Искусство орнамента очень древнее. Возникло оно в эпоху палеолита. Орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение, оказывающее сильное воздействие на человека, вызывают цепочки ассоциаций, позволяющие понимать и ценить произведение.Основной закономерностью орнамента является периодическая повторяемость мотива. Для орнамента характерны так же перевод реальных форм и предметов в условные орнаментальные изображения, высокая степень декоративного обобщения, отсутствие воздушной перспективы (плоское изображение).

Орнамент всегда широко применялся в качестве декоративного оформления изделий, необходимых людям в быту и практической деятельности. Он составляет основу декоративно-прикладного искусства. Без орнамента не обходятся в изделиях художественных промыслов, керамике, текстиле.

Все орнаментальные рисунки по их изобразительным возможностям подразделяют на три вида: орнамент изобразительный , включающий в себя конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы или сложную эмблему;
орнамент неизобразительный , образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишенных конкретного предметного содержания;
орнамент комбинированный , представляющий собой сочетание изобразительных мотивов или отдельных элементов, с одной стороны, и абстрактных форм – с другой.

Орнамент классифицируют 1. по изобразительным мотивам: растительный,геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический,фантастический, астральный и т.д.

2.По стилевой принадлежности: античный, готический, барочный и т.д.

3.По народной принадлежности: украинский, белорусский, греческий и т.д.

4.По изобразительной форме:плоскостной, рельефный(небольшое возвышение), контрельефный(небольшое углубление внутрь).
Характеристика орнаментов по изобразительным мотивам.

Первичной формой орнамента является технический орнамент, возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении веревок).

Технический орнамент

Символический орнамент возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы. Появившись в Древнем Египте и других странах Востока, символический орнамент и сегодня играет важную роль, например, в геральдике (изображение серпа и молота, двуглавый орел и др).Геометрический орнамент сформировался на основе технического и символического орнаментов. В нем всегда делается акцент на строгом чередовании ритмических элементов и их цветовых сочетаний. Первооснова практически любой геометрической формы – реально существующая форма, до пределов обобщенная и упрощенная (греческий меандр-волна, круг – солнце и т.п.)

Растительный орнамент-самый распространенный после геометрического. Для него характерны свои излюбленные мотивы, различные для разных стран в разные времена. Если в Японии и Китае любимое растение – хризантема, то в Индии – боб, фасоль, в Иране – гвоздика, в России – подсолнух, ромашка. В раннем средневековье особенно популярны были виноградная лоза и трилистник, в период поздней готики – чертополох и плод граната, во времена барокко – тюльпан и пион. В 18 веке “властвует” роза, модерн выдвинул на передний план лилию и ирис. Растительный орнамент имеет наибольшие возможности в части разнообразия используемых мотивов, приемов исполнения. В одних случаях мотивы трактуются реалистично, объемно, в других – более стилизованно, в условной плоскостной форме.

Каллиграфический орнамент составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в таких странах, как Китай, Япония, арабских странах, в определенном смысле заменяя собой изобразительное искусство.

В основе фантастического орнамента лежат выдуманные изображения, чаще символического и мифологического содержания. Особенное распространение фантастический орнамент с изображениями сцен из жизни животных получил в странах Древнего Востока (Египте, Ассирии, Китае, Индии, Византии). В эпоху средневековья фантастический орнамент был популярен в связи с тем, что религия запрещала изображение живых существ.

Астральный орнамент утверждал культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звезд. Наибольшее распространение он получил в Японии и Китае.

Пейзажный орнамент особенно часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

В животном (анималистическом) орнаменте возможны как реалистические, так и более условные, стилизованные изображения птиц, зверей и т.д. В последнем случае орнамент в известной степени приближается к орнаменту фантастическому.

Предметный , или вещный орнамент возник в античном Риме и в дальнейшем широко использовался в эпоху Возрождения, во времена барокко, рококо, классицизма. Содержание предметного орнамента составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства.

Антропоморфный орнамент в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Характер орнамента зависит также от национальных образов , представлений, обычаев и т.п. Например, орнамент украинцев совершенно отличен от орнаментальных форм арабов.

