял телефон, вызвали на работу, естественное сопротивление процессу изменений, в конце концов... перечислять можно долго.

Поэтому, если вы психолог-консультант, разрабатывайте программу, которая решает проблему клиента. Предлагайте клиенту эту программу, предлагайте решение его проблемы по программе. Программа воспринимается намного лучше клиентом, нежели непонятная разовая консультация. И продается куда легче, чем просто консультация.

Для тренеров. Возможно, вы провели тренинг, двухдневка, трехдневка или недельный, и клиент от вас ушел. Но невозможно решить проблему клиента даже за один тренинг, для этого нужен, как правило, комплекс тренингов. Для этого придумывайте линейки тренингов, как минимум, три-четыре, где вы будете развивать вашего клиента, помогать ему комплексно справится с ситуацией.

Вы должны прекрасно понимать, что проблема решается не сразу и может иметь глубокие корни. Оказывайте людям поддержку, если вы действительно заинтересованы в том, чтобы жизнь людей, с которыми вы работаете, улучшилась по-настоящему.

Если вы хотите по-настоящему помогать вашим клиентам, Вы обязаны продавать программы (минимум 4-8 сессий) в консультировании и линейки тренингов, если вы тренер. Иначе вы занимаетесь просто халтуркой (так, тут человек подвернулся, на разовую консультацию или на тренинг к вам забрел, вы с него поимели денег, а реально, ничем не помогли). Уж извините. Назвались психологом, отвечайте за это. А то, в последнее время, халтуры на рынке просто немерянно. Даже сертифицированной. Давайте предоставлять действительно качественные услуги и брать ответственность за то, что вы однажды приняли решение помогать людям, целить их души и сердца.

Вывод : Специализируйтесь на конкретных проблемах конкретных людей, продавайте им программы и комплексные решения, которые решат их проблемы.

Лекция

Общие проблемы психологического консультирования

Психологическое консультирование относительно новая область психологической практики, выделившаяся из психотерапии. Эта профессия возникла в ответ на потребности людей, не имеющих клинических нарушений, однако нуждающихся в психологической помощи. Поэтому в психологическом консультировании мы сталкиваемся с людьми, испытывающими трудности в повседневной жизни.

Психологическое консультирование, как молодая область, не имеет строго очерченных границ, в его поле зрения попадают самые разнообразные проблемы. Поэтому и определения понятия «психологическое консультирование» самые разнообразные.

Определение лицензионной комиссии ассоциации служащих и менеджеров США, выдающей разрешение на частную практику.

«Консультирование - это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятие решений относительно профессиональной карьеры, брака, семьи, совершенствования личности и межличностных отношений».

H. Burks and Stefflre

«Консультирование - это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как «личность-личность», хотя иногда в нем участвуют более двух человек. Цель консультирования - помочь клиенту понять происходящее в его жизненном пространстве и осмысленно достичь п оставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера».

Общие положения, объединяющие разные определения понятия «консультирование»

1.Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению

2.Консультирование помогает обучаться новому поведению

.Консультирование способствует развитию личности

.В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента.

.Сердцевиной консультирования является «консультативное взаимодействие» между клиентом и консультантом, основанное на философии «клиент - центрированной» терапии.

Основоположник «клиент-центрированной» терапии - американский психотерапевт К. Роджерс выделил 3 основных принципа этого направления:

каждая личность обладает безусловной ценностью и заслуживает уважения как таковая;

каждая личность в состоянии быть ответственной за себя;

каждая личность имеет право выбирать ценности и цели, принимать самостоятельные решения.

Итак, обобщая, можно сказать, что определения психологического консультирования охватывают стержневые установки консультанта в отношении человека вообще и клиента в частности. Консультант принимает клиента как уникального, автономного индивида, за которым признается и уважается право свободного выбора, самоопределения, право жить собственной жизнью. Любое внушение или давление мешает клиенту принять ответственность на себя и правильно решать свои проблемы.

Цели психологического консультирования

Цели консультирования зависят как от потребностей клиента, так и от теоретической ориентации консультанта (принадлежности той или иной «школе»), но существует и несколько универсальных целей, которые в разной степени упоминаются теоретиками разных «школ».