Украинский орнамент

Арабский орнамент

Арабеска от фр. arabesque – арабский) – европейское название орнамента средневекового искусства мусульманских стран. В основе арабески, построенной по геометрической сетке – принцип бесконечного пространственного развития повторяющихся групп орнаментальных мотивов. Арабеска отличается многократным ритмическим наслоением однородных форм, что создает впечатление запутанного прихотливого узора.

Совокупность орнаментов, их обусловленность материалом и формой предмета, а также ритм образуют тот декор, который является неотъемлемым признаком определенного стиля. Стиль в искусстве какой-либо эпохи – это исторически сложившееся единство образной системы, средств и способов художественной выразительности. Основу любого стиля составляет единообразная система художественных форм, порожденных идейной и методологической общностью, возникшей в определенных социальных и экономических условиях. При формировании образной системы нового стиля орнамент входит в число наиболее важных составляющих его элементов и находится в числе тех средств художественной выразительности, которые позволяют безошибочно определять принадлежность к данному стилю какого-либо архитектурного памятника или произведения декоративно- прикладного искусства.

По стиливым особенностям орнамент бывает античный, готический, византийский, барочный и т.д

Готический орнамент

Орнамент эпохи Возрождения.

В период Средневековья орнаменты отличались фантастическими и сказочными рисунками, основанными на растительных и животных мотивах. Средневековый орнамент символичен. Природные мотивы трактуются условно и стилизованно. Простые прямолинейные геометрические формы переходят в плетеные криволинейные. Через выработанные декоративно-орнаментальные средства в Средние века опосредованно передавались внутренний мир, состояние и переживания человека, чего не было в древнем искусстве.

В эпоху Возрождения формируется светская гуманистическая культура, утверждающая ценность человеческой личности. В этот период искусство стремится к ясности и гармонии. В орнаментах широко используются мотивы аканта и дуба, виноградной лозы, тюльпана, расположенных на фоне растительных завитков и узоров. Кроме того, часто изображали животных и птиц в сочетании с обнаженным человеческим телом.

Орнамент стиля барокко строится на напряженных контрастах, резко противопоставляя земное и небесное, реальное и фантастическое, впрочем как и все искусство барокко. Орнаментика барокко отличается разнообразием и выразительностью форм, пышностью, великолепием и торжественностью. Для нее также характерны декоративность и динамика, преобладание криволинейных форм и асимметрии.

В начале XVIII в. стиль барокко трансформируется в стиль рококо. Орнамент приобретает легкость, воздушность, подвижность и живописность. Для него характерны ажурные, изогнутые, криволинейные формы, отсутствие ясной конструктивности (излюбленный мотив - раковина).

В период классицизма в конце XVIII в. происходит пересмотр идеалов античной эстетики. Орнамент вновь приобретает статичность и уравновешенность, ясность и четкость. Он состоит в основном из прямых линий, квадратов, прямоугольников, кругов и овалов, становится сдержанным по колорит.

В начале XIX в. господство классицизма завершается стилем ампир (от франц. empire - империя), который черпает свои художественные идеалы из искусства греческой архаики и императорского Рима. Орнаментике ампира присущи суровость, схематизм, строгость, торжественность и помпезность, а в качестве мотивов используются воинские доспехи и лавровые венки. Характерные цветовые сочетания: алый с черным, зеленый с красным, синий с ярко-желтым, белый с золотом.

Итак, орнамент каждого периода обнаруживает связь с духовной жизнью общества, архитектурой, декоративным искусством, отражает эстетику эпохи.

Орнаменты по характеру поверхности подразделяются на плоские и рельефные

Релефный орнамент

В особую группу объединяются те из них, в которых сочетаются рельеф и цвет. Своеобразие имеют рельефные узоры, например резьба по ганчу (среднеазиатская разновидность гипса). Традиция украшать жилища резным гипсом существует на территории Средней Азии с первых веков нашей эры.Прекрасные образцы такой резьбы можно увидеть в архитектурных памятниках Хорезма,Самарканда, Бухары.

Резьба по ганчу

Четко выраженный ритм, как и стилизация — основа всех орнаментов. Рапорт (мотив)-повторение одной и той же группы элементов в узоре.

Одно мотивным называют узор, в котором ритмически повторяется один и тот же мотив. Например, одно мотивным является знаменитый древнегреческий орнамент под названием «меандр».

Меандр

Часто встречается в орнаменте ритмическое повторение двух разных мотивов.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон - сверху и снизу. Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Открыла презентация книги об орнаментах рукописных старообрядческих книг, которую представляла ее автор – Варвара Каширина – доктор филологических наук, преподаватель палеографии Российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова.

Книга «Орнамент старообрядческих рукописей. Поморье. Гуслицы» вышла в 2015 году. В ней систематизированы и опубликованы образцы орнаментов и буквиц нескольких рукописей из собрания Музея имени Андрея Рублева.

Варвара Каширина:

Особенности орнаментов старообрядческих книг

Среди рукописных книг своими затейливыми узорами выделяются старообрядческие рукописи. Орнаментальные узоры указывают не только на принадлежность рукописи к старообрядчеству, но и позволяют сразу определить, к какому согласию принадлежит книга.

Основные элементы орнаментального декора книг

– заставки-рамки (служат для обрамления текста на титульном листе, фронтисписе и т. п.);

– заставки (предназначены для украшения начальных разделов текста, большие заставки – для основных разделов, малые заставки – для второстепенных);

– инициалы (заглавные буквы укрупненного размера в начале текста, выступают как связующее звено между заставкой и текстом, соответственно могут быть большими и малыми);

– полевые украшения (украшения на полях рукописи, как правило, в начале раздела текста).

– концовки (завершают текст отдельных произведений, глав и т.д.)

Художественные особенности книжного орнамента поморского типа

Заставки, в которых доминирует золото, красный и белый цвет, органично сочетают особенности художественного оформления старопечатных книг с орнаментом народного прикладного искусства. Приемы и формы стилизованного старопечатного орнамента, пришедшие в русскую книгу из западных изданий: крупные барочные цветы, «крины» европейского барокко для придания объемности снабжены легкой темной подштриховкой.

В заставках присутствуют образцы народного стилизованного орнамента растительных форм, которые сочетаются с характерными природными элементами Северного края: гроздей морошки, ягод брусники, клюквы. В орнамент во множестве включены фигурки чаек с веточками в клювах.


Миниатюра Андрей Денисов и заставка из его жития (1810-е гг.)

В инициалах присутствуют длинные орнаментальные ветки-отростки, стелющиеся иногда вдоль всего поля листа. В орнаментальных украшениях на поле первого листа может присутствовать изображение птицы Сирин как напоминании о рае.

В Поморье ко второй половине XVIII в. сформировался особый тип письма, получивший название поморского полуустава. Это было строгое, почти вертикальное, четкое и убористое письмо, ориентированное на старопечатные шрифты, украшенное киноварными инициалами с тонкими орнаментальными отростками, иногда необычайно пышным.

Художественные особенности книжного орнамента гуслицкого типа

Гуслицкие заставки отличаются ярким орнаментом, совмещающим русское узорочье и элементы европейского барокко. Краски всегда яркие, насыщенные: синий, голубой, розовый, бирюзовый, желтый с оранжевым оттенком, с середины XIX в. – в сочетании с обильным золочением. В отличие от поморского, гуслицкий орнамент лишен той графичности, которую придает штриховка чернилами.

В гуслицком орнаменте присутствует цветная штриховка, употреблявшаяся художниками для моделировки объемов или при раскраске элементов украшений. Штриховка делалась цветом основного тона раскраски, накладывалась или по белому фону бумаги, как бы обрамляя основную раскраску, или поверх основного тона более темным цветом. Яркая манера раскраски веерообразными пучками цвета из одной точки была тесно связана с народным искусством раскраски деревянной утвари и посуды.