1.Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые неизбежные социальные ограничения.

2.Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.

.Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. Существует множество дел, которым можно научиться во время консультирования: самостоятельные поступки, распределение времени и энергии, оценка последствий риска, исследование поля ценностей, в котором происходит принятие решений, оценка свойств своей личности, преодоление эмоциональных стрессов, понимание влияния установок на принятие решений и т.п.

.Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. От качества построения межличностных отношений зависит качество жизни и наоборот.

.Облегчить реализацию и повышение потенциала личности. Необходимо стремиться к максимальной свободе клиента (учитывая естественные социальные ограничения), а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

Цели консультирования могут быть более глобальными - направленными на перестройку личности клиента и изменение мировоззрения или более конкретными - ориентированными на изменение поведения клиента.

Современные представления о целях консультирования:

1. Психоаналитическое представление:

перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; «заново построить» (реконструировать) личность.

Глубинная психология по Адлеру:

трансформировать цели жизни клиента; помочь сформировать социально значимые цели через обретение чувства равенства с другими людьми.

Поведенческая терапия:

исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению.

Рационально-мотивная терапия по Эллису:

устранить «саморазрушающий» подход клиента к жизни и помочь сформировать устойчивый и рациональный подход к решению эмоциональных и поведенческих проблем.

Ориентированная на клиента терапия по К. Роджерсу:

создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту; уверенность в себе, спонтанность.

Экзистенциальная терапия:

помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним, распознавать блокирующие свободу факторы.

Цели консультанта и клиента, в конечном счете, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет виду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.

Очень часто формулировка и переформулировка целей происходят в процессе консультирования при взаимодействии консультанта с клиентом. Реализация целей консультанта зависит от потребностей и ожиданий клиента.

Чтобы успешно сочетать свои общие задачи и конкретные цели клиента, необходимо с самого начала задать клиенту вопросы: «Что Вы ожидаете от нашего общения? Каковы Ваши желания?». Клиенты, как правило, имеют только самое общее представление о том, что такое консультирование и что ожидать от консультанта. Когда клиент не владеет никакой информацией о консультировании, он не способен должным образом сформулировать цели.

Если мы информируем клиента о том, что происходит во время консультативных встреч, характере работы, то ему легче понять возможности и ограничения консультирования.

Большинство клиентов приходит на психологическое консультирование, надеясь, что консультант сразу окажет какую-то помощь. В этой ситуации консультант должен помнить главную цель консультирования - помочь клиенту понять, что именно он сам и есть тот человек, который должен решать, действовать, изменяться, актуализировать свои способности.

Подведем небольшой итог - что же такое психологическое консультирование?

Психологическое консультирование - это вид психологической помощи, заключающийся в разъяснении клиенту, пришедшему на психологическую консультацию, его психологических трудностей, коррекции неадаптивных способов поведения человека, активизации его внутренних ресурсов для личностного развития и решения психологических проблем, с которыми оно сталкивается в личной жизни, профессиональной деятельности, обучении и других жизненных ситуациях.

Основная форма психологического консультирования - это консультативная беседа, т.е. процесс диалогического общения, в ходе которого один человек (психолог-консультант) помогает другому (клиенту) использовать свои внутренние ресурсы для личностного развития в позитивном направлении.

Организационной формой реализации консультативных услуг является психологическая консультация - психологический центр, укомплектованный специалистами-психологами, имеющими профессиональные знания и навыки в области психологического консультирования.

В более общем понимании психологическая помощь - система мероприятий, направленных на смягчение или преодоление психологических трудностей, решение психологических проблем, возникающих у человека или группы людей, средствами практической психологии.

Практическая психология - отрасль психологии, предмет которой - психологическая помощь, т.е. практическая деятельность психологов, направленная на конкретного человека или группу людей, их проблемы, запросы, потребности и т.п.

Однако, реально существовавшие формы и элементы консультирования намного старше «научного» существования психологии. Испокон веков люди, осуществляющие накопление душеведческого опыта, становились своеобразными источниками психологических консультативных «услуг», т.е. неформальными психологами.