Заставки-рамки часто занимают всю страницу и представляют собой художественно-законченную композицию, в которой присутствуют вертикальные колонны, обвитые криулем (ведущим стеблем), а также горизонтальные основания для трех разделов рисунка. Верхний ярус имеет некую динамику, устремление ввысь. Возможно, наличие этих полос, или ярусов, соответствуют трем мирам – подземному, наземному и небесному – мотив, характерный для народного декоративно-прикладного искусства.

В инициалах присутствует лишь один пышный стебель-цветок вьюна, расположенный рядом и вровень с инициалом. Внутренняя часть букв, всегда объемных и широких, декорирована цветными (иногда с золотом) завитками орнамента. Часто ножки больших инициалов украшены чередующимися разноцветными орнаментальными полосами. Инициалы, в основе своей восходящие к старопечатным, дополнены необыкновенными цветами, травами и виноградными гроздьями.

Инициалы украшались по-разному, в зависимости от того, какое песнопение в службе они начинали. Заглавные стихиры на «Господи воззвах» на Великой вечери чаще всего были полихромными. Киноварные инициалы в первых стихирах, как правило, с более пышной орнаментикой, во всех последующих стихирах – украшены более скромно.

«1.Спишите текст (1)Старинные книги писали на пергаменте – особым способом обработанной телячьей коже. (2)Историки утверждают, что на одну книгу в зависимости от...»

1.Спишите текст

(1)Старинные книги писали на пергаменте – особым способом обработанной телячьей коже. (2)Историки утверждают, что на одну книгу в зависимости от размера и количества листов требовалось от 10 до 30 шкур животных, вот почему книга стоила недёшево. (3)Для сохранности её «одевали» в переплёт из кожи и дерева, украшали металлом –своего рода суперобложкой.

(4)Рукописные книги старались украсить чудесными рисунками. (5)Перед текстом делали небольшую орнаментальную рамку –

заставку. (6)Первую, заглавную букву – инициал – писали крупнее и красивее остальных, иногда придавая ей вид человечка или животного. (7)Обычно инициал был красного цвета – с тех пор говорят «писать с красной строки». (8)3авершался раздел текста концовкой –

Начало формы

небольшим рисунком, чаще изображением двух птиц. (По Ю.С. Рябцеву)

2.В каком примере выделенное слово является эпитетом? Выпишите этот эпитет.

ТЕЛЯЧЬЕЙ коже (предложение 1)

РУКОПИСНЫЕ книги (предложение 4)

ЧУДЕСНЫМИ рисунками (предложение 4)

КРАСНОГО цвета (предложение 7)

НЕБОЛЬШИМ рисунком (предложение 8)

Начало формы

3.Из предложений 7–8 выпишите синоним слова РИСУНОК

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

4.В каком слове текста правописание приставки зависит от её значения? Запишите это слово.

обработанной

сохранности

придавая

завершался



небольшую

Начало формы

5.Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение написания НН в слове СТАРИННЫЕ (предложение 1).

Конец формы

Начало формы

6.В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

(за) двумя

Начало формы

7.Среди предложений 2–4 найдите предложения с однородными членами. Запишите номера этих предложений

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

Конец формы

Начало формы

9.Продолжите фразу так, чтобы в ней содержалось правильное объяснение слитного написания НЕ в слове НЕБОЛЬШИМ (предложение 8).

Конец формы

Начало формы

10.Из предложений 1–3 выпишите возвратный глагол.

Конец формы

Начало формы

Какие формы прилагательного КРАСНЫЙ образованы неверно? Укажите номера ответов.

1) краснее

2) более красный

3) более краснее 4) самый краснейший

Конец формы

Начало формы

11.К какому слову текста применимо правило «Правописание безударного личного окончания глагола зависит от спряжения»? Запишите это слово.

требовалось

утверждают

12.В каком предложении текста есть объяснение, почему древние книги сохранялись на протяжении долгого времени? Запишите номер этого предложения.

Начало формы

13.Найдите ряд слов, в котором оба слова содержат безударную проверяемую гласную корня. Продолжите этот ряд одним словом из текста, также содержащим безударную проверяемую гласную корня. Запишите получившийся ряд слов (три слова).

орнаментальный, украшать, <…>

количество, старинный, <…>

рисунок, изображение, <…>

концовка, инициал, <…>

Конец формы

Похожие работы:

« Познакомить учащихся с личностью Гая Юлия Цезаря; Подвести учащихся к пониманию того, как Цезарю уда...»

«МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №49 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Конспект познавательно-исследовательской НОД в подготовительной к школе группе Путешествие в прошлое и настоящее бумаги. Составила воспитатель Юбко И.Н. Проверила старший воспитатель Базарова А.Ю. 2016г. Це...»

«Старицкая средняя школа – старейшая школа России Старицкая средняя школа – старейшая школа России. В этом году ей исполнилось 236 лет. По ее истории можно проследить все основные этапы развития российского образования, в том числе и на Старицкой земле. Начатые Петром I и продолженные Екатериной II реформы в области образования,...»

«Ознакомление с Гжельской керамикой Программное содержание. Расширять знания детей об истории гжельского промысла. Учить детей выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать...»

«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ИСТОРИИ. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 6 КЛАСС.(ОТВЕТЫ) Задание 1. Соотнесите правителей и названия государств, которыми они правили. Ответ (букву) впишите в таблицу (1 балл за каждый правильный ответ, максимальный балл – 7)? А. Нефертит...»

Эксперименты с пространственной геометрией - увлекательное занятие. Изменить пространство можно, и не прибегая к строительным работам. Круги на стене и двери полностью преобразили комнату. Для этого автору интерьера понадобилось несколько банок с краской и знание одного простого правила: темные цвета воспринимаются глазом как более удаленные, а светлые кажутся ближе. Матовая эмульсия Jabot, Dulux, OBI, магазины «Центр Красок», www.ici-dulux.ru. Матовая эмульсия Mouse’s Back и Hardwick White, все - Farrow & Ball, шоу-румы Manders. Матовая эмульсия Peppermint Pink 17-19P, Amaranth Rose 18-20P, все - Sanderson, шоу-румы Manders.

Обводим контуры

Обводка контуров способна сделать выразительными не только глаза, но и... стены. Этот простой, но «сильнодействующий» прием декораторы используют уже много столетий подряд. Абрис архитектурных элементов, углов, выступов, дверных коробок, плинтусов придает помещению сходство с архитектурным эскизом, вычерченным в натуральную величину, делает его более графичным, ярким и запоминающимся. Помимо стен, так же можно преобразить отдельные предметы интерьера: консоли, столы, абажуры. Cерые стены: матовая эмульсия Elephant’s Breath, Farrow & Ball, шоу-румы Manders. Красные контуры: матовая эмульсия Poppy, Disigners Guild, компания «Интерия».

Уроки рисования

Если вы хотите украсить стены росписями, но природа не наделила вас даром художника-монументалиста, воспользуйтесь трафаретами (их можно изготовить на заказ в любой из фирм, занимающихся широкоформатной печатью). Помните только, что крупные рисунки и яркие цвета лучше всего смотрятся в хорошо освещенных комнатах. Оранжевая матовая эмульсия Terre D’Egypte, Farrow & Ball, шоу-румы Manders; зеленая матовая эмульсия Borghese Lime, Designers Guild, компания «Интерия».

Смешивайте не только цвета, но и фактуры. Глянцевая полоса на матовой поверхности смотрится ультрасовременно

По пантону

Градиентная покраска, иными словами, плавный переход между двумя и более цветами, - это модный дизайнерский прием. Используя его, вы можете не только создать интересный образ интерьера, но и поиграть с визуальным восприятием пропорций комнаты. Чтобы помещение казалось выше, снизу поместите более насыщенные оттенки, делая их все прозрачнее по мере приближения к потолку. Матовые эмульсии Clock Wise, Palatine, Secret Shell, The Little Greene, шоу-румы Manders.