Трудности, испытываемые людьми, никогда не ограничивались рамками медицинских проблем, поэтому репертуар психологических услуг был довольно широким. Всевозможные знахари, ведуны, шаманы осуществляли свои психологические предвидения, прогнозы, давали объяснения различным событиям, предлагали нуждающимся решения и пути выхода из трудных ситуаций. Прекрасным примером психологической помощи является исповедь верующего служителю церкви.

Психологическая помощь, приближенная к профессиональной рождалась все же в недрах медицинских наук, поэтому эволюция консультативных услуг тесно связана с развитием психотерапии. Применение психологических методов в лечении различного рода недугов постепенно упрочило позиции психотерапии, и вывела ее из - под крыла медицины. В начале 20 века к психотерапевтам стали присоединяться психологи и работники других социальных служб.

Позднее, в 50 - х годах, содержательно и организационно оформилась консультативная психология - отрасль практической психологии, разрабатывающая способы психологической помощи клиенту, не нуждающемуся в психотерапии.

Психологическое консультирование и психотерапия

Распределение этих двух сфер психологической помощи - сложная задача, поскольку в немалом числе случаев профессионалу трудно сказать, занимается он психологическим консультированием или психотерапией. В обоих случаях используются одни и те же профессиональные навыки; требования, предъявляемые к личности клиента и психотерапевта - одинаковы; процедуры, используемые в консультировании и психотерапии также подобны. Наконец, в первом и во втором случаях помощь клиенту основывается на взаимодействии между консультантом (психотерапевтом) и клиентом.

Из-за трудности разделения этих двух областей некоторые практики используют понятия «психологическое консультирование» и «психотерапия» как синонимы, аргументируя свою точку зрения схожестью деятельности психотерапевта и консультанта-психолога.

Но поскольку в большинстве стран данные профессии существуют как отдельные, важно найти основания, по которым их можно было хотя бы частично разделить. Тем более, что консультативная психология представляет собой важное самостоятельное направление психологической науки и практики, которое в настоящее время вышло из - под опеки психотерапии и имеет следующие характерные особенности:

Во-первых, консультирование охватывает более широкий круг психологических проблем, чем психотерапия. Есть психологические проблемы исключительно «консультативные» по - своему характеру, не нуждающиеся в психотерапии. Это, в первую очередь, внутриличностные проблемы, связанные со взаимоотношениями между людьми, социальной адаптацией, психологическими закономерностями развития и воспитания.

Во-вторых, консультирование и психотерапия ориентированы на разные этапы взаимодействия психолога и клиента. Психотерапия - это помощь человеку в случае, когда психологические проблемы уже настолько осложнились, что человек нуждается в долговременной коррекции их последствий. Консультирование же - прежде всего профилактическая, упреждающая работа, предотвращающая развитие нежелательных осложнений. В этом плане оно ориентировано в большей степени на настоящее и будущее клиента. Поэтому в консультировании особенно важна ранняя диагностика психологических проблем.

В-третьих, специфика консультирования заключается в отказе от концепции болезни (как в медицинской психотерапии), признании за человеком права на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных проявлений. Имея немедицинскую парадигму, консультирование, тем не менее, заимствует приемы и техники почти у всех направлений психотерапии, активного социально - психологического обучения, психотренингов и т.п. Но применяет их не для лечения (как в психотерапии) и не для формирования системы знаний и умений, а для помощи здоровому человеку в преодолении трудностей, в поиске выхода из затруднительных положений при использовании для этого внутренних ресурсов самого клиента и развитие его личности.

В-четвертых, консультирование ориентировано на большую индивидуализацию и пробуждение внутренних ресурсов человека. Основной функцией психолога - консультанта является предоставление клиенту необходимой психологической информации, стимулирование его собственных сил для противодействия психологическим трудностям, и лишь за неимением личностных ресурсов - участие в коррекционной работе. В связи с этим возрастает значимость процесса общения между консультантом и клиентом как равных партнеров по взаимодействию.

В-пятых, еще один существенный момент, касающийся требований к специализации профессионала. Та или иная отрасль психотерапевтической практики тесно связана с определенной школой. Соответственно, психотерапевт одной теоретической ориентации, как правило, не пользуется методами других направлений психотерапии. Подготовка же консультанта не ориентирована на такое глубокое освоение основ одного метода, она более универсальна, эклектична.