Северное сияние

Идея для заядлых клабберов. Выкрасьте фрагменты стен в кислотные цвета, используя специальные фосфоресцирующие краски. Такое покрытие аккумулирует свет, а в темноте начинает испус-кать его в виде свечения. Чтобы получившиеся художественные полотна обрели законченный вид, обрамите их молдингом или багетом. Колеровочные составы Ziegelrot, Laubgrun, Orange, Bau Master, www.baumaster.su. Фосфоресцентная краска, Soppec, www.aerozol.biz. Молдинги, гипс, компания Skol, лепная мастерская «Петергоф».

Между прошлым и будущим

Если классический интерьер кажется вам слишком скучным, не спешите сбивать со стен декоративные молдинги и лепнину. Предлагаем более легкий и, главное, эффективный способ «омоложения» интерьера - выкрасить помещение в модный серый цвет. Избежать монотонности помогут нанесенные поверх нейтрального фона яркие разноцветные полосы. Стены: эмульсия Lead Grey, двери: синий цвет, Cook’s Blue, все - Farrow & Ball, шоу-румы Manders, светлый синий 10BB 40/090, коллекция White Dimensions, розовый Sweet Sundae 1, все - Dulux, магазины OBI, «Центр Красок», www.ici-dulux. ru

Недетские игры

Дети любят играть, рисовать и веселиться. В этом они похожи на декораторов. Вслед за автором этой комнаты для мальчика вы тоже можете немного похулиганить: например, вместо изголовья нарисовать на стене прямоугольник контрастного цвета, а заодно подкорректировать силуэт современных настенных часов. Согласитесь, так они выглядят намного веселее. Матовые эмульсии Flame Red и Regal Blue, Crown, магазин «Финские краски».

Хотите оказаться в авангарде интерьерного дизайна? Оклейте стену газетами и покройте ее лаком

Всех к стенке!

Когда б вы знали, из какого сора... создаются порой объекты современного дизайна. Открытки, конфетные фантики, гербарии и даже насекомые - все это отличный отделочный материал для стен. Одно «но» - на его сборы и, главное, развеску могут уйти годы, а вместе с ними и желание довести дело до конца. Чтобы сэкономить ваше время и силы, дизайнеры выпустили готовые обои, имитирующие коллаж из вышеперечисленных объектов, прикрепленных к стене на скотч, кнопки и булавки. Обои из коллекции Pip, Eijfinger, компания «Ампир-Декор».

Пэчворк

Кто сказал, что лоскутными могут быть только одеяла? Пэчворк прекрасно смотрится и на стенах. В ход могут пойти однотонные обои, виниловая плитка или краска. Чтобы избежать излишней пестроты, чередуйте цветные квадраты с белыми. Однотонные обои, подобные можно найти в салонах Lege Alto и салоне DeLuxe Home Сreation.

Зри в корень

Решили собирать домашнюю библиотеку? Похвально! А пока суть да дело, еще не купленные бесценные фолианты можно заменить обоями с их «портретами» в натуральную величину. Чтобы окончательно ввести гостей в заблуждение, оклейте этими обоями не только стены, но и дверь. Подобные обои есть у Fornasetti, салоны Lege Alto, салон DeLuxe Home Сreation, бутик Podium Home Interiors.

Два в одном

Занявшись ремонтом, не спешите покупать комплект одинаковых обоев на всю комнату. Почувствуйте себя художником и подумайте о разных интересных вариантах. А их множество. Можно, к примеру, наклеить всего одну полосу на крашеной стене; чередовать обои с разным рисунком, но одного цвета или, наоборот, использовать обои с одним рисунком, но разного цвета... Есть еще идеи? Желтые и металлизированные обои Moorish Circles, Neisha Crosland, салон DeLuxe Home Creation.

Достойная замена

Стены, обитые тканью жуи или текстилем с орнаментом в стиле шинуазри, бесспорно, смотрятся очень красиво, но стоит такая отделка недешево. Более бюджетный вариант - обои с таким же рисунком. Их можно найти, например, в коллекциях компаний Pierre Frey и Osborne & Little. Обои Palais Chinois, Osborn & Little, салоны Lege Alto, DeLuxe Home Creation, cтудия «Артвилль».

Сделайте мозаику из обоев одной цветовой гаммы, но с разными узорами. Беспроигрышный вариант, подходящий и для классического, и для современного интерьеров, - сочетание черного и белого. Обои в горох, подобные можно найти в салоне DeLuxe Home Creation. Обои с пасторальными сюжетами, Osborne & Little, обои с цветами, подобные есть у Nina Campbell, все - салоны Lege Alto, cтудия «Артвилль».

Ученые доказали, что, если каждые 10 секунд биться головой о стену, сжигается 150 калорий в час

С ног на голову

Не бойтесь экспериментировать. Попробуйте приклеить потолочные панели из полистирола на стену. Акриловая краска модного оттенка подчеркнет текстуру и позволит поиграть с тенями. Приятно, что такой вариант отделки обойдется гораздо дешевле похожих стеновых модулей из дерева, МДФ и кожи. Потолочные панели, компания Isolux Group. Краска Smoke Blue, Farrow & Ball, шоу-румы Manders.

Абстракция

Ваши друзья хвастаются, что бывали в Музее Гуггенхайма и видели Мондриана? Пусть теперь заглянут в вашу ванную! Типичные для этого художника сочетания ярких цветов превосходно работают даже в небольших пространствах. Мозаика, Sicis, салон «ШИК», бутики плитки RIM.ru.

Остаточное явление

У каждого, кто хоть раз делал ремонт, есть коллекция остатков разнокалиберной плитки. Советуем не хранить ее в кладовке, а пустить в дело. Украсьте стену над раковиной в ванной или на кухне оригинальным коллажем. Не бойтесь сочетать плитку разных толщин, размеров и фактур, с рисунком и без. Чтобы не переборщить с цветом, «разбавьте» все это белой плиткой. Цементная, керамическая и стеклянная плитка, все - салон «Грета Вульф», салоны Villeroy & Boch.

Равнение направо?

Пусть вас не удивляет, что плитка на стене этой ванной комнаты уложена в разных направлениях: половина - в горизонтальном, половина - в вертикальном. Будьте уверены, это не ошибка плиточника, а дизайнерский ход, характерный для эпохи ар деко. Настенная плитка Metro, H&E Smith, напольная плитка Natural Finish, керамогранит, H&R Johnson, все - салон The English House Rosbri.

Сам себе дизайнер

Скучный кухонный фартук, выложенный белой мозаикой, можно освежить, не прибегая к оперативным мерам. Вооружитесь специальной краской для керамики и нанесите на плитку узор. Хотите быть неповторимым - закажите плитку по своим эскизам. Это можно сделать в салоне «Грета Вульф». А в компании Dominic Crinson (www.crinson.ru) вам переведут на плитку даже семейные фотографии. Мозаичная плитка Graphic, Rocersa, салон-магазин «Планета плитки», www.planetaplitki.ru, краска по керамике и стеклу, магазин «Передвижник», можно также использовать автомобильную краску в баллоне. Готовую плитку с геометрическим узором можно заказать в компании O-plitka, www.o-plitka.ru

Каменная кладка

Даже в городской квартире можно создать ощущение, что вы находитесь в замке или во дворце. Каменную кладку с рустами вполне заменит плитка с широкими швами или панели МДФ. Этот прием часто используется в оформлении холлов и прихожих. В качестве антуража подойдут светильники в виде уличных фонарей, плитка октагон (см. с. 226) и мебель в готическом духе. Настенная плитка, подобная есть у Viva, бутики плитки RIM.ru. Напольная плитка, Dolomya, салон «Нэксклюзив».