В-шестых, отличает консультирование и его краткосрочность - до 15 встреч. Некоторые авторы считают консультирование начальным этапом психотерапевтической помощи.

психологический консультирование помощь личность

Теории личности и практика психологического консультирования

В психологическом консультировании, как и в других областях психологического знания, важны не только практические навыки, но и свое место здесь занимает, является основой, отправной точкой - теоретическая подготовка. Попытка квалифицированно помочь другому человеку в разрешении его проблем без опоры на систему теоретических воззрений, подобна полету без ориентиров. Такой «летчик» в консультировании не только не эффективен, но иногда и опасен.

В психологическом консультировании роль карты выполняют теории личности, открывающие широкую перспективу понимания проблем клиента и указывающие на эффективные методы их разрешения.

обобщает накопленную информацию;

делает понятными сложные явления;

предсказывает последствия разных обстоятельств;

способствует поиску новых фактов.

Каждый консультант на основании собственной практики «конструирует» свою теорию, которая чаще всего опирается на уже известные теоретические парадигмы или ориентации (психоаналитическую, поведенческо-когнитивную, экзистенциально-гуманистическую).

От чего зависит выбор той или иной теоретической ориентации? Прежде всего, его определяет точка зрения консультанта на природу человека. От нее зависит характер ответов на принципиальные вопросы:

что есть человек?

какие врожденные тенденции ему свойственны?

свободен ли выбор человека при любых обстоятельствах или же определяется наследственностью и событиями прошлого?

существуют ли предпосылки изменения человека, и как он может изменяться?

Ответы на эти вопросы определяют, как консультант понимает структуру личности, детерминацию поведения, генезис патологии, перспективу нормального развития.

Теоретические принципы современных психологических направлений

Психоаналитическое направление:

сущность человека определяется психической энергией сексуальной природы и опытом раннего детства. Основу структуры личности составляют три субстанции: «ид», «эго» и «супер - эго». Поведение человека мотивируется агрессивными и сексуальными побуждениями. Патология возникает из - за вытесненных в детском возрасте конфликтов. Нормальное развитие человека основывается на своевременном чередовании стадий сексуального развития и интеграции.

Адлерианское направление:

в данном случае акцентируется позитивная природа человека. Каждый человек в раннем детстве формирует уникальный стиль жизни, человек творит свою судьбу. Поведение человека мотивируется стремлением к достижению целей и социальным интересом. Жизненные трудности способствуют формированию неблагоприятного стиля жизни. Нормальное развитие личности предполагает адекватные жизненные цели.

Поведенческая терапия:

человек - продукт среды и одновременно ее творец. Его поведение формируется в процессе обучения. Нормальному поведению обучают посредством подкрепления и имитации. Проблемы возникают в результате плохого обучения.

Рационально - эмоциональная терапия (А. Эллис):

человек рождается со склонностью к рациональному мышлению, но одновременно и со склонностью к паралогичности. Он может становиться жертвой иррациональных идей. Жизненные проблемы возникают из - за ошибочных убеждений. В основе нормального поведения лежат рациональное мышление и своевременная коррекция принимаемых решений.

Ориентированная на клиента терапия (К. Роджерс):

в данном направлении акцентируется позитивная природа человека - свойственное ему врожденное стремление к самореализации. Проблемы возникают при вытеснении некоторых чувств из поля сознания и искажении оценки опыта. Основу психического здоровья составляют соответствие идеального «Я» реальному «Я», достигаемое реализацией потенциала собственной личности, и стремление к самопознанию, уверенности в себе, спонтанности.

Экзистенциальная терапия:

основное внимание уделяется способности человека познавать свой внутренний мир, свободно выбирая свою судьбу; ответственности и экзистенциальной тревоге как основному мотивирующему фактору, поиску уникального смысла в бессмысленном мире, одиночеству и отношениям с другими, временности жизни и проблеме смерти. Нормальное развитие личности основывается на уникальности каждого индивида.

Каждый консультант волен выбирать ту или иную концепцию как основу практики в зависимости от особенностей своей личности, мировоззрения, теоретико-психологических симпатий.

В настоящее время в мире распространяется эклектичное консультирование, представляющее собой попытку интеграции лучших сторон различных школ и направлений. Большинство специалистов, продолжительное время работающих в области психологического консультирования и психотерапии, создают собственную теоретическую систему, обычно эклектичную, наиболее соответствующую личности и мировоззрению каждого из них.

Виды и основные принципы психологического консультирования

Виды:

1. С точки зрения пространственной организации консультативного процесса:

контактное (очное), при котором консультант сам встречается с клиентом;

дистантное, которое подразделяется на письменное и телефонное.

По количеству клиентов, консультируемых одновременно одним психологом:

индивидуальное;

групповое.

На основе объекта, на который направлены действия консультанта:

семейное и супружеское психологическое консультирование;

школьное;

возрастно-психологическое;

профессиональное;

консультирование клиническое (психиатрическое) и т.д.

Также основанием для выделения разных видов консультирования могут являться задачи консультирования, преобладающие типы проблем, типология личности клиентов, характер взаимодействия консультанта и клиента и т.д.

Принципы (правила взаимодействия «психолог-консультант-клиент», основанные на традициях гуманистического подхода к личности человека):

1. Неманипулятивный подход. Быть осторожным с личностью клиента - чрезвычайно важное правило для психолога. Некорректные или неквалифицированные действия могут причинить непоправимый вред. Слова психолога имеют намного большую значимость, чем мнение постороннего человека. Поэтому следует избегать посторонней активности со стороны консультанта в принятии решений. Лучше стимулировать к ним клиента, а не ставит его в позицию объекта, с которым консультант осуществляет те или иные операции, ибо это прямой путь к манипулятивному общению.

Если склонность к манипулированию людьми, желание получать наслаждение от ощущения власти над ними превалируют над сопереживанием или стремлением помочь, консультант не работает на клиента, а решает собственные психологические проблемы.

2. Принцип системности. Состоит в том, что в ходе консультации должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию. В причинах возникновения проблем консультант может разобраться только при наличии полной информации о клиенте. Системный подход также предполагает участие и других специалистов, окружения клиента, микросоциальной среды. А также рассмотрение проблем клиента в определенной теоретической системе знаний.

3. Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности. Психолог-консультант создает условия, чтобы клиент чувствовал себя спокойно и комфортно во время приема. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью, независимо от звания, должности, возраста, пола, достатка. Ради создания атмосферы доверия, способствующего более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений. Чтобы ни говорил человек - все достойно доброжелательного внимания. Психолог принимает человека и его проблемы, такими, какие они есть, но имеет право сохранять свою ценностную систему координат.

4. Принцип анонимности. Данный принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т.д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми.

Из этого правила существуют исключения, о которых клиент всегда должен предупреждаться заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья.

5. Принцип разграничения личных и профессиональных отношений. Не рекомендуется переходить с клиентами на дружеские отношения или пытаться оказывать профессиональную консультативную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Установление тесных личных отношений между консультантом и клиентом приводит к тому, что они как близкие люди начинают удовлетворять те или иные потребности и желания друг друга, консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для эффективного разрешения проблем клиента.

6. Принцип ориентации на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент. Эффективное взаимодействие возможно лишь при опоре на систему ценностей самого клиента, критическое же отношение консультанта может привести к тому, что пришедший на консультацию человек замкнется, не сможет быть искренним и открытым, а, следовательно, и возможности консультативного процесса останутся нереализованными.

Для этого консультанту необходимо вырабатывать привычку и умение смотреть на проблему и ситуацию «глазами клиента», практиковать как бы ролевое перевоплощение. Это нужно, прежде всего, для понимания всех граней проблемы без критического суждения, чтобы потом более объективно направлять внимание клиента на непродуктивный стиль его прошлого поведения.

7. Запрет давать советы. Не рекомендуется давать клиентам советы. Каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать другому человеку гарантированный совет практически невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого. Психолог в этом случае выступает в роли «учителя», а клиент остается пассивным. При этом любые неудачи в реализации совета приписываются консультанту, клиент начинает плохо осознавать свою роль в происходящем. Поэтому лучший вариант - это предоставление клиенту объективной информации в нейтральной форме, из которой выводы должен сделать сам клиент.