В 1853 году Павел Третьяков решил украсить стены своего дома и купил пару картин. Так родилась известная галерея

Программа «Время»

Наверняка каждый из нас когда-нибудь хоть что-нибудь собирал: статуэтки слоников, утюги, автомобильные номера или, как хозяин этой квартиры, - настенные часы. Все это богатство можно использовать в качестве оформления. Часы с кукушкой и с маятником можно найти в интернет-магазинах www.richtime.ru, www.classic-clock.ru

Королевство зеркал

Мы уже не раз писали о том, что с помощью зеркал можно преобразить даже самый невыразительный интерьер. Повесив зеркала напротив окна, вы убьете сразу двух зайцев: сделаете комнату светлее и украсите стену. Декоративные зеркала, салон «Кутузовский 4», галерея Aurrum. Зеркала на заказ, www.zerkala.ru. Багет на заказ, www.obrami.ru

Стройными рядами

Строгая геометрическая композиция - самый простой и при этом беспроигрышный способ развески картин или любых других произведений искусства. В данном случае речь идет об обложках музыкальных дисков. Ритмичная композиция из одинаковых белых рам, повешенных между ровными рядами вертикальных планок, не смотрится скучно благодаря яркой «подложке». Ее роль исполняет однотонная крашеная стена. Обложки пластинок и дисков можно отсканировать из тематических альбомов, магазины «Республика», магазин «Фаланстер», и напечатать на плотной бумаге, www.fotoproekt.ru. Рамы, IKEA, www. obrami.ru

Половая принадлежность

Мечтаете о шале? Для этого совсем не обязательно покупать дом на склоне Альп. Создать нужную атмосферу можно и в городской квартире. Просто возьмите половую доску (желательно старую) и обшейте ею одну из стен. Как светлая, так и темная древесина будет смотреться в равной степени эффектно. Массивная доска, Magestik Floor, шоу-рум Veranda 7, магазины «Паркет-Холл», компания Trade Forest.

Все в ажуре

Чем дизайнер отличается от обычного человека? Умением смотреть на вещи по-новому и использовать их не по прямому назначению. Свежая идея - декорировать стену фрагментами белых радиаторных решеток с ажурными узорами. Стена, на фоне которой они инсталлируются, естественно, должна быть выкрашена в яркий цвет. Узорные панели, магазины OBI, декоративные радиаторные решетки, www.stroydecor. ru, экраны для каминов, компания Laba, www.laba.ru. Матовая эмульсия для стен Mambo, The Little Greene, шоу-румы Mandres.

Для отделки стен можно использовать двери, оконные рамы, дверцы шкафов и столешницы

Стена кирпичная

С тех пор как голая кирпичная кладка перекочевала из лофтов в обычные квартиры, она горячо любима архитекторами и дизайнерами. Если вам нравится естественный цвет кирпича, покройте его защитным слоем полиуретанового лака или олифой, тогда он не будет «пылить». Либо закатайте стену краской, например серой. В этом сезоне она - на пике популярности. Не забудьте предварительно покрыть поверхность грунтовкой. Краски, Farrow & Ball, шоу-румы Manders. Краски, Dulux, OBI, «Центр Красок», www.ici-dulux.ru

Наплести с три короба

Стену можно отделать, но еще лучше - сделать. Эта легкая перегородка представляет собой деревянную раму, внутри которой закреплены полосы тонкой фанеры. Такая конструкция не только впечатляюще выглядит, но и частично пропускает свет, что иногда необходимо. Захотите сделать подобное, учтите: вместо фанеры можно использовать натянутую на раму ткань, например грубый холст или плотный шелк. Декоративная березовая фанера, www.fanerra.ru

Архитектон Малевича

Украсьте стену абстрактной композицией в духе авангардистов двадцатых годов. Для этого вам потребуется несколько листов гипсокартона или МДФ. Наклеив квадраты на стену, покрасьте «шедевр» матовой либо глянцевой краской. Если возиться с макетными ножами, клеем и кистью времени нет, закажите готовые стеновые панели с интересным рельефом (например, в компании Ultimathule, www. ultimathule.ru). Гипсокартон и белую краску можно найти на любом строительном рынке, например «РосСтройЭкспо».

День закрытых дверей

Американский философ Ральф Уолдо Эмерсон сказал: «Всякая стена - это дверь». Дизайнеры поняли это по-своему. Не спешите выбрасывать старые двери - они могут стать превосходными стеновыми панелями. Разные формы, цвет и фактура только добавят решению оригинальности. Старые двери стоит искать в домах под снос. Помимо них там, кстати, можно найти еще много чего интересного